В тени великих держав. многоцелевой самолёт hafeli (k+w) dh-3 (m iii). швейцария

      Комментарии к записи В тени великих держав. многоцелевой самолёт hafeli (k+w) dh-3 (m iii). швейцария отключены

Самолёты, созданные в нейтральных странах, значительно менее известны широкой публике, чем авиационная техника главных держав-участниц Первой и Второй мировых войн. А в это же время нейтралы – Швеция, Швейцария и им подобные – кроме этого стремились поддерживать собственные армии на должном техническом уровне: так как для сохранения нейтрального статуса в то время было легко нужно располагать достаточно внушительной военной силой.

Само собой, это касалось и авиации, так что и в этих государствах создавались достаточно увлекательные образцы летающей техники. Эта статья посвящена одному из них, созданному в годы Первой мировой в нейтральной Швейцарии.

Первая швейцарская авиационная компания была основана в 1914 году в городе Тун (Thun). Это было федеральное предприятие с госучастием, именуемое Eidgenossische Konstruktions ЖД, либо сокращённо K+W (позднее сокращение поменяли на более логичную EKW).

Главным конструктором стал инженер Август Хэфели (August Hafeli), ещё до начала войны стажировавшийся в Германии на компании AGO (Aerowerke Gustav Otto), где он участвовал в создании многоцелевого самолёта-разведчика AGO C.I – двухместного двухбалочного биплана с характерной маленькой гондолой, толкающим винтом и двумя хвостовыми балками монококовой конструкции. Практически сразу после вступления Германии в войну Хэфели возвратился на родину, где и возглавил конструкторский отдел компании K+W. Последняя первоначально занималась обслуживанием и ремонтом самолётов сравнительно не так давно созданных швейцарских ВВС – Fliegertruppe, к примеру французских Morane-Saulnier LMS, Voisin 5 (LAS) и Farman MF.11.

В 1915 году Август Хэфели приступил к разработке первого самолёта собственной конструкции, названного DH-1. В этом случае сокращение “DH” никак не связано с Джеффри де Хэвилендом, а свидетельствует Doppeldecker Hafeli – биплан Хэфели. Швейцарский DH-1 в первый раз поднялся в воздух в 1916-м; конструктивно он, что неудивительно, был практически правильной копией германского AGO C.I.

Как и на прототипе, на нём стоял 6-цилиндровый рядный двигатель Argus As II рабочим количеством 11,8 л и мощностью 120 л.с. с толкающим винтом; в Швейцарии данный мотор выпускался по лицензии компанией Buhler Bros. ЛТД из Узвиля (Uzwil). Всего выстроили шесть DH-1; они состояли на вооружении Fliegertruppe до 1919 года, а после этого были списаны как устаревшие.

А вот освоение производства германского двигателя имело громадное значение для швейцарской авиации. Данный успешный, надёжный мотор отыскал использование ещё в нескольких отечественных конструкциях и был одно время главным типом авиадвигателя в швейцарских ВВС.

В тени великих держав. многоцелевой самолёт hafeli (k+w) dh-3 (m iii). швейцария

Двухбалочный самолёт-разведчик Hafeli (K+W) DH-1

Промежуточный Hafeli DH-2 (M II)

В том же 1916 году был выстроен и следующий армейский самолёт конструкции Хэфели – DH-2, он же M II. Это был уже в полной мере классический двухстоечный биплан с тянущим винтом; двигатель – всё тот же Argus As II. Как и DH-1, DH-2 был заказан Fliegertruppe в шести экземплярах. Но оба эти типа рассматривались и компанией K+W, и армейскими только как «промежуточные», нужные чтобы получить опыт в разработке, эксплуатации и организации производства авиационной техники.

Настоящей военной машиной должен был стать третий тип – DH-3 (M III).

Данный самолёт, выпущенный в 1917, был предстоящим развитием DH-2, но в нём Хэфели применил все усовершенствования, употреблявшиеся на германских, французских и английских «одноклассниках». Особенно громадно было влияние германского Aviatik C.III, один экземпляр которого сел на вынужденную на швейцарской территории и был интернирован.

DH-3 был хорошим двухстоечным бипланом цельнодеревянной конструкции, предназначенным для воздушного наблюдения и разведки. Крылья – двухлонжеронные, с полотняной обшивкой; элероны были лишь на верхнем крыле, имевшем и больший размах, чем нижнее. Каркас фюзеляжа воображал собой ферму из шпангоутов и деревянных лонжеронов, обшивался полотном и фанерой (за исключением капота мотора, складывавшегося из съёмных дюралевых панелей).

оперение и Элероны имели сварной каркас из узких металлических трубок и полотняную обшивку. Стойки бипланной коробки и шасси – из металлических труб; шасси имело резиновую амортизацию. Двигатель Argus был частично закапотирован; на древесном винте диаметром 2,75 м, кроме этого выпущенном по лицензии германской компании Axial, устанавливался кок.

Оружие DH-3 (M III) складывалось из единственного пулемёта Parabellum LMG.14 калибра 7,92 мм, кроме этого германского происхождения, установленного на турели. Неподвижного, стреляющего вперёд оружия на самолёте не было.

Чертёж самолёта-разведчика Hafeli DH-3 (M III) с двигателем Argus As II

Пулемётная установка самолёта Hafeli DH-3 (M III)

Ещё в 1917 между компанией и Fliegertruppe был подписан договор на 30 самолётов DH-3 (M III). 24 из них должны были оснащаться моторами Argus, три – французскими Hispano-Suiza HS.8Aa и три оставшихся – отечественными LFW-150. Самолёты с «Аргусами» взяли бортовые номера 501 – 512 и 519 – 530; они прослужили до 1923 года, причём один из них (№ 519) прославился тем, что, оставаясь в составе Fliegertruppe, с января 1919 года начал систематично возить почту между Дюбендорфом (Цюрих) и Берном.

Самолёты Hafeli DH-3 (M III) ранних выпусков с моторами Argus на аэропорте Дюбендорф

Погрузка почты в DH-3 (борт 519)

Троица самолётов с V-образными восьмицилиндровыми HS.8Aa (150 л.с.) французского производства взяла обозначение DH-3 (M IIIa) и бортовые номера 513 – 515. Эти автомобили употреблялись Fliegertruppe в 1918-22 гг., как и вторая троица, оснащённая умелыми швейцарскими двигателями LFW-150 подобной конструкции (V8) и такой же мощности (150 л.с.) выпуска машиностроительного завода в Винтертуре (Winterthur).

Эти самолёты обозначались DH-3 (M IIIb) и несли номера 516 – 518; как нестандартные, они употреблялись только в качестве тренировочных. Не считая капотов и моторов, вся шестёрка ничем не отличалась от автомобилей главной серии с «Аргусами».

DH-3 (M IIIa) с двигателем Hispano-Suiza

DH-3 (M IIIb) со швейцарским мотором LFW-150

Серийные DH-3 (M III) не камуфлировались и имели натуральный цвет лакированного полотна. Только железные и фанерные элементы окрашивались яркой серо-светло синий краской. Характерными были громадные тёмные номера на бортах фюзеляжа

DH-3 (M IIIa) с «Испано-Сюизами» зарекомендовали себя прекрасно, и в 1919 году была заказана следующая серия из 30 самолётов как раз в этом варианте. Ещё 49 таких же автомобилей Fliegertruppe заказали в 1925 году, и последнюю серию из 56 самолётов той же модификации – в 1931-м (действительно, уже как учебные с двойным управлением). «Испано-Сюизы» на них находились уже отечественного производства – их лицензионный выпуск освоила компания Adolph Zaurer AG. Эти самолёты употреблялись швейцарскими ВВС (к тому времени переименованными во Flugwaffe) впредь до 1939 года!

DH-3 позднего выпуска с двигателем Hispano-Suiza

ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

(вариант 1917 года с мотором Argus):

Размах – 12,50 м

Протяженность – 8,05 м

Высота – 3,10 м

Площадь крыльев – 38,00 м2

Масса безлюдного – 665 кг; взлётная – 1040 кг

Экипаж — 2 чел.

Двигатель – 1х Argus As II, 88 кВт (120 л.с.)

Большая скорость у почвы – 135 км/ч; крейсерская – 125 км/ч

Скороподъёмность у почвы – 2,20 м/с

Потолок – 4000 м

Длительность полёта – 3 ч 40 мин

Дальность – 400 км

Источник: Miroslav Balous. Hafeli (K+W) DH-3 (M III) // Letectvi+Kosmonautika 3/2011, с.24-25. (Letadla 14-18). Чертёж – Petr Kolmann.

Part 8 — Scaramouche Audiobook by Rafael Sabatini — Book 3 (Chs 10-13)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: