Еще одна неизвестная война. действия авиации во франко-тайском конфликте 1940 года

      Комментарии к записи Еще одна неизвестная война. действия авиации во франко-тайском конфликте 1940 года отключены

Летом 1940 года правительство Тайланда начало оказывать сильное дипломатическое давление на Францию, только что познавшую печаль сокрушительного поражения от фашистской Германии на европейском театре боевых действий, с целью вернуть громадные территории Камбоджи и Лаоса, в то время входившие в состав Французского Индокитая. Эти земли Сиамское Королевство[1] в начале XX века было вынуждено дать Франции — тогда еще могучей колониальной державе, имевшей широкие владения фактически во всех регионах земного шара.

Фиаско антигитлеровской коалиции в Европе содействовало стремительному росту японского влияния на Дальнем Востоке по большому счету и в Индокитае в частности. Японцы заставили Францию прекратить боеприпасов и поставки оружия в Китай через северовьетнамский порт Хайфон (Haiphong) и начали добиваться согласия «хозяев» на собственный военное присутствие во Вьетнаме.

Французское колониальное правительство в Ханое в сложившейся обстановке было настроено скорее уступить этому давлению, чем осложнять отношения с могущественной Империей Восходящего Солнца. Тайланд же, со своей стороны, был действительно встревожен таким трансформацией соотношения сил в Индокитае, потому, что оно угрожало Бангкоку не только крушением радужных надежд на скорое возвращение потерянных территорий, но и усилением позиций вьетнамцев — ярых противников Тайланда в давнем соперничестве за право принимать во внимание главенствующей нацией на полуострове.

Взвесив все «за» и «против» и стараясь, как говорится, не потерять момент, и, по всей видимости, сохраняя надежду на поддержку и понимание собственной позиции со стороны Японии, тайский глава правительства генерал-майор[2] Пибул Сонгхрам (Pibul Songkhram) решил официально получать от кабинета Виши возвращения желаемых «законно-исконных» владений. Запросу на наибольшем правительственном уровне предшествовала шумная кампания в дипломатических кругах и прессе, целью которой было формирование публичного мнения и подготовка населения страны к вероятным негативным последствиям.

Но, учитывая положение, в которой находится Франция к сентябрю 1940 года, Бангкок не без оснований рассчитывал на то, что его претензии смогут быть удовлетворены без хлопот. Но надеждам этим не суждено было сбыться. Правительство Петэна решительно отклонило притязания господина Сонгхрама и компании, приказав губернатору Французского Индокитая адмиралу Деку (Decoux) всеми имеющимися средствами и силами пресекать каждые попытки нарушения территориальной целостности колонии.

Еще одна неизвестная война. действия авиации во франко-тайском конфликте 1940 года

Ситуация в регионе накалялась . 22 сентября 1940 года Япония захватила северную часть Вьетнама, «откусив» сходу половину его территории, что повлекло за собой резкое увеличение напряженности во франко-тайских отношениях.

На границе с Камбоджей и Лаосом на протяжении реки Меконг (Мекопд) участились случаи перестрелок из пулемётов и ручного оружия, а армейские самолеты будущих соперников охраняли собственный воздушное пространство, не упуская случая «прогуляться» и над территорией сопредельного страны. С каждым днем становилось все яснее, что конфликт не удержится в рамках дипломатической войны и вот-вот перерастет в открытое столкновение.

Французские колониальные армии на полуострове к осени 1940 года насчитывали 50 тыс. человек (из которых только 12 тыс. были французами, а остальные набирались из местных жителей и в других владениях), около 100 миномётов и орудий и 30 танков. Помощь сухопутным силам на море имели возможность оказать суда Восточного Флота, в воздухе — примерно 100 самолетов национальных ВВС. самые современными автомобилями были семнадцать истребителей Morane-Saulnier MS-406 и один многоцелевой «двухмоторник» Potez-63-11.

Все они еще до начала Второй мировой были реализованы Китаю, но в сентябре 1939 года конфискованы французским правительством и включены в состав колониальных ВВС практически за считаные дни до отправки из Хайфона. Десять «Моранов» были сведены в истребительную эскадрилью 2/595, а оставшиеся семь хранились в резерве. «Потэ» стал персональным самолетом командующего 41-й Авиагруппой.

Забегая вперед напомним, что он практически не использовался в грядущем конфликте, сделав всего пара вылетов на разведку. направляться также подчернуть, что на всех MS-406 отсутствовало главное оружие: 20-миллиметровые пушки «Испано» успели-таки послать в Китай на втором корабле еще до получения распоряжения о конфискации автомобилей.

Не считая названной выше, французы имели в Индокитае две бомбардировочные эскадрильи — 2/41 и 2/42, в первую из которых входили четыре самолета Farman F.221, пребывавшие на полуострове еще с 1937 г., а во вторую — шесть Potez 542. Главную же массу военной авиации Франции в районе грядущих военных действий составляли шестьдесят устаревших бипланов Potez 25Т0Е, сведенных в пять разведывательных эскадрилий. Наконец, действия над морем имели возможность осуществлять десять одномоторных летающих лодок Loire 130 из 1-й Эскадрильи Руководства Южными Базами.

Противостояли этим не через чур впечатляющим силам 60 тыс. человек армии Тайланда с небольшим количеством и артиллерией легких танков. Королевские Тайские ВМС не могли, пожалуй, действительно соперничать с французами, в особенности в вопросе боевой выучки экипажей судов, но в случае если оценивать количественный и качественный состав воздушных флотов соперников, то преимущество, — в случае если и не подавляющее, то, по крайней мере, очень ощутимое, — выясняется на стороне Тайланда.

Королевские Тайские Воздушные Силы (RTAF) имели в своем распоряжении около 125 боеготовых самолетов и еще от двадцати до тридцати в резерве. Основной оперативно-тактической единицей была эскадрилья, три эскадрильи составляли авиакрыло. Авиакрыльев было пять: два истребительных, два бомбардировочно-разведыватель-ных и одно тренировочное.

самый многочисленным типом боевого самолета у тайцев был двухместный биплан Chance Vought V-93 Corsair, закупавшийся в Соединенных Штатах с 1934 года и производившийся по лицензии в Тайланде в двух модификациях — разведывательной (V-93S) и штурмовой (V-93SA). Причем V-93SA несли достаточно замечательное оружие из четырех курсовых пулеметов калибра 7,62 мм. Всего «Корсаров» насчитывалось около шестидесяти, на них летали четыре разведывательных (32-я, 34-я, 42-я, 44-я) и три штурмовых (35-я, 41-я, 43-я) эскадрильи.

Главным типом истребителя тайских ВВС был Curtiss Hawk III — маневренный биплан с убирающимся шасси. Двадцать четыре таких самолета, поступивших из Америки в 1935 году и еще пара штук, выстроенных по лицензии, входили в состав четырех истребительных эскадрилий (70-й, 71-й, 72-й, 73-й). Еше одна эскадрилья (80-я) имела на вооружении двенадцать «Кертиссов» более ранней модели Hawk II, закупленных в первой половине 30-ых годов XX века.

самые современными самолетами Тайланда были одиннадцать цельнометаллических истребителей-монопланов Curtiss Hawk 75N — экспортной версии находившихся на вооружении ВВС Соеденненых Штатов автомобилей Р-Зб с неубирающимся шасси в обтекателях. Всего их было получено двенадцать, но один истребитель разбился на протяжении опробований. Самолеты были вооружены двумя 23-мм подкрыльевыми пушками «Мадсен» датского производства с боезапасом по сто снарядов на ствол и двумя синхронными пулеметами в фюзеляже.

Эти самые опасные для французов автомобили вошли в 60-ю истребительную эскадрилью. Кроме этого достаточно грозную силу воображала 50-я бомбардировочная эскадрилья, имевшая в собственном составе шесть двухмоторных самолетов Martin 139WS. В дополнение к перечисленным, для обеспечения воздушной связи ВВС располагали тринадцатью монопланами Fairchild 24, на каковые, при крайней потребности, могли быть возложены и боевые задачи.

Руководство тайских ВВС с нетерпением ожидало поставок из америки новых самолетов — истребителей North American NA-68 и легких штурмовиков NA-69 (обе модели представляли собой развитие тренировочного NA-16 Texan), каковые планировались на замену устаревшим «Корсарам» и «Хокам», но 9 октября правительство Соединенных Штатов наложило эмбарго на поставку боевой техники Тайланду. Уже посланные и ожидавшие погрузки на корабль в порту Манилы на Филиппинах NA-69 были конфискованы 10 октября, а истребители NA-68 так и не покинули базу хранения компании North American в Калифорнии.

Но свято место пусто не бывает — определив о демарше американцев, собственные самолеты Бангкоку без промедлений внесла предложение Япония. Уже в последних числах Октября 1940 года в Японию отправилась тайская закупочная рабочая группа из восьми человек во главе с техническим директором ВВС, члены которой по окончании просмотра нескольких предложенных моделей остановили собственный выбор на двух конструкциях компании Mitsubishi — легком бомбардировщике Ki-30, что в Тайланде предполагалось применять в роли пикирующего, и среднем двухмоторном бомбардировщике Ki-21-Ib, строившемся по лицензии на фабриках компании Nakajima.

Всего закупили 24 «тридцатки» и 9 «двадцать первых». Одномоторные Ki-30 показались в Тайланде уже в последних числах Ноября—начале декабря. Самолеты перегоняли двенадцать тайских и двенадцать японских пилотов. Данный факт, и необычная быстрота, с которой новые автомобили были освоены летным составом и введены в строй, потом разрешили французам утверждать, что на протяжении конфликта на Ki-30 летали японские добровольцы (что не соответствовало действительности).

Из самолетов, взявших собственное наименование «Нагоя» в честь японского города, в котором они были произведены, организовали две бомбардировочные эскадрильи под неспециализированным руководством винг-коммандера Фуэна Роннапакаса Риддагани (Fuen Ronnapakas Riddhagani) — бывшего летчика-истребителя, а потом — маршала RTAF. Новые эскадрильи были названы в честь премьера страны «Пибул Сонгхрам 1» и «Пибул Сонгхрам 2». Ki-21 показались в Тайланде в последних числах Декабря, но подготовка их экипажей затянулась, и самолеты опоздали принять участия в военных действиях.

В октябре-ноябре 1940 года количество инцидентов на границе продолжало неуклонно расти. В первых числах Октября руководство RTAF перевело тридцать шесть «Корсаров» 32-й, 34-й, 42-й и 43-й эскадрилий на северо-восток Тайланда в качестве ответной меры на возросшую активность французов в этом районе. Самолеты разместили на аэропортах Удон Тани (Udon Thani), Убон (Ubon) и Нахон Фаном (Nakhon Phanom). На последнюю базу перелетели и девять истребителей «Хок III» 70-й эскадрильи.

На юге в боевую готовность на авиабазе Чантабури (Chanthaburi) привели «Кертиссы» 71-й и 72-й эскадрилий и V-93S 44-й эскадрильи. Этим подразделениям вменили в обязанность патрулирование побережья до границы с Камбоджей вместе с ВМС, руководство которых снабдило летчиков копиями справочников Jane’s Fighting Ships 1939-40 гг. издания для облегчения опознавания с воздуха судов французского флота. В завершение начальной подготовки к «громадной драке» девять «Хоков II» 80-й эскадрильи перевели на аэропорт Прачинбури (Prachinburi) неподалеку от столицы страны.

Французы, со своей стороны, кроме этого усиленно укреплялись на протяжении границы с Тайландом, по большей части наращивая силы в Лаосе, где ситуация была самая напряжённой. В октябре тяжелые «Фарманы» эскадрильи 2/41 деятельно трудились в качестве транспортников, осуществляя перевозку воинов в район лаосской столицы Вьентьян (Vientiane); в укрепленных городах на протяжении Меконга разместились средства и дополнительные силы пехоты ПВО.

В конце месяца в Ханое были собраны семь истребителей MS-406, до этого хранившиеся в резерве. Из них организовали эскадрилью 2/596 под руководством лейтенанта Орватта (Horvatte). Из шести пилотов-добровольцев, не считая начальника только один имел опыт полетов на истребителе, и эскадрилья срочно приступила к интенсивным тренировкам.

В 20-х числах ноября в Лаосе была организована 596-я авиагруппа под руководством капитана Бодена (Bodin), в которую, не считая «новорожденной» 2/596, вошли разведывательная эскадрилья 1/596 с восемью бипланами Potez-25T0E под руководством лейтенанта Андло (Andlauer). Задачей группы стала защита участка границы между городами Тахек (Thakhek), где базировались истребители, и Саваннахет (Savannakhet), где размещались «Потэ»…

* * *

Первое столкновение в воздухе случилось 28 ноября 1940 года В начале утра начальник 596-й авиагруппы капитан Боден взлетел на «Потэ» 1-й эскадрильи с авиабазы Саваннахет на воздушную разведку участка лаосско-тайландской границы на протяжении Меконга. В качестве истребительного эскорта выступали три «Морана» из 2/596, каковые пилотировали ведущий звена лейтенант Орватт и адъютанты ВМС Шаталь (Chatal) и Мулинь (Mouligne).

Около 8:00 местного времени, находясь недалеко от тайского города Нахон Фаном, французы были неожиданно атакованы одиночным «Корсаром» из 42-й эскадрильи RTAF, пилотируемым экипажем в составе флайт-лейтенанта Санита Нуанмани (Sanit Nuanmani) и сержанта Брайона Сукомонджана (Вгауоп Sukomonjan). Тайцы дали пара пулеметных очередей по «Моранам», каковые, сманеврировав, сами постарались атаковать противника.

Неизвестно, чем бы закончилась схватка для «Корсара», если бы на помощь товарищам не подоспела пара истребителей «Хок III» из 70-й эскадрильи. Но, сейчас ни одна из сторон не смогла причинить сопернику какой-либо урон, и все самолеты возвратились на собственные базы без повреждений. Практически сразу после посадки Шаталь и Мулинь не не смущаясь доложили собственному начальнику о том, что в горянке собственного первого в жизни воздушного боя они попросту забыли перезарядить пулеметы «Моранов» и не смогли сделать ни одного выстрела…

Это маленькая «драчка» имела продолжением двухнедельный период достаточно интенсивных столкновений фактически по всей протяженности границы, состоявших в основном из продолжительных артиллерийских и пулеметных обстрелов с обоих активных действий и берегов Меконга авиации противоборствующих сторон. Тайские ВВС, по большей части, сосредоточили свои силы на штурмовках и дневных бомбардировках артиллерийских полевых аэродромов и позиций соперника в окрестностях Са-ваннахета. Французы же предпочитали чёрное время суток для бомбовых ударов по разным объектам на территории Тайланда с целью свести к минимуму возможность встреч собственных самолетов с значительно более бессчётными и лучше вооруженными истребителями RTAF.

На юге боевые действия открылись 1 декабря. В данный сутки с берегового наблюдательного поста около маленького тайского города Трат (Trat) в акватории Тайланда были обнаружены три французских корабля. С авиабазы Чантабури взлетели три «Хока III» 72-й эскадрильи, вооруженные 110-фунтовыми (50-кг) бомбами.

В то время, когда самолеты показались над целью, с флагмана французской группы был открыт достаточно сильный зенитный пламя, что, но, не помешал тайским пилотам призвести бомбометание с пикирования, но ни одна из бомб в цель не попала; было отмечено только пара так называемых «родных промахов». Следом за первой была выслана вторая тройка истребителей (сейчас превратившихся в пикировщиков), которая кроме этого отбомбилась напрасно.

Только третьему звену повезло — по возвращении пилоты рассказали о попадании в один из судов группы, которая сейчас уже легла на обратный курс в сторону Камбоджи. В ночь на 2 декабря французское радио подтвердило тот факт, что один из судов взял повреждения.

Утром того же дня в 9:00 одиночный «Хок III» 70-й эскадрильи нападал недалеко от города Нахон Фаном два французских самолета неустановленного типа (быть может, «Потэ 25ТOЕ»), После этого к нему присоединились еще два «Кертисса», взлетевшие по тревоге с близлежащего аэропорта. Воздушный бой продлился около десяти мин., по окончании чего все три тайских истребителя приземлились на собственной базе. Пилоты рассказали о сбитом самолете соперника, но французская сторона не подтвердила утрату либо повреждение собственной автомобили.

Осознавая всю серьезность разрастающегося конфликта и, в особенности, опасность, которую воображали для тайских бипланов французские истребители MS-406, руководство RTAF решило о срочной переброске на авиабазу Удон Тани трех самолетов «Хок 75N» 60-й эскадрильи. Первый боевой вылет эти монопланы совершили 2 декабря на боевое патрулирование на протяжении Меконга от Вьентьяна до Нахон Фанома, но самолеты соперника не оказались. Позднее в тот же сутки «Корсары» нанесли бомбовый удар по артиллерийским позициям французов на берегу Меконга наоборот Нахон Фанома.

По окончании обрисованных событий стороны забрали маленькую паузу, и боевые вылеты не производились до 8 декабря, в то время, когда в 11:35 несколько тайских «Корсаров», эскортируемая тройкой «Хоков 75N», атаковала армейский лагерь около Вьентьяна. Французских истребителей в небе не было, но нападавших встретил сильный зенитный пламя, помешавший прицельному бомбометанию; наряду с этим легкие повреждения взял V-93 ведущего группы флайт-лейтенанта Санита Нуанмани.

В ответ на данный налет на следующее утро в 5:00 четверка французских самолетов скинула на Нахон Фаном около десятка бомб разных калибров. В один момент артиллерия подвергла город интенсивному обстрелу. В 6:20 в этом же районе три «Потэ 25ТOЕ» были атакованы тройкой тайских «Корсаров» 42-й эскадрильи. В следствии стычки пилоты RTAF заявили о сбитом французском самолете, что, якобы, упал либо вынужденно сел около лаосского города Тахек.

Час спустя над Нахон Фаномом показалась пара «Потэ 25Т0Е» эскадрильи 1/596, каковые сходу подверглись атаке одиночного «Хока III» из 70-й эскадрильи, но французы хорошо отстреливались и итогом воздушного боя на этот раз выяснилось легкое ранение пилота «Кертисса». «Потэ» не взяли повреждений. По окончании полудня «посетить соседа» отправились уже тайцы: три «Корсара» в сопровождении одного «Хока 75N» постарались атаковать французский аэродром около Тахека.

В один момент вторая несколько для того чтобы же состава вылетела для нанесения удара по аэропорту у Саваннахета, но из-за нехорошей погоды самолеты были вынуждены развернуть с полдороги назад. Первой четверке по большому счету не повезло: на протяжении посадки на собственной базе в Удоне в условиях нехорошей видимости один V-93 разбился.

Рано утром 10 декабря французские самолеты бомбили Удон, но результатом этих действий была лишь смерть двух гражданских в городе, а армейские объекты не пострадали. Ответный движение был уже традиционен: практически сразу после восхода солнца многочисленная несколько «Корсаров» атаковала аэродром соперника у Вьентьяна. Но тайцам успех сопутствовал еще в меньшей степени, чем их неприятелям: нанести какой-либо ущерб не удалось.

Кроме того — на отходе от цели сильным зенитным огнем был подожжен самолет все того же Санита Нуанмани, а его воздушный стрелок погиб. Раненому пилоту удалось перетянуть через Меконг и покинуть горящую машину на парашюте уже над собственной территорией недалеко от городка Нон Хай (Nong Khai), но 23 декабря он умер в военного госпиталь от ожогов и ран, купив к этому времени славу национального храбреца.

В течение нескольких последующих дней французы совершили последовательность утренних налётов и ночных на города Тайланда. В 1:00 12 декабря пара «Потэ 25ТОЕ» бомбили Нахон Фаном. Поднявшийся на перехват «Хок III» из 70-й эскадрильи был в первой же атаке сбит оборонительным огнем, его пилот пайлот-офицер Юан Суксерм (Juan Sukserm) погиб.

Четыре часа спустя одиночный бомбардировщик скинул собственный груз на город Сакон Нахон (Sakon Nakhon), вторая машина снова бомбила Нахон Фаном и, наконец, третий «француз» (предположительно — «Потэ 542» из эскадрильи 2/42) вывалил четырнадцать бомб на город Мукдахан (с далека). Эффект от этих налетов был скорее моральным, поскольку не пострадали кроме того гражданские.

Но руководство RTAF не планировало и потом разрешать сопернику без всяких последствий сыпать «подарки» на головы собственных граждан, и днем три «Хока 75N» 60-й эскадрильи, незадолго до переведенные из Удон Тани в Убон, с подвешенными бомбами приступили к патрулированию над территорией Лаоса, пробуя найти места базирования французских бомбардировщиков. Облетев последовательно пара полевых аэропортов и не найдя на них самолетов неприятеля («Потэ 25ТOЕ» в Лаосе днем были так прекрасно замаскированы, что найти их с воздуха было фактически нереально, а тяжелые самолеты французов совершали ночные рейды с баз в центральном Вьетнаме, вне пределов досягаемости тайских истребителей), пилоты отбомбились по лаосским городам Паксе (Pakse), Чампасак (Champasak) и Салаванг (Salawang).

Французы обеспокоились присутствием недалеко от конфликта для того чтобы страшного соперника, и 13 декабря перед восходом солнца пара «Потэ 25ТOЕ» в этом случае вправду удачно ударили по авиабазе Убон, стёрши с лица земли на стоянке «Хок 75N» начальника звена тайских истребителей флайнг-оффицера Пана Суванарака (Pan Suwanarak). Это был, пожалуй, первый весомый итог, достигнутый бомбардировщиками французских ВВС с момента начала налетов. Два оставшихся тайских «Хока 75N» опять охраняли над Лаосом в отыскивании вражеских самолетов на земле, но снова бесполезно.

Следующий сутки снова принес проблеме тайским авиаторам, причем в этом случае без какого-либо участия французской стороны. Несколько «Корсаров» и «Хоков III» получила приказ нанести бомбовый удар по Саваннахету под прикрытием одиночного «Хока 75N», но при взлете с аэропорта Убон в предрассветной темноте данный истребитель врезался в разбегающийся «Хок III», пилот которого погиб на месте; оба самолета были разбиты. Позднее этим же днем два новых «Хока 75N» 60-й эскадрильи перелетели в Убон для восстановления бо

Как использовали советские войска вертолеты во время войны в афганистане

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: