Крылатая ракета х-22 «буря» (изделие д-2).

      Комментарии к записи Крылатая ракета х-22 «буря» (изделие д-2). отключены

Разработчик: ОКБ-155 (с 1966 года — МКБ «Радуга»)
Страна: СССР
Начало разработки: 1958 г.
Начало опробований: 1961 г.
Принятие на вооружение: 1967 г.

Х-22 «Буря» — сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета воздушного базирования громадной дальности. Входит в состав авиационного ракетного комплекса К-22. Ракета разрабатывалась в двух вариантах: для поражения радиолокационно-контрастных точечных целей (т.е. отдельных судов) и площадных целей (авианосные ордера, конвои, наземные цели).

Совокупность наведения К-22У разрабатывало КБ-1 ГКРЭ в трех вариантах — с независимым инерциальным счислителем пути ПСИ, и с активной и пассивной радиолокационными ГСН. Оснащалась фугасной либо ядерной боевой частью (БЧ).

Разработка авиационно-ракетной совокупности К-22 на базе сверхзвукового бомбардировщика «105» (Ту-22, ОКБ-156) со скоростной и высотной ракетой громадной дальности К-22 «Буря» были начаты по Распоряжению Совета министров СССР № 426-201 от 17 июня 1958 года. Разработка комплекса была поручена дубнинскому филиалу ОКБ-155 (с 1966 года — МКБ «Радуга», основной конструктор А.Я.Березняк).

Опробования на Ту-22К начаты в октябре 1961 года в Жуковском. Начало серийного производства Ту-22К на заводе № 22 — третий квартал 1965 года. Поступление в армии — 1965 год.

Принятие комплекса К-22 с носителем Ту-22К на вооружение — 1967 год.

Аппаратура головки самонаведения первоначально отрабатывалась на летающей лаборатории Ту-16К-22.

Ракета Х-22 имела планер, спроектированный по обычной самолетной схеме со средним размещением крыла и стабилизатора. Треугольное крыло со стреловидностью 75°, по передней кромке имело сверхзвуковой симметричный профиль с относительной толщиной 2%. Для обеспечения жёсткости и достаточной прочности при маленькой строительной высоте (у корня она составляла всего 9 см) крыло образовывалось многолонжеронной конструкцией с толстостенной обшивкой. Площадь каждой консоли равна 2,24 кв.м.

Цельноповоротные консоли оперения симметричного профиля с относительной толщиной 4,5% осуществляли управление ракетой по курсу (верхний киль, являвшийся рулём направления), тангажу и крену (горизонтальное оперение, трудившееся в элевонном режиме).

Крылатая ракета х-22 «буря» (изделие д-2).

Проекции ракеты Х-22. Схема.

Для увеличения путевой устойчивости под фюзеляжем имелся киль, в котором размещалась часть антенн оборудования. Нижний киль на первых примерах был съемным и крепился к ракете по окончании подвески на самолет.

После этого, для удобства транспортировки, его крепление поменяли на шарнирное, складывая вправо по полету, за счет чего неспециализированная высота ракеты уменьшалась до 1,8 м. Перед вылетом киль опускался и фиксировался в полетном положении.Силовые элементы оперения, крыла и фюзеляжа выполнялись из стали, панели обшивок и кое-какие узлы — из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5 . Из титаного сплава изготавливались кроме этого экраны и теплозащитные кожухи, а для внутренней теплоизоляции отсеков и гаргрота употреблялись маты из особых материалов. Внутренние каркасные конструкции под оборудование, балки и рамы крепления аппаратуры изготавливались крупногабаритным литьем из легкого магниевого сплава МЛ-5.

самые крупными агрегатами били баки-отсеки — пятиметровые тонкостенные конструкции с подкрепляющим силовым комплектом, сварные из коррозионно-стойкой стали. Отсеки несли кроме этого узлы крепления крыла, приваренные к корпусу и проходившие после этого совместную механообработку — разделку и фрезеровку стыков. По прочностным соображениям ракета имела минимум эксплуатационных и технологических люков, вырезы которых ослабляли конструкцию — доступ обеспечивался поотсечно.

Первостепенным для узлов и конструкционных материалов являлось условие сохранения работоспособности при высоких тепловых нагрузках — кинетический нагрев поверхностей при полетных скоростях достигал 350-420°С, делая неприемлемыми распространенные в авиа- и ракетостроении алюминиевые сплавы, «держащие» всего 130°С, кроме кроме этого и многие другие материалы, подверженные структуры и потеря прочности с нагревом (к примеру, многие пластики наряду с этим ). Главными конструкционными материалами планера ракеты стали высокопрочные титан и нержавеющие стали, с широким применением сварки для изготовления крупногабаритных агрегатов.

Фюзеляж Х-22 складывался из 4-х отсеков, стыкуемых между собой фланцевыми соединениями. В носовом отсеке корпуса пребывала ГСН (для активного варианта — радиолокационный координатор цели типа ПГ) либо ДИСС счислителя пути и блоки совокупности управления.

За ним размешался блок воздушных и контактных взрывателей и БЧ, баки-отсеки компонентов горючего, энергетический отсек с сухими аккумуляторная батареями (ампулированный электролит на них подавался в момент пуска и они трудились до выхода на номинальный режим турбогенератора), автопилотом АПК-22А, и агрегатами совокупности наддува баков. В хвостовом отсеке были расположены аккуратные механизмы рулей, единый турбонасосный агрегат силовой установки (ТНА) с большим расходом 80 кг/с и двухкамерный ЖРД Р201-300 (С5.44) разработки ОКБ-300 («Альянс»).

Стартовая тяга двигателя составляла 83 кН, маршевая — 5,9 кН, вес горючего — около 3 т. Скорость полета на марше 3600-3000 км/ч. Запас горючего — 3000 кг.

Компоновочная схема ракеты Х-22.

Для стабилизации ракеты около центра тяжести, траектории и программного полёта, исполнения ракетой команд но тангажу и курсу на ракете установлен электрический автопилот АПК-22А с гидравлической рулевой машинкой. В точечном варианте ракета может нести два вида зарядов Н и М (простой и особый), в площадном — один М.
Опробования продемонстрировали, что при поражения морской цели попадание Х-22 в борт корабля-мишени приводило к, каковые имели возможность вывести из строя авианосец либо крейсер. При подлетной скорости в 800 м/с площадь пробоины составляли 22 м2, а внутренние отсеки выжигались кумулятивной струей на глубину до 12 м!

Вес фугасно-кумулятивной боевой части (заряд Н) — около 900 кг, из них вес взрывчатого вещества — около 600 кг. Для того чтобы количества взрывчатого вещества в полной мере хватало для уничтожения типового заводского цеха либо ЖД моста. При подрыве ось кумулятивной струи направлена вниз (под углом с осью ракеты).

При стрельбе по площадным целям самолет-носитель в полете определяет положение цели посредством РЛС и других навигационных средств, находящихся на борту носителя.

По окончании отцепки от самолета происходило самовоспламенение компонентов горючего и начинался разгон ракеты с одновременным комплектом высоты (в зависимости от выбранной программы, определяющей темперамент траектории полета ракеты, устанавливаемой перед отцепкой). После достижения заданной скорости двигатель ракеты переводился на маршевый режим работы.

При стрельбе по точечным целям головка самонаведения смотрит за целью в двух плоскостях и выдает управляющие сигналы на автопилот. В то время, когда при сопровождении угол антенны в вертикальной плоскости достигает заданной величины, выдается сигнал на перевод ракеты в пикирование на цель под углом 30° к горизонту. На участке пикирования управление ведется в вертикальной и горизонтальной плоскостях по сигналам от аппаратуры совокупности самонаведения.

Подрыв заряда Н осуществляется при взаимодействии с целью, а заряда М — по сигналу от аппаратуры совокупности самонаведения. Дальность обнаружения цели типа крейсера самолетом-носителем — до 340 км. сопровождения и Дальность захвата той же цели 250-270 км.

Круговое возможное отклонение ракет Х-22 при стрельбе по площадям — 5 км.

Схема применения ракет типа Х-22.

Первоначально ракеты Х-22 поступили на вооружение самолетов Ту-22К. Ракета в полуутопленном положении размещалась под фюзеляжем носителя. Летные опробования Х-22 были начаты 1 июля 1961 года на двух бомбардировщиках Ty-22К (№ 24 и № 25), но закончились только во второй половине 60-ых годов XX века.

Ракетоносец Ту-22К с ракетой Х-22.

Работа над Х-22 была продолжена в МКБ «Радуга», созданном в середине 60-х годов на базе филиала ОКБ-155-1. В 1975 году носителем Х-22 стал Ту-95К-22, что имел возможность нести под фюзеляжем одну полуутопленную ракету и две — на подкрыльевых узлах. И наконец, в конце семидесятых годов прошлого века, ракетами Х-22 стали оснащать новейшие сверхзвуковые самолеты Ту-22Ту2 М и-22М3, каковые имели возможность нести до трех ракет — одну полуутопленную под фюзеляжем и две под крылом.

Боевые возможности Дальней Авиации с возникновением УР Х-22 существенно повысились, целями для Ту-22К стали, в первую очередь, АУГ возможного соперника. Но у нового оружия были и недочёты. В первую очередь, это касалось безопасности и надёжности ее эксплуатации. С токсичным горючим и агрессивным окислителем случались тяжелые аварии, а сама ракета довольно часто выходила из строя по окончании нескольких полетов на подвеске. Токсичность вызвала непопулярность ракеты Х-22 у наземных команд обслуживания.

Пары окислителя были так ядовиты, что техники должны были надевать ОЗК (общевойсковой защитный набор) и противогазы при подвеске ракеты.

Крылатая ракета Х-22 продолжительно пребывала в производстве и имела последовательность модификаций.
Ракета Х-22 с самонаведением:
— Х-22ПГ, принята на вооружение во второй половине 60-ых годов XX века;
— Х-22МА, принята на вооружение в первой половине 70-ых годов XX века, скорость полета увеличена до 4000 км/ч;
— Х-22П, принята на вооружение во второй половине 70-ых годов двадцатого века, имеет пассивную совокупность самонаведения (наводится по излучению радиотехнических средств соперника). В этом варианте заряд был простым пара уменьшенной мощности;
— Х-22МП, принята на вооружение в первой половине 70-ых годов XX века, имеет пассивную совокупность наведения, скорость полета увеличена до 4000 км/ч.
Ракета Х-22 для стрельбы по площадям:
— Х-22 ПСИ, принята на вооружение в первой половине 70-ых годов двадцатого века;
— Х-22М, принята на вооружение во второй половине 70-ых годов двадцатого века, скорость увеличена до 4000 км/ч;
— Х-22НА, принята на вооружение во второй половине 70-ых годов двадцатого века, совокупность управления инерциальная с коррекцией по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров. Создана под новый носитель — ракетоносец Ту-22М3 в трех вариантах. Ракеты Х-22Н — «активная» с новой головкой самонаведения (АРГСН типа ПМГ), «пассивная» Х-22НП — с противорадио — локационной РГСН и «независимая» Х-22НА — с инерциальной совокупностью наведения, снабжающей коррекцию по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров.
Предстоящим развитием семейства Х-22 стала ракета Х-32. Снаружи она подобна собственной предшественнице, но отличается элементной базой оборудования. Ракетами Х-32 должны оснащаться самолеты Ту-22М3.

ТТХ:

Протяженность: 11,3 м (Х-22МП — 11,67 м)
Размах крыла:
— 2,4 м (Х-22)
— 3 м (Х-22М)
Диаметр корпуса: 900 мм
Высота: 2,4 м
Масса: 5900 кг (5780 кг Х-22М)
Масса БЧ: 1000 кг (930 кг)
Боевая часть:
— осколочно-фугасная, площадь поражения — 20 кв.м;
— кумулятивная, бронепробиваемость с учетом скорости полета — 12 м;
— ядерная мощностью 200 Кт;
Скорость большая: 1036 м/с (3710 км/ч; 3.44М)
Скорость у почвы (на конечном этапе): 700 м/с (2.04М)
Скорость пуска: 900-1700 км/ч
Высота пуска:
— 10000-13000 м (все модификации, не считая Х-22Н)
— 1000-8000 м (скорость носителя 600-900 км/ч, Х-22Н / Х-22НА)
— 8000-13000 м (скорость носителя 900-1500 км/ч, Х-22Н / Х-22НА)
Пуск ракет допускается в прямолинейном полете с углом тангажа не более 5°.
Высота полета — 25000 м
Дальность действия:
— 200-310 км (на самолетах с недоработанной РЛС «ПН» — Ту-22К / Ту-22КП, ракеты Х-22 / Х-22М)
— 270-350 км (Ту-22К / Ту-22КП, ракеты Х-22 / Х-22М по др.данным)
— 200-350 км (на самолетах со всеми типами РЛС «ПН», ракеты Х-22Н)
— 250-480 км (на самолетах с доработанной РЛС «ПН» — Ту-22др и КД., ракеты Х-22М)

Ракета Х-22.

Ракета Х-22. Музей ВВС Монино.

Ракета Х-22 в музее авиатехники г. Тамбов.

.

.
Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Р.Д.Безобидный. Первые отечественные противокорабельные самолеты-боеприпасы.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты громадной дальности. Отечественные авиационные ракеты.
С.Холод, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.

КРЫЛАТАЯ СМЕРТЬ ПОД КРЫЛОМ ТУ-22М3 | Сирия сегодня: последние новости. Оружие крылатая ракета Х-32

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: