Забытая война regia aeronautica

      Комментарии к записи Забытая война regia aeronautica отключены

Одной из неизвестных страниц истории Итальянских королевских ВВС (Regia Aeronautica) есть участие в операции по захвату Албании в апреле 1939 г. Дело в том. что эта непродолжительная кампания осталась в тени предшествовавших ей войн в Абиссинии и Испании, и начавшейся скоро Второй мировой. А в это же время, операция по захвату Албании была для итальянских ВВС первым опытом срочного развертывания достаточно большой авиационной группировки. Помимо этого, на протяжении нее Regia Aeionautica в первый раз в собственной истории осуществила массированную переброску армий из Италии на территорию второй страны.

Отношения Италии с Албанией в 1930-х гг. складывались благоприятно для Рима Маленькая балканская страна, в которой правил режим короля Ахмета Зогу, все больше попадала в зависимость от Италии. Но весной 1939 г. Зогу постарался дистанцироваться от Рима и стал деятельно искать контакты с Англией. Тогда правительство Муссолини решило захватить Албанию, перевоплотив ее в собственный армейский плацдарм на балканском полуострове.

Будущая операция не казалась итальянским генералам очень сложной. 38-тысячному экспедиционному корпусу генерала Альфредо Гуццони предстояло встретиться со слабо обученной 12-тысячной албанской армией, которую в значительной степени осуществляли контроль инструкторы и итальянские советники. На ее оружии пребывали 2(!) устаревших танка, 7 танкеток и 6 бронемашин итальянского производства, и 64 пулемёта и 204 орудия.

Военной авиации, как и средств ПВО не было совсем.

Забытая война regia aeronautica

Не смотря на то, что встретить в албанском небе соперника не предвиделось, итальянцы 5 апреля создали для прикрытия корпуса с воздуха достаточно большую авиационную группировку — Территориальное авиационное руководство «A» (Squadia Аегеа «А»), которое возглавил генерал Фраическо Приколо. Его штаб расположился в г. Бари В новообразованную группировку включили 3 авиадивизии. На аэропорте Фодджа базировалась III дивизия «Centauio», располагавшая 81 самолетом Savoia SM-79 Sparviero.

Она складывалась из трех бомбардировочных полков (11 Slormo ВТ, 30 Stormo ВТ и 36 Stoimo ВТ). В Бриндиэи дислоцировалась смешанная дивизия (Divisione Mista), в которой по штату значилось 87 самолетов. Она включала 12-й бомбардировочный полк на SM-79 (12 Stormo ВТ). 35-й морской бомбардировочный полк (35 Slormo ВМ). вооруженный 18 гидросамолетами Cant Z-506, и 6-й истребительный авиаполк (6 Slormo СТ) с сорока шестью Fiat CR-32.

На аэропорте Гротталья пребывала транспортная дивизия (Divisionе Transporti). в которой числилось 93 самолета. В нее входили два полка (33 и 34 Stormo Т). летавших на Savoia SM-81 Pipistrello. и один полк (28 Stormo Т) — на Са-133. С учетом 14 легких связных автомобилей, каковые были закреплены за штабом Руководства «A», в распоряжение генерала Приколо должно было поступить 275 самолетов, в т.ч.

104 самые современных итальянских бомбардировщика SM-79. Кстати, во всех итальянских ВВС в то время пребывало 389 автомобилей этого типа.

Так как Squadia Аегеа «A» было создано всего за двое дней до вторжения, сказать о какой-то отлаженной связи между его соединениями не приходилось. Да и вошедшие в него дивизии представляли собой новые формирования, каковые сколачивались практически на ходу. Так, транспортный 28 Stormo Т создавали «с нуля», а автомобили для него собирали из эскадрилий и авиашкол обеспечения авиабаз Турина, Тревизо, Равенны, Римини и Рима.

Из полков смешанной дивизии на базе в Бриндизи был только морской 35 Stormo ВМ, а остальные части были переброшены в том направлении в начале утра 6 апреля. Тогда же к месту собственной новой работы прибыл и генерал Приколо, задержавшийся в Риме, где получил от начальника штаба ВВС генерала Валле боевой приказ на проведение воздушной операции.

Перед Руководством «А» были поставлены следующие задачи:

  • — проведение над территорией Албании полетов с целью «демонстрации силы» и королевской воли армии и подавления народа к сопротивлению;
  • — нанесение бомбоштурмовых ударов по очагам сопротивления албанских армий;
  • — осуществление авиаперевозок в интересах руководства Экспедиционного корпуса;
  • — высадка десанта посадочным методом в глубине Албании.

Практически через пара часов по окончании того, как генерал Приколо приступил к исполнению собственных обязанностей, было решено осуществить первый демонстративный полет над Албанией. Командующий направил на задание самолеты из смешанной дивизии, пребывавшей ближе всего к его штабу. В 15.30 с гидроаэродрома Бриндизи поднялись в воздух 12 «Кантов», каковые забрали курс на албанский берег.

Спустя 10 мин. к ним присоединились восемнадцать SM-79 из 12 Stormo ВТ Через 2,5 часа автомобили возвратились на базу, совершив облет албанской территории по маршруту Влера-Эльбасан-Тирана-Дуррес. Экипажи произвели доразведку мест высадки десанта, бортовое оружие не использовали Эта труппа стала единственной, совершившей боевой вылет 6 апреля, не смотря на то, что в албанских источниках упоминается о 100-120 самолетах, бороздивших небо Тираны незадолго до высадки итальянцев.

Психотерапевтический эффект был полностью не таким, как предполагалось. Осознав, что вторжение неизбежно, король Зогу приказал отстранить от должностей всех итальянских советников и привести армию в полную полная боевая готовность.

Утром 7 апреля в портах Дуррес, Влера, Шенгини и Саранда началась высадка первого эшелона Экспедиционного корпуса, что поддерживали 2 эсминцев и 16 крейсера. Не смотря на то, что численный и особенно технический перевес целиком и полностью был на стороне итальянцев, все же албанская армия на отдельных участках оказала упорное сопротивление. Особенно стойко оборонялся полуторатысячный гарнизон Дурреса.

Первая волна десанта была скинута в море, а на одном из участков обороны, которым руководил сержант М. Улькинаки, итальянцам по большому счету не разрешили высадиться.

Командующий Экспедиционным корпусом решил обратиться за авиационной помощью. Тут стало известно, что штабная маломощная радиостанция сделать это не разрешает, и генералу Гуццони было нужно взывать к авиаторам, применяя радиостанцию крейсера «Фиуме». Но и эта попытка была бесплодной, т.к. Командования и радиостанции корабля «A» трудились на различных частотах.

«Достучаться» к авиаторам удалось лишь через штаб ВМС. В следствии генерал Приколо определил о проблемах с высадкой десанта в Дурресе только спустя полтора часа по окончании отражения первой атаки. Сообщение штаба Руководства «A» с дивизиями оставалась кроме этого не налаженной, и срочно отправить в бой бомбардировщики из «Centauro» Приколо не смог.

Связисты довольно продолжительное время организовывали передачу распоряжения через штаб ВВС в Риме, применяя простую междугороднюю телефонную линию (позднее стало известно, что содержание беседы очень скоро стало известно албанской разведке). Приколо не стал дожидаться плодов их совместных усилий, и направил на поддержку десанта самолеты пребывавшей рядом смешанной дивизии. В 6.45 из Бриндизи взлетели 10 «Кантов» Z-506 и забрали курс на Дуррес.

Они подошли к намеченной цели около 7.10. нанесли удар по албанским войскам, скинув 160 15-кг бомб, и без утрат возвратились на базу. К полудню итальянским десантникам удалось забрать Дуррес. но гарнизон города организовал оборону на новом пределе, перекрыв предстоящее перемещение колонны генерала Мессе к Тиране.

Проконсультировавшись со штабом ВВС. Приколо решил снова прибегнуть к психотерапевтической акции. Загрузившись листовками с требованием срочно сложить оружие, в атмосферу встали два полка дивизии «Centauro» и 12-й полк смешанной дивизии — всего 74 «Савойи».

Скинув собственный «бумажный боекомплект» над Тираной, Влерой и Дурресом. трехмоторники в 10 утра возвратились на собственные аэропорты.

Тем временем, в Бари прилетел из Рима начальник штаба ВВС генерал Валле, дабы лично удостовериться в положении дел. Вместе с Приколо на двух Кантах «А» они облетели район высадки. По окончании завершения полета Валле распорядился подготовиться к перебазированию сил Руководства «A» на территорию Албании.

Больше в тот сутки итальянская авиация не проявляла боевой активности.

8 апреля командующий Squadia Аегеа «A» начал переброску части собственных сил на захваченный аэропорт Дурреса. В начале утра 21 истребитель из 6 Stormo СТ перелетел на безлюдный албанский аэропорт, что был простым травянистым полем. Опоздали они обосноваться в том месте, как шесть самолетов были направлены на задание.

Их пилотам предстояло разведать обстановку на маршруте Дуррес-Тирана и, по возможности, оказать помощь колонне генерала Мессе, которая утром продолжила продвижение к албанской столице. Возвратившись, истребители сказали, что отошедшие албанские армии успели за ночь закрепиться у маленького города Ворры — именно на половине пути к Тиране.

Взяв эти сведения. Приколо решил еще раз нанести бомбовый удар. На этот раз он кроме того не пробовал воспользоваться связью, а сходу приказал начальнику смешанной дивизии генералу Виларди выполнить это задание.

Тот почему-то снова решил применять гидросамолеты.

По окончании спешной подготовки к полету, в 7.35 поднялись в воздух 12 груженных бомбами «Кантов». На этот раз они скинули на албанские позиции 192 15-кг бомбы, совсем подавив у обороняющихся желание сопротивляться… В 10 утра воины генерала Мессе вошли в Тирану.

12 Stormo ВТ в то утро кроме этого взял боевое задание — ударить колонну албанской кавалерии, которая, согласно данным разведки, выдвигалась к Влере Но до тех пор пока эта информация уточнялась руководством Экспедиционного корпуса и передавалась генералу Приколо, конники успели сложить оружие. Исходя из этого улетевшие на боевое задание 6 «Савой» привезли собственный груз обратно. Применить оружие в Албании довелось только одному экипажу этого полка, что возглавлял к-н Джованни Раина.

Его SM-79 делал разведку в районе Шкодера и в 7.45 был обстрелян с почвы. Машина взяла незначительные повреждения, например, была разбита бомбовый прицел и рация Потому, что бомб машина не несла. Раина решил обстрелять албанские позиции из бортовых пулеметов. В азарте экипаж расстрелял целый боекомплект «до последней железки».

Эти 2500 пулеметных патронов фигурировали в отчете генерала Приколо министру авиации, как единственные использованные в операции авиационные стрелковые снаряды.

Не считая помощи наступавших армий, Руководство «А» занималось переброской из Гроттальи в район Тираны полка альпийских гренадеров. 8 апреля транспортная дивизия генерала Ф Скарони организовала «воздушный мост», в работе которого участвовали все 90 самолетов этого соединения. К финалу дня они доставили в албанскую столицу 1035 человек и 8.5 т груза Для прикрытия транспортников «на всякий случай» были выделены 12 «Фиатов».

Эта масштабная переброска армий была связана с значительными небоевыми утратами, обстоятельствами которых ошибки и стали экипажей, и технические неисправности, и нехорошее состояние аэропорта Тираны. В общем итоге итальянцы лишились 6 самолетов, ставших единственными утратами в авиационной технике той кампании. Два SM-81 столкнулись при рулежке по аэропорту Тираны.

Не смотря на то, что экипажи не пострадали, обе автомобили вышли из строя. Еще у одного SM-81 при подлете к Тиране загорелся носовой двигатель, машина при посадке была без шуток повреждена и скоро списана. Четвертый самолет этого типа потерпел аварию при неотёсанной посадке. На протяжении приземления в Тиране разбился кроме этого истребитель Fiat CR-32. а транспортный Са-133 был поврежден из-за отказа носового двигателя.

Информацию о утратах в личном составе при переброске полка гренадеров в Албанию отсутствуют, исходя из этого возможно высказать предположение, что и авиаторам транспортной дивизии в тот сутки поразительно повезло. Вместо выбывших из строя транспортников руководство итальянских ВВС пополнило Squadra Аегеа «А» четырьмя мобилизованными самолетами Breda Ва-44 компании «Ala Ultoria».

Кстати, сведения некоторых источников о том, что итальянцы деятельно применяли для переброски десанта в Албанию бомбардировщики SM-79 не соответствуют истине. Для данной цели использовались лишь самолеты транспортной дивизии SM-81 и Са-133.

Подразделения Руководства «A» кроме этого стали перебазироваться на территорию Албании. К вечеру 8 апреля в Тиране пребывали 12 бомбардировщиков из 36 Sloimo ВТ и 21 транспортник из 33 Stormo Т. После этого к ним присоединились 20 перелетевших из Дурреса «Фиатов» CR-32.

К финалу 8 апреля были подавлены последние очаги сопротивления албанской армии. В последующие дни самолеты Squadia Аегеа «A» отправлялись на задания только эпизодически. Так. 9 апреля в 8.30 генерал Приколо направил шестерку «Фиатов» и одну «Савойю» из 36 Stormo ВТ для помощи армий генерала Мессе, двигавшихся в сторону югославской границы.

Авиаторы должны были произвести разведку района восточнее г. Буррели и при обнаружении оказывающих сопротивление подразделении албанской армии нанести по ним бомбоштурмовой удар. Но соперник найден не был, и в 9 утра несколько совершила посадку в Тиране.

Утром 10 апреля Приколо получил от начальника штаба ВВС распоряжение о расформировании подчиненных ему транспортной и смешанной дивизий с одновременным созданием на базе частей, пребывавших в Тиране, смешанной дивизии «Албания» под руководством генерала Виларди. В ее состав передавался кроме этого все еще остававшийся в Италии 34 Stormo Т. транспортники которого должны были доставить из Гропальи в Тирану более 70 всецело экипированных военнослужащих и 10 т груза Эту переброску удалось осуществить без утрат.

В один момент командующий Экспедиционным корпусом приказал генералу Приколо организовать высадку десанта в расположенном у границы с Грецией албанском г. Корча. Это задание выполнила группа из трех Ва-44. которую закрывало звено «Фиатов». В течение 10-11 апреля в Корчу были доставлены 32 десантника, каковые без боя заняли город и осуществляли контроль его до подхода главных итальянских сил.

Достигнутый успех вдохновил Гуццони на еще одну десантную операцию. В начале утра 14 апреля два Ва-44 и один Са-133 при помощи шести «Фиатов» высадили на окраине расположенного у границы с Югославией г. Кукес группу из 35 десантников, которым без боя сдался албанский пехотный батальон.

В тот же сутки перешедшие на сторону итальянцев фавориты главных албанских родовых кланов провозгласили передачу албанского престола итальянскому королю Виктору-Эммануилу III. Операция по превращению и оккупации страны ее в итальянский протекторат завершилась.

Так, на протяжении скоротечной и практически бескровной кампании итальянские ВВС сумели достаточно удачно совершить стремительное развертывание большой авиационной группировки, организовали масштабную переброску личного состава, и высадку десантов в тылу соперника. Данный опыт Regia Aeionautica применяли в действиях против британцев в Итальянской Восточной Африке в 1940-41 гг. Но это уже вторая история.

источник: Леонид Кукуруза Забытая война Regia Aeronautica Время и Авиация 2005/06

НОВИНКИ ПАТЧА 1.69 «Regia Aeronautica»! | War Thunder [15.00 МСК]

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: