Крылатая ракета x-20 «комета-20».

      Комментарии к записи Крылатая ракета x-20 «комета-20». отключены

Разработчик: ОКБ-155
Страна: СССР
Опробования: 1957-1959 гг.
Принятие на вооружение: 1960 г.

В марте 1954 года началось проектирование первой в СССР стратегической авиационной совокупности ракетного оружия Х-20 «Комета-20» (К-20). Головным предприятием стало ОКБ-156 (носитель на базе самолета Ту-95), самолет-боеприпас разрабатывало ОКБ-155, а совокупность управления — КБ-1 Минобщемаша, которое с 1953 года возглавлял В.М.Шабанов.

Ведущим конструктором по Х-20 стал М.И.Гуревич. В создании самолета-боеприпаса был использован опыт первых сверхзвуковых истребителей МиГ-19, И-7 и других. Проектируемое изделие сохранило их компоновку. В качестве силовой установки применяли новейший турбореактивный двигатель АЛ-7Ф.

Как и на самолетах того периода, на новом изделии нашли использование самые современные материалы, а также высокопрочный алюминиевый сплав В-95, магниевое литье МЛ-5, свариваемые алюминиевые сплавы АМГ-3 и 6. Освоение процесса сварки этих сплавов разрешило снизить массу изделия, отказавшись от применения стали в конструкции самого объемного топливного бака.

С производством баков связано кроме этого создание новых разработок изготовления сложных конструкций из топливостойкой резины НО-68 и ткани-арматуры АКР, для чего использовались сборные пуансоны и вакуумные вулканизационные котлы, с высокой точностью выдерживавшие рабочие температуры. Громадную работу было нужно совершить при отработке крупногабаритного прессовой клёпки и магниевого литья заклепками громадного диаметра — до 8 мм.

На начальной стадии предполагалось применить совокупность управления в виде программируемого автопилота, но, в итоге, самолет-боеприпас взял радиокомандную аппаратуру автопилот и яр ЯК. В качестве БЧ был предложен заряд с термоядерным усилением РДС-6с («изделие 6с»). мощностью 400 кг ТЭ, созданный в КБ-11 МСМ. Он имел последовательность эксплуатационных ограничений, обусловленных несовершенной «слоистой» компоновкой.

Весной 1955 года завод № 18 МАП начал переделку двух Ту-95 в ракетоносцы. На них смонтировали радиометрическую станцию управления ЯД, балочный держатель БД-206, что для пуска ракеты выдвигался вниз, совокупность запуска двигателя и проверки аппаратуры, и бак для пускового горючего боеприпаса. Фюзеляжные баки носителя частично были демонтированы либо перекомпонованы, машину облегчили за счет снятия бомбардировочного и части навигационного оборудования.

1 января 1956 года первый умелый Ту-95К вышел на опробования.

Для отработки совокупности наведения в ОКБ-155 было переоборудовано 4 самолета МиГ-19. Первые два — СМ-20/I и СМ-20/II предназначались для опробования средств подвески, аппаратуры управления и запуска двигателя конкретно вместе с носителем. Они имели совокупность подвески и имели возможность стартовать с борта Ту-95К. Первый старт СМ-20/I с борта носителя выполнил летчик-испытатель Амет-Хан Султан в осеннюю пору 1956 года.

На СМ-20, в частности, была решена неприятность запуска двигателей по окончании долгого полета на громадной высоте со большим переохлаждением силовой установки. Самолеты СМ-К/1 и СМ-К/2 предназначались для юстировки совокупности управления изделия и стартовали с почвы, входя в луч станции ЯД самостоятельно.

Крылатая ракета x-20 «комета-20».

Самолет-боеприпас Х-20М под Ту-95К. Схема.

МиГ-19 (СМ-20/1).

МиГ-19 (СМ-20/1) под носителем Ту-95К.

Сброс МиГ-19 (СМ-20).

17 марта 1958 года начались опробования натурного боеприпаса К-20 (Х-20). Они прошли не без неприятностей, в частности первый пуск был неудачен, точность и дальность оказались существенно ниже заданных. Частично обстоятельством падения ЛТХ было то, что масса БЧ и блоков совокупности наведения превысила ограничения.

По итогам опробований был расширен воздухозаборник, поменяно реактивное сопло и доработана совокупность запуска двигателя.

Совокупность управления Х-20 была комбинированная. В соответствии с проекту пуск ракеты производился на удалении 800 км от цели с высоты 9-12 км. По окончании отделения ракета просаживалась вниз на 300-400 м, а после этого начинала комплект высоты, проходя вперед носителя. На 4-й минуте полета начинался участок радиоуправляемого полета. Х-20 наводилась по радиокомандам с самолета.

На 6-7-й минуте полета ракета достигала высоты 15 км и потом летела горизонтально согласно данным барометрического высотомера.

Самолет-носитель летел в сторону цели за ракетой. На дистанции около 450 км РЛС носителя обнаруживала цель (в большинстве случаев большой город). Оператор определял ракеты и положение самолёта относительно цели и соответственно передавал команды совокупности управления ракеты. Участок радиоуправления заканчивался, в то время, когда ракета пребывала на расстоянии около 70 км от цели.

Сейчас Ту-95К был на расстоянии 270-360 км от цели. Потом ракета управлялась автопилотом «ЯК», а самолет разворачивался и уходил от цели. По окончании отрезка времени, заданного оператором Ту-95К при отключении радиоуправления, ракета переходила в пикирование под углом к горизонту.

На заблаговременно заданной высоте производился взрыв ядерной либо водородной бомбы.

Схема наведения самолета-боеприпаса Х-20.

С 15 октября 1958-го по 1 ноября 1959 года прошли Национальные опробования совокупности. В их рамках совершили 16 пусков, из которых 11 признали успешными, не смотря на то, что практически требования по точности выполнены небыли. Помимо этого, не испытывалась взрыватели СБЧ.

Вследствие этого 16 и 23 марта совершили еще 3 сентября и 9 пуска 1960 года совокупность К-20 (В первую очередь 60-х годов был введен термин «авиаракетный комплекс») была принята на вооружение.

Крылатая ракета Х-20М перед подвеской под Ту-95КМ.

Выпуск Х-20 сначала собирались развернуть на заводе в Дубне, но он был загружен умелым производством, и в том месте выстроили лишь первые серии изделия. После этого строить самолет-боеприпас желали на столичном заводе № 23, где завершалась постройка бомбардировщиков 3М. В итоге, производство Х-20 было развернуто на заводе № 86 в Таганроге. Первоначально по существующим нормам поддерживался боезапас из двух Х-20 на любой Ту-95К, а сейчас эксплуатации — по одному.

По окончании решения последовательности вопросов, которые связаны с обеспечением качества серийной продукции, ОКБ-155 за создание самолета-боеприпаса Х-20 было награждено Ленинской премией за 1963 год. К этому времени для Х-20 был создан новый термоядерный заряд, а в конструкцию ракеты внесены кое-какие трансформации. Новая модификация взяла индекс Х-20М.

Высота полета Х-20М была доведена до двадцати километров.

Схема наведения самолета-боеприпаса Х-20 по «оставшейся дальности».

Серийная ракета, названная Х-20М, была оснащена более идеальной двухступенчатой термоядерной БЧ («изделие 37д») мощностью 3 Мт ТЭ (2,9 Мт согласно данным опробований 6.10.57 г.). 29 августа 1959 года первые серийные ракетоносцы Ту-95К прибыли на авиабазу Узин. Ими начал перевооружаться 1006 ТБАП 106-й ТБАД ДА. После этого Ту-95К взяли 1226-й полк (79-я ТБАД), и 182-й Гвардейский Краснознаменный Севастопольско-Берлинский ТБАП и 409-й ТБАП, входящие в 106-ю ТБАД.

Всего было выстроено около 40 самолетов Ту-95К, а после этого 25 оснащенных штангой дозаправки Ту-95КД. Для них всегда имелось 130 самолетов-снарядов Х-20М, а в хранилищах РТБ пребывало такое же количество боевых частей.

Крылатая ракета Х-20М. Схема.

Сначала совокупность К-20 предназначалась для нанесения ответного удара по наиболее значимым стратегическим объектам в глубине территории США. Но низкая эксплуатационная технологичность (в начальный период эксплуатации совокупности на подвеску и подготовку ракеты требовалось 22 часа) и твёрдые ограничения по условиям хранения термоядерных БЧ первого поколения сделало неосуществимым ведение постоянного боевого дежурства.

Вследствие этого функции главного средства ядерного противодействия отошли к баллистическим ракетам, а для Ту-95К остались цели, каковые выживут по окончании ракетного удара и авианосные группировки в Океане. По требованию Клиента были совершены особые опробования, каковые должны были подтвердить возможность поражения АУГ ракетой Х-20М. Без оглядки на то, что успех полностью не был достигнут, развертывание совокупности К-20 длилось.

В частности намечалось выпустить модификацию самолета М-4, оснащенную этим оружием. Но из-за громадных размеров ракеты это сделать не удалось.

По ходу эксплуатации ракета и особенно носитель всегда совершенствовались. Самолеты Ту-95КД были оснащены новым оборудованием и взяли индекс Ту-95КМ (комплекс Ту-95К-20). На протяжении освоения время подготовки ракеты было снижено до четырех часов, и значительно повысилась ее надежность. Но оставались и недочёты, в частности автосопровождение было неустойчивым и наведение значительно чаще выполнялось вручную.

Командная радиолиния была подвержена действию организованных помех, не смотря на то, что американцы продолжительное время думали, что Х-20, как и их AGM-28, оснащена независимой инерциальной совокупностью наведения и не использовали средства РЭБ на частотах канала наведения станции ЯД.

На базе боеприпаса Х-20 планировалось создать высотную сверхзвуковую мишень М-20, но этому помешала большая цена изделия.

До семидесятых годов боеприпас Х-20, совершавший полет на высоте 15 км с числом М=2 был тяжёлой целью для ПВО. Но с возникновением истребителей 4-го новых и поколения ЗРК он утратил шансы на прорыв вражеской ПВО. На рубеже восьмидесятых годов самолеты Ту-95К начали оснащать ракетным комплексом К-22 с повышенными чертями, что было завершено в середине 1980-х годов.

Крылатая ракета Х-20М на стоянке музея.

 Модификации:
Х-20 (К-20, «Комета-20») — базисная с ядерной БЧ. Выстроена маленькая серия. Все израсходованы на протяжении опробований.
Х-20М — модернизированная. Отличалась увеличенным воздухозаборником, конструкцией сопла, совокупностью запуска двигателя, двухступенчатой термоядерной БЧ от «изделия 37Д» мощностью 3 Мт.
Х-20МБ — модернизированная (проект). Разрабатывалась в 1962-1970 годах.
М-20 — высотная сверхзвуковая мишень (проект).

ТТХ:

Габариты, м
-размах крыла: 9,03
-длина без ПВД: 14,95
-высота: 3,015
-большой диаметр фюзеляжа: 1,805
Площадь крыла, м2: 25,14
Стартовая масса, кг: 11800
Масса боевой части, кг: 2300-2500
Запас горючего, л: 5090
Скорость большая, км/ч: 2000
Дальность пуска, км
-минимальная: 350
-большая: 800
Круговое возможное отклонение, км: 0,5-1,5
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч: 700-900
Диапазон высот применения, м: 9000-20000.

.

.
Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
С.Холод, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты громадной дальности. Отечественные авиационные ракеты.
Крылья Отчизны. № 3 за 2000 г. Р.Безобидный. «Царь-ракета»: О самолёте-боеприпасе X-20.

Видео испытания ракеты Х-35. Летит 2.35 м над водой . Видео архивное

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: