Схема модели ракеты категории s6

Схема модели ракеты категории s6

Схема таковой модели ракеты была в «почёте» у ракетомоделистов 20 — 25 лет назад. В ту пору не было ограничений технических диаметра — корпуса и требований длины. Сдерживающим причиной был лишь диаметр МРД (тогда 13-15 мм).

Исходя из этого для уменьшения массы модели и «появилась» такая схема — нижняя кормовая часть имела диаметр двигателя, а верхняя (главная) — около 8-10 мм.

Эту схему назвали подкалиберной. И в то время, когда для улучшения зрелищности соревнований стали вводить новые требования к моделям ракет — увеличивать диаметр и длину, такая схема как-то сама собой устарела. Так как наряду с этим (на первых этапах) уменьшилась высота, и как следствие — время полёта.

Спортсмены — ракетомоделисты пробовали идти по пути повышения размеров тормозной ленты, доводя её длину до 1,8 — 2 м. Тем более новые требования -минимальный диаметр 40 мм, а протяженность — более 500 мм, разрешали это делать.

На этом фоне конструкций и однотипности схем появление подкалиберного варианта модели класса S6A смотрелось одиноко. Но это было уникально и, на мой взор, прогрессивно. Не смотря на то, что последователей пока не отмечается.

В данной статье попытаюсь разобрать преимущества и недочёты предлагаемой схемы модели ракеты на время полёта с тормозной лентой — категория S6.

Могу высказать предположение, что при всех равных условиях высота полёта у подкалиберной модели будет выше, чем у классической — цилиндрической. Эта схема (с этими внешними обводами) снабжает лучшую устойчивость при полёте на активном участке (с трудящимся МРД). Влияние внешних сил (ветра) в этом случае менее заметно.

Фактически его воздействие не отражается — больший запас устойчивости.

Это обусловлено самой схемой. Второе — меньшая масса самой модели, за счёт того, что головная (носовая) часть при длине около 150 мм имеет диаметр около 14 мм. Следовательно — меньший расход «строительного» материала. К недочётам модели я бы отнёс некоторую сложность и хрупкость конструкции её изготовления. Эту работу возможно советовать «ракетчикам», имеющим опыт конструирования.

Мало о создателях таковой модели. Её авторы — ракетомоделисты из Челябинска под управлением Владимира Тарасова.

Реализовывал эту идею Евгений Попырко. Он же занимался технологической разработкой данной конструкции. стаж работы Евгения в ракетомоделизме — более 10 лет. Сейчас он студент Южно-Уральского национального университета.

На чемпионате России 2010 года стал медным призёром в классе моделей-копий (S7). Предлагаемая модель ракеты категории S6 выполнена по подкалиберной схеме. Изготовлена она из стеклопластика.

В зависимости от опыта работы моделиста для её изготовления возможно советовать и бумажный вариант.

Но это повлечёт повышение массы миниатюрной ракеты. Для изготовления данной модели нужно иметь четыре оправки. (В варианте модели из стеклоткани их лучше выполнить из металла). Две цилиндрических диаметром 10,2 и 13,2 мм, одна цилиндрическая диаметром 40 мм с конусом длиной около 70 мм и углом 15°.

Ещё одна — оживальной формы с громаднейшим диаметром 13.2 мм. Сначала формуют две трубки на цилиндрических оправках. Для этого вырезают заготовки из стеклоткани толщиной 0,03 мм и прокаливают их в муфельной печке (для удаления парафина).

Оправки предварительно нагревают до температуры 50° — 60° и промазывают их разделительной мастикой типа «Эдельвакс». Заготовки из стеклоткани длиной больше, чем протяженность готовой (указанной на чертеже) и шириной равной двойной длине окружности оправок расстилают на ровной поверхности (лучше на стекле) и пропитывают эпоксидной смолой. Для лучшей пропитки заготовки возможно прогревать обычным феном.

После этого на них укладывают оправки и наматывают стеклоткань. Для хорошего прилегания слоев стеклоткани оправки возможно обмотать плёнкой для магнитофона. Разрешив затвердеть смоле, оправки зажимают в патрон токарного станка, обрабатывают внешнюю поверхность и торцуют по нужной длине — диаметром (наружным) 10,5 мм — 302 мм, диаметром 13,5 мм — 180 мм. Первый будет являться огневодом данной модели.

Подобно изготавливаем и корпус диаметром 40.3 мм. Головной обтекатель штампуют из пищевого полистирола (упаковка для сметаны, йогурта). Длину кроме этого обрезают на станке.

Имея все нужные заготовки (подробности модели), сборку ведут в таковой последовательности. На один финиш взятого огневода закрепляют соединительный шпангоут (кольцо из бальзы толщиной 3 мм и диаметром 10,5 мм и 13,2 мм), после этого на него надевают корпус головной части. Тут направляться обратить особенное внимание на соосность соединительных корпуса — и элементов огневода.

В нижней части огневода, на расстоянии 45 мм от края закрепляют фиксатор МРД.

Его выгибают из металлической проволоки ОВС диаметром 0,6 мм. После этого вырезают из бальзовой пластинки толщиной 3 мм два шпангоута диаметром 40 мм и крепят их в нижней части огневода. Предварительно в них изнутри делают два пропила для хода фиксатора.

Разрешив просохнуть соединениям, на взятую конструкцию сверху надевают главной корпус, а позже снизу в кормовой части крепят три стабилизатора, вырезанных из бальзовой пластинки толщиной 0,9 мм и армированных эпоксидной смолой. В месте крепления одного из стабилизаторов приклеивают нить подвески модели из кевлара. Её протяженность около 800 мм.

Для удержания её на протяжении корпуса на головной части крепят фиксатор — отрезок хлорвиниловой изоляции. В головной обтекатель посредством клея «Момент» закрепляют соединительную втулку из бальзы с петлёй подвески. Тормозную ленту размером 120×1300 мм укладывают «гармошкой» с переменным шагом (10 — 15 мм). Масса модели без ленты и МРД — около 7 г.

(Создатель: Виктор РОЖКОВ)

Пуск твердотопливных ракет с HD Камерой — TANDEM X LAUNCH

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: