Опытные летающие лодки douglas yoa-5 и xp3d. сша

      Комментарии к записи Опытные летающие лодки douglas yoa-5 и xp3d. сша отключены

В первой половине 30-ых годов двадцатого века ВМФ США и Летный корпус армии США стали проявлять интерес к разработке усовершенствованных двухмоторных патрульных и бомбардировочных гидросамолетов. Флот отдавал предпочтение летающим лодкам с дальностью патрулирования около 3000 миль (4830 км), тогда как летный корпус склонялся в пользу маленьких и по возможности скоростных амфибий, талантливых функционировать над водными районами совместно с бомбардировщиками наземного базирования.

Это последнее требование вытекало из неповторимой концепции (которую пробовали реализовать в Y1C-21), в соответствии с которой планировалось применять амфибии в одном строю с простыми бомбардировщиками в качестве снабжающего штурманское сопровождение спасательного-самолёта и самолёта лидера. Для удовлетворения этих противоречивых требований в компании не сильный создали два весьма похожих самолета, каковые в значительной мере представляли собой увеличенный в масштабе Douglas Dolphin. Но, не обращая внимания на значительно переработанный прототип для Флота ни один из этих экспериментальных самолетов не взял заказа на серийное производство.

Первым был создан прототип для Авиационного корпуса армии, заказанный 18 ноября 1932 года в соответствии с контрактом AC5450. Самолет, первоначально названный YB-11, был причислен к бомбардировщикам. Эта амфибия была оснащена двумя 670-сильными девятицилиндровыми двигателями Wright R-1820-13, установленными в отдельных гондолах над свободнонесущим крылом по типу Douglas Dolphin.

Самолет имел неубирающиеся поплавки и двухреданный корпус; главные стойки шасси убирались в борта фюзеляжа под передней кромкой крыла. Самолет был вооружен тремя подвижными 0,30 (7,62 мм) пулеметами: по одному в каждом из двух люков сзади крыла и еще один в застекленной носовой турели — первой таковой установке на американском гидросамолете. Турель размещалась за швартовочным люком и перед застекленной кабиной пилотов.

Опытные летающие лодки douglas yoa-5 и xp3d. сша

схемы YOA-5

Тогда как самолет находился в ходе производства, концепция применения в смешанных боевых порядках бомбардировщиков и амфибий наземного базирования была непрактичной. Так данный экспериментальный самолет был переведен в категорию самолетов наблюдения и, как следствие, был в первоначальный раз переименован, став YO-44. После этого самолет приобрел новое новое и назначение обозначение — машина стала амфибией наблюдения YOA-5.

В качестве YOA-5 самолет (заводской номер 1174, серийный номер 33-17) был собран и в январе 1935 года выполнил полет в Санта-Монику. 24 февраля 1935 года YOA-5, за что Летный корпус армии США заплатил $192348,79, был доставлен на авиабазу Райт-Филд (Wright Field), штат Огайо. По окончании оценки и испытаний в Райт-Филде в октябре 1935 года машина была приписана к 1-ой эскадрилье аэродромного обслуживания на авиабазе Лэнгли-Филд (Langley Field), штат Вирджиния.

YOA-5 (33-17) с обозначениями 1-ой эскадрильи аэродромного обслуживания (USAF)

Пребывав в ведении эскадрильи, данный самолет установил два мировых рекорда дальности для амфибий, первый из которых был осуществлен 12 декабря 1935 года, в то время, когда машина под управлением лейтенанта Х. МакКэффери (Lt H. MacCaffery), капитана Э.И. Смита (Capt A. Y. Smith) и лейтенанта Х.С. Хэнселла (H. S. Hansell) совершил беспосадочный полет длиной 1033,2 миль (1662,778 км).

Шесть с половиной месяца спустя — 29 июня 1935 года — амфибия YOA-5 под управлением генерала Ф.М. Эндрюса (Maj-Gen F. M. Andrew) и майора Дж. Уиттли (Maj J. Whittey) побили данный рекорд, пролетев без посадок 1429,685 миль (2300,86 км) по маршруту Сан-Хуан (Пуэрто-Рико) — Лэнгли-Филд. С целью достижения результата на самолет были установлены экспериментальные 930-сильные двигатели Wright YR-1820-45, но во второй половине 30-ых годов двадцатого века на машине была снова заменена силовая установка: амфибия взяла 750-сильные R-1820-25.

С этими двигателями YOA-5 оставался на авиабазе Лэнгли-Филд впредь до июня 1941 года, в то время, когда был передан на авиабазу Элмендорф-Филд (Elmendorf Field), Аляска. 31 декабря 1943 года по окончании того как машина в общем итоге налетала 1075,8 часов она в Элмендорфе была списана.

Созданный для флота XP3D-1 был более большим и замечательным самолетом, нежели амфибия для Авиационного корпуса. XP3D-1 совершил собственный первый полет 6 марта 1935 года и 6 февраля 1935 года была доставлена на авиабазу ВМФ Сан-Диего, штат Калифорния. Как и его соперник Consolidated XP3Y-1 — прототип массовых летающих лодок-амфибий Catalina — XP3D-1 был оснащен двумя радиальными четырнадцатицилиндровыми 825-сильными двигателями Pratt Whitney R-1830-58.

Но в случае если у XP3Y-1 двигатели устанавливались перед передней кромкой крыла, то у XP3D-1 мотогондолы размешались кроме этого как и на YOA-5 — выше крыла и перед ним. Практически XP3D-1 и YOA-5 имели громадное домашнее сходство, но XP3D-1 отличался от YOA-5 более высоким и громадным по площади наличием и хвостовым оперением перекатного шасси, предназначенного для буксировки самолета на перемещения и берег его на земле (beaching gear), устанавливавшимся рядом с фюзеляжем и заменившим убираемое шасси более раннего самолета.

XP3D-1 на перекатном шасси

Учитывая практически однообразные характеристики, выбор между XP3D-1 и XP3Y-1 был тяжёлым, но при заказе шестидесяти самолетов Consolidated выставляла цену $90000 за одну машину, тогда как цена самолета компании Douglas составляла $110000. Как следствие, 29 июня 1935 года с Consolidated был заключён сделку на поставку шестидесяти P3Y-1, позднее взявших обозначение PBY-1, тогда как XP3D-1 был передан на вооружение звена 1 патрульной эскадрильи 3 (VP3D1).

XP3D-1 (BuNo 9613) в заливе Санта-Моника, 9 марта 1935 года (MDC)

Предвидя возможность победить следующий договор, Дуглас решил провести в аэродинамической трубе опробования масштабной модели модифицированного XP3D-1. Результаты продемонстрировали, что характеристики летающей лодки могли быть значительно улучшены методом подъема крыла на 27 дюймов (69 см), устранением верхних гондол, установкой на передней кромке крыла 900-сильных двигателей Pratt Whitney R-1830-64 и заменой неубирающихся подкрыльевых поплавков на частично убирающиеся.

В соответствии с этим Управление аэронавтики дало согласие вернуть XP3D-1 компании Douglas для модифицирования в конфигурацию XP3D-2, включавшую установку носовой турели. По окончании того как трансформации были закончены, 15 мая 1936 года XP3D-2 был доставлен в Сан-Диего.

так смотрелся существенно усовершенствованный и доведенный до варианта XP3D-2 (MDC)

К сожалению для Дугласа компания Consolidated кроме этого улучшила собственные самолеты, и во второй половине 30-ых годов двадцатого века она получила от ВМФ США договор на поставку пятидесяти PBY-2 по цене $97960 самолет. Однако, ВМФ США решил сохранить XP3D-2, что после этого был передан базировавшейся в Сан-Диего эскадрилье VP-11F для применения в качестве

«флагманского глиссера».

Пара месяцев спустя, 8 февраля 1937 года принадлежавшая эскадрилье VP-11F летающая лодка XP3D-2 разбилась на взлете в Акапулько, Мексика.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

источник: Rene J Francillon McDonnell Douglas Aircraft since 1920 : Volume I

Бомбардировщик B-17 Летающая крепость / Оружие победы / B-17 Flying Fortress

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: