Разработчик: МКБ «Радуга»
Страна: СССР
Принятие на вооружение: 1976 г.
На протяжении эксплуатации самолетов Ту-22М2 в частях ДА и морской авиации выявились бессчётные недоработки во всех элементах комплекса. Их устранение длилось целый период эксплуатации автомобили. В будущем часть Ту-22М2 была законсервирована, а остальные переоборудованы в дальние разведчики.
Более идеальным оружием стал самолет Ту-22М3, для которого были спроектированы ракета Д-2Н.
Ракета Х-22Н на Ту-22М3. Схема.
Крылатая ракета Д-2Н создана в трех вариантах:
— ракета Х-22Н — «активная», с новой головкой самонаведения (АРГСН типа ПМГ);
— ракета Х-22НП — «пассивная», с противорадиолокационной РГСН;
— ракета Х-22НА — «независимая», с инерциальной совокупностью наведения, снабжающей коррекцию по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров.
Радиоэлектронное оборудование Д-2Н было переведено на полупроводники. Новая совокупность управления (ИНСУ) снабжала высокую точность выдерживания траектории, благодаря чему активная ГСН имела возможность включаться лишь на завершающем этапе полета. Это обеспечило скрытный подход к цели.
Но главным оставался вариант наведения с постоянной работой ГСН, что снабжал заданную точность попадания.
Рост летно-технических черт был кроме этого обеспечен применением нового ЖРД. Но помехозащищенность осталась недостаточной, поскольку все оборудование трудилось на единых фиксированных частотах, и отсутствовала аппаратура выделения цели на фоне помех. Разрешающая свойство активной ГСН была достаточной лишь для обнаружения цели типа большого корабля, моста и т.п.
Значительной проблемой опять была доводка «пассивной» версии ракеты. В следствии строевые Ту-22М3 были оснащены лишь оружием с активной ГСН либо с инерциальным наведением.
Ракетоносец Ту-22М3 с ракетами Х-22Н.
Без оглядки на перечисленные недочёты, боевая эффективность комплекса К-22Н существенно повысилась. Сейчас для поражения авианосца, следующего в боевом ордере, требовалось не более 9 ракет с простой БЧ.
При стрельбе по точечным целям головка самонаведения смотрит за целью в двух плоскостях и выдает управляющие сигналы на автопилот. В то время, когда при сопровождении угол антенны в вертикальной плоскости достигает заданной величины, выдается сигнал на перевод ракеты в пикирование на цель под углом 30° к горизонту. На участке пикирования управление ведется в вертикальной и горизонтальной плоскостях по сигналам от аппаратуры совокупности самонаведения.
Подрыв заряда Н осуществляется при взаимодействии с целью, а заряда М — по сигналу от аппаратуры совокупности самонаведения. Дальность обнаружения цели типа крейсер самолетом-носителем — до 340 км, сопровождения и дальность захвата — 250-270 км. Вес фугасно-кумулятивной боевой части (заряд Н) — около 900 кг, из них вес взрывчатого вещества — около 600 кг.
При подрыве ось кумулятивной струи направлена вниз (под углом с осью ракеты).
При стрельбе по площадным целям самолет-носитель в полете определяет положение цели посредством РЛС и других навигационных средств, находящихся на борту носителя. Бортовая аппаратура ракеты излучает в направлении цели электромагнитные волны определенной частоты и принимает их в отраженном виде от «бегущих» участков почвы, непрерывно определяет вектор подлинной скорости ракеты, что после этого интегрируется по времени, непрерывно определяется оставшаяся дальность ракеты до цели и ведется удержание по курсу, заданному с борта носителя.
На заданном расстоянии автопилот переводит ракету в пикирование на цель под углом 30°. Подрыв заряда происходит на заданной высоте либо при встрече с преградой.
Ракета Х-22НА.
Крылатая ракета Д-2Н была принята на вооружение во второй половине 70-ых годов двадцатого века. Эксплуатируется ВС РФ в вариантах Х-22Н и Х-22НА. По окончании 1992 года ядерные заряды с ракет изъяты.
Ракеты Х-22Н с простыми БЧ кроме этого пребывали на вооружении авиации украины, но в 2000 году украина передала 386 ракет Х-22 России в счет выплаты долгов.
ТТХ:
Тип ракеты: Х-22Н / Х-22НА
Протяженность, м: 11,0 / 11,67
Диаметр, м: 0,92 / 0,9
Размах, м: 3,2 / 3,2
Высота (со сложенным килем), м: 1,81 / 1,81
Количество ступеней: 1 / 1
Большая дальность стрельбы, км: до 400 / до 600
Большая стартовая масса, т: 5,9 / 6,0
Тип: фугас / термо-ядерный
Масса боевой части, кг: 930 / 1000
Высота полета, м: до 25 / до 25
Высота применения, м: 12 / 1-13
Скорость полета, км/ч: 4000 / 4М
Подвеска ракеты Х-22Н на держатель БД-45К самолета Ту-22М3.
Ту-22М3 с ядерной крылатой ракетой Х-22НА.
.
.
Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Р.Д.Безобидный. Первые отечественные противокорабельные самолеты-боеприпасы.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты громадной дальности. Отечественные авиационные ракеты.
С.Холод, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.
Х – 22 Авианосцы покидают квадраты, где появляется эта российская крылатая ракета
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Крылатая противокорабельная ракета к-10с.
Разработчик: ОКБ-155 Страна: СССР Принятие на вооружение: 1961 г. Постоянное совершенствование средств ПВО надводных судов, в особенности оснащение их…
-
Крылатая противокорабельная ракета кср-2 (к-16, «изделие 085»).
Разработчик: ОКБ-2-155 Страна: СССР Начало разработки: 1957 г. Начало опробований: 1958 г. Принятие на вооружение: 1961 г. КСР-2 — советская крылатая…
-
Крылатая ракета х-22 «буря» (изделие д-2).
Разработчик: ОКБ-155 (с 1966 года — МКБ «Радуга») Страна: СССР Начало разработки: 1958 г. Начало опробований: 1961 г. Принятие на вооружение: 1967 г….
-
Тактическая авиационная ракета х-23 «гром» («изделие 68»).
Разработчик: ОКБ «Звезда» Страна: СССР Начало разработки: 1966 г. Опробования: 1967-1969 гг. Принятие на вооружение: 1974 г. В первой половине 60-ых…
-
Крылатая ракета x-20 «комета-20».
Разработчик: ОКБ-155 Страна: СССР Опробования: 1957-1959 гг. Принятие на вооружение: 1960 г. В марте 1954 года началось проектирование первой в СССР…
-
Управляемая ракета средней дальности р-27 (к-27, «изделие 470»).
Разработчик: ГосМКБ «Вымпел» Страна: СССР Начало разработки: 1972 г. Начало опробований: 1979 г. Принятие на вооружение: 1987 г. В первой половине 70-ых…