Андрей харук. «шестёрка» из колоды антони фоккера

      Комментарии к записи Андрей харук. «шестёрка» из колоды антони фоккера отключены

На протяжении Первой Мировой самолеты марки «Фоккер» являлись одними из главных типов истребителей кайзеровской Германии. Звучно заявив о себе собственными известными «Айндеккерами» (истребителями-монопланами «Фоккер» E.I, E.II, E.III и E.IV), компания, но, скоро была потеснена соперниками – «Хальберштадтом» и в первую очередь «Альбатросом», сумевшими создать более действенные истребители-монопланы.

Пробуя забрать реванш, Антони Фоккер (Anthony Fokker) в начале 1917 г. инициировал разработку многих новых моделей истребителей, различавшихся силовыми установками и аэродинамической компоновкой. До Января этого года под управлением главы конструкторского бюро компании Рейнхольда Платца (Reinhold Platz) было создано, ни большое количество, ни мало – 23 новых умелых примера истребителей. Эти автомобили, например, дали начало известным моделям «Фоккер» Dr.I, D.VII и E.V (D.VIII).

А вот ещё один самолет из той же когорты – биплан «Фоккер» D.VI – хоть и попал в серийное производство, строился в заметно меньшем количестве и есть значительно менее известным среди любителей авиации.

Андрей харук. «шестёрка» из колоды антони фоккера

История создания

«Генеалогия» храбреца отечественного повествования достаточно запутанная, и чтобы разобраться в ней, необходимо начать издали. Итак, 12 июня 1917 г. Антони Фоккер дал указание Платцу приступить к проектированию самолета под обозначением D.VI – биплана под ротативный мотор «Оберурсель» Ur.II мощностью 110 л.с. (копия французского «Рона»). Что же тут непонятного и запутанного? – спросит читатель.

Дело в том, что в этом случае D.VI являлось фирменным обозначением, а не армейским индексом, а проектируемая машина была лишь отдаленным предком серийного истребителя с таким обозначением. Изначально Фоккер планировал предложить собственный D.VI австро-венгерским воздушным силам, наладив его производство на заводе MAG (Magyar Altalanos Gepgyaar RT, другими словами AO «Венгерские объединенные машиностроительные фабрики»), расположенном в предместье Будапешта Матьяшфёльде. Выбор был неслучаен, потому, что оборотистый предприниматель держал контрольный пакет акций данной компании (кстати, и авиамоторный завод «Оберурсель» кроме этого был под контролем Фоккера).

Родство «фирменного» D.VI с более поздним «армейским» «Фоккером» D.VI было непрямым. Уже на протяжении постройки умелого экземпляра А. Фоккер распорядился переделать его из биплана в триплан, дав должное «триплановому буму», охватившему германские авиастроительные компании по окончании появления на Западном фронте выстроенного по таковой схеме истребителя «Сопвич».

Так, умелый D.VI (обозначаемый кроме этого V.3), которому присвоили заводской номер (Werknummer) 1661 стал предшественником «Фоккера» Dr.I – с той отличием, что на D.VI, в отличие от серийных трипланов, отсутствовали межкрыльевые стойки. Такое ответ, принятое в рвении максимально снизить лобовое сопротивление, выяснилось ошибочным – аппарат был подвержен сильной вибрации и в серию не попал.

5 июля 1917 г. Фоккер заказал Платцу ещё один умелый истребитель, кроме этого обозначавшийся как D.VI (W/n 1697). Эта машина, изначально вспоминавшая как триплан, и стала прототипом «Фоккера» Dr.I. Но в осеннюю пору Фоккер снова возвратился к идее истребителя-биплана, оборудованного ротативным двигателем – той самой, которая легла в базу проекта первого D.VI. Прототип V.9 (W/n 1831) полностью повторял «Фоккер» Dr.l – за исключением крыла.

Он воображал собой полутораплан (биплан, площадь нижнего крыла которого намного меньше, чем верхнего) с двухлонжеронным верхним крылом и однолонжеронным нижним. Крылья соединялись между собой парой V-образных стоек, а верхнее крыло крепилось к фюзеляжу при помощи четырех подкосов в форме трехгранных пирамид. Фюзеляж, хвостовое оперение и шасси только малыми подробностями отличались от «Фоккера» Dr.I.

Первоначально на самолет установили 80-сильный «Оберурсель» U.0, но в ноябре 1917 г. заменили более замечательным мотором Ur.II (110 л.с.). В некоторых публикациях утверждается, что эта машина была принята армейскими как истребитель «Фоккер» D.VI, взяв армейский номер 1630/18, но однозначного подтверждения этому факту нет.

Предстоящим стимулом для развития конструкции V.9 стало объявление руководства кайзеровской авиации о намерении провести в начале 1918 на данный момент. первый конкурс истребителей. Антони Фоккер, не хотя «складывать яйца в одну корзину», подготовил к этому конкурсу аж девять разных прототипов (более подробная информация о них приведена в таблице).

Среди них было и два самолета V.13, воображавших собой предстоящее развитие V.9 и различавшихся силовой установкой: V.13/1 (W/n 1983) взял 11-цилиндровый ротативный мотор «Оберурсель» Ur.II (110 л.с.), a V.13/2 (W/n 2054) — 11-цилиндровый биротативный двигатель «Сименс-Гальшке» Sh.HI (160 л.с.). К началу конкурса первый прототип успели переделать, установив более замечательный мотор «Оберурсель» Ur.III (145 л.с.).

Самолеты V.13 отличались от V.9 (не считая силовой установки) конструкцией бипланной коробки: нижнее крыло сделали двухлонжеронным, а межкрыльевые стойки – N-образными. Поменяли и схему крепления верхнего крыла к фюзеляжу, сделав её подобной «Фоккеру» D.VII. Характерным отличием V.13/2 являлся вырез в средней части верхнего крыла, служащий для улучшения обзора из кабины пилота.

Помимо этого, данный умелый экземпляр взял шасси увеличенной высоты, разрешающее применить воздушный винт большего диаметра.

Первый конкурс истребителей проходил с 20 января по 12 февраля 1918 г. в Адлерсхофе под Берлином. Как мы знаем, победителями в нем стали самолеты V.11 (правильнее, V. 11/2, отличавшийся удлиненным фюзеляжем) и V.18, являвшиеся прототипами «Фоккера» D.VII, и «Пфальц» D.VII – биплан с ротативным мотором (но, в серию внедрили не эту машину, а модификацию D.VIII с двухстоечной бипланной коробкой вместо одностоечной).

Оба V.13 продемонстрировали на протяжении конкурса хорошие летные эти, но были забракованы из-за ненадежных двигателей. Прежде всего это касалось установленного на V.13/2 мотора «Сименс-Гальшке», талантливого устойчиво трудиться до переборки в течение всего 7-10 часов. Однако, армейские решили принять самолет на вооружение, присвоив обозначение «Фоккер» D.VI. Подразумевалось, но, что серийные автомобили возьмут пускай и менее замечательные, но более качественные «Оберурсели» Ur.II либо «Гебель» Goe.II.

Обе модели двигателей развивали мощность 110 л.с. Ввиду перехода к менее замечательному двигателю были предприняты меры для облегчения планера серийного истребителя – в частности, длину фюзеляжа «Фоккера» D.VI если сравнивать с V.13/1 уменьшили на 45 см, на столько же уменьшился и размах верхнего крыла. В итоге, взлетная масса серийной автомобили составила 583 кг против 640 кг у V. 13/1.

В марте 1918 г. компания взяла заказ на 120 истребителей «Фоккер» D.VI. Первая серийная машина (армейский номер 1631/18) в первый раз поднялась в воздух с заводского аэропорта в Шверине 26 апреля 1918 г. Самолет сразу же послали в Адлерсхоф для официальных летных и статических опробований. Подробности их малоизвестны, но результаты, возможно, удовлетворили армейских, потому, что в мае 1918 г. компания взяла заказ на ещё 150 «Фоккеров» D.VI. Но, выстроены были не все заказанные автомобили.

В Мае 1918 г. было сдано 23 «Фоккера» D.VI, в июне – 26 экземпляров, в июле – ни одного и в августе – последние девять аэропланов. Так, с учетом первой автомобили, выпущенной в апреле, было произведено 59 серийных «Фоккеров» D.VI (в некоторых публикациях указывается более «круглая» цифра в 60 автомобилей). Обстоятельством прекращения производства «Фоккеров» D.VI стала борьбе со стороны другого изделия той же компании – «Фоккера» E.V.

Данный моноплан-парасоль, оборудовавшийся тем же мотором, что и «Фоккер» D.VI, превосходно зарекомендовал себя на протяжении второго конкурса истребителей и поменял биплана на производственной линии.

Большинство выпущенных «Фоккеров» D.VI комплектовались двигателями «Оберурсель» Ur.II (110 л.с) либо «Тулин» – теми же «Рон», производимыми в Швеции. Пара экземпляров взяли-таки проблемные двигатели «Оберурсель» Ur.III (145 л.с.). А вместо моторов «Гебель» Goe.II устанавливались новые Goe.III (160 л.с.) – их взяли 12 самолетов (номера 1637/18, 1639/18, 1640/18, 1643/18 и с 1669/18 по 1676/18).

Стрелковое оружие не отличалось от стандарта для германских истребителей того времени и складывалось из пары 7,92-мм синхронных пулеметов.

Предстоящим развитием семейства «Фоккер» D.VI стал прототип V.33, показавшийся летом 1918 г. В целом он напоминал V.9, но с двухложеронным нижним крылом, модифицированным хвостовым оперением и рядом вторых трансформаций. На самолете установили мотор «Оберурсель» Ur.II. Машина не позвала интереса у военных и серийно не строилась, но будущее её была достаточно продолжительной. В то время, когда по окончании подписания перемирия А. Фоккер перебрался со своей компанией в Нидерланды, в числе вторых самолетов он привез и V.33, которого применял в качестве персональной автомобили впредь до 1922 г.

боевое применение и Служба

Начало производства «Фоккеров» D.VI совпало по времени с выпуском первых серий другого изделия «Фоккера» – D.VII. Благодаря своим хорошим летным чертям, «семерка» скоро затмила собой все другие истребители. «Выжить» в конкурентной борьбе смогли только те автомобили, каковые сумели занять специфичные «экологические ниши». Одной из таких ниш являлись части ПВО, закрывавшие города Германии – Kest (Kampfeinsitzerstaffel, практически – «боевые отряды одноместных самолетов»).

В этих частях особенно ценились истребители с ротативными двигателями, фактически мгновенно готовыми к работе и взлету по тревоге (двигатели жидкостного охлаждения потребовали довольно долгого прогрева). Нашли в них место и «Фоккеры» D.VI. Они проходили службу в Kest 1а и Kest 1b, закрывавших, соответственно, города Манхейм и Карлсруэ, а также в Kest 4b.

На Западном фронте они использовались, в основном, на довольно спокойном участке в Эльзасе-Лотарингии. В частности, отряд Jasta 80b в первых числах Августа 1918 г. взял не меньше шести «Фоккеров» D.VI, но, ввод самолетов в строй затянулся из-за отсутствия масла для ротативных моторов. Имелись такие аэропланы и в Jasta 75.

В октябре 1918 г. к списку частей, эксплуатировавших «Фоккеры» D.VI, добавились отряды Jasta 84 и Jasta 90. Но, по сути, они не были новыми – их образовали методом реорганизации и объединения отрядов ПВО (в Jasta 84 вошли Kest 4а и Kest 4b, а в Jasta 90 – Kest 1а и Kest 1b).

По состоянию на конец июня 1918 г. в боевых частях был 21 «Фоккер» D.VI, два месяца спустя – 27. Но, к тому времени предписывалось применять такие самолеты лишь в качестве тренировочных – для переучивания на новые истребители с ротативными двигателями пилотов, имевших опыт работы только на самолетах с рядными моторами.

Если сравнивать с «Драйдеккером» «Фоккер» D.VI отличался значительно лучшим обзором из кабины, обусловленным отсутствием среднего крыла. Пилоты отмечали легкость самолета в управлении, чувствительность к перемещениям ручки, хорошую маневренность. На малых высотах он кроме того превосходил в скорости «Фоккера» D.VII. К тому же, при виражах появлялась вибрация крыла.

Кроме этого самолет отличался хорошими взлетно-посадочными качествами.

«Шестерки» для двуединой монархии

Появление новых прототипов истребителей Фоккера под ротативные моторы совпало по времени с внедрением в производство на австрийском заводе «Штейр» нового замечательного 11-цилиндрового двигателя для того чтобы типа. Как и германские «Оберурсели» серии Ur, он воображал собой развитие трофейного французского «Рона».

Но в случае если германские инженеры только робко намекали на галльскую родословную собственных изделий маленькой буковкой «г», то их австрийские сотрудники были более откровенными – двигатель производства «Штейр» именовался Le Rhone (St). Изделие развивало мощность 150 л.с. (в ряде публикаций указывается 155 либо кроме того 160 л.с.). В декабре 1917 г. австро-венгерский Летный арсенал (Flars) разослал авиационным компаниям запрос на создание истребителя под новую силовую установку.

А. Фоккер, возможно, определил об этих замыслах значительно раньше, потому, что уже в осеннюю пору 1917 г. начал постройку двух самолетов под австрийский «Рон». Один из них – триплан V.7 (w/n 1981) — был заказан 24 октября. Самолет по большей части соответствовал «Фоккеру» Dr.l, отличаясь удлиненным на 55 см фюзеляжем. Вторая машина – V.12 (w/n 1980) — была заказана двумя днями ранее.

Она представляла собой биплан, подобный V.13. Оба самолета 3 января 1918 г. были посланы в Матьяшфёльд, на завод MAG, где на них установили двигатели Le Rhone (St). Прототипы взяли австро-венгерские армейские номера 90.03 и 90.04.

Позднее к ним присоединилась и третья машина – V.22 (90.05), представлявшая собой адаптированный для Австро-Венгерской империи «Фоккер» D.VII.

В первых числах Мая 1918 г. все три прототипа новых истребителей в присутствии А. Фоккера были показаны представителям Авиационного арсенала. Наисильнейшее впечатление на них произвел V.12. 9-13 июля 1918 г. на аэропорте Асперн состоялся австро-венгерский конкурс истребителей, на протяжении которого на V.12 летали обер-лейтенант Линке-Кроуфорд (Linke-Crowford) и обер-лейтенант Гавел (Gawel).

Разумеется, они остались довольны машиной, потому, что было решено, не ждя налаживания лицензионного выпуска на предприятии MAG, купить партию таких аэропланов производства завода в Шверине. В соответствии с подписанному договору, приобретался прототип V.12 и 14 серийных «Фоккеров» D.VI, забранных из партии, заказанной для Германии. В августе 1918 г. в Австро-Венгерскую империю послали первые семь самолетов (номера с 1632/18 по 1635/18, 1641/18, 1642/18 и 1644/18).

Но к тому времени отношение к «шестерке» успело охладеть, и от приемки остальных автомобилей австрийцы отказались, потребовав заменить их «Фоккерами» D.VII или D.VIII.

«Фоккеры» D.VI поступали в Австро-Венгерскую империю без вооружения и двигателей. Их доставляли на завод MAG, где устанавливали моторы «Штейр» и 8-мм пулеметы «Шварцлозе». В совокупности нумерации австро-венгерского армейского ведомства «Фоккеру» D.VI присвоили номера с 04.101 до 04.107 (шифр «04» был закреплен за всеми изделиями производства «Фоккер»).

На фронт австро-венгерские «Фоккеры» D.VI попасть опоздали. По окончании провозглашения и распада империи в 1919 г. в Венгрии советской власти, они попали в состав военной авиации Венгерской советской республики. Первоначально, шесть из них пребывало в Шомбатели. В марте 1919 г. три самолета (04.101, 04.102 и 04.103) были включены в состав 1-й авиагруппы в Матьяшфёльде.

Потом по крайней мере один самолет этого типа служил в 8-м авиаотряде венгерской Красной армии. Его пилотировал фельдфебель Александр Каша (Alexander Kasza), бывший пилот истребительной авиароты Flik 55/J, одержавший на протяжении Первой Мировой шесть побед.

Будущее большинства венгерских «Фоккеров» D.VI по окончании падения советской власти малоизвестна. Достаточно увлекательным и в определенной мере таинственным есть сообщение в чехословацких статьях о двух «Фоккерах» D.VI, по окончании окончания войны появлявшихся во владении частного лица, приобретшего их «по случаю» в Будапеште. Австро-венгерское происхождение самолетов подтверждается и установленными на них моторами «Штейр».

В осеннюю пору 1921 г. велись переговоры о продаже этих «Фоккеров» D.VI министерству национальной обороны Чехословакии, но сделка так и не состоялась. Единственный же оставшийся в Венгрии аэроплан этого типа был списан лишь в 1926 г.

Достаточно неясностей и в послевоенной судьбе германских «Фоккеров» D.VI. Как мы знаем, что в начале 1919 г. американская рабочая группа приняла в Кобленце две много бывших германских самолетов, в числе которых было и три «Фоккера» D.VI, но что с ними сталось в будущем – неясно. Как минимум, одна машина досталась французам, испытавшим её в полете.

Краткое техническое описание самолета «Фоккер» D.VI

Одноместный одномоторный истребитель-биплан смешанной конструкции, по многим техническим ответам сходный с самолетами «Фоккер» Dr.l и D.VII.

Фюзеляж прямоугольного сечения и хвостовое оперение фактически аналогичны «Фоккеру» Dr.l. Комплект фюзеляжа – сварная ферма из металлических труб переменного диаметра (уменьшающегося к хвосту). Закругленная верхняя часть фюзеляжа перед кабиной образована железным страницей обшивки, за кабиной верх фюзеляжа обшит фанерой. Боковые поверхности фюзеляжа – от капота двигателя и за кабину пилоту – кроме этого обшиты фанерой.

Полотняная обшивка закрывает не только хвостовую часть фюзеляжа, но и те участки, где имеется фанерная обшивка.

Хвостовое оперение складывается из стабилизатора (подкрепленного двумя подкосами), двухсекционного руля высоты с роговой аэродинамической компенсацией и руля направления (неподвижный киль отсутствует). Каркас оперения – из металлических трубок, обшивка – полотняная.

Бипланная коробка цельнодеревянной конструкции в целом подобна «Фоккеру» D.VII, но снижена в размерах. Комплект каждого крыла складывается из двух фанерных нервюр и коробчатых лонжеронов. Последние, в отличие от «Фоккера» D.VII, имеют отверстия облегчения. Обшивка носка крыла (до задней кромки переднего лонжерона) – фанерная, другая – полотняная. Задняя кромка крыла образована металлической проволокой. Элероны имеются только на верхнем крыле.

N-образные межкрыльевые стойки, и подробности крепления верхнего крыла к фюзеляжу, выполнены из металлических труб.

Шасси неубирающееся, пирамидальной конструкции, по конструкции подобно «Фоккерам» Dr.l и D.VII и снабжено дополнительной несущей поверхностью на оси колес (создаваемая ею подъемная сила компенсировала массу шасси). Амортизация – резиновая. Хвостовой костыль – из ясеня, со металлической пяткой.

Амортизация – резиновая шнуровая или в виде металлической витой пружины.

Силовая установка – ротативный двигатель с двухлопастным древесным винтом «Аксиаль». Типы использовавшихся двигателей обрисованы выше в тексте. Мотор закрыт железным капотом характерной формы с двумя вентиляционными отверстиями.

Оружие – два 7,92-мм синхронных пулемета «Шпандау» LMG 08/15, установленные перед кабиной пилота. На самолетах, поставленных в Австро-Венгерскую империю, устанавливались два 8-мм пулемета «Шварцлозе» М16.

Источник: Издание Арсенал Коллекция №1 от 2015 (В случае если кому весьма интересно то по данной ссылке возможно скачать данный издание 111.36 MB)

Документальный фильм Мининские торжества 8 мая 1916 года

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: