Из истории советских «агрессоров»

      Комментарии к записи Из истории советских «агрессоров» отключены

Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в цикле статий «Испытано в Соединенных Штатах. Советские истребители в ВВС Соеденненых Штатов».

Тактика современных истребителей очень многое забрала из опыта локальных войн, являющихся, несомненно, самым действенным полигоном для опробований новой боевой вооружения и техники. Вправду, в начале 1950-х голов в Корее диагностику прошли дозвуковые реактивные самолеты, а пятнадцать лет спустя, во Вьетнаме – сверхзвуковые, оснащенные управляемыми ракетами; еще через пара лет, на Ближнем Востоке, те же автомобили встретились в маневренных воздушных битвах, концепция которых совсем отрицалась еще в середине 1960-х годов.

Результаты их боевого применения были шепетильно проанализированы экспертами за границей. На базе сделанных выводов вырабатывались предложения по предстоящему совершенствованию тактики воздушного боя.

Опыт Вьетнама, Ближнего Востока продемонстрировал, что тактика ведения воздушного боя и использование истребительной авиации в советских ВВС (в частности отечественную школу прошли вьетнамские и арабские летчики) устарели и не совсем соответствовали требованиям времени. Руководство ВВС, учитывая неослабевающее напряжение на Ближнем Востоке, с целью ответа этих поднятия и вопросов престижа советской авиационной техники решили создать группу из самых умелых (по параметрам мирного времени) летчиков-истребителей строевых частей.

В различное время подготовку в таких группах проходили офицеры (из лично привычных автору и большое количество поведавших ему о тех событиях): Плохов Николай Сергеевич. Лазеев Михаил Васильевич, Соколов Григорий Борисович, Василенко Александр Васильевич, Кочетков Владимир Сергеевич, сейчас подполковники и полковники в запасе и отставке, в те же годы – молодые и перспективные капитаны и лейтенанты , но обязательно – армейские летчики 1-го класса.

В начале 1970 г. на базе одного из истребительных полков ВВС ТуркВО (выбор обосновывался наличием 360 дней в году с благоприятной для полетов метеообстановкой) организовали особый Центр подготовки летного состава, где и начали оттачивать собственный боевое мастерство летчики первых групп, предназначенных для «дальних командировок». В Центре имелись авиаэскадрильи, укомплектованные самолетами МиГ-21ПФМ, СМ и МиГ-21УМ (УА).

Подготовка проводилась по программе «Кавказ» (так именуемое 500-е упражнение), в которую входила отработка одиночного и группового сложного и высшего пилотажа, боевого маневрирования, одиночных и групповых маневренных воздушных боев (в составе пар, групп и звеньев тактического назначения – 6, 8, 10 самолетов в группе) на средних, малых и предельно малых высотах. Как проходила эта подготовка, обрисовывать не буду – это тема для отдельной статьи, а до тех пор пока возможно заявить, что бывало по всякому: случались и аварии, и трагедии (и не мало)

Так или иначе, дело было сделано, и к 1972 г. подготовили пара групп. Перед отправкой в Египет их «благословил» сейчас покойный, а тогда еще – Основной Маршал авиации. Главноком ВВС П.С. Кутахов. Была несколько на МиГ-25 и пара групп на МиГ-21МФ, одна из которых базировалась на авиабазе Бенисуэф и закрывала порт и город Александрию.

Описания этих боев у нас, как ни парадоксально (на запале об этом исписаны тома литературы), в 1990-х гг. еще пребывали под определенным грифом, да и освещение тех событий – задача не данной публикации. В случае если сообщить об этом коротко, то подготовка в Центре дала хорошие результаты, не смотря на то, что имели промахи и место, были и боевые утраты

Скоро руководство советских ВВС пришло к выводу, что полезный боевой опыт нужно внедрять во всех авиачастях. Ответу содействовало, помимо этого, и появление к тому времени в ВВС Соеденненых Штатов особых подразделений «Захватчик». В частности, 64-я и 65-я авиаэскадрильи, дислоцировавшиеся на авиабазе Неллис (штат Невада), учавствовали в ежегодных учениях «Red Flag» («Красный флаг»).

Эти подразделения имели на вооружении самолеты F-5A и Т-38, родные по своим чертям к МиГ-21, а также окраской напоминавшие советские самолеты. В учебных воздушных битвах они использовали тактику, манёвры и боевые приёмы, характерные для советских истребителей.

Итак, было решено создать подобное подразделение и в ВВС СССР. За основу взяли уже узнаваемый Центр в Туркмении, вооруженный к этому времени (1974 г.) самолетами МиГ-21бис. Две эскадрильи бывшего Центра, вместе с другими частями и подразделениями обеспечения и контроля (среди них и подразделение радиоуправляемых мишеней Ла-17), вошли в Базу ВВС по проверке боевой подготовки строевых частей истребительной авиации.

Эскадрильи были укомплектованы летчиками с опытом Вьетнама, Ближнего Востока либо прошедшими подготовку в Центре по программе «Кавказ». Как раз с ними, этими асами, предстояло тягаться мастерством летчикам-истребителям разных авиаполков со всего СССР, иногда посещавшими туркменскую Базу. С этого времени и начинается практически двадцатилетняя история советских эскадрилий «Захватчик».

Не смотря на то, что наименование это ни в одном официальном документе не видится, в кругу летчиков-истребителей эти подразделения назвали как раз так.

Создатель данной публикации в качестве летчика МиГ-21бис в составе разных полков, где в то время служил , принимал участие в испытаниях на данной авиабазе в 1978, 1980, 1981, 1983 годах. Довольно много занимательного, тема для целой книги. В случае если кратко, то программы испытаний были сверхсложные, напряженные и занимательные, бывало всякое Но у летчиков Базы неизменно класс подготовки был высочайший и «вести войну» с ними было не просто.

В составе эскадрилий «Агрессоров» были умелые авиаторы. Со временем летчиков с опытом Ближнего Востока становилось меньше, и их в строю заменяли пилоты, в большинстве случаев, 1-го класса и «снайперы», причем последних было неизменно около 35–40 %.

Обновлялась со временем и техника. Уже в осеннюю пору 1975 г. вторая эскадрилья перевооружилась на МиГ-23М и МиГ-23УБ. И в первой, и во второй эскадрильях самолеты имели стандартную для того времени светло-серо-голубую окраску всего планера и светло синий, с белой окантовкой, бортовые номера.

На левых бортах многих автомобилей (недалеко от «козырька» фонаря) имелись красные звездочки размером 1/6 опознавательного символа (ОЗ), на некоторых – до шести, что сказало о количестве сбитых на данной машине радиоуправляемых мишеней.

В 1979 г. приказом Главнокомандующего ВВС началось повсеместное камуфлирование боевой авиации. Коснулось оно и самолетов Базы. Начали с МиГ-23, красили прямо в части. Цвета выбирались соответствующие азиатскому ландшафту: песочный, светло-коричневый, светло-серо-зеленый («выгоревший» хаки) и зеленый, ближе к хаки, размещение их было произвольным.

Лишь снизу на автомобилях оставалась заводская покраска.

В 1984 г. вместо МиГ-23М на вооружение второй эскадрильи поступили МиГ-23МЛД. Самолеты были камуфлированы еще на заводе. Комплект цветов приблизительно соответствовал обрисованным выше, бортовые номера – голубой- с белым кантом.

Из истории советских «агрессоров»

МиГ-23МЛД из Центра подготовки летного состава. Туркмения, 1990 г.

В 1987 г. первая авиаэскадрилья освоила МиГ-29. Раскраска у них была стандартной для этого типа самолета, бортовые номера – красные с белым кантом.

Но к этому времени появилась неприятность следующего характера: к испытаниям на Базе привлекались авиаполки на истребителях, однотипных «местным». Исходя из этого летчикам, в особенности при исполнении групповых маневренных воздушных боев, было сложно выяснить – где «собственный», где «чужой».

Для решения проблемы (не не учитывая опыта американских авиаэскадрилий «Захватчик») руководство решило нанести на самолеты, находящиеся в собствености Базе, отличительную окраску: так именуемые «коньячные полосы» (у МиГ-29 на фюзеляже и верхних поверхностях крыльев, а у МиГ-23 – на килях) и «акулью пасть» в носовой части. Помимо этого, на вертикальном оперении автомобилей писались бортовые номера цифрами белого цвета (высотой 15–20 см). Это было удобно для работы на земле.

В то время, когда на полетах на центральной технической позиции стоят 20–30 самолетов в один последовательность, то по номеру на фюзеляже (воздухозаборнике) – видно только 2–3 автомобили, а по цифрам на килях, учитывая что и командно-диспетчерский, и инженерный пункты управления расположены позади стоянки, видны фактически все номера.

МиГ-29 из Центра подготовки летного состава. Туркмения, 1990 г.

По инициативе техников и лётчиков Базы появилась кроме этого неофициальная символика эскадрилий.

У первой: на внешних сторонах килей громадная цифра 1 с крылом (желтого цвета с светло синий окантовкой), за данной эмблемой расположена снизу вверх со скосом назад стрела красного цвета. На правом борту, около козырька фонаря, контуром и чёрными точками тёмного цвета – леопард в прыжке.

У второй: на левых воздухозаборниках – викинг с дубинкой (каска – светло синий, рога – красные, волосы – рыжие, нижняя часть тела коричневая, верхняя – светло-коричневая, дубинка – тёмная), на каске номерок 2 (2аэ) – белого цвета.

символика самолетов Центра: 1-я эскадрилья, 2-я эскадрилья

С 1988 г. отечественные «агрессоры» имели тот вид, в каком и сфотографировал их создатель в ноябре 1990 г.

На осень 1991 г. планировалось переучивание второй эскадрильи на истребители Су-27, готовься и эскизы их «агрессорской» раскраски. Переход на новую технику до этого предполагался и в 1989 и в первой половине 90-ых годов XX века, но экономические трудности неумолимо отодвигали сроки. То, что случилось в августе 1991 г., а после этого – в декабре того же года – читатель и сам знает События, конечно же, оказали влияние на судьбу неповторимого авиационного подразделения.

Все и все начали дробить. Занимаюший ранее пост начальника Базы (в первой половине 80-х годов прошлого века) полковник К.П. Морозов стал военным министром Украины. База же перешла сперва в состав Армии СНГ, а после этого – под юрисдикцию России, но на территории Туркменистана Про переучивание уже и речи никто не ведет

МиГ-23МЛД. Особый Центр подготовки летчиков, ТуркВО, ноябрь 1990 г.

самолеты Центра подготовим летчиков, Туркмения, 1990 г.: МиГ-29, МиГ-23МЛД, МиГ-29УБ

Ну а к середине 1990-х средств не хватало кроме того дабы поддерживать соответствующий уровень подготовки летчиков. Многие из лично привычных автору летчиков уволились из армии, кое-какие перевелись для предстоящей работы в европейскую часть России Сообщение с нынешней Базой была потеряна, и судьба ее вырисовывалась не весьма четко. То в том месте, то тут оказалась невнятная информация.

И все же была надежда, что история советских, а сейчас – российских «агрессоров» еще не окончена. Быть может, они поменяют место собственной дислокации, и База продолжит собственный существование уже в России, и учебные битвы будут проходить не над песками Кара-Кумов, а в небе над волжскими степями

Дай-то Всевышний

Приложение от редакции сайта Отвага 2004

1 декабря 2010 года на основании указаний Генштаба ВС России от 19 июня 2010 г. и Директивы Главного Штаба ВВС от 12 августа 2010 г. на Забайкальском армейском аэропорте с.Домна была образована 412-я Авиационная база 2-го разряда с подчинением 3-му руководству ПВО и ВВС (штаб в г. Хабаровск). В состав нового формирования вошли персональный состав и техника 120-го гвардейского иап, 266-го шап и 112-го овп, являвшиеся к тому моменту составными частями 320-й АБ. Одной из отличительных изюминок нового соединения стала нарисованная на самолетах «акулья пасть».

МиГ-29УБ с «акульей пастью» из состава 120-го ГвИАП российских ВВС, авиабаза Домна

источники:

  • текст — Сергей Пазынич «ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКИХ «АГРЕССОРОВ»» «Мир авиации» (08) 2/1994
  • приложение и графические материалы — http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-air/sovetskix-agressorov/

История советской колбасы. Документальный фильм

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: