Крылатая противокорабельная ракета к-10с.

      Комментарии к записи Крылатая противокорабельная ракета к-10с. отключены

Разработчик: ОКБ-155
Страна: СССР
Принятие на вооружение: 1961 г.

Постоянное совершенствование средств ПВО надводных судов, в особенности оснащение их ЗРК, снизило возможность поражения морских целей крылатыми ракетами типа КС и КСС. Это послужило предпосылкой для сверхзвуковой противокорабельной ракеты К-10С. Крылатая ракета К-10С в составе ракетного оружия самолета-носителя Ту-16К-10 (совокупность К-10) предназначалась для поражения надводных кораблей ВМФ и транспортов.

В состав совокупности К-10 входили:
— самолет-носитель Ту-16К-10, оборудованный совокупностью подготовки и подвески ракет к пуску и станцией радиоуправления;
— крылатая ракета К-10С с аппаратурой управления, двигательной установкой и боевой частью;
— средства наземного обслуживания и контрольно-проверочная аппаратура.

Создание сверхзвукового самолета-боеприпаса c избирательной совокупностью наведения было поручено ОКБ-155 еще в феврале 1955 года. Главным конструктором нового изделия стал М.И.Гуревич. Самолет-боеприпас взял уникальную компоновку с вынесенным размещением двигателя. В его конструкции в первый раз были применены монолитные (без присоединяемого силового комплекта) панели оперения. Они, и силовые рамы фюзеляжа изготавливались из сплава МЛ-5 литьем в почву.

Новинкой кроме этого был обтекатель ГСН сотовой конструкции, производство которого было освоено при участии экспертов из ВИАМ. До того данный серьёзный агрегат, воздействующий на чертей ГСН, изготавливался из материалов с нерегулярным размещением волокон, что создавало определенные неприятности для прохождения сигнала. Сейчас его характеристики были стабильными, и их возможно было учесть при проектировании ГСН.

Конструкция планера по большей части выполнялась из алюминиевых сплавов Д-16АТ и АМГ-6. Для хранения ракеты и удобства транспортирования консоли крыла складывались вверх без расстыковки тяг управления элеронами. При стартовой массе 4600 кг масса боевой части составляла 940 кг, дальность пуска — приблизительно 220 км. Для ракеты была создана фугасно-кумулятивная боевая часть, что повысило эффективность поражения цели.

Ракета подвешивалась под фюзеляж самолета-носителя полуутопленной в бомбовом люке на особом балочном держателе.

Совокупность управления создавалась в КБ-1 Минспецмаша под управлением С.Ф.Матвеевского. ОКБ-156 (головное предприятие) выпустило особую модификацию самолета Ту-16, оснащенную РЛС ЕН, командной аппаратурой и центральным балочном держателем БД-238.

Опробования РЛС ЕН носителя совершили на умелом Ту-16К-10, а станции ЕС боеприпаса — на ЛЛ на базе вертолета Ми-4 и самолетов Ли-2 и МиГ-19СМК. Опробования самолета-боеприпаса К-10С начались 28.05.1958 г. По их итогам были сделаны доработки:
-поменяна форма ВЗ;
-увеличен угол отклонения элеронов;
-доработана гондола двигателя;
-поменяна форма носового кока и хвостового стекателя и перекомпонована носовая часть.

Первый пуск серийных ракет был произведен экипажем авиации Северного флота в июне 1960 года на полигоне № 77 у порта Шевченко на Каспийском море. Пуски выполнялись по танкеру «Чкалов». Отцепка ракет производилась на высоте 10-10,5 км на удалении от цели 170-175 км.

Из пяти пусков четыре были успешными. Совокупность К-10 была принята на вооружение в августе 1961 года. Выпуск боеприпаса был начат на заводе № 31 в Тбилиси (часть агрегатов и первые серии строились заводом № 256), а носителя Ту-16К-10 на заводе № 18 в Куйбышеве (всего выстроено 173 самолета).

По сложившимся тогда нормам в частях Авиации ВМФ на любой носитель поддерживался боекомплект из двух самолетов-снарядов.

Самолет-боеприпас К-10 на период 1960-х годов владел высокими чертями по скорости, мощности и дальности как с простой, так и особой БЧ. Серийные станции ЕН обнаруживали корабль типа крейсер с громадной высоты на дальности до 400 км, а помехозащищенность обеспечивалась функционированием станции на нескольких частотах, одна из которых (рабочая) стабилизировалась. К недочётам возможно отнести сложность и низкую надёжность в эксплуатации элементов совокупности наведения, установленных на носителе.

Расчеты показывали, что для уничтожения авианосной ударной группы при применения лишь фугасно-кумулятивных БЧ требуется произвести групповой вылет одного полка самолетов Ту-16К-10. Но применение ядерных боевых частей разрешит уменьшить костюм самолетов.

Двадцать второго августа 1962 года экипажем комполка Ту-16К-10 ВВС Северного Флота майора В.Крупякова был произведен пуск ракеты К-10СН с ядерной БЧ по морской цели в районе СИПНЗ. За полчаса перед вылетом были обнаружены отклонения в записях КЗА в полете с имитатором, произведенном днем раньше. Совокупность контролировал лично начальник 5-й МРАД Недодаев, что имел паузу в полетах.

Не смотря на то, что экипаж, руководство полка и находившиеся командующий КСФ В.А.Касатонов и и.о. командующего ВВС КСФ Кузнецов нервничали, было дано «добро» на вылет. В расчетной точке пуск не случился из-за неточности навигатора-оператора. Потом при проверке не сработал радиолокационный ответчик. Но СБЧ была уже взведена.

В следующей попытке ракета сошла с держателя и взорвалась в заданном районе.

Во время 1960-1962 годов ракетный комплекс К-10 поступил на вооружение семи авиационных полков.

Совокупностью К-10 предполагалось оснастить кроме этого модификации самолетов Ту-95 и Ту-22, но данный замысел реализован не был. В мае 1964 года начались работы по дооснащению Ту-16К-10 ракетами КСР-5. Новый ракетный комплекс К-36 (Ту-16К-26) на то время был самым замечательным в СССР до появления самолета Ту-22М2 и состоял на вооружении В первую очередь 70-х годов до 1994 года.

Во время с 1958-го по 1979 год был создан последовательность модификаций боеприпаса:
К-10СН — серийный вариант со особой БЧ, К-10СНБ.
К-10СП — серийный беспилотный постановщик помех.
К-10П — варианты с двигателями МФ-9К и КР5-26 с увеличенной скоростью и дальностью полета (проекты).
К-14 — умелый вариант с новой совокупностью наведения для самолета 3МД (М-6К).
К-10СД и СДВ — умелые варианты с повышенной дальностью.

ТТХ:

Протяженность, м: 9,45-9,75
Макс. диаметр, м: 0,9-0,92
Размах крыла, м: 4,18-4,4
Высота, м: 2,27
Стартовый вес, кг: 4,53
Двигатель: ТРД М-9ФК (РД-9ФК)
Запас горючего, л: 1575
Стреловидность крыла, °: 55
Самолетная РЛС: «ЕН»
Пусковая установка: балочный держатель БД-238
Боевая часть
— фугасно-куммулятивная: ФК-10 (ФК-1М)
— термоядерная: 200-600 кТ
Вес БЧ, кг: 1000
Совокупность управления: радиокомандная ЕС с АРЛГСН ЕС-2
Дальность захвата ГСН, км: 15-20
Дальность стрельбы, км: 185-220
Скорость ракеты, м/с: 420
Макс. скорость ракеты, км/ч: 2030
Высота полета, км: 0,5-8
Высота пуска, км: 1,5-11
Самолет-носитель: Ту-16К-10, Ту-16К-10-26, Ту-95К-10.

Крылатая противокорабельная ракета к-10с.

Схема наведения ракеты К-10С.

Крылатая ракета К-10С на тележке.

Крылатая ракета К-10СД на тележке.

Пуск ракеты К-10С.

Пуск ракеты К-10С.

К-10С. Рисунок.

Компоновочная схема ракеты К-10С.

К-10С. Схема.

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты громадной дальности. Отечественные авиационные ракеты.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «K-10C».

Москит тактическая крылатая противокорабельная ракета России гроза авианосцев видео Antiship missile

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: