Десантно-грузовой планер к-г.

      Комментарии к записи Десантно-грузовой планер к-г. отключены

Разработчик: Л.П.Курбала
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.

Л.П. Курбала трудился главой серийного КБ завода № 81 в Тушине, где выпускались самолеты Як-4. Практически сразу после начала войны, его позвали в НКАП к помощнику наркома Александру Сергеевичу Яковлеву, где выдали задание на разработку десантного планера, талантливого перевозить 76-мм пушку с боекомплектом, либо легкую танкетку, либо 20-25 десантников. На исполнение эскизного проекта дали 20 дней.

Так, Л.П.Курбала был в последовательности вторых конструкторов, взявших подобное задание. Учитывая срочность задания, решили применять материалы проекта двухбалочного бомбардировщика, что СКБ Курбалы разрабатывало в инициативном порядке.

По окончании утверждения и рассмотрения проекта для его реализации коллективу выделили тарный завод в Сталинграде, которому присвоили громкое наименование — завод № 490. Л.П.Курбала в том направлении назначался главным директором и конструктором. Обстановка была непростой: не хватало квалифицированного персонала, станочного парка и материалов.

Пара исправилась обстановка при прибытии фирм, эвакуированных из западных районов. В таких условиях было тяжело рассчитывать на высокий уровень качества производимой продукции. Это в будущем, наряду с другими факторами, пагубно сказалось на судьбе планера Курбалы.

На заводе № 490 сходу заложили серию из 10 умелых планеров, взявших обозначение К-Г (Курбала-Грузовой).

По собственной схеме планер К-Г существенно отличался от схем вторых советских конструкторов и поразительно напоминал германский планер Gо-242, созданный в конце 1940 года. Планер имел двухбалочную схему, складывающуюся из центрального фюзеляжа и двух хвостовых балок. Крыло не имело подкосов, а главным материалом было дерево.

Оно имело два лонжерона и фанерную обшивку. Элероны — щелевые. В будущем предусматривалась установка интерцепторов и посадочных щитков, каковые отсутствовали на первом экземпляре К-Г.

Вместительный фюзеляж полумонококовой конструкции крепился к низу центроплана. В носу оборудовалась кабина пилота с обычным фонарем, левое стекло которого возможно было скинуть для аварийного покидания планера. Справа от пилота было сиденье для начальника десанта.

В грузовой кабине на протяжении бортов монтировались откидные сиденья для десантников. Для их возможной выброски и посадки с парашютами имелись две двери: спереди — на левом борту, позади — на правом. Грузовая кабина завершалась обтекателем, что на шарнирах имел возможность откидываться вверх, образуя громадный погрузочный люк. Концевая часть обтекателя была застеклена и имела шкворневую пулеметную установку.

Вместимость планера составляла 22 воина либо 18 парашютистов.

Хвостовое оперение — двухкилевое. Кили — продолжение килевых балок. Стабилизатор размешался между балками.

Они имели фанерную обшивку, а рули — полотняную.

Шасси было трехколесным, с носовой опорой. Главные стойки имели пирамидальную конструкцию, сваренную из металлических труб, которая крепилась к центроплану. Стойка имела колесо размером 900 х 300 мм.

На передней стоке устанавливалось колесо размером 600 х 250 мм.

Для скорейшего начала летных снятия и испытаний главных летных черт первый экземпляр К-Г строили в упрощенном варианте — без некоторых агрегатов и систем. Оказавшийся планер без груза имел весьма заднюю центровку, что потребовало установки балансировочного груза массой 188 кг. Масса безлюдного планера оказалась 2941 кг, а с нагрузкой (20 десантников) — 5429 кг. По проекту, в расчеты закладывалась стартовая масса 4400 кг.

Перетяжеление в 1 тонну было следствием отсутствия опыта в проектировании тяжелых планеров у КБ Курбалы и нехорошей производственной культуры на заводе № 490.

Опробования умелого планера проходили с 9 января по 22 февраля 1942 года на аэропорте под Сталинградом. Летал В.П.Фёдоров. Буксировал планер ТераБайт-3. Опробования сразу же осложнились поломками, доработками, исправлениями производственного брака и корректировками проекта.

Обнаружилась недостаточная прочность некоторых узлов.

В следствии совершённых опробований узнали, что летные эти К-Г не соответствуют техническим требованиям из-за недостаточной прочности и перетяжеления конструкции. Но благодаря возможности транспортирования тяжелых грузов, которой не было у других советских планеров, К-Г советовали к серийному производству, само собой разумеется, по окончании устранения всех замечаний.

К середине 1942 года был выстроен второй умелый экземпляр, названный «К-Г-Эталон». Предполагалось, что он станет эталоном для серии. Планер имел следующие трансформации. Установили интерцепторы и щитки, и триммер на руле высоты.

Установили новое шасси, складывающееся из посадочных лыж и сбрасываемой тележки, с колесами размером 600 х 250 мм. Увеличена прочность фюзеляжа, недалеко от передней стойки, хвостовых балок, стабилизатора, узлов крепления крыла к фюзеляжу и т.д. Увеличили площадь элеронов и снабдили их роговой компенсацией.

В кабине установили штурвал вместо ручки. Был выполнен ряд других доработок. В следствии масса безлюдного КГ-Эталона возросла до 3740 кг.

В июне 1942 года по железной дороге планер был перевезен в Москву, где 25 июня 1942 года начались опробования. Летали летчики В.П.Фёдоров и М.Ф.Романов. Опробования продемонстрировали, что от многих неприятностей не удалось избавиться. Управление планером выяснилось тяжелым, сохранились ограничения на скорость полёта и буксировки. Помимо этого, тележка при сбросе имела возможность отскочить от почвы и ударить по планеру.

Но, это была неприятность всех аналогичных конструкций. Громадный вес К-Г-Эталона ограничивал выбор самолета-буксировщика. В то время рассматривался ТераБайт-3 с моторами АМ-34РНБ и ДБ-3 (при сниженном взлетном весе).

По итогам летных опробований решили что, не обращая внимания на последовательность хороших качеств, К-Г-Эталон запускать в серийное производство не нужно. На этом история планера К-Г закончилась. Этот пример говорит о том, что, не обращая внимания на кажущуюся простоту, создание тяжелого планера требует наличия определенного опыта в создании аналогичных конструкций, опытных ряда работ и проведения исследований, наличия материалов, хорошего качества и само собой разумеется, соответствующей культуры в производстве.

ЛТХ:

Модификация: К-Г (К-Г Эталон)
Протяженность, м: 16,2
Размах крыла, м: 20
Высота, м: 2,85
Площадь крыла, кв. м: 80 (80,2)
Вес безлюдного планера, кг: 2941 (3740)
Нагрузка на крыло, кг/кв. м: 91
Макс. скорость буксировки, км/ч: 170 (200)
Макс. аэродинамическое уровень качества: 13,2
Экипаж — пилоты + десантники: 1 + 20

Десантно-грузовой планер к-г.

Первый экземпляр планера К-Г.

К-Г. Схема.

.

.
Перечень источников:
К.А.Кузнецов. Десантные планеры Сталина 1930-1955 гг. «С неба — в бой!»
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.

Первый полет восстановленного учебного планера Zile-2 (БРО-11)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер г № 2 «цк комсомола».

    Разработчик: Г.Ф.Грошев Страна: СССР Первый полет: 1933 г. Рекордный, одноместный планер конструкции Г.Ф.Грошева выстроен в первой половине 30-ых годов…

  • Планер ш-4 «темп».

    Разработчик: Б.Н.Шереметев Страна: СССР Первый полет: 1932 г. Двухместный планер конструкции Б.Н.Шереметева, предназначенный для тренировок и рекордных…

  • Планер п-5 «буревестник».

    Разработчик: В.П.Невдачин Страна: СССР Первый полет: 1923 г. Одноместный рекордный планер П-5 «Буревестник», конструкции бывшего военного…

  • Планер г-14.

    Разработчик: Грибовский Страна: СССР Первый полет: 1934 г. Планер Г-14 проектировался и строился как двухместный учебный аппарат для обучения фигурным и…

  • Транспортный планер г № 8.

    Разработчик: Грошев Страна: СССР Первый полет: 1936 г. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века работы над транспортными планерами все же привлекли…

  • Планер онк-6.

    Разработчик: О.Н.Кабанов Страна: СССР Первый полет: 1936 г. Двухместный учебный фигурно-буксировочный планер конструкции О.Н.Кабанова был выстроен в…