Iii всесоюзные планерные состязания 1925 года.

      Комментарии к записи Iii всесоюзные планерные состязания 1925 года. отключены

Iii всесоюзные планерные состязания 1925 года.

III Всесоюзные Планерные Состязания проходили на горе Клементьева с 27 сентября по 11 октября 1925 года. До официального открытия с 14 сентября проводились учебно-тренировочные полеты. Главой технического комитета был Е.И.Майоранов.

На III ВПС учавствовали германские планеристы Мартенс, Шульц, Папенмейер, Сессльбах, Неринг, Эспенлауб, Шауэр и советские — Арцеулов, Кудрин, Юнгмейстер, Зернов, Сергеев, Яковчук и другие.

На вершине горы было установлено пять палаток-ангаров. Участники состязаний (около 200 человек) были расквартированы в селении Коктебель. На старт их доставляли на можарах, а вечером автотранспортом.

Перед допуском к полетам планеры подвергались испытанию и техосмотру на прочность. На крылья накладывали мешки с песком с двух- либо трехкратной нагрузкой. Наряду с этим измерялась величина прогиба крыла. В следствии планеры подразделялись по трем категориям:
-рекордные;
-тренировочные;
-учебные.

На протяжении полетов на старте были организованы измерений и службы погоды. Высота полета, расстояние для места посадки и время полетов определялись посредством теодолитов, барографов и дальномеров, установленных на борту рекордных планеров.

Все полеты выполнялись с горы Клементьева. Для умелых, тренировочных и учебных полетов употреблялись в основном нижние северные склоны. Взлет планеров производился буксировкой планера стартовой командой веревкой либо тросом.

Германские планеристы показали запуск планера посредством резинового амортизатора. По окончании посадки планеры буксировали обратно на старт посредством лошадей.

Полеты осуществлялись в соответствии и «Инструкцией по полетной части III ВПС», которая регламентировала порядок допуска к полетам, действия на старте и в воздухе.

На III ВПС приняло участие 40 советских и 7 германских планеров, было совершено 374 полета неспециализированной длительностью 61 час. 31 мин. Пять советских планеров до начала III ВПС учавствовали в планерных состязаниях 1925 года в Германии.

Это были планеры: «Москва», «Змей Горыныч», «Красная Пресня», «Закавказец» и КПИР-4.

Самой большой группой были планеры Московской губернии и Москвы, их было 22. Как и в первой половине 20-ых годов XX века в постройке столичных планеров очень деятельное участие принимали слушатели Академии Воздушного Флота и исходя из этого многие планеры имели обозначение «АВФ». Среди них были планеры рекордного и тренировочного типа С.В.Ильюшина, А.С.Яковлева, М.К.Тихонравова, В.С.Вахмистрова, И.И.Артамонова, Г.Ф.Бураго и других.

Среди учебных планеров много были видоизмененные копии планера П.Н.Клементьева АВФ-11. Это были планеры Столичной планерной школы такие как «Каширский железнодорожник», «Морлет Клементьев».

Киевский политехнический университет представил три рекордных планера: КПИР-1, КПИР-1бис и КПИР-4. Успешные полеты были совершены на КПИР-1 еще на II ВПИ, а на КПИР-4 — на состязаниях в Германии. На КПИРах было совершено наибольшее число рекордных полетов, выполненных начальником планерного кружка летчиком К.Н.Яковчуком.

Из вторых планеров направляться отметить двухместный «Нижегородец», продемонстрировавший рекордные успехи. Именно на III ВПС были представлены планеры, потом ставшие широко известными: «Белгородец» Б.Н.Шереметева, Г-1 В.К.Грибовского и Ю-1 А.Б.Юмашева. Кроме этого были представлены экспериментальные планеры: БИЧ-4, КИМ-2, «Трапеция» Б.И.Черановского, планер-тандем летчика Лойко, парусный планер «Красные Сокольники» — прообраз современных дельтапланов.

Очень стоит выделить первый коммунистический планер железной конструкции из кольчугалюминия «Владимирский пионер», представленный конструкторами АВФ Я.М.Курецкесом, В.Д.Сорокинвм, Н.П.Королевым.

Германские планеристы привезли с собой 7 рекордных планеров-монопланов, отличавшихся друг от друга большим удлинением крыла: «Консул», «Маргарита», «Мориц», «Вдова Больте», «Феникс», «Ветхий Дессауэр», «Эспенлауб-5». В большинстве случаев все они имели схему типа парасоль, легкие и прочные свободнонесущие крылья, владевшие некоей эластичностью и фюзеляжи малого миделя. Особенное внимание в германских планерах уделялось упращению разборки и сборки, которве занимали около 5 мин.

Любой планер имел собственную транспортную тележку в которой компактно и надежно размещались в особых зажимах все части планера.

Флаг на старте III ВПС был поднят 14 сентября, но из-за безветрия первые учебные полеты состоялись 16-го и длились впредь до 26 сентября. Кроме этого в это время проводились полеты по опробованию планеров на протяжении которых были повреждены планеры: Г-1, АВФ-20, КПИР-1, АВФ-13бис. 26 сентября при попытке взлета разбил собственный планер Л-1 «Тандем» летчик Лойко.

Кроме этого при на протяжении балансировочных полетов были разбиты планеры: КИМ-2, «планер» и Аист «Без девиза».

В воскресенье 27 сентября 1925 года в присутствии 3000 зрителей произошло официальное открытие III ВПС. 30 сентября были совершены первые продолжительные полеты: Арцеулов на КПИР-1 — 1 ч. 18 мин., Юмашев на Ю-1 — 1 ч. 30 мин. и германский планерист Шульц на «Морице» — 5 ч. 49 мин. 1 октября был рекордным днем на северном старте. Яковчук на КПИР-1бис установил всесоюзный рекорд длительности полета — 9 ч. 36 мин. 15 сек.

Посадку он создавал уже в темноте через час по окончании захода солнца. Германский планерист Хессельбах превысил всемирный рекорд длительности полета с пассажиром — 5 ч. 39 мин. 36 сек.
2 октября германский планерист Шульц на планере «Мориц» установил новый рекорд длительности полета — 12 ч. 6 мин. 25 сек. Посадку он произвел в темноте при свете костров.

5 октября ночью неожиданно налетевшим шквалом было снесено три палатки-ангара, а пребывавшие в них планеры были разбиты. Невредимыми были германские планеры и советские «Закавказец», «Нижегородец», «Красная Пресня», АВФ-19, «Белгородец», «Ремшколец» и пара вторых кроме этого запакованных в коробки для обратной отправки.

7 октября на планере «Красная Пресня» погиб Валентин Михайлович Зернов.

В итоге на III ВПС были достигнуты результаты, перекрывающие пять мировых рекордов, два из которых принадлежали советскому летчику Л.А.Юнгмейстеру.
На одноместных планерах по высоте полета: 1 приз — Нерингу за полет на «Консуле», 435 м, 2 приз — Шульцу за полет на «Морице» 405,5 м, 3 приз — Арцеулову за полет на КПИР-4 340 м.
По длительности полета: 1 приз — Шульцу за полет на «Морице» 12 ч. 6 мин. 25 сек. 2 приз — всесоюзный рекорд Яковчука на КПИР-1бис 9 час.

35 мин. 15 сек.
По дальности полета: 1 приз — Нерингу за полет на «Консуле» 24,4 км. 2 приз — Юмашеву за полет на планере Ю-1 4,8 км.

На двухместных планерах были перекрыты три мировых рекорда. Юнгмейстер на планере «Нижегородец» продемонстрировал дальность — 10 км и высоту — 336 м, Хессельбах на планере «Маргарита» — длительность полета 5 ч. 30 мин. 36 сек.

Было отмечено участие в III ВПС последовательности снова показавшихся планерных кружков. Конструкции их планеров были выполнены технически грамотнее, чем у новичков на прошлых состязаниях. Но наровне с удачами отмечались и негативные стороны советского планеризма тех лет. Это — обилие поломок, каковые сопровождались травмами и одна трагедия. Советские планеры уступали по качеству германским (аэродинамическое уровень качества, управляемость, простота и прочность конструкции).

Многие планеры были доставлены на III ВПС в недостроенном виде. Принятые нормы прочности были не хватает обоснованы, в особенности планеров с громадным размахом крыла. Учебные планеры были не хватает прочны, а их ремонт и конструкция чересчур сложными.

Отсутствовали стационарные ангары для планеров и подсобные помещения, что приводило к дополнительным трудностям при хранении, ремонте планёров и техническом обслуживании.

изучение и Анализ недочетов III ВПС содействовали приобретению полезного опыта для планерных состязаний большого масштаба. В ходе проведения состязаний с участием германских планеристов происходил обоюдный обмен опытом по конструированию планеров, методике учебного планеризма, организации и проведению громадных состязаний.

.

.

Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.

1972г. Надежда Павлова. Всесоюзный конкурс артистов балета

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: