Легкий самолет «октябрёнок».

      Комментарии к записи Легкий самолет «октябрёнок». отключены

Разработчик: МАИ, Грушин
Страна: СССР
Первый полет: 1936 г.Легкий самолет «октябрёнок».

В 1935 году в ОКБ-1 МАИ, которое управлял П.Д.Грушин, приступили к проектированию легкого самолета на конкурс проектов маломощных самолетов, организованный ОСОАВИАХИМом и АВИАВНИТО. Главными требованиями к проекту были: большая безопасность полета, широкая доступность пилотирования (возможность пилотирования лицами без особой летной подготовки), пригодность самолета для тренировочных полетов летчиков и — основное — дешевизна аппарата и его эксплуатации.

Работа над «Октябренком» включала расчеты, постройку продувочной модели, проработку разных компоновочных схем. В следствии оказался самолет занимательной аэродинамической схемы: моноплан-тандем с верхним размещением несущих поверхностей.

У самолета «Октябренок», в отличие от обширно в те годы распространенной «Небесной блохи» французского авиаконструктора Минье, переднее и заднее крылья установлены без движений, но на переднем крыле по всему размаху сделаны щелевые элевоны-закрылки. Заднее крыло жестко крепилось к фюзеляжу и не имело органов управления. Управление самолетом производилось лишь элевонами, делавшими функции руля высоты, закрылков, элеронов и руля поворота.

В отличие от «Небесной блохи», переднее крыло которой крепилось к фюзеляжу посредством горизонтального шарнира и было связано с ручкой управления, «Октябренок» имел большой разнос крыльев по продольной оси и принципиально новую совокупность управления. Именно поэтому в самолете «Октябренок» были преодолены недочёты, свойственные «Небесной блохе»: утрата продольной устойчивости и затягивание самолета в отвесное пикирование (из которого «Небесная блоха» не выходила, т.к. эффективность действия шарнирно подвешенного переднего крыла быстро падала); рули высоты на переднем крыле с ростом угла пикирования сохраняли собственную эффективность на всех режимах полета. Это было распознано в ходе продувок «Октябренка» в аэродинамической трубе и подтверждено летными опробованиями.

Размещение рулей высоты на переднем крыле разрешило взять высокие значения Сушах, в особенности на посадке, и быстро уменьшить тенденцию к авторотации. Изменение центровок от 40 до 60% С АХ не оказывало влияние на продольную устойчивость самолета. При центровках от 40 до 50% С АХ самолет был устойчив, имел обычный диапазон балансировочных углов. На громадных углах атаки устойчиво парашютировал без срыва в штопор.

Эти качества самолета разрешали летать на нем пилотам с незначительной летной подготовкой. Управление по Курсу, тангажу и крену осуществлялось в этом случае лишь при помощи ручки управления.

При центровках от 50 до 60% САХ устойчивость уменьшалась, но была достаточной для пилотов, прошедших летную подготовку на самолете У-2. В этом варианте к педалям подключался руль поворота. Для первого варианта центровок (для массовой автомобили) педали помогали лишь для управления хвостовым колесом.

В работе над самолетом активно учавствовали П.И.Бландов, П.В.Семенов, А.А.Лебединский, А.Н.Гринчик и другие.

Первый полет «Октябренка» состоялся 23 октября 1936 года. Летчик-испытатель А.И.Жуков (шеф-пилот завода им. АВИАХИМа) скоро собрал высоту 1000 м. Самолет сделал пара проходов над аэропортом, скользил, делал восьмерки, продемонстрировал надёжность и устойчивость. При взлете разбег самолета составил 50-60 м, пробег при посадке — всего 15 м.

30 октября, встав с летного поля аэроклуба МАИ в Химках, А.И.Жуков пролетел на «Октябренке», над университетом и проделал последовательность фигур над Тушинским аэропортом.

На «Октябренке» летали инструкторы аэроклуба А.Лебединский и С.Холобцев. (В аэроклубе прошел полную программу летной подготовки и П.Д.Грушин.)

Первоначально на самолете предполагалось установить двигатель, что разрабатывался на моторном факультете МАИ в ОКБ-2, но он не готовься к началу конкурса, исходя из этого «Октябренок» летал сперва с двигателем «Aubier-Dunn» (27 л.с.), а после этого с Bristol «Cherub» (30 л.с.). Самолет был пара перетяжелен, его полетная масса достигала 400 кг вместо расчетных 230 кг. Потребовался более замечательный двигатель и по окончании некоторых доработок совсем был установлен «Salmson» мощностью 45 л.с.

В ходе доработок были усилены лонжерон крыла и киль, добавлены амортизаторы шасси, сделан новый руль поворота увеличенной площади.

Для обеспечения возможности хранения в любом гараже первоначально крылья «Октябренка» выполнялись складывающимися. Передние складывались вверх, задние — назад на протяжении фюзеляжа. В ходе доработки от складывания крыльев отказались.

Технические данные самолета — размах крыльев: переднего 6 м; заднего 4,4 м, протяженность самолета 4,125 м. Площадь переднего крыла 7 кв.м, заднего 4 кв.м. Большая скорость 115 км/ч, крейсерская 90 км/ч, посадочная скорость 55 км/ч.

Полеты «Октябренка» были успешными, но тандемная схема не снабжала большого аэродинамического качества как схема моноплана с громадным размахом крыла. Однако авиетка удачно эксплуатировалась в течение нескольких лет.

С мотором «Salmson» самолет «Октябренок» прошел опробования в НИИ ВВС. Испытывал машину П.М.Стефановский. В следствии опробований самолет был принят для оснащения войсковых подразделений как штабной — связной.

Во второй половине 30-ых годов XX века на авиационном параде в Тушине в числе вторых самых современных самолетов перед бессчётными зрителями демонстрировал собственный полет сверхлегкий самолет столичных студентов «Октябренок».

ЛТХ:

Модификация: «Октябренок»
Размах крыла, м: 6,00
Протяженность самолета, м: 4,12
Высота самолета, м: —
Площадь крыла, м2: 12,80
Масса, кг
-безлюдного самолета: 295
-большая взлетная: 400
Тип двигателя: 1 х ПД «Salmson»
-мощность, л.с.: 1 х 55
Большая скорость, км/ч: 115
Крейсерская скорость, км/ч: 95
Практическая дальность, км: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 1.

Легкий самолет «Октябрёнок» на лыжном шасси в МАИ. 1940 г.

Легкий самолет «Октябренок».

П.Грушин на Тушинском аэропорте перед показательным полётом «Октябрёнка». 1938 г.

«Октябрёнок» около авиалайнера К-5. Тушино 1938 г.

Пётр Грушин (справа) около самолёта «Октябрёнок». 1936 г.

Самолет «Октябренок». Рисунок.

Самолет «Октябренок». Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Ю.В.Макаров. Летательные аппараты МАИ.
Вестник ПВО. Пётр Дмитриевич Грушин.

Легкий самолет, устойчивый в воздухе даже при 40 км/ч!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Легкий многоцелевой самолет авиатика-маи-890у.

    Разработчик: МАИ Страна: СССР Первый полет: 1991 г. Авиатика-МАИ-890У — двухместный легкий многоцелевой самолет, предназначенный для начального обучения,…

  • Легкий транспортный самолет бич-14.

    Разработчик: Черановский Страна: СССР Первый полет: 1934 г. БИЧ-14 — пятиместное пассажирское «летающее крыло». Появлению этого самолета в конце 1934…

  • Легкий экспериментальный самолет а-8.

    Разработчик: СКБ Куйбышевского авиационного университета «Аэропракт» Страна: СССР Первый полет: 1985 г. На СЛА-84 куйбышевский самодеятельный клуб…

  • Легкий транспортный и связной самолет як-13.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1945 г. Тип легкого авиалайнера с закрытой кабиной, лимузина, начал развиваться задолго до Второй…

  • Лёгкий самолёт к-9.

    Разработчик: Калинин Страна: СССР Первый полет: 1930 г. Еще одной умелой машиной Харьковского авиационного завода стал двухместный многоцелевой самолет…

  • Легкий многоцелевой самолет сигма-5.

    Разработчик: Сигма Страна: Российская Федерация Первый полет: 2000 г. Сигма-5 — лёгкий двухместный многоцелевой самолёт. Создан ООО «Сигма» (г. Жуковский…