Вертолет ломоносова. история создания. илюстрации

Вертолет ломоносова. история создания. илюстрацииОтечественный великий соотечественник, ученый, изобретатель и поэт М. В. Ломоносов в начале 1754 г. сделал сообщение в Русском академии наук, которое записано в протоколе совещания академии так:

«Господин профессор и советник Ломоносов собранию представил о машинке маленькой, которая бы вверх подымала другие малые и термометры инструменты метеорологические, и внес предложение оной же автомобили рисунок; того для господа заседающие оное его представление опробовали и положили канцелярию Академии наук репортом просить, чтобы соблагсиволено было приказать реченную машину по приложенному при сем рисунку для опыта этого изобретения сделать под его господина автора смотрением мастером Фуциусом. И о вышеописанном в виду протокола отвлечённого собрания марта 4 дня 1754 г.»

Так, мы видим, что мысль создания первого в мире летательного аппарата тяжелее воздуха появилась у Ломоносова в связи с потребностью изучения верхних слоев воздуха.

Представлен чертеж «аэродромической машинки» вертолета Ломоносова. Данный первый в мире вертолет продемонстрирован в момент опробования, по окончании того как он предварительно был уравновешен грузиками на балочных весах.

В протоколах академии от 1 июля 1754 г. записано:
«Бысоко-почтенный советник Ломоносов продемонстрировал изобретенную им машину, именуемую им аэродромической (воздухо-бежной), которая обязана употребляться чтобы посредством крыльев, движимых горизонтально в разных направлениях силой пружины, какой в большинстве случаев снабжаются часы, нажимать воздушное пространство (отбрасывать его вниз), отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха, с той целью, дабы возможно было обследовать условия (состояние) верхнего воздуха при помощи метеорологических автомобилей (устройств), присоединенных к данной аэродромической машине. Машина подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположного финиша. Когда пружина заводилась, [машина] поднималась в высоту и потому давала слово достижение желаемого действия.»

Разглядывая чертеж, мы видим, что модель имела два соосных четырех-лопастных винта, каковые вращались в противоположные стороны.

Для чего же это сделано?

Дабы привести в перемещение любое тело, нужна сила. Сила появляется в следствии сотрудничества, по крайней мере, двух тел. Причем сила действия первого тела на второе равна по величине силе действия второго тела на первое, но имеет обратное направление. Крыло, к примеру, формирует подъемную силу, взаимодействуя с воздухом.

Оно, отбрасывая воздушное пространство вниз, само приобретает подъемную силу, направленную вверх. Эта вторая ответная сила носит название силы реакции.

В случае если сила проходит через центр тяжести тела, то тело движется поступательно. В случае если же сила действует на тело в стороне от центра тяжести, то тело приобретает кроме этого и вращательное перемещение около центра тяжести. В этом случае говорят, что тело вращается под действием момента силы.

Величину момента силы возможно подсчитать, в случае если умножить величину силы на ее малейшее расстояние до центра тяжести (на плечо ее действия).

Так же, как всякой силе противостоит реактивная сила, так и момент силы влечет за собой появление реактивного момента.

Разглядим происхождение реактивного момента на примере.

Продемонстрирован воздушный винт, что может вольно вращаться на подставке.

В случае если на винт воздействует сила Л, проходящая через центр тяжести, лежащий на оси вращения винта, то винт, не вращаясь, вместе с подставкой начнет перемещаться в направлении действия силы. Реактивная сипа В будет влиять на палец руки в обратном направлении.

Где же в этом случае сила реакции? Сила реакции В в этом случае будет функционировать со стороны лопасти винта на руку.

Будет ли наряду с этим появляться реактивный момент, влияющий на подставку? Само собой разумеется, нет.

Пускай крутящий момент винту будет сказан не рукой, а часовой пружиной, закрепленной одним финишем на подставке, а вторым жестко связанной с винтом. Будучи предварительно скрученной, пружина начнет раскручиваться и вращать винт, информируя ему крутящий момент МКр, и подставку, информируя ей реактивный момент Л7Р. Момент Мр по величине равен Мкр, но противоположен по направлению. 

С действием реактивного момента и столкнулся Ломоносов, когда начал изготавливать собственную модель. Дабы избежать вращения корпуса модели, Ломоносов отыскал гениально простое ответ, которое до сих пор есть одним из хороших способов погашения реактивного момента на вертолетах.

«Аэродромическая машинка» М. В. Ломоносова имела два винта, вращающихся в противоположные стороны. И в случае если реактивный момент от одного винта стремился вращать корпус машинки в одну сторону, то реактивный момент от второго винта стремился вращать корпус ее в другую сторону. А они как винты были однообразны и вращались с равным числом оборотов, то их реактивные моменты были равны и, следовательно, гасили друг друга.

Корпус машинки в этом случае при полете оставался неподвижным.

Мысль создания вертолета появилась существенно раньше идеи создания самолета.

Еще в записках Леонардо да Винчи, относящихся к 1475 г. и отысканных в архивах Миланской библиотеки в средине XIX века, имелся рисунок летательного аппарата, в котором подъемную силу должен был создавать поворачивающийся спиральный винт. Под рисунком и рядом с ним рукою ученого сделаны следующие записи:
«Остов винта должен быть сделан из металлической проволоки, толщиной в веревку; расстояние от окружности до центра должно равняться 8 локтям» (локоть равен около 60 см. — А. Т.).

«В случае если прибор сделан как направляться, т. е. из прочной парусины, поры которой шепетильно проклеены крахмалом, то я пологаю, что при скором его вращении таковой винт как бы обрисует в воздухе собственную нарезку и встанет вверх. В этом ты легко можешь убедиться, рассекая воздушное пространство широкой узкой линейкой: тогда твоя рука будет вынуждена направляться направлению ребра линейки. Парусина должна быть укреплена на каркасе из долгого толстого тростника.

Возможно сделать маленькую модель из бумаги с осью из туго скрученной железной пружины. В случае если пружину дать самой себе, то она вынудит винт вращаться».

М. В. Ломоносов не имел возможности знать о трудах Леонардо да Винчи и все свои работы создавал независимо от него.

Трудности теоретического, конструктивного и производственного характера продолжительное время тормозили совершенствование вертолета. Пара десятков лет вертолет пребывал в лабораториях ученых и в умелых цехах фабрик. Лишь благодаря упрочнениям отечественных ученых в вертолете были устранены многие недочёты, что открыло вертолету путь для широкого применения во всех областях народного хозяйства.

Истрия авиациия

Крылья России. Фильм тринадцатый

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: