Модель-копия оперативно – тактической ракеты р-17

Модель-копия оперативно – тактической ракеты р-17

В октябре 1950 г. С.П.Королев, бывший в ту пору Главным конструктором отдела НИИ-88, занимавшегося баллистическими ракетами дальнего действия, обратился в правительство с предложением создать новую ракету для замены устаревшей Р-1, созданной, как мы знаем, на базе германской ФАУ-2 (А-4). Предложение поддержали, и в ноябре 1951 г. эскизный проект был закончен.

Новая ракета предполагалась более «несложной и недорогой в производстве и эргономичной в эксплуатации». Для нее собирались использовать созданный для зенитных управляемых ракет В-300 жидкостный ракетный двигатель, трудящийся на тракторном керосине и азотной кислоте с вытеснительной совокупностью подачи горючего. Такая совокупность значительно упрощала эксплуатацию и конструкцию из-за отсутствия на ней жидкого кислорода.

В проектные эти ракеты, взявшей индекс Р-11, было заложено понижение стартовой массы, если сравнивать с Р-1, практически в три раза при однообразной с ней дальности стрельбы и уменьшении на 25 процентов массы боевой части. Ведущим конструктором ракеты прописали В.П. Макеева.

Летные опробования состоялись в апреле — июле 1953 г. По окончании некоторых доработок ракету приняли на вооружение под индексом 8А61. Тогда же начались работы по созданию модернизированной Р-11М с ядерной боевой частью в мобильном варианте на шасси тяжелого танка «ИС». Эта ракета была принята на вооружение под индексом 8К11.

В будущем Р-11М доработали для оружия подводных лодок ВМФ. В 1958 г. в г. Миасс (Челябинская область) появилось специальное ОКБ, которое возглавил В.П. Макеев, и всю тематику ракет типа Р-11 передали в том направлении. Одной из первых работ этого коллектива стал мобильный ракетный комплекс 9К72.

В него входили оперативно-тактическая ракета Р-17 и пусковая установка 9П117 на колесном шасси Минского автомобильного завода.

Комплекс предназначался для поражения ответственных одиночных, групповых и площадных целей на дальности 50—300 км ядерной либо простой боевыми частями. Базой для ракеты Р-17 послужила отработанная и надежная Р-11М, причем ее главные конструктивные и геометрические параметры фактически не подверглись трансформации. В верхней части установили новый приборный отсек с четырьмя громадными люками для доступа к аппаратуре управления полетом.

Комплекс удачно прошел опробования и в 1962 г. был принят на вооружение. Не считая Советской Армии, комплекс состоял на вооружении армий Восточного блока, последовательности арабских и некоторых государств юго-восточной Азии, дружественных СССР. Ракета Р-17 известна на Западе под кодовым заглавием НАТО — Scud-B.

Ракета Р-17 несложна по внешним формам и есть хорошим объектом для моделирования в учебных группах ракетно-космического моделизма первого и второго года занятий.

Она идеально подходит как одноступенчатый прототип для соревнований в классе S5B моделей-копий на высоту полета и возможно использована начинающими копиистами в классе S7 на реализм полета. Модель-копия ракеты Р-17 создана в 1999/2000 учебном году в лаборатории ракетного моделизма московского Дворца детского (юношеского) творчества.

Для моделирования выбран масштаб 1:22 к прототипу. Это обусловливалось применением серийного модельного ракетного двигателя МРД 5-3-6 диаметром 13 мм и существующей технологической оснасткой для моделей-копий класса S5B. Конструкция модели также очень несложна и складывается из головной части 1, корпуса 2 и съемного хвостового отсека 3 со стабилизатором.

Причем использование последнего значительно упростило подготовку модели к запуску.

Головная часть складывается из конуса 1.2 с вклеенным в него посадочным цилиндром 1.4, трубки 1.3, центрируемой верхним финишем в конусе, а в средней части — шпангоутом 1.5, оголовка 1.1 и нижнего шпангоута 1.6. В нижней части трубки приклеен фал парашюта 1.7. Нижний шпангоут с посадочным цилиндром снабжает центрирование головной части в корпусе.

Снаружи ее расположены элементы деталировки.

В нижнюю часть трубки корпуса 2.4 вклеен посадочный цилиндр 2.6, в котором закреплен двигательный отсек 2.7, центрируемый шпангоутами 2.5. Снаружи корпуса расположены направляющие кольца 2.1, элементы деталировки и гаргроты 2.2, под одним из которых приклеен фал парашюта 2.3.

Модельный ракетный двигатель 2.8 к двигательному отсеку прикреплен бамбуковым штифтом при помощи стопорного крючка из металлической проволоки диаметром 0,6 мм (для моделей класса S7). Хвостовой отсек образован цилиндром 3.2, торцевым шпангоутом 3.3, четырьмя консолями стабилизатора 3.1, опорами 3.5 газовых рулей 3.4 и элементами деталировки.

Он закреплен и сцентрирован на посадочном цилиндрической поверхности и цилиндре корпуса раструба двигательного отсека. Корпус модели, цилиндр хвостового и двигательного отсеков и конус головной части намотаны из трех слоев стеклоткани плотностью 60—70 г/м2, пропитанной эпоксидной смолой ЭД-20, а трубка и посадочные цилиндры головной части — из четырех слоев стеклоткани плотностью 25—30 г/м2.

Для намотки использованы железные оправки, покрытые разделительным слоем мастики «Эдельвакс» для натирки пола. На раструбе двигательного отсека намотана полоса стеклоткани для получения цилиндрической поверхности нужного диаметра. По окончании отверждения связующего заготовки корпусов сдвигают и помещают в сушильный шкаф, где в течение 2 ч при температуре 100—120 °С происходит процесс полимеризации.

Не снимая с оправок, поверхности будущих наружных корпусов, двигательного отсека и посадочных цилиндров опиливают надфилями, по окончании чего на токарном станке обрабатывают шкуркой (намоченной в керосине) сперва средней, а после этого небольшой зернистости, получая получения ровной и ровной поверхности. На заготовке двигательного отсека резцом протачивают посадочный поясок. После этого заготовки снимают с оправок, предварительно нагретых до 50—60 °С, и обезжиривают бензином Б-70.

На заготовки наружных корпусов наносят аэрографом слой эпоксидного грунта. По окончании его отверждения заготовки снова надевают на оправки и на токарном станке шлифуют небольшой наждачной бумагой до получения ровной и ровной поверхности. После этого подробности размечают, обрезают, снимают с оправок и обезжиривают.

Заготовки гаргротов формуют из трех слоев стеклоткани (два плотностью 25— 30 г/м2 и один 60—70 г/м2), пропитанных эпоксидной смолой.

Для этого применяют матрицу и пуансон, фрезерованные из оргстекла либо металла. Их покрывают разделительным слоем, а на матрицу еще наносят слой эпоксидной грунтовки. Сперва в матрицу укладывают узкую, а после этого толстую стеклоткань, прижимают их пуансоном и собранный пакет кладут под груз либо стягивают струбцинами.

По окончании полимеризации смолы отделяют матрицу и на пуансоне обрезают заготовку гаргротота. Шпангоуты головной части и корпуса вырезают из бальзовой пластины соответствующей толщины, оклеенной с двух сторон узкой стеклотканью, а шпангоут хвостового отсека из стеклопластика толщиной 1 мм.

Консоли стабилизатора формуют в матрице, складывающейся из двух половин и отлитой из эпоксидного компаунда по мастер-модели консоли. Мастер-модель изготавливают из пары пластинок гетинакса толщиной 1,5 мм и пластинки фольгированного с обеих сторон стеклотекстолита толщиной 0,5 мм. Сперва склеивают циакрином пластинки гетинакса, обрабатывают совместно до нужных размеров и придают нужный профиль.

После этого их разбирают, вставляют между ними стеклотекстолит и склеивают их совместно. Затем совсем подгоняют размеры мастер-модели, полируют поверхности и наносят на них рисунок точечной нахлеста и сварки страниц обшивки. В куске оргстекла размерами 80×40 мм и толщиной 3—4 мм делают вырез совершенно верно по размерам мастер-модели.

После этого торцы оргстекла оклеивают любым узким пластиком, создавая бортик: вверх— 15 мм и вниз — 3 мм.

Снизу вставляют в вырез мастер-модель и закрепляют циакрином так, дабы середина ее толщины была расположена совершенно верно по верхней поверхности оргстекла с громадным бортиком. В случае если нужно, просветы между вырезом и мастер-моделью бережно заполняют пластилином. На собранную так формочку наносят разделительный слой (растворенный в бензине «Эдельвакс») и слой эпоксидной грунтовки.

По окончании отверждения последнего формочку заливают жидким эпоксидным компаундом (К-115 либо К-153).

Наряду с этим нужно следить, дабы не было пузырьков воздуха. Для их удаления нужно вакуумировать формочку и потрясти на вибростенде, в качестве которого возможно применять любой вибрирующий станок. По окончании отверждения компаунда формочку разбирают и извлекают мастер-модель из взятой так половинки матрицы.

Шепетильно осуществляют контроль рабочую поверхность формочки и, в случае если все в порядке, в ней по противоположным краям делают косые выпилы круглым напильником диаметром 6—8 мм, на одном два, а на втором один, нужные для правильного совмещения половинок матрицы. В готовую формочку опять укладывают мастер-модель и повторяют заливки и процесс подготовки.

По окончании полимеризации компаунда матрицу разбирают на две половинки и извлекают мастер-модель. Формуют консоли так: на очищенные поверхности матрицы наносят последовательно два слоя — разделительный и эпоксидного грунта. По окончании подсыхания последнего на обе половинки матрицы укладывают два слоя узкой и один — толстой стеклоткани.

Любой из них пропитывают при помощи кисточки жидкой эпоксидной смолой. Затем вырезают кусок синтепона (синтетическая вата) толщиной 3— 5 мм совершенно верно по размерам консоли, разреживают его и вкладывают в одну из половинок матрицы. После этого наносят смолу во все углы половинок матриц, совмещают их и стягивают струбциной.

По окончании отверждения связующего бережно разбирают половинки матрицы и извлекают заготовку консоли, которую остается лишь подогнать по размерам.

Газовые рули, их основания и коробки разъемов изготавливают из эпоксидного компаунда в формах, каковые, со своей стороны, отливают из силиконового герметика по соответствующим мастер-моделям. Обтекатели гаргротов выдавливают из отожженной алюминиевой фольги толщиной 0,1 мм при помощи пуансона (выпиленного из твёрдого алюминиевого сплава) в резину.

Оголовок носовой части вытачивают на токарном станке из твёрдого пластика (оргстекла, текстолита либо эбонита). Развертки клепаных панелей и люков вырезают из бумаги для факса. На них с лицевой стороны накатками наносят рисунок точечной сварки, а с внутренней шариком пишущего узла ручки выдавливают «заклёпки» и «винты».

После этого развертки наклеивают на соответствующие места.

Перед сборкой частей ракеты все места склеек обезжиривают и зачищают неотёсанной шкуркой. Для сборки применяют эпоксидный клей ЭДП с предварительной фиксацией подробностей каплями циакрина. Сборку начинают с монтажа посадочных цилиндров. Устанавливают шпангоуты на двигательный отсек, на трубку головной части и в торец цилиндра хвостового отсека.

Их предварительно закрепляют, снабжая перпендикулярность к продольной оси соответствующих отсеков, по окончании чего места склейки проливают клеем.

По окончании его застывания отсеки со шпангоутами вставляют в корпус, в головной отсек и приклеивают. Потом монтируют оголовок. К трубке головной части и к корпусу модели приклеивают фалы парашютов, пропуская их соответственно через нижний шпангоут трубки и отверсти

Р-17

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: