Формула успеха аэродинамики. большое приключение «миражей» с изменяемой геометрией крыла часть 2 эпизод 1

Встретив во второй половине 60-ых годов XX века громадной внимание США, экспериментальный самолет Mirage G подтвердил преимущества крыла с изменяемой геометрией на всех режимах полёта.

Летные опробования экспериментального прототипа Mirage G были возобновлены 26 марта 1968 года. Одно из главных трансформаций заключалось в установке под фюзеляжем аэродинамических гребней разных типов; задачей данной установки было увеличение устойчивости самолета. В один момент с установкой гребней был увеличен киль прототипа Mirage G. Все эти трансформации разрешили уточнить поведение самолета в полете.

29 апреля центром лётных опробований (CEV – centre d essais en vol) были выполнены два полета для новой оценки самолета. Отчет, посвященный изменяемой геометрии крыла, был хорошим:

«Возможно заявить, что главная часть Mirage G – его узел поворота консолей – трудится отлично, и что выбор, сделанный для его конструкции, весьма успешен (как минимум, по отношению к его продольным чертям). Конструкция механизма переменной стреловидности крыла есть очень успешной Неприятности, имеющиеся у Mirage G и требующие упрочнений для отладки, связаны с другими элементами конструкции самолета».

Главным предметом критики стало управление полетом:

«Реализация управления по крену не есть совершенной. Выбор интерцепторов и горизонтального оперения ведет к некоторым недостаткам, тем более, что в нынешней конструкции Mirage G вряд ли возможно разглядывать полный отказ от отклонения хвостового оперения, которое было резервным методом на случай отказа электрической совокупности (интерцепторы имеют дублированную электрическую систему, но их степень надёжности не есть достаточной для результатов исследований)».

В CEV подчернули, что опробования продолжаться:

«Значение выбранной схемы не может быть полностью оценено по окончании исполнения испытательных полетов на малой высоте с громадной скоростью».

Сотрудничество с Соединенными Штатами

По согласованию с минобороны компания Dassault в рамках программы Mirage G вступила в сотрудничество с американской авиастроительной компанией Ling Temco Vought Aerospace Corporation (LTVAC), Даллас, штат Техас. LTVAC по окончании консультаций с правительством представила проект оснащенного двумя ТРД Pratt Whitney TF-30 самолета с изменяемой геометрией крыла и попросила у компании Dassault техническую помощь, и ее участие в работах по программе VAFX (экспериментальный палубный истребитель-бомбардировщик – будущий F-18), проводимой ВМФ США.

1 апреля 1968 года в служебной записке компании Avions Marcel Dassault сообщалось о сотрудничестве с американской компанией:

«Mirage G возможно выстроен в вариантах самолета помощи наземных перехватчика и сил. Компания Dassault может дать лицензию Ling Temco.

По заказу Ling Temco компания Dassault может выполнить изучения и подготовить чертежи двухмоторного самолета, что возможно всецело выстроен во Франции за счет компании Dassau кое-какие элементы смогут быть изготовлены в Америке.

Данный оснащенный двумя двигателями TF30 самолет может заменить F-111 либо двухмоторный самолет с силовой установкой меньшей мощности, предназначенный для реализации программ FX либо AVX [программы перспективных истребителей для ВМФ и ВВС США].

Серия данных самолетов возможно выстроена в Соединенных Штатах частично или полностью по лицензии, которую компания Ling Temco обязана будет оплатить компании Dassault».

В апреле 1968 года председатель совета директоров компании Avions Marcel Dassault Бенно Клод Вальер отправился в Соединенных Штатах, дабы обсудить вопросы сотрудничества с управлением американской компании Ling Temco Vought (LTV). Он кроме этого обратил внимание собственных собеседников на оснащенный одним двигателем TF30 экспериментальный самолет Mirage G, что уже летал во Франции и что в морской версии сможет приступить к полетам значительно стремительнее. Помимо этого, господином Вальером было указано, что двигатель TF30, что тяжело приспособился к воздухозаборникам General Dynamics F-111, лучше трудился на Mirage G.

21 по 27 мая 1968 года делегация LTV пребывала во Франции, для получения представления об экспериментальном самолете Mirage G. Американцы заинтересовались самолетом и 18 июля 1968 года подписали с компанией Avions Marcel Dassault договор, разрешавший им приобретать техническую помощь французской компании в области передовых разработок, среди них и разработок, которые связаны с изменяемой геометрией крыла. Кроме этого обе компании подписали главное соглашение о консультациях, обмене и сотрудничестве технической информацией в совместных проектах.

Соглашение сохранялось в тайне. В течение летних месяцев пятнадцать инженеров конструкторского бюро компании Dassault находились в Соединенных Штатах.

Английское недовольство

18 сентября 1968 года на проходившем в Фарнборо интернациональном авиасалоне президент LTV Aerospace Corporation Пол У. Тайер (Paul W. Thayer) и Бенно Клод Вальер заявили, что на протяжении их контактов обе компании обсудили множество возможностей предполагаемого сотрудничества и поняли, что для современного производства они применяют схожую аэродинамическую схему с высоким размещением крыла и низким горизонтального оперения. В следствии они подписали два соглашения:

«1. главное соглашение в вопросах консультаций, сотрудничества, технического обмена, касающихся гражданского секторов и военного, что разрешит каждой из компаний иметь большую эффективность. Это главное соглашение кроме этого разрешает обеим компаниям заключать особые соглашения по конкретным авиационным программам, воображающим обоюдный интерес;

2. первое особое соглашение с целью разрешить компании LTV приобретать техническую помощь со стороны Avions Marcel Dassault в области авиационной техники и передовых разработок, в том числе и в разработке крыла изменяемой стреловидности. Компания Avions Marcel Dassault создала и выстроила Mirage G – единственный (за исключением F-111) западный самолет с изменяемой геометрией крыла.

Большинство летных опробований была уже совершена и продемонстрировала как превосходство выбранной схемы и феноменальные летные качества самолета.

Так, благодаря соглашениям с Avions Marcel Dassault компания LTV, которая являлась одной из пяти авиастроительных компаний, принявших участие в конкурсе на создание для ВМФ США самолета в рамках призванной заменить F-111B программы VFX (истребитель, будущий F-14), существенно укрепила собственные позиции».

Объявление соглашения породило большое количество откликов в интернациональной прессе и перешло на дипломатический уровень.

Тогда как французская пресса уделяла этому соглашению громадное значение и во всех статьях, размещённых на данную тему, заостряла внимание на национальной гордости, то в английской прессе данное заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы. В том месте не был забыт случившийся во второй половине 60-ых годов XX века отказ Франции от программы AFVG (см. «Формула успеха аэродинамики. Громадное приключение «миражей» с изменяемой геометрией крыла Часть 1 Эпизод 2»).

19 сентября английские газеты отдали теме франко-американского соглашения большую часть полос. Чаще всего видевшимися словами были

«предательство», «обман», «саботаж», «двойная» игра «и пощёчина».

20 сентября в газете «Financial Times» была более спокойная статья:

«данное соглашение ни за что не результат прошлого связанного с ракетами и самолётами франко-английского сотрудничества и что сотрудничество между французской и американской компаниями будет успешным».

Со своей стороны президент ассоциации английских авиаконструкторов Дж. Х. Грин (J. H. Green) объявил, что

«французы не обманывали британцев; никто из английских авиастроителей не уверен в том, что французы их предали».

21 сентября английская пресса практически единогласно покончила с упреками, направленными в первоначальный сутки в адрес компании и французского правительства Dassault. Было признано, что являющаяся личной компания Dassault имеет полное право устанавливать связи с странами и теми компаниями, с которыми ее управление сочтет нужным. Газета «Times» писала:

«в этом случае [со стороны французского правительства] вряд ли имела место преднамеренная недоброжелательность».

23 сентября инцидент был исчерпан, и ядовитых статей, которые связаны с франко-американским соглашением, больше уже не было.

Хвалебные высказывания о французской программе…

22 сентября по необычному стечению событий новый посол Соединенного Королевства во Франции господин Кристофер Сомс (Sir Christopher Soames) в Елисейском дворце вручил верительные грамоты генералу де Голлю. В собственных речах посол и президент старались выделить то, что объединяет обе страны, в противном случае, что разделяет их.

17 октября 1968 года в ходе брифинга репортер задал вопрос Марселя Дассо:

«Из-за чего вы решили продолжить создание самолета с изменяемой геометрией крыла в одиночку, а не в сотрудничестве с британцами?»

Ответ был в высшей степени дипломатичным:

«Я не могу забыть, что это Королевские ВВС победили Битву за Британию, которую кроме этого возможно назвать Битвой за Свободу. Иначе, британские авиастроители постоянно пользовались с моей стороны громадным уважением, равно как и я для них: они наградили меня громадный золотой медалью Королевского авиационного общества.

Я стал первым французом по окончании Луи Блерио, кто взял эту приз. Я не жалуюсь, и я был бы весьма рад сделать франко-английский самолет».

За этими хорошими словами были запрятаны более острые:

«на данный момент это происходит; первым проектом франко-английского сотрудничества стал Jaguar, а вторым – авиалайнер Concorde.

Работы над обоими этими проектами длится, не смотря на то, что имеет место некое повышение затрат. Благодаря этого, в то время, когда компания Dassault совместно с британцами приступила к третьему проекту – самолету с переменной стреловидностью крыла – то по окончании работ, длившихся в течение нескольких месяцев, французское правительство объявило, что у него нет средств на данную программу, по крайней мере на тот период, в который она должна была проводиться».

В собственном ответе Марсель Дассо поднял другую проблему – двигатели:

«Для успешной реализации франко-английской программы требуется выстроить не только планер самолета, вместе с тем нужно изготовить и двигатели, потому, что довольно данного проекта обращение шла о двухмоторной машине. При помощи подручных средств и за относительно маленькие деньги мы выстроили одномоторный Mirage G, что был оснащен крылом с изменяемой стреловидностью.

И еще, в случае если в один прекрасный день покажется возможность сделать совместный проект с британцами, то я первым обрадуюсь этому, равно как и мои сотрудники».

С 31 октября по 13 ноября 1968 года два пилота ВМФ США (лейтенант-командеры [капитаны 3-го ранга] Том Н. Кастнер [Tom N. Kastner] и Томас Дж. Кэссиди [Thomas J. Cassidy]) испытали Mirage G и поделились собственными впечатлениями [1]:

«Создание этого экспериментального самолета есть громадным успехом. […] отделка и Изготовление автомобили как по конструкции, так и по оборудованию (трубопроводы, кабели и т.д.) – превосходные. […] Летные качества являются необыкновенными и редкими для самолета с таким расширенным диапазоном режимов полета. […] Так, переменная стреловидность крыла трудится и трудится отлично. У вас имеется хорошая база, и мы желали бы иметь ее у себя.

Очень высокий уровень качества изготовления самолета отображается во всей конструкции Mirage G. […] Управление полетом и средства помощи в пилотировании (aides au pilotage) Mirage G являются превосходными. […] Самолет, по-видимому, возможно всецело пригодным в качестве носителя оружия во всем испытанном диапазоне летных режимов без средств помощи в пилотировании. Летные качества в данной области являются весьма впечатляющими. […] Самолет оптимален во всех режимах, испытанных на протяжении полета [2]».

Генерал Отто Дж. Глассер (Gen. Otto J. Glasser), технический директор научно-исследовательских и умело-конструкторских работ ВВС Соеденненых Штатов, совершил полет на Mirage G и имел весьма хорошие суждения о французской программе. Анри Деплан (Henri Deplante) вспоминал:

«Все были поражены сверхбыстрым развитием отечественной программы и сперва желали определить о величине суммы затраченных на нее национальных средств. Я запросил об этом генерала Бонте (General Bonte), бывшего в те годы главой испытательного центра.

В то время, когда в 15 часов пришел ответ, этот бюджетным управлением ВВС (25 миллионов долларов), то отечественный визитёр развел руками и после этого поделился собственной проблемой: выбор компоновки, которую ВВС Соеденненых Штатов должны будут принять для собственного будущего истребителя, колеблется между F-14 с крылом с изменяемой геометрией и F-15 с крылом с фиксированной геометрией. Война во Вьетнаме показала необходимость русских и опасность ракет громадной маневренности для перспективных истребителей; американские технические работы, думается, отдают предпочтение самолету с крылом с фиксированной геометрией и малой удельной нагрузкой. Данный комментарий не покинул нас равнодушными [3]».

но конкурс победил F-14 Tomcat

Наконец, в начале 1969 года стал известен победитель конкурса ВМФ США; им стал Grumman F-14 Tomcat – двухдвигательный самолет с изменяемой стреловидностью крыла. В соответствии с американскому законодательству победитель конкурса приобретал наборы документации проигравших проектов. Жан Кабриер (Jean Cabriere) вспоминает об этих неожиданных взаимоотношениях:

«В то время, когда мы проиграли, американцы сообщили нам: «Вы сейчас лишние (досл. участники хора для мальчиков – enfants de chœur). LTV не смогла победить, и это было сделано для того, чтобы получить ваши ноу-хау в данной области». Мы были поражены, в то время, когда сотрудники компании Grumman попросили у нас кое-какие дополнительные сведения относительно деталей, каковые им были не понятны. Для нас это смотрелось очень необычным!

Но дела были нами прекрасно улажены [4]».

Но Mirage G интересовал Пентагон, что собирался обеспечить американский флот вторым палубным истребителем, что был бы меньше и дешевле, чем F-14 Tomcat. В июне 1969 года лейтенант-коммандер (капитан 3-го ранга) Кастнер отправился во Францию для исполнения полетов на Mirage G, а в июле данный экспериментальный самолет пилотировали майоры ВВС Соеденненых Штатов Ховер (Hoever) и Левингтон (Levington). Их выводы были полны восторженных эпитетов:

«Экспертная группа была впечатлена качествами самолета и совершила большое количество часов, изучая будущее и разработку самолета. Весьма не так долго осталось ждать стало ясно, что Mirage G не спонтанное создание либо плод какой-то сиюминутной технологии. Он скорее результат бессчётных изучений, шепетильно спланированных и созданных для получения конкретного результата.

Не смотря на то, что кое-какие из мотивов, приведших к созданию Mirage G, носят социально-экономический темперамент, главная их часть относится к исходным правилам, каковые смогут быть применены при создании и проектировании американских самолетов. […] Мы думаем, что самолет Мираж G имеет во всем испытанном нами диапазоне режимов полета хорошие пилотажные характеристики как для боевого самолета, так и для истребителя завоевания превосходства в воздухе [5]».

Но, не обращая внимания на внимание американцев, ни один французский самолет с изменяемой стреловидностью крыла в составе ВМФ США не показался.

Формула успеха аэродинамики. большое приключение «миражей» с изменяемой геометрией крыла часть 2 эпизод 1
по окончании первой серии опробований Mirage G взял подфюзеляжные гребни, содействовавшие увеличению устойчивости на малой скорости

в совместном полете Mirage G (на переднем замысле) и Mirage F2. Фюзеляж первого имел большое количество неспециализированного с фюзеляжем второго

команда летных опробований компании Dassault с группой американцев, прибывших во второй половине 60-ых годов XX века для тестирования Mirage G

с 4 по 10 ноября 1968 года два американских пилота выполнили на Mirage G четыре испытательных полета. На представленном снимке Томас Дж. Кэссиди, что пребывал в составе экспериментальной эскадрильи ВМФ США VX-4

от имени испытательного центра авиации ВМФ США (Naval Air Test Center) Том Н. Кастнер пилотировал Mirage G в ноябре 1968 и в июне-июле 1969 года. В собственном докладе он выделил, как у компании Dassault отработана конструкция крыла с изменяемой геометрией

пилоты испытательного центра авиации ВМФ США были впечатлены чертями Mirage G

макет истребителя LTV V-507 (на переднем замысле) с штурмовиком A-7 Corsair II (слева) и истребителем F-8 Crusader (на заднем замысле). Влияние компании Dassault заметно в конструкции воздухозаборников – обычной для ее «миражей»

при техпомощи Dassault компания LTV создала проект палубного истребителя V-507. Данный двухмоторный самолет должен был нести две ракеты дальнего радиуса действия Phoenix, четыре ракеты средней дальности Sparrow и две ракеты Sidewinder для ближнего боя. Победителем в конкурсе стал Grumman F-14 Tomcat

  1. адмирал Винсент П. де Пуа (L’Amiral Vincent P. de Poix), помощник главы управления разработки военно-морских операций ВМФ США, и генерал Джеймс Фергюссон (General James Ferguson), глава руководства совокупностей оружия ВВС Соеденненых Штатов, находились в Истре на протяжении нескольких летных показах экспериментального самолета Mirage G
  2. рапорт майора Кастнера о полетах на Mirage G, 13 ноября 1968 года, архивы компании Dassault
  3. Henrj Deplante, A la conquete de l’air, Edisud, 1985, p. 184.
  4. интервью с автором
  5. технический отчет 69-32, август 1969 года, архивы компании Dassault

источник: Claude Carlier «Une formule aerodynamique gagnante. La grande aventure des «Mirage» a geometrie variable» «Le Fana de l’Aviation» 2014-08

Marcel Dassault: Avions de Legende

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: