В отечественных репортажах о соревнованиях ракетомоделистов неоднократно упоминалась категория ротошютов — S9. Как раз эту категорию ракетных моделей отличает обилие новинок и увлекательных технических разработок. Неоднократно говорилось и о стреловидных лопастях несущего элемента ротошюта — ротора.
Сейчас мы знакомим отечественных читателей с моделью класса S9B А.Грязева из Челябинска.
Контейнер ротошюта выполнен по известной «технологии» и челябинской схеме. На подкалиберной оправке с громаднейшим диаметром 40 мм из двух слоев стеклоткани толщиной 0,03 мм формуют трубку — заготовку корпуса с двигательным отсеком. По окончании просушки ее поверхность легко обрабатывают, после этого полируют, зажав в патрон токарного станка, и обрезают, выдержав размеры: 150 мм (протяженность двигательного отсека) и 405 мм (неспециализированная протяженность).
В нижней (узкой) части корпуса крепят три стабилизатора.
Их вырезают из бальзового шпона толщиной 0,8 мм, армируют боковые поверхности и легко закругляют по краям. К корпусу их клеят встык смолой ВК-9. Ротор — трехлопастный.
Лопасти — складные, при виде в плане (сверху) имеют стреловидность 26°. Угол «V» —двойной: 2° — между корневым элементом и призмой лопасти и 13° — между консольным элементами и корневым.
Требуемые углы стреловидности и «V» обеспечиваются соответствующей обработкой контактных торцов элементов лопастей. Вырезают лопасти из бальзового шпона толщиной 3 мм, профилируют (профиль — плоско-выпуклый) и покрывают двумя слоями нитролака. Протяженность корневых элементов — 246 мм, консольных — 213.
Между собой элементы соединяют шарнирно полосами ткани шириной 20 мм, наклеенными на нижнюю поверхность.
В консольный элемент лопасти, отойдя 25 мм от внутреннего торца, вклеивают крючок из металлической проволоки диаметром 0,5 мм для резинки раскрытия. А в корневом элементе на расстоянии 35 мм делают два отверстия диаметром 0,8 мм для ее фиксации и проводки. Снизу, к противоположному финишу корневого элемента каждой лопасти, клеят «сухарик».
Он является бальзовый клин длиной 30 мм шириной 15 мм и громаднейшей толщиной 4 мм.
Обрабатывая нижнюю плоскость «сухариков», получают равного угла наклона всех трех лопастей. После этого, наклеивая полосы ткани на призмы и «нижние» поверхности сухариков, шарнирно навешивают лопасти. На расстоянии 35 мм от призмы в корневом элементе сверху крепят крючок для резинки возврата лопасти в полетное (авторотирующее) положение.
Ступица ротора складывается из стойки, закрепленной на ней призмы, силового шпангоута и посадочной втулки. Призма — главная подробность ступицы модели ротора — выполнена из бальзовой пластины толщиной 6 мм в виде равностороннего треугольника со стороной, равной 32 мм. Посадочная втулка — цилиндр из пенопласта диаметром 39,5 мм и длиной 15 мм.
На нее, по окончании сборки всей модели, устанавливают головной обтекатель и фиксируют тремя иголками.
Сверху на стойку клеится силовой шпангоут толщиной 4 мм, в котором закрепляют резинки для раскрытия лопастей. Снизу, к свободному финишу стойки привязывают амортизатор — отрезок шляпной резинки и ставят штангу — трубку из стеклопластика длиной 220 мм и диаметром 5 мм. На нижнем финише штанги клеят защитный шпангоут.
К нижнему финишу амортизатора, выходящему из штанги, закрепляют нить подвески — металлической тросик, соединенный с контейнером через подшипник (вертлюжок).
Головной обтекатель выклеен из двух слоев стеклоткани толщиной 0,03 мм по простой разработке на конической оправке. На расстоянии 35 мм от нижнего среза в боковой поверхности сделаны три отверстия диаметром 1,5 мм, через каковые продеваются резинки возврата лопастей. На мой взор, это недочёт (недоработка) модели: резинки расположены снаружи.
Но одновременно с этим — они неизменно под контролем. Перед запуском модели ротошюта контролируют углы установки лопастей. В случае если имеется отклонения — их ликвидируют. Затем закрепляют возврата лопастей и резинки раскрытия.
Протяженность резинок должна быть однообразной, дабы обеспечить равное упрочнение натяжения. После этого складывают лопасти, подгибая консольные элементы вниз, и располагают их на протяжении штанги и стойки. Потом помещают подготовленную конструкцию в контейнер, предварительно поставив в том направлении пыж. Масса модели без МРД — около 30 г.
(Создатель: В.РОЖКОВ, Заслуженный тренер России)
Сборка ракеты СИРИУС
Увлекательные записи:
- Радиоуправляемая полукопия самолета — биплана с электродвигателем «сопвич»
- Как сделать своими руками модель ракеты с тормозными лентами — класса s6a
- Кордовая модель самолета для воздушного боя класса f2b
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Контейнер (носитель) «ротора» выполнен по известной разработке — отформован из стеклоткани на оправке переменного диаметра — от 39,8 до 10,2 мм. Для…
-
Модель летающей ракеты класса s9a с ротошютом
Несущий элемент модели ракеты класса S9A, создающий подъемную силу, — трехлопастный ротор. Любая лопасть — складывающаяся, складывается из двух элементов…
-
Модель ракеты с ротошютом класса s9b
Имя спортсмена-ракетомоделиста Игоря Пономарева, что именуется, «на слуху» и у «ракетчиков» и, надеюсь, у отечественных читателей. Его технические…
-
Модель ротошюта класса s9a чемпионата россии 2003г
Модель ротошюта класса S9A С.Шаманина относится к схеме, созданной ракетомоделистами ЦТТ «молодость» г.Сергиева Посада. Создатель по-своему поменял…
-
Как сделать модель ракеты категории s12
С 2000 года в кодексе ФАИ по ракетным моделям показалась новая категория (S12), которая включает в себя соревнования одноступенчатых моделей, применяющих…
-
Кордовая модель самолета для воздушного боя класса f2d
Конструкция модели отработана входе целой серии постройки и экспериментов последовательности умелых «бойцовок». Не обращая внимания на внешнюю простоту —…