Тактическая авиационная ракета х-25 («изделие 69», х-25л).

      Комментарии к записи Тактическая авиационная ракета х-25 («изделие 69», х-25л). отключены

Разработчик: ОКБ «Звезда»
Страна: СССР
Начало разработки: 1970 г.
Опробования: 1973 г.
Принятие на вооружение: 1976 г.

Опыт применения первых отечественных управляемых ракет класса «воздух-почва» не был в полной мере удовлетворительным. Главным недочётом командного наведения была повышенная загрузка летчика — найдя цель, ему приходилось непрерывно удерживать метку прицела на трассёре и цели ракеты, пилотируя самолет, смотреть за воздушной обстановкой и вести боевое маневрирование (последнее наряду с этим было очень ограниченным).

Кроме низкой точности, увеличение эффективности оружия достигалось только ростом нагрузки на летчиков — с их точки зрения, использование управляемых ракет первого поколения усложняло задачу и затягивало время боевого захода, поскольку по окончании сброса простых бомб либо пуска НАР он был свободен в маневре и мог выйти из атаки. Повысить боевую эффективность летный управляемых ракет возможно было лишь переходом на принципиально новые методы наведения, каковые бы позволили расширить точность и дальность ракет, высвободив летчика от необходимости управления ими. Требовалось создание независимых головок самонаведения (ГСН), каковые бы имели возможность с высокой степенью самостоятельности вести поиск, наведение и распознавание на цель.

Достигнутый в стране уровень развития новых разработок, микроэлектроники и оптико-электронной техники разрешил к середине 70-х годов сконструировать работоспособные совокупности самонаведения, пригодные для оснащения летный управляемых ракет. самые эффективными были лазерные и телевизионные комплексы самонаведения и целеуказания.

Лазерная ГСН складывается из приемного устройства с фотодетектором, подвижной фокусирующей совокупности (координатора цели), отслеживающей объект атаки, и блока аппаратуры, что обрабатывает сигналы координатора, определяет направление па цель и формирует команды управления, подающиеся на рулевые приводы. Принципиально лазерная ГСН схода с инфракрасной, но требует подсветки цели направленным лучом оптического квантового генератора (лазера), установленного на самолете-носителе, втором самолете — целеуказателе либо авианаводчиком с почвы.

Исходя из этого в отличие от пассивного ИК-самонаведения лазерное носит название полуактивного. Подсвеченная цель отражает рассеянный лазерный луч и делается вторичным источником излучения, на что и наводится ГСН. Убедившись в устойчивом захвате цели, о чем информирует индикация в кабине, летчик создаёт пуск.

Тактическая авиационная ракета х-25 («изделие 69», х-25л).

Проекции Х-25. Схема.

Разработка управляемой ракеты Х-25 («изделие 69») для оснащения истребителей-бомбардировщиков началась в ОКБ «Звезда» в первой половине 70-ых годов XX века. Работы проводились в сотрудничестве с ОКБ П.О.Сухого, на самолётах которого предполагалось применять ракету, и отраслевыми университетами. За базу конструкции была забрана ракета Х-23. На ракету было решено установить лазерную головку самонаведения 24Н1, созданную в ЦКБ «Геофизика» под управлением Д.М.Хорола.

Для компенсации смещения центра тяжести вперёд в хвостовой части была установлена дополнительная БЧ массой 24 кг. оперения и Площадь рулей была увеличена.

Х-25. Компоновочная схема.

Зимний период 1973 года начались опробования ракеты. Было совершено 36 полётов на Су-7БМ и Су-17М с 12 пусками (один с залпом из двух ракет). По окончании анализа результатов стрельб было издано постановление о продолжении работы на более новом Су-17М2, снабжающем громадную точность прицеливания. Результаты были неудовлетворительны по точности и опробования продолжили на Су-17М2, имевшем более идеальное прицельное оборудование.

В осеннюю пору 1974 года на Национальные опробования был представлен авиаракетный комплекс Су-17МКГ (Су-17М с квантовым генератором). Были выполнены 69 полетов, а также 30 с пусками Х-25. После этого Х-25 испытывались на МиГ-27К, оснащенном лазерно-телевизионной прицельной совокупностью «Кайра» с подвижным лучом, отрабатывалась и подсветка целей с почвы.

МиГ-27К (МиГ-23БК) с четырьмя ракетами Х-25.

Первым на вооружение приняли «Прожектор-1» в комплексе с лазерным дальномером «Фон» (на самолетах Су-17М2), самая простую совокупность в подвесном контейнере, жестко закрепленном на самолете. Лазерный луч имел возможность отклоняться вниз относительно оси носителя, почему атака и подсветка цели имела возможность выполняться как с пикирования, в большинстве случаев под углом 15-25°, так и с горизонтального полета на маленькой высоте. Высота пуска лежала в пределах 500-4000 м, дальность — от 3 до семи километров при скорости носителя 730-1000 км/ч.

По окончании пуска, летчику следовало только удерживать марку прицела на цели, сохраняя направление и угол пикирования на объект атаки (с дистанции 7 км для надежного наведения требовалось 8-10 секунд выдерживать режим полета). Точность стрельбы Х-25 с «Прожектором» в картинной плоскости давала возможное круговое отклонение 6,4 м.

Более идеальный лазерный дальномер — целеуказатель «Клен» разработки Уральского оптико-механического завода (в «Суховском» выполнении «Клен-ПС» и «Клен-54» на самолетах Су-17М3, Су-17Су4 и М-25, и «Миговском» «Клен-ПМ», на МиГ-27М/Д) разрешал отклонять луч в пределах +12° по азимуту и +6-30° по углу места. Цели возможно было нападать и с горизонтального полета, но по точности предпочтительным оставался пуск с пикирования под углом 25-30° с расстояния 4-5 км при скорости 800-850 км/ч. Траектория полета Х-25 наряду с этим воображала отыскать прямую линию с углом подхода ракеты к цели, родным углу пикирования. «Клен» меньше сковывал летчика в маневре по окончании пуска.

В комплексе с лазерно-телевизионной совокупностью «Кайра» на МиГ-27К и Су-24М ракета может использоваться с горизонтального полета. К цели она наряду с этим идет по более сложным траекториям, что разрешает самолету при целеуказании не входить в зону действия ПВО.

Помимо этого, комплекс «Кайра» снабжает поиск целей при помощи электронно-оптического видикона (устройство, подобное телекамере), сканирующего местность и выдающего многократно увеличенное изображение интересующих объектов на телеиндикатор в кабине. По окончании захвата ГСН ракеты найденной и облученной цели летчику требуется только удерживать ее изображение в перекрестии прицела на экране, машинально отслеживая ее лазерным лучом, талантливым кроме того «заваливаться» назад по углу места.

В программно-корректируемом (ПКС) либо машинально корректируемом (АКС) слежении луч удерживается на цели с участием бортовой ЦВМ, а летчик только осуществляет контроль точность подсветки. Наряду с этим он может делать противозенитный маневр, оставляя цель в поле зрения лазера, ведущего ее облучение и автосопровождение.

Наименование комплекса было выбрано не просто так: кайра — это единственная птица, у которой глаза в полете смогут наблюдать в различные стороны и в «хвост» (как и видикон «Кайры» самолетный). Ракета принята на вооружение во второй половине 70-ых годов двадцатого века.

Х-25 выстроена по обычной аэродинамической схеме. В носовом отсеке установлена головка самонаведения. Второй отсек занимают рулевые система и приводы управления. Привод элеронов машинок и рулевых рулей осуществляется от баллона со сжатым воздухом. Третий отсек является главную БЧ типа Ф-25-1М массой 112 кг (80 кг ВВ).

В четвёртом отсеке установлен твердотопливный ракетный двигатель ПРД-228 с боковыми соплами. За ним идёт отсек энергообеспечения. Хвостовой отсек занимает жополнительная БЧ Ф-25-2М массой 24 кг (13 кг ВВ).

Обе БЧ снабжены готовыми осколочными элементами.

Ракеты используются с пусковых устройств АПУ-68У/УМ/УМ2/УМ3 на самолётах МиГ-27К, Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25. Для подсветки цели используется аппаратура «Прожектор-1», «Клён-ПС», «Клён-ПМ», «Клён-54», «Кайра».

Ракета Х-25 была весьма успешной и на протяжении серийного производства подвергалась минимальным доработкам. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века начались работы по модернизации Х-25. Было решено применять последовательность систем и агрегатов ракеты Х-27ПС: двигатель ПРД-276, БЧ Ф-27, энергоснабжения управления и-73 системы СУР. Приемлемая центровка была достигнута путём перекомпоновки ракеты и надобность в дополнительной БЧ отпала.

оперения и Форма рулей была поменяна, а их эффективность была повышена за счёт удлиннения корпуса ракеты. В первой половине 80-ых годов XX века ракеты семейства Х-25М были приняты на вооружение.

Ракеты Х-25.

Ракеты Х-25.

Ракета Х-25 в музее корпорации «Тактическое ракетное оружие».

Модификации:

Х-25 («изделие 69», Х-25Л) — базисная с лазерной полуактивной ГСН типа 24Н1 и совокупностью управления СУР-71.
Х-25МА — с активной радиолокационной ГСН. Двигатель, планёр, БЧ, автопилот, совокупность энергоснабжения унифицированы с ракетой Х-27. Принята на вооружение в первой половине 80-ых годов XX века.
Х-25МЛ («изделие 713») — модернизированная с лазерным наведением. Снабжена ГСН типа 24Н1 и совокупностью управления СУР-73. Принята на вооружение в первой половине 80-ых годов XX века.
Х-25МП («изделие 711») — противолокационная. Снабжена пассивной радиолокационной совокупностью наведения ПРГС-1ВП либо ПРГС-2ВП (в зависимости от типа цели). Принята на вооружение в первой половине 80-ых годов XX века.
Х-25МПУ — модернизированная противолокационная. Отличалается более широким диапазоном частот ГСН.
Х-25МР («изделие 714») — с радиокомандной совокупностью наведения. Принята на вооружение в первой половине 80-ых годов XX века.
Х-25МТ — с телевизионной совокупностью наведения. Принята на вооружение в первой половине 80-ых годов XX века.
Х-25МТП — с тепловизионной ГСН. Принята на вооружение в первой половине 80-ых годов XX века.

ТТХ ракеты Х-25Л:

Протяженность, мм: 3570
Диаметр фюзеляжа, мм: 275
Размах оперения, мм: 755
Размах рулей, мм: 493
Стартовая масса, кг: 318
Масса боевой части, кг: 136
Двигатель: РДТТ
Совокупность управления: автопилот СУР-71 с лазерной ГСН
ГСН: полуактивная лазерная 24Н1
Скорость большая, км/ч: 2520
Дальность пуска, км:
-большая: 7
-минимальная: 3
Время управляемого полёта, с: 25
Диапазон высот применения, м: 500-4000
Круговое возможное отклонение, м: 6,4
Самолет-носитель: МиГ-27К, МиГ-27М/Д, Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25.

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
В.Ю.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-почва».
А.В.Карпенко. Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.
Е.А.Федосов. Авиация ВВС России и научно технический прогресс. системы и Боевые комплексы день назад, сейчас на следующий день.

Высокоточное тактическое оружие России. Ракеты Х-25 (2016)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: