Разработчик: МКБ «Радуга»
Страна: СССР
Опробования: 1964-1969 гг.
Принятие на вооружение: 1969 г.
Крылатая ракета КСР-5 (Д-5) в составе комплекса К-26 предназначена для поражения радиолокационно-контрастных морских (надводные суда) либо наземных (мосты, плотины, электростанции) целей.
Распоряжение СМ СССР о создании совокупности ракетного оружия КСР-5 с совокупностью управления «Взлет», было выпущено 24 августа 1962 года. Им задавалась дальность пуска 180-240 км и скорость полета ракеты 3200 км/ч на высоте 22500 м.
Разработка ракетного комплекса К-26 со сверхзвуковой крылатой ракетой Д-5 была начата коллективом МКБ «Радуга» на базе опыта, взятого при эксплуатации и создании ракет КС-1, КСР-2 и КСР-11, но конкретно за базу были забраны конструкция и схема ракеты Х-22 в качестве её уменьшенного варианта, для перевооружения самолётов типа Ту-16. Комплекс предназначался для борьбы с радиоконтрастными морскими и наземными целями и мог комплектоваться, или фугасно-кумулятивным зарядом «М», или ядерным «Н».
В базу построения комплекса К-26 был положен принцип применения сверхзвуковой крылатой ракеты КСР-5 с активным самонаведением по тангажу и курсу на радиотехническом принципе и программным управлением по высоте, снабжающим вывод ракеты в стратосферу с последующим пикированием на цель. Совокупность управления «Взлет». КВО — 45 м в варианте ПКР либо 1,5-3 км при действиях по наземным целям.
По аэродинамической схеме КСР-5 — моноплан со оперением и среднерасположенным крылом. Планер ракеты складывался из фюзеляжа, выполненного в виде тела вращения, крыла малого удлинения треугольного замысла со срезанными финишами, хвостового оперения с управляемым стабилизатором и верхним управляемым килем (нижний киль был неподвижным). Посредством стабилизатора, трудящегося в режиме элевонов, крылатая ракета управляется по тангажу и крену, верхним килем — по курсу.
Силовая установке ракеты складывается из жидкостно-реактивного двигателя и топливно-воздушной совокупности. Двигатель — двухкамерный, с турбонасосной подачей горючего, автоматическим регулированием режимов, одноразового применения. Для регулирования двигателя использовались две программы, включавшие пять режимов с разной тягой от 1120 до 7100 кгс.
Для двигателя использовалось двухкомпонентное горючее: горючее ТГ-02 (660 л) и окислитель АК-27П (1010 л). Воздушная совокупность ракеты снабжала наддув волноводов, баков горючего и окислителя, раскладку нижнего другие операции и киля.
Использование ракетного комплекса К-26 во многом было подобно комплексу К-16. По окончании обнаружения цели, захвата ее активной головкой самонаведения на достижения и автосопровождение расчетного предела пуска выдавалась команда на задействование ампульных батарей ракеты. Через 12-14 с действовала информация о готовности ракеты к пуску.
Через 2 с по окончании отцепки запускался двигатель ракеты, она начинала увеличивать скорость и программным механизмом переводилась в комплект высоты. Последовательно, через определенное время подключалось радиоуправление ракетой по курсу, по достижении скорости, близкой к М=3 и высоты более 20000 м двигатель ракеты переводился на маршевый режим, а ракета переходила в горизонтальный полет. По достижении наклонной дальности до цели порядка 60 км выдавалась команда о переводе ракеты на пикирование, а управление по тангажу от программного переключалось на самонаведение, а с дальности до цели менее одного километра во избежании «ослепления» радиоголовка отключалась.
Летные опробования комплекса К-26 начались на двух самолетах в октябре 1964 года. На туполевском умелом заводе №156 под него переоборудовали серийные автомобили производства казанского авиазавода — Ту-16К-11-16КС №8204022 и Ту-16КСР-2А №5202010, выпущенный практически 10 лет назад. Заводские опробования затянулись практически на два года, и на совместные с клиентом госиспытания комплекс был выведен лишь в январе 1967 года.
Результаты первого этапа опробований с пусками по морским и наземным целям были сочтены неудовлетворительными из-за малой точности применения по судам, продиктованной недочётами совокупности управления.
4 декабря 1969 г. приказом Военного министра СССР ракетный комплекс К-26 был принят на вооружение. Его возможности и данные многократно превосходили все, что до этого создавалось. Комплекс был совместим с комплексами К-11-16 и К-10.
В 1973 г. на вооружение морской авиации стали поступать доработанные ракеты КСР-5П. На базе ракеты КСР-5 создана мишень КСР-5НМ. Ракета КСР-5П имеет пассивную радиолокационную ГСН и предназначена для поражения РЛС.
Используется на самолетах-носителях — Ту-16К-26, Ту-16К-10-26.
На данный момент боевые варианты ракет КСР-5, КСР-5Н и КСР-5П сняты с оружия. В строю остаются пара носителей Ту-16КРМ, оснащенных ракетами-мишенями КСР-5НМ и MB (низковысотными и высотными). Мишени КСР-5 предназначены для крылатых полета ракет и имитации самолётов разных типов в т.ч. малоразмерных и дозвуковых в широком диапазоне чисел М и высот.
Мишени смогут оснащаться аппаратурой регистрации параметров траектории атакующей ракеты. Мишени (в отличие от боевых ракет КСР-5) предлагаются на экспорт.
Модификации:
КСР-5 — базисный вариант ракеты.
КСР-5Н — низковысотный вариант ракеты КСР-5, с той же АРЛГСН, что и базисный, но отличавшийся рядом совокупностей, в частности бортовыми источниками питания.
КСР-5П — вариант КСР-5 оснащённый пассивной радиолокационной ГСН и предназначенный для поражения РЛС.
КСР-5М — ракета для борьбы со сложными малоразмерными целями, с повышенной точностью.
КСР-5НМ — низковысотная ракета-мишень.
КСР-5МВ — высотная ракета-мишень.
ТТХ ракет КСР-5:
Ракета КСР-5. Тамбов, аэропорт ТВВАУЛ.
Ракета КСР-5. Тамбов, аэропорт ТВВАУЛ.
Ракета КСР-5. Тамбов, аэропорт ТВВАУЛ.
Ракета КСР-5. Тамбов, аэропорт ТВВАУЛ.
КСР-5 под крылом носителя.
Ту-16 с ракетой КСР-5 на пилоне.
КСР-5 под крылом Ту-16 в музее ВВС Монино.
Компоновочная схема КСР-5Н.
КСР-5 (Д-5). Схема.
.
.
Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Крылья Отчизны. № 6 за 2000 г. Р.Безобидный. Эликсир юности. О крылатой ракете КСР-5.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты громадной дальности. Отечественные авиационные ракеты.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «КСР-5».
Фотоархив сайта russianplanes.net
GTA V Online — Крылатая ракета
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Крылатая противокорабельная ракета кср-2 (к-16, «изделие 085»).
Разработчик: ОКБ-2-155 Страна: СССР Начало разработки: 1957 г. Начало опробований: 1958 г. Принятие на вооружение: 1961 г. КСР-2 — советская крылатая…
-
Крылатая противокорабельная ракета к-10с.
Разработчик: ОКБ-155 Страна: СССР Принятие на вооружение: 1961 г. Постоянное совершенствование средств ПВО надводных судов, в особенности оснащение их…
-
Стратегическая крылатая ракета х-55 (ркв-500, изделие 120).
Разработчик: МКБ «Радуга» Страна: СССР Начало разработки: 1976 г. Начало серийного производства: 1980 г. Принятие на вооружение: 1983 г. Х-55 —…
-
Крылатая ракета x-20 «комета-20».
Разработчик: ОКБ-155 Страна: СССР Опробования: 1957-1959 гг. Принятие на вооружение: 1960 г. В марте 1954 года началось проектирование первой в СССР…
-
Противокорабельная крылатая ракета х-35 (3м24).
Разработчик: ОКБ «Звезда» / Корпорация «Тактическое ракетное оружие» Страна: СССР / РФ Начало разработки: 1984 г. Технические предложения по созданию…
-
Крылатая ракета х-22н (изделие д-2н).
Разработчик: МКБ «Радуга» Страна: СССР Принятие на вооружение: 1976 г. На протяжении эксплуатации самолетов Ту-22М2 в частях ДА и морской авиации…