Газораспределение авиамодельного микродвигателя

Газораспределение авиамодельного микродвигателя

Углы поворота коленвала, соответствующие всасыванию, перепуску и выхлопу двухтактного двигателя внутреннего сгорания, именуют фазами газораспределения. Их отображают на схемах в виде круговой диаграммы (рис. 1).
В большинстве случаев, диаграмму снимают посредством диска с делениями на 360°.

Его зажимают на валу двигателя с таким расчетом, дабы при положении поршня в ВМТ (верхняя мертвая точка) стрелка отсчета стояла бы против нуля. После этого, проворачивая вал по направлению вращения, определяют конец и начало фаз всасывания, перепуска и выхлопа и наносят полученные эти на диаграмму.

Таковой способ эргономичен в лабораторных условиях и… совсем неприемлем на соревнованиях и тренировках.
Замер фаз по созданной нами методике производится универсальным мерительным инструментом — штангенциркулем, в поле (причем в линейных, а не градусных размерах).

Это разрешает на месте поменять фазы газораспределения посредством прокладок, а также в случае независимого изготовления гильзы применять составленную таблицу при разметке гильзы и выборе фаз под фрезеровку перепускных и выхлопного окон.

Разглядим сейчас конструктивнокинематическую (р и с. 2) и геометрическую (р и с. 3) схемы кривошипношатунного механизма и пары гильза — поршень двухтактного авиамодельного ДВС.

На рисунке 2 дана конструктивногеометрическая схема кинематических звеньев ДВС в положении НМТ, где: А — размер от оси вращения до нижнего обреза перепускных и выхлопных окон,

В размер межцентрового расстояния шатуна,
С — размер кривошипа,
D — переменный (изменяющийся) размер от оси вращения вала двигателя до оси поршневого пальца,
Е — размер от оси поршневого пальца до поверхности поршня,
F, F1 — размеры по высоте выхлопного и перепускного окон,
Δ — отличие в размерах по верхним кромкам окон.

Для примера расчета забран двигатель МДС-1,5 ввиду того, что мы занимались его доводкой. Целью расчета есть определение размеров по высоте выхлопного и перепускного окон F и F1 в зависимости от выбираемых первоначального положения и фаз газораспределения нижней кромки этих окон (размер А) в НМТ.
Из приведенной схемы имеем постоянные узнаваемые размеры: А= 22,5 мм, В=23 мм, С=5,5 мм, Е= 5 мм.

Для расчета разглядим геометрическую схему (рис. 3). На ней дано положение шатунно-поршневой группы в момент начала открытия выхлопного окна при максимально выбранной фазе, равной 150°, что определяет положение верхней границы выхлопного окна.

Из схемы видно, что для определения размера F нужно первоначально отыскать величину К=А+ +F= D-)-E, поскольку остальные размеры А, В, С, К и угла Ь= 105° известны. Малоизвестную величину D возможно отыскать из треугольника BCD, воспользовавшись теоремой косинусов.

Решаем формулу в числовых вели чинах:

Сейчас находим размер K=D+E= 20,95+5=25,95. Так, размер выхлопного окна F при фазе 150° равен F= К—А= 25,95
2,5= 3,45 мм.
Уменьшая сейчас величину D и соответственно К и F от взятой исходной (D= 20,95; К= 25,95 и F=3,45) при фазе 150° на 0,1 мм, рассчитываем числовые размеры фаз по теореме косинусов:

К примеру:

Подобным образом расчеты проводим дальше для всего диапазона используемых фаз газораспределения для выхлопного и перепускных окон. Результаты расчета сводим в таблицу,

ТАБЛИЦА ЛИНЕЙНЫХ И УГЛОВЫХ ФАЗ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОДЕЛЬНОГО МИКРОДВИГАТЕЛЯ МДС-1,5

которой комфортно пользоваться, замеряя штангенциркулем размер К, от оси двигателя, т.е. от лапок картера двигателя. Подбирая фазы, кроме этого комфортно пользоваться прокладками для опускания и подъёма гильзы относительно оси картера: отличие по фазам между перепускным и выхлопным окнами остается неизменной. А изготовляя новую гильзу, возможно воспользоваться таблицей для разметки окон и выбора фаз для фрезерной операции.

(Создатель: Е. МАРОВ, мастер спорта, начальник кружка обл. СЮТ, г. Владимир)

Легенда СССР Радуга Р10Р — калильный двигатель объёмом 10…

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: