Модель ротошюта класса s9a с. юртаева

      Комментарии к записи Модель ротошюта класса s9a с. юртаева отключены

Модель ротошюта класса s9a с. юртаева

Эта категория ракетных моделей (S9) в далеком прошлом значится в Кодексе ФАИ и в русских Правилах проведения соревнований. Но дальше некоторых несовершенных конструкций и идей дело не двигалось. Модели ротошютов время от времени включались в программу соревнований школьников (классы S9A и S9B), но результаты полетов были низкие.

Во второй половине 90-ых годов двадцатого века мне в первый раз довелось заметить старты ротошютов на соревнованиях на Кубок имени СП. Королева. Именно там были продемонстрированы хорошие спортивные успехи. Радовало и второе — разнообразие конструкций и схем данной категории моделей.

Да и на рядового зрителя полеты ротошютов создают хорошее чувство как наглядностью, так и красотой.

Модели всех трех призеров названных соревнований имели собственные конструкционные и технологические изюминки, и как раз они отмечены дипломами издания «Моделист-конструктор». Думаю, читателям будет весьма интересно познакомиться с их описаниями и чертежами. Первой предлагаем модель ротошюта победителя С. Юртаева из детского космического клуба «Альянс» (Москва).

Отличительная изюминка данной разработки педагога В.Н. Хохлова — простота. Ометаемая поверхность модели создается за счет вращения ротора из четырех лопастей. Именно он и снабжает авторотацию.

База конструкции данной модели — фюзеляж, к которому крепят все главные части ротошюта. Он является трубкой из стеклопластика длиной 295 мм, которую формуют на оправке диаметром 10,2 мм.

Один ее финиш вклеивают в головной обтекатель, изготовленный из бальзы в виде четырехгранной пирамиды высотой 55 мм. Снизу к обтекателю приклеивают четыре полосы капроновой ленты шириной 25 мм для шарнирной подвески лопастей. После этого по бокам пирамиды крепят бальзовые треугольники толщиной 3 мм.

По окончании подсыхания легко закругляют углы, а вершину (макушку) мало затупляют и делают крест на крест две канавки глубиной 1 мм для укладки резинок, каковые возвращают лопасти в режим авторотации.

На нижнем финише фюзеляжа, на расстоянии 52 мм от торца устанавливают квадратный шпангоут 25×25 мм, а мало выше него делают в трубке два диаметрально расположенных отверстия для продевания фиксирующей нитки, и для выхода газов при срабатывании вышибного заряда МРД. Лопасти (их четыре) размером 290×25 мм вырезают из бальзовой пластины толщиной 3 мм и профилируют внешнюю поверхность.

Внутренняя остается плоской. На мой взор, как раз в придании хорошего профиля лопастям заложен резерв улучшения полетных черт модели. К одному (нижнему) финишу лопастей (на протяжении громадной стороны) приклеивают стабилизаторы — бальзовые пластинки толщиной 1 мм, армированные с боков стеклотканью.

Наряду с этим внешний угол между склеиваемыми плоскостями должен быть порядка 9°.

На втором (верхнем) финише лопастей на протяжении маленькой (меньшей) стороны на выпуклой поверхности снимают фаску, а к прямой приклеивают свободные финиши капроновых полос ленты. Так шарнирно подвешивают лопасти. На расстоянии 28 мм от оси шарнира в лопастях делают отверстия и продевают через них резинки возврата, а изнутри фиксируют их узлами.

Наряду с этим лопасти должны отклоняться вверх на 9 градусов от горизонтали.

В случае если угол у лопастей различный, то его сглаживают при помощи ограничителей из нитки. Модель к полету готовят следующим образом. Лопасти, подвешенные шарнирно к головному обтекателю, опускают и укладывают на протяжении фюзеляжа.

Через два его отверстия над шпангоутом продевают при помощи иголки нитку, обматывают один раз поверх лопастей, фиксируя их в сложенном состоянии.

В таком виде ротошют похож на обычную модель ракеты, лишь корпус ее — четырехгранный. Масса модели без МРД — около 20 г. После этого вставляют МРД. Стартует ротошют с газодинамической установки, во втулку которой входит юбкой МРД, поддерживающей торец фюзеляжа на 5 мм.

По окончании старта на высоте 200—250 м срабатывает вышибной заряд двигателя и пережигается нить фиксирования лопастей. Они под действием резинок возврата отклоняются вверх, образуя четырехлопастную «ромашку» — ротор, что начинает вращаться. Это режим самовращения либо авторотации.

(Создатель: В.РОЖКОВ, мастер спорта)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: