Фоторазведчик хаи-6.

      Комментарии к записи Фоторазведчик хаи-6. отключены

Разработчик: ОКБ Немана
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.Фоторазведчик хаи-6.

В связи с громадным интересом армейских к самолету ХАИ-1 летом 1933 года СТО СССР принимает ответ продолжить умело-конструкторские работы по разработке боевых автомобилей с применением хороших наработок конструкторов ХАИ.

В осеннюю пору 1933 года в замысел умелого самолетостроения ГУАП на 1933-1934 годы внесено дополнительное задание на самолеты-разведчики для конструкторских бригад (вычисляй — соперников) С.А.Кочеригина из ЦКБ завода им.Менжинского и И.Г.Немана из ХАИ. Конструкторам внесли предложение создать пример нового однодвигательного двухместного скоростного разведчика с убирающимся шасси, возможностью и пулемётным вооружением нести бомбовую нагрузку: Кочеригину — самолет СР (ЦКБ-27) с двигателем Gnome-Rhone «Mistral-Major» 14 krsd, Неману — самолет Р-10 (ХАИ-5) с двигателем М-22 и сроком выхода на заводские опробования к 1 декабря 1934 года. Помимо этого, ХАИ поручили, применяя опыт проектирования ХАИ-1, создать самолет полностью нового класса v невооруженный, скоростной фоторазведчик ФР (СФР), взявший в Проектной части порядковый номер ХАИ-6.

Бригада Кочеригина, не обремененная вторыми работами, сразу же приступила к разработке собственного проекта ЦКБ-27. Неман поступил в противном случае. Осознавая всю важность создания самолета СР, он решил прежде всего создать фоторазведчик и на нем отработать новые элементы конструкции для успешного ответа главного задания. Выход ХАИ-6 на опробования планировался к 1 сентября 1934 года.

Идею создания для того чтобы самолета выдвинул глава сектора сухопутных самолетов НИИ ВВС Б.Т.Горощенко. Изюминкой плана являлось то, что подобный самолет не имел бы оружия. Основная его защита — скорость, превосходящая быстроту полета истребителей того времени.

Эскизный проект двухместного скоростного фоторазведчика ХАИ-6 с лицензионным двигателем воздушного охлаждения М-58 (М-22У) взлетной мощностью 680 л. с. создавался бригадой ведущего конструктора С.Я.Жолковского в конце 1933 года. По схеме проектировался уменьшенный для экипажа из двух человек самолет типа ХАИ-1. В работе конструкторы ориентировались на американскую машину Нортроп «Гамма».

В январе 1934 года проект передали в НИИ ВВС, но его не утвердили ввиду низких летных данных и отсутствия серийного производства двигателя М-58. По советы С.В.Ильюшина, создали второй эскизный проект ХАИ-6 под двигатель Райт «Циклон» SGR-1820 F3 мощностью 712 л.с. В гражданском варианте предполагалось применение самолета в качестве «курьерского экспресса».

Армейские приняли проект в феврале 1934 года, а в мае утвердили представленный ХАИ древесный макет автомобили в натуральную величину. Предполагалось, что самолет достигнет большой скорости 450 км/ч на высоте 4000 м и 435 км/ч на высоте 2000 м, скороподъемности на высоту 5000 м за 8 мин., потолок 10 000 м и дальность до 1000 км. Согласитесь, цифры для тех лет впечатляющие!

Фактору скорости подчинялась вся компоновка цельнодеревянного ХАИ-6. Фюзеляж обжали до очень узкого миделя, шепетильно продумали и подобрали зализы. Убрали вовнутрь все в большинстве случаев выступающие в поток элементы: части управления (кабанчики), подножки, костыль, фланцы.

Рули выполнялись с дюралевым каркасом, крыло и стабилизатор — с фанерной обшивкой, посадочные щитки — типа ЦАПа, дюралевые.

Очень многое на машине конструкторы применили в первый раз. С целью получения большого диапазона скоростей создали идеальную механизацию крыла: сдвижные закрылки и расщепленные элероны. Крыло выполнялось цельным, неразрезным, с неразъемным стыком фюзеляжа.

Занимательной новинкой самолета ХАИ-6 стали древесные бензиновые баки — кессоны. Подобные баки во время ВОВ с целью экономии металла использовались на самолетах А.С.Яковлева и С.А.Лавочкина.

При проектировании ХАИ-6 появились значительные проблемы с убирающимся шасси. Подъем шасси осуществлялся, как и в ХАИ-5, вручную, через цепную передачу. Но сама конструкция шасси получалась сверхсложной, и в расчетах статически неопределимой.

Разработкой схемы шасси занимались пятикурсники ХАИ П.Г.Шишов и И.Д.Кравченко — ХАИ-6 стал их дипломным проектом.

Методики расчета столь сложной конструкции шасси не имелось. Все проводимые вычисления не давали достаточно правильных ответов по прочности, а на протяжении статических опробований в лаборатории ХАИ стойки шасси ломались — не выдерживал узел крепления. Тогда И.Г.Неман внес предложение такое размещение крепления узла, при котором исчезали упругие деформации. Шасси удачно прошло опробования на прочность.

Но математического обоснования не было, и в проекте ХАИ-6, представленном национальной рабочей, расчеты шасси… пропустили!

На ХАИ-6 в первый раз осуществили уникальную фототурель, которая размешалась в средней части фюзеляжа, за кабиной наблюдателя. Внизу фюзеляжа и с его боков имелись раскрывающиеся люки для фотоаппарата АФА-13. Через них осуществлялась как плановая, так и перспективная фотосъемка под углом до 80° на расстоянии в 40 — 50 км в сторону от направления полета, что стало неоспоримой новинкой для авиации.

Кроме этого в первый раз сконструировали сложное дистанционное управление поворотом фототурели и открытие затвора фотоаппарата при съемке.

Громадный и сложный количество проектирования фоторазведчика, дополняемый конструированием самолета ХАИ-5, не имел возможности не сказаться на сроках выхода ХАИ-6 на летные опробования. Дату начала опробований поменяли много раз: с 1 сентября 1934 года ее перенесли на 1 ноября, после этого снова отодвинули на 1 марта 1935 года. Но не успевали и к этому сроку.

В январе 1935 года самолет передали в производство, в только что выстроенный ХАИ и новый корпус. В надежде на будущие прочностные и статические опробования в цехах заложили сходу три экземпляра автомобили. В первых числах Июня 1935 года ХАИ-6 собрали и перевезли на аэропорт харьковского авиазавода № 135 в Сокольниках.

«В то время, когда самолет ХАИ-6 готовься , — вспоминал С.Я.Жолковский, — я отправился в Москву, в ГУАП, договариваться о летчике-испытателе для новой автомобили. В Харькове внесли предложение летчика С.А.Леваневского, с которым до этого мы не были привычны. Отечественный выбор остановился на пилоте Б.Н.Кудрине, что испытывал все самолеты ХАИ.»

Все было готово к первому вылету, в то время, когда нежданно механик самолета С.В.Кеглевич с кошмаром выяснил, что для двигателя «Райт-Циклон» нужно высокооктановое горючее. В ХАИ его не было. Но к счастью, рядом, в воинской авиационной части, подобный бензин нашелся, и с громадной предосторожностью самолет заправили.

15 июня 1935 года летчик-испытатель Б.Н.Кудрин и ведущий инженер по летным опробованиям Е.И.Бару совершили на новой машине первый полет.

ХАИ-6 удачно прошел целый количество заводских опробований, продемонстрировав скорость в 429 км/ч на высоте 2500 м — необычный всемирный рекорд для автомобилей аналогичного класса! Но мысль невооруженного скоростного разведчика среди управления ВВС поддерживалась не всеми. Влияние Б.Т.Горощенко и аргументы И.Г.Немана не убедили соперников проекта.

Еще до приезда И.Г.Немана из Америки (как член национальной рабочей группе он в 1935 году был четыре месяца в Соединенных Штатах и полмесяца во Франции) поступило указание НИИ ВВС об установке в хвосте ХАИ-6 защитной огневой точки. В ХАИ из НИИ ВВС отправили «совсем тайные» чертежи пулеметной шкворневой установки в виде выдвигающейся «корзины» для стрельбы назад. Конструкторам дали изучать чертежи установки лишь в спецотделе, под наблюдением намерено выделенных людей.

Но мидель фюзеляжа ХАИ-6 был так узок, что не разрешал разместить ни самую простую турель с пулеметом, ни эту «корзинку».

Скоро конструкторов предотвратили о грядущем визите в университет для ответа судьбы ХАИ-6 главы оружия РККА маршала М.М.Тухачевского. Утром следующего дня в ЦОМе показался Тухачевский. Он попросил продемонстрировать ему самолет, чертежи, макет стрелковой прикидки и установки по ее размещению.

В сопровождении военного и адъютанта с двумя «ромбами» (как выяснилось позднее, им был конструктор А.И.Путилов) маршал состоялся в цех к ХАИ-6.

У самолета маршала встретили директор ХАИ П.П.Красильников, ведущий конструктор Л.Д.Арсон, ведущий по опробованиям Е.И.Бару и глава бригады оружия И.Дьяченко. Об установке на ХАИ-6 оружия докладывал С.Я.Жолковский. Сняв шинель, Тухачевский подложил под самолет лист фанеры, залез под фюзеляж и лежа начал примерять разные макеты установки.

Убедившись в неосуществимости размещения оружия без утраты скоростных преимуществ автомобили, М.М.Тухачевский подтвердил заключение конструкторов, поблагодарил за старания и уехал.

Изменение тактико-технических требований армейских поставило крест на самолете ХАИ-6. Через пара месяцев ХАИ посетил глава авиационного отдела ГУАПа С.В.Ильюшин и сказал, что руководство ВВС от разведчика без оружия отказывается, и что цель его поездки — убедиться в правильности аналогичного ответа. В первых числах Ноября 1935 года умелый ХАИ-6 передали в НИИ ВВС, где его испытывал, среди них и на лыжах, летчик-испытатель П.М.Стефановский.

Тематику ХАИ-6 закрыли, а конструкторов перевели на работы по более перспективным самолетам ХАИ-5 и «Иванов».

Для И.Г.его коллектива и Немана работа над ХАИ-6 являлась еще одной ступенью на пути создания самолета-разведчика, отвечающего требованиям ВВС. Таким виделся самолет ХАИ-5, что вобрал в себя все лучшее от ХАИ-1ВВ и ХАИ-6. А к идее создания невооруженного самолета-разведчика, основной защитой которого являлась высокая скорость, возвращались еще неоднократно.

Возможно отыскать в памяти, как британцы выстроили и удачно применили во время второй мировой невооруженный древесный разведчик «Москито».

ЛТХ:

Модификация: ХАИ-6
Размах крыла, м: 9,20
Высота самолета, м: —
Площадь крыла,м2: 14,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 1020
-большая взлетная: 1730
Тип двигателя: 1 х ПД Wright SGR-1820 F3 «Cyclon»
-мощность, л.с.: 1 х 712
Большая скорость, км/ч: 429
Практическая дальность, км: 980
Практический потолок, м: 9800
Экипаж, чел: 1.

Фоторазведчик ХАИ-6.

ХАИ-6. Схема.

.

.

Перечень источников:
Вячеслав Савин. Древесная авиация доктора наук Немана.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.

Монстер Хай 1 сезон 6 серия

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: