Тягач №100 для армий вторжения

      Комментарии к записи Тягач №100 для армий вторжения отключены

В конце 1931 года конструкторы корпорации Krupp начали работу над новой лёгкой гусеничной машиной Landwirtschaftliche Schlepper, которой предстояло стать первым германским серийным танком Pz.Kpfw I. Но в германском уставе предусматривалось, что базу Panzerwaffe должны были составить средние танки, а потому управление танковых армий потребовало от Управления оружий сухопутных сил создать более тяжёлую военную машину, вооружённую артиллерией и талантливую бороться с военной техникой соперника.

По окончании Первой Мировой Германии было очень сложно развивать собственное танкостроение, поскольку по условиям Версальского контракта 1919 года ей категорически запрещалось брать и конструировать бронированную технику. Дабы обойти данный запрет, 3 октября 1926 года начальник центра «Москва» полковник Герман фон дер Лит-Томзен (с германской стороны) и глава 4-го разведывательного управления Генштаба РККА Я.К.

Берзин (с советской стороны) подписали тайный контракт о создании в окрестностях Казани совместного танкового центра «Кама». Так, немцы взяли возможность испытывать на его полигоне собственные экспериментальные танки и обучать экипажи, а советские армейские получили доступ к передовым опыту и европейским разработкам германских танкистов.

С этого момента главные германские танкостроительные компании (Krupp, Rheinmetall-Borsig и Daimler-Benz) начали разработку экспериментальной военной техники, которая для секретности обозначалась в документации как малые либо громадные «трактора». Её опробования, каковые велись в СССР пара лет, распознали массу конструкторских недоработок. В конце 1931 года конструкторы корпорации Krupp начали работу над новой лёгкой гусеничной машиной Landwirtschaftliche Schlepper (нем. – «сельскохозяйственный тягач») либо сокращённо LaS, которой в 1935 году предстояло стать первым германским серийным танком Pz.Kpfw I. Но в германском уставе «Вождение армий», изданном в первой половине 30-ых годов XX века, предусматривалось, что базу Panzerwaffe должны были составить средние танки, а потому генерал Освальд Лутц (глава транспортного управления Минобороны) и полковник Хайнц Гудериан (начальник штаба моторизованных армий) потребовали от Управления оружий сухопутных сил (потом – УВС) разработки более тяжёлых боевых автомобилей, вооружённых артиллерией и талантливых бороться с военной техникой соперника.

«Тягач» №100 как временное ответ

Но скоро создать совсем новую технику практически с нуля в то время было нереально. Гудериан писал об этом в собственных мемуарах:

«Ввиду того, что производство главных типов танков затянулось на большее время, чем мы предполагали, генерал Лутц решил выстроить еще один промежуточный тип танка, вооруженного 20-мм одним пулемётом и автоматической пушкой»

В 6-м моторизации и департаменте бронетехники УВС вывод генерала поддержали, и в июле 1934 года подготовили спецификацию на лёгкий десятитонный танк с соответствующим оружием. Тактико-технические требования к новому танку, которому присвоили код Landwirtschaftliche Schlepper 100 (сокращённо – LaS 100), довели до сведения конструкторских групп компаний Krupp, Henschel и MAN.

«Крупповские» конструкторы Хогельлох и Вольферт отнеслись к поставленной задаче пара легкомысленно и внесли предложение 6-му департаменту модернизированный Pz.Kpfw I в его модификации LKA II. Дело в том, что ещё летом 1933 года они переделали первые пять шасси LaS в вариант LKA (Leichter Kampfwagen Ausland – «лёгкий танк для экспорта») и, дабы соответствовать требованиям нового конкурса, мало видоизменили корпус данной автомобили, добавив бронированную рубку механика-водителя и установив новую башню с 20-мм пушкой и 7,92-мм пулемётом MG13.

Тягач №100 для армий вторжения

Танк LKA II. Источник – tanki.kruzzz.com

Но государственныхы служащих из УВС эта машина не устроила – их больше заинтересовали шасси, созданные компаниями Henschel и MAN. Ходовые части у них складывались из трёх двухкатковых тележек и отличались друг от друга лишь подвеской (компания Henschel применяла пружинную, а MAN – четвертьлистовую). Помимо этого, на каждую сторону обеих ходовых приходилось по три поддерживающих ролика, а у автомобили компании MAN балансиры всех трёх тележек снаружи дополнительно скреплялись продольной балкой.

Танк LaS 100 производства компании Henschel. Источник – maxistuudio.fie.ee

Как и у других серийных танков Фашисткой германии, изготовленные шасси были переднеприводными с задними направляющими колёсами, а ленивец для повышения площади соприкосновения гусениц с грунтом опустили на уровень опорных катков. LaS 100 повторял ту же компоновку, что употреблялась на LaS – в первых рядах размещалось отделение управления, в котором размешалась трансмиссия, посредине – отделение управления, позади – моторное отделение.

Летом 1935 года представители 6-го департамента УВС разглядели прототипы и проекты всех компаний-участниц конкурса, по окончании чего остановили собственный выбор на «изделии» компании MAN, которое практически сразу после этого переименовали в 2cm MG Panzerwagen. Дополнительно машине присвоили индекс разработки Versuchskraftfahrzeug 622 (сокращённо – VK 622), что переводится как «экспериментальный пример».

Танк LaS 100 MAN. Источник – panzerpunkt.info

Уже не лёгкий, но ещё не средний

Для запуска проекта и завершения танка его в серию компания MAN скооперировалась с Daimler-Benz AG. Конструкторы последней включились в работу по проектированию башни и бронированного корпуса, тогда как эксперты MAN дорабатывали шасси. В передней части корпуса они разместили элементы трансмиссии, которая складывалась из двухдискового главного фрикциона сухого трения K230K (сталь по стали) и шестискоростной коробки перемены передач (потом – КПП) ZF Aphon SSG-45.

К трансмиссии от двигателя на протяжении всего днища автомобили тянулся карданный вал – его вращение при помощи конической передачи через трансмиссию передавалось на поперечный вал, соединявший бортовые многодисковые фрикционы танка. Для доступа к трансмиссии с левой стороны верхнего бронелиста корпуса проделали люк.

Слева от трансмиссии пребывало место механика-водителя, на которое он попадал через люк в верхней лобовой бронедетали. На приборной панели размещались шкалы спидометра, тахометра, датчика уровня горючего, воды и другие. Справа, прямо на трансмиссии, крепился рычаг КПП.

Слева и справа от сидения механика-водителя размешались рычаги управления танком, а под поперечным валом «прятались» педали газа, сцепления и тормоза. Шофер обеспечивался тремя смотровыми устройствами (двумя по бортам и одним спереди).

Вид на место механика-водителя, поперечный вал и трансмиссию танка Pz.Kpfw II Ausf.С. Источник – militarymodels.co.nz

В средней части танка пребывало боевое отделение, совмещённое с отделением управления. В нём размещались два остальных члена экипажа: командир экипажа (на которого возлагались обязанности наводчика) и заряжающий-радист. На довольно высокой подбашенной коробке автомобили на погоне подвижно крепилась башня с оружием, устройствами наблюдения и прицеливания.

Последние представляли собой четыре призменных смотровых прибора (по два с каждого борта) и перископ с выводом на крышу башни. Прицеливание осуществлялось при помощи телескопического прицела TZF 4.

Боевое отделение танка Pz.Kpfw II Ausf.С. Источник – militarymodels.co.nz

Оружие размещалось в орудийной маске: 20-мм пушка KwK30 и 7,92-мм пулемёт Dreise MG13k монтировались рядом. Маска разрешала наводить оружие по вертикали в диапазоне от -9,5° до +20°. В боекомплект входили 120 снарядов (как бронебойных, так и осколочных либо разрывных, начинённых белым фосфором), и 1425 патронов к пулемёту.

Более тяжёлое оружие на танк не устанавливалось, поскольку в первой половине 30-ых годов XX века, в то время, когда формулировались требования к нему, Германия, хоть и с бессчётными нарушениями, ещё выполняла условия Версальского контракта и не могла развернуть широкое производство танковых пушек более большого калибра. Помимо этого, пушка KwK30 некое время считалась пулемётом, а потому её возможно было тихо производить, не обращая внимания на соглашение. Данный «пулемёт» бронебойным 148-граммовым боеприпасом PzGr на дистанции 100 м пробивал броню толщиной 20 мм, расположенную под углом 30°, с 500 м – броню толщиной 14 мм, а с 1000 м – 9-мм бронелист.

Оружие в разбитой башне танка Pz.Kpfw II из экспозиции Воронежского музея ВОВ

В боевом отделении размещалось и радиооборудование – у простых линейных танков оно складывалось из радиоприёмника FuG2 со штыревой антенной. Командирские автомобили комплектовались радиостанциями FuG5, трудившимися как на приём, так и на передачу. высадка и Посадка осуществлялась через двухстворчатый башенный люк.

В моторном отделении устанавливался бензиновый шестицилиндровый двигатель Maybach HL-57TR рабочим количеством 5698 куб. см. Он развивал большую мощность в 130 л. с. при 2100 об/мин и имел жидкостное охлаждение.

Для создания бронированного корпуса танка производители применяли катанные поверхностно-закалённые металлические страницы толщиной 13 мм. Верхняя лобовая подробность размещалась практически вертикально (под углом 8°), средняя – практически горизонтально (под углом 70°), нижняя – под углом 30°. Бортовые бронелисты размешались вертикально, верхняя кормовая бронедеталь приваривалась под углом 6°, нижняя – 60°.

днище и Крышу корпуса организовали из 5–10-мм бронелистов, а заднюю стенку подбашенной коробки – из 13-мм бронелиста, приваренного под углом 10°.

Боковые и кормовая стены башни сваривались из 13-мм страниц стали, пребывавших под углом 22° к горизонтали. Лобовая орудийная маска и часть башни изготавливались из 13–15-мм брони.

Предсерийные искания

Компания MAN взяла заказ на изготовление первой партии из 25 автомобилей ещё в октябре 1935 года, другими словами, перед тем, как закончились опробования умелого шасси. Первые десять (тут и ниже эти по численности приведены на основании информации с сайта panzerschreck.de) предсерийных шасси 1./LaS 100 по собственной конструкции ничем не отличались от прототипа. Скоро, в связи с официальным отказом Германии от исполнения условий Версальского контракта им присвоили индекс Pz.Kpfw II Ausf.а/1.

Танк Pz.Kpfw II Ausf.а/1. Источник – wiki.warthunder.ru

Следующие предсерийные танки с индексом Pz.Kpfw II Ausf.а/2 выпускались пара поменянными. Ленивец конструкторы «подняли» с почвы, снабдив резиновым натяжения бандажом и механизмом гусениц, а опорные катки сделали необрезиненными. Кроме этого, был увеличен количество моторного отделения и улучшена совокупность вентиляции.

Эти пятнадцать автомобилей взяли заводские номера от 20011 до 20025.

В дополнение к Ausf.а/1 и Ausf.а/2 УВС заказало ещё 75 предсерийных автомобилей. Новые танки кроме этого претерпели трансформации, а потому в документах фигурировали под отдельным индексом Pz.Kpfw II Ausf.а/3. Двигатель отгородили от боевого отделения целой противопожарной броневой переборкой, для облегчения доступа к топливному насосу и фильтру в днище прорезали дополнительный люк, а для улучшения работы радиатора его переместили ближе к корме. Помимо этого, немного поднятый ранее ленивец снова лишили резинового бандажа.

Эти танки выпускались двумя партиями – №№ 20026–20050 и 20051–20100. Последние 50 автомобилей взяли усиленные рессоры и модернизированные опорные катки. Все автомобили предсерии Ausf.а в течение 1936 года передали танковым подразделениям вермахта, где они употреблялись только для обучения личного состава.

Танк Pz.Kpfw II Ausf.а/3. Источник – files.balancer.ru

На этом предсерийные искания германских конструкторов не закончились. На новых танках модели Pz.Kpfw II Ausf.b силовую установку мощностью 130 л.с. заменили 140-сильным двигателем Maybach HL-62TR. В силу его громадных габаритов всю совокупность мотор-кардан-трансмиссия было нужно переместить к правому борту, дабы высвободить в моторном отделении место для радиатора и вентилятора. Длину автомобили увеличили с 4380 до 4760 мм.

Помимо этого, изменилась форма крыши моторного отделения, по которой танки модели Ausf.b визуально отличают от Ausf.а. Трансформации кроме этого коснулись совокупности выброса, глушителя, модернизированная трансмиссия взяла дополнительную понижающую передачу, и на танке установили новый планетарный механизм поворота.

Опорные катки и поддерживающие ролики стали шире, наряду с этим последние мало уменьшились в диаметре, но до 755 мм увеличился диаметр ведущего колеса и до 650 мм – ленивца. Гусеницы стали набираться из 108 двухгребневых траков новой конструкции. Поперечное смещение рессор предотвратили установкой особых скоб, а задние надкрылки танка немного подняли, дабы пространство между гусеницами и ними не забивалось грязью и имело возможность самоочищаться.

Танк Pz.Kpfw II Ausf.b. Источник – icvi.at.ua

Курсовой пулемёт MG13k заменили более современным и надёжным MG34, боекомплект которого не изменился. Предсерию Ausf.b выпустили в 1936–37 годах маленькой партией в 100 автомобилей.

Не обращая внимания на все трансформации, внесённые в конструкцию ходовой части, надёжной она не стала. Последующая эксплуатация танков распознала их склонность к поломкам, львиная часть которых приходилась именно на ходовую, и её решили кардинально переработать. Конструкторы отказались от тележек и уменьшили количество опорных катков до пяти, а их диаметр увеличили до 550 мм. Подвеску сделали личной на четвертьэллиптических рессорах, а число поддерживающих роликов увеличили до четырёх.

Модернизации кроме этого подверглись ведущие и направляющие колёса. Изменились и габариты автомобили: до 4810 мм выросла её протяженность, и с 2140 до 2230 мм – ширина. Толщину брони увеличили с 13 до 14,5 мм. В следствии перечисленных выше трансформаций боевая масса танка выросла с 7,9 до 8,9 т.

Новая модель, взявшая индекс Pz.Kpfw II Ausf.с, стала надёжной, купила способность и плавность хода разгоняться до 48 км/ч по шоссе (ранее данный показатель не превышал 40 км/ч), и до 24 км/ч – по пересечённой местности. Уже в марте 1937 года Ausf.с разрешили войти в пробную серию, которую произвели двумя партиями по 100 автомобилей любая. На двадцати пяти танках второй партии (№№ 22020–22044) были установлены корпуса из «эрзац-стали» с примесью молибдена.

По другой информации, выпустили всего 25 танков данной модификации.

Танк Pz.Kpfw II Ausf.с. Источник – karopka.ru

Pz.Kpfw II в серии

Первой массовой модификацией танка стал Pz.Kpfw II Ausf.A, выпуск которого начался предположительно в марте 1937 года на заводе компании Henschel в Касселе, а после этого продолжился на заводе Alkett в Берлине. На автомобили устанавливался модернизированный двигатель Maybach HL-62TRM той же мощности, что и раньше (140 л.с.) и синхронизированная КПП ZF Aphon SSG-46. В апреле 1937 года УВС издало распоряжение остановить конструкторские доработки Pz.Kpfw II, каковые отвлекали через чур много производственных ресурсов.

Танки Pz.Kpfw II Ausf.А. Источник – nemectanki.ru

В декабре 1937 года начался выпуск танков модификации Pz.Kpfw II Ausf.B, которая фактически ничем не отличалась от Ausf.А. Производители только сделали подробности и комплектующие более технологичными и несложными в производстве, дабы безболезненно, «малой кровью» расширить выпуск автомобилей. К изготовлению башен, агрегатов и корпусов танка привлекли такие большие машиностроительные компании как MIAG, FAMO и Wegmann.

Pz.Kpfw II Ausf.В (реконструкция на базе аутентичных шасси). Источник – waffen.ucoz.ru

Не обращая внимания на распоряжение УВС, всецело отказаться от доработки «двойки» у немцев не получилось. Гражданская война в Испании продемонстрировала полное преимущество противотанковой артиллерии над танковой бронёй того времени, а потому требовалось безотлагательно увеличивать её толщину. Новые веяния стали причиной созданию танка Pz.Kpfw II новой модификации – Ausf.С.

Дабы легко решить вопрос повышения толщины бронирования уже созданного танка, конструкторы внесли предложение применять страницы накладной брони. Нижнюю бронедеталь, которую образовывал гнутый 14,5-мм лист, усилили двумя дополнительными бронеплитами толщиной 14,5 и 20 мм соответственно, каковые сваривались между собой под углом 70°, а на верхнюю наварили 20-мм лист. Улучшилась и совокупность охлаждения двигателя, а 12-мм бронестекло в смотровых блоках заменили 50-мм.

Вместо двухстворчатого люка на крыше башни начали устанавливать командирскую башенку, которая снабжала командиру экипажа круговой обзор благодаря восьми перископическим смотровым блокам. Для высадки/посадки в ней имелся круглый люк.

Pz.Kpfw II Ausf.А и В перед модернизацией до отметки Ausf.С (вверху) и по окончании (внизу). Источник – hisofweapons.ucoz.ru

Темп выпуска Pz.Kpfw II Ausf.С первоначально был очень низким. В Июле 1938 года собрали только 9 автомобилей, в августе – 7, в сентябре – 5, в октябре – 8, в ноябре – 2. Быть может, это было вызвано тем, что параллельно с выпуском танков новой модели началась модернизация прошлых танков Ausf.с, Ausf.А и Ausf.В. В связи с тем, что модернизацию проходили лишь автомобили, возвращённые на фирмы с целью проведения капремонта, вышеуказанные трансформации коснулись не всех из них.

По окончании анализа Польской кампании, в которой утраты Pz.Kpfw II были очень большими, уже собранные танки дополнительно усилили – взяла дополнительное бронирование лобовая часть башни, маску орудия оснастили щитком с отгибами сверху и снизу, а зазор между башней и подбашенной коробкой защитили бронированным бортиком, приваренным к крыше коробки. Низкий щиток взял и бортовой люк механика-водителя.

Не смотря на то, что оружие автомобили к концу 30-х годов устарело, его не поменяли – дело в том, что в стандартную башню Pz.Kpfw II устанавливалась лишь 37-мм танковая пушка, по окончании чего в ней становилось через чур тесно. Вместо этого конструкторы снабдили танк новым модифицированным прицелом TZF4/38, а на корме корпуса предусмотрели возможность крепления дымовых гранатомётов (по два на борт). Стандартной стала установка приёмо-передающей радиостанции FuG5.

Pz.Kpfw II Ausf.С в музее в Сомюре, Франция. Источник – dic.academic.ru

Ausf.С стала далеко не последней модификацией Pz.Kpfw II. Ещё в конце 1937 года 6-й департамент УВС поставил перед разработчиками задачу создания скоростного варианта танка. Этими автомобилями собирались комплектовать подвижные группы в составе лёгких дивизий, создание которых так осуждал Хайнц Гудериан.

Проектирование новой автомобили под индексом разработки LaS 138 доверили компании Daimler-Benz. Конструкторы всецело переработали ходовую часть танка – пять опорных катков (на любой борт) заменили на четыре сдвоенных катка большего диаметра с личной торсионной подвеской. Вместо двухгребневых траков гусеницы начали набирать из одногребневых, а 140-сильную силовую установку поменял двигатель Maybach HL-66 мощностью 180 л. с. при 3200 об/мин.

Основной фрикцион трансмиссии заменили более новой моделью PF220K, а КПП – семискоростным (7+3) изделием компании Maybach.

Эволюция ходовой части танка Pz.Kpfw II. Источник – hisofweapons.ucoz.ru

Толщину лобового бронирования корпуса и башни увеличили до 30 мм. В правой части верхней бронедетали показались два дополнительных смотровых прибора. Пушку 2 cm KwK 30 заменили на 20-мм KwK 38 с новым и лучшей баллистикой прицелом TZF 3a.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века, по окончании столкновений с французскими средними танками B1-bis и британскими Matilda II, на вооружение приняли остроконечный бронебойный боеприпас Pzgr 40 L`Spur с бронебойным сердечником из жёсткого сплава с примесью вольфрама. При начальной скорости в 1050 м/с на дистанции до 100 м таковой боеприпас пробивал 40–49-мм броню, установленную под углом 30°, а с расстояния до 500 метров – 20-мм броню.

Боезапас танка вырос до 180 снарядов и 2100 патронов. Ёмкость топливных баков увеличили до 200 литров, но на запасе хода это не сказалось, поскольку новые двигатели были более прожорливыми, чем прошлые. Но они разрешали развивать большую скорость в 55 км/ч на дорогах с жёстким (и ровным) покрытием. Новый танк взял индекс Pz.Kpfw II Ausf.D.

Схема бронирования танка Pz.Kpfw II Ausf.D/Е. Источник – hisofweapons.ucoz.ru

Следом выпустили автомобили модификации Pz.Kpfw II Ausf.E, каковые владели улучшенной подвеской, гусеничными траками со смазываемым шарниром, и поменянными ведущими и направляющими колёсами. С мая 1938 по август 1939 года собрали 43 автомобили обеих модификаций, а в последующем неспециализированное число выпущенных танков Ausf.D и Ausf.E довели до 250. Входе боёв в Польше стало известно, что особенной необходимости в особых скоростных танках нет, и уже в марте 1940 года их начали переоборудовать сперва в огнемётные танки (всего было собрано 155 единиц, включая 112 новых автомобилей на тех же шасси), а после этого в противотанковые самоходные установки.

Танк Pz.Kpfw II Ausf.D (либо Ausf.Е), загруженный на особый транспортный прицеп. Источник – icvi.at.ua

Нескоростная модификация Ausf.С претерпела ещё одну модернизацию, в следствии чего показалась модель, которую назвали Pz.Kpfw II Ausf.F. Необходимость её появления была позвана формированием в первой половине 40-ых годов двадцатого века новых германских танковых соединений, для которых не хватало техники. Танк взял переднюю часть корпуса, сваренную из 35-мм бронелистов, а толщину лобовой части орудийной маски и башни увеличили до 30 мм.

В следствии этих трансформаций масса танка выросла до 9,5 тысячь киллограм.

Шофер взял новый прибор наблюдения KFF-2, закрытый двухстворчатой крышкой. С правой стороны подбашенной коробки установили ещё одну фальшивую двухстворчатую крышку, которая должна была ввести соперника в заблуждение относительно расположении места механика-водителя.

Не обращая внимания на то, что Pz.Kpfw II в далеком прошлом пребывал в производстве, новая модель запускалась в серию продолжительно и мучительно. Первые три прототипа сдали клиенту в июне 1940 года, а выйти на показатели выпуска, приближённые к плановым (45 автомобилей в месяц), промышленность смогла лишь к концу IV квартала 1941 года, в то время, когда уже стало ясно, что танк устарел. Однако, по таинственным для германских танкистов обстоятельствам Pz.Kpfw II Ausf.F выпускался ещё целый 1942 год, и лишь к 1943 году его производство прекратилось.

Всего германская индустрия выпустила 524 танка данной модификации.

Pz.Kpfw II Ausf.F. Источник – militarymodels.co.nz

динамика производства и Точное число Pz.Kpfw II автору малоизвестны, поскольку числа произведённых автомобилей разных модификаций существенно разнятся в разных источниках, и составить неспециализированную картину очень сложно. Как мы знаем, что по состоянию на май 1937 года в составе вермахта имелось 115 единиц всех модификаций, а к началу Второй мировой их было уже 1223.

В разных источниках неспециализированное число выпущенных автомобилей указывается в пределах от 1760 до 2087 единиц, не смотря на то, что автору виделись и утверждения, что всего германская индустрия выпустила 8500 шасси Pz.Kpfw II. Так, остаётся открытым вопрос – куда отправилась эта масса техники и выпускалась ли она в действительности в таких огромных количествах?

Pz.Kpfw II программы «neue Art»

Во второй половине 30-ых годов XX века конструкция Pz.Kpfw II, в целом, была отработана, промышленность полным ходом производила его для Panzerwaffe, но германские танковые функционеры не были бы собой, если бы не усложнили жизнь и промышленникам, и армейским. Они инициировали создание целой линейки автомобилей на базе лёгкого танка, которая взяла обозначение «neue Art» (nA) – «новая серия».

Летом 1938 года 6-й департамент УВС предоставил компании MAN техническое задание на разработку 9-тонного лёгкого разведывательного танка на базе Pz.Kpfw II с индексом разработки VK 901. В серии под него был зарезервирован индекс Pz.Kpfw II Ausf.G.

Корпус автомобили конструкторы всецело переработали, спроектировав лобовое бронирование на уровне 30 мм, а бортовое и кормовое – 15 мм, причём для увеличения прочности танка смотровые приборы и эвакуационные люки механика-водителя были вынесены на крышу корпуса. Компания Daimler-Benz создала башню новой формы с командирской башенкой TZF10, которая разрешила убрать башенные бортовые лючки. Оружие установили такое же, как и на скоростных автомобилях главной серии Ausf.D и Ausf.E.

Первоначально планировалось заменить 20-мм пушку на 7,92-мм противотанковый пулемёт EW-141 компании Mauser, вычисленный под противотанковый патрон Patrone 318, но так как это оружие в серию не пошло, от идеи отказались.

самые значительные трансформации коснулись ходовой части танка. Инженеры MAN в первый раз применили на танках подвеску собственного бывшего работника, а с 1936 года – начальника конструкторской работы 6-го департамента УВС Генриха Эрнста Книпкампа.

От поддерживающих роликов отказались, вместо танк взял по пять опорных катков увеличенного диаметра в 735 мм (на любой борт), каковые снабжались личной торсионной подвеской и размешались в шахматном порядке (два с наружной стороны гусеничных гребней, и три – с внутренней). Помимо этого, инженеры увеличили ширину траков.

Танк Pz.Kpfw II Ausf.G. Источник – aviarmor.net

Двигатель танка заменили на 180-сильный бензиновый Maybach HL 66 P жидкостного охлаждения, что разрешал развивать скорость до 50 км/ч. Из-за чего УВС и руководство Panzerwaffe в качестве разведывательного танка не устроили уже выпускавшиеся Pz.Kpfw II Ausf.E, и потребовалась разработка кардинально новой автомобили, для автора остаётся тайной.

Не смотря ни на что, 18 июня 1938 года 6-й департамент УВС и компания MAN подписали договор на поставку 75 новых автомобилей, но в силу загруженности мощностей производителя вторыми заказами танки начали поступать клиенту лишь в конце 1939 года. По окончании военных действий в Франции и Польше, в то время, когда армейские, наконец, определились, что подобные разведывательные автомобили им не необходимы, от идеи серийного производства Pz.Kpfw II Ausf.G отказались.

В следствии вместе с прототипом из сборочных цехов вышло лишь 12 танков, каковые отличались некоторыми конструкторскими ответами, а потому выпускались в трёх (!) модификациях – Ausf.G1, G2 и G3. Как мы знаем, что эти автомобили послали сражаться на Восточный фронт, где они и нашли собственный финиш.

Любопытно, что за время бюрократической волокиты с определением размера государственного заказа на Pz.Kpfw.II Ausf.G компания Daimler-Benz успела выпустить башен для этого танка втрое больше нужного. Потом их применяли для оснащения цементных ДОТов разных укрепрайонов. Последняя из них защищала аэропорт «Ольборг Западный» в Дании и была демонтирована лишь во второй половине 90-ых годов двадцатого века.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века, кода германское руководство ещё не определилось, необходимы ли ему разведывательные танки, компания MAN договорилась с 6-м департаментом о создании модернизированной версии VK 901, которой присвоили индекс разработки VK 903. При её запуска в серию автомобили данной модели в военной документации обозначались бы как Pz.Kpfw II Ausf.Н.

Лёгкий разведывательный танк VK 903. Источник – tanki.kruzzz.com

Толщину бортовой и кормовой брони этих автомобилей увеличили с 15 до 20 мм, почему масса танка существенно возросла (с 9,2 до 12,5 т). Лобовая броня трансформаций не претерпела. Кроме этого не изменились конструкция ходовой и башня с размещённым в ней оружием, не смотря на то, что рассматривался вариант оружия танка 28-мм пушкой 2,8 cm KwK 42 компании Mauzer с коническим каналом ствола.

Она пробивала 60-мм броню (под углом 30° к нормали) на дальности 100 м и 40-мм броню – с дистанции 500 м. Двигатель автомобили покинули прошлым.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века компания получила от УВС заказ на изготовление двухсот танков Pz.Kpfw II Ausf.Н (их собирались выпустить в апреле-декабре 1942 года). Но в начале 1942 года удалось изготовить лишь прототип танка, по окончании чего конструкторы на долгое время увязли в работах по замене трансмиссии на такой же агрегат с четырёхскоростной КПП ZF Aphon SSG 48 от более успешной чешской автомобили Pz.Kpfw.38(t) nA, которая, однако, не отправилась в серию. В следствии было произведено всего пять Pz.Kpfw II Ausf.Н, и «на поток» машину так и не поставили.

Параллельно разрабатывался проект танка Pz.Kpfw II Ausf.M (индекс разработки – VK 1301, в документах кроме этого упоминался как VK 903b). Предполагалось, что на нём усилят бронирование и установят 55-мм пушку KwK 3901, но позже от этих идей отказались, покинув оружие без трансформаций. Башню снабдили рациональными углами наклона и увеличенной орудийной маской. Погон башни спереди прикрыли низким бронированным буртиком.

За 1942 год германская индустрия выпустила лишь четыре прототипа этого танка, минимум один из которых испытывался не с башней, а с её прямоугольным весовым муляжом. Как и его предшественники, в серию данный танк не отправился, но послужил прототипом для более удачливой автомобили Pz.Kpfw II Ausf.L «Luchs» (нем. – «рысь»).

В связи с тем, что в экипаже Ausf.L показался четвёртый танкист (вместо радиста-заряжающего соответствующие функции стали выполнять два отдельных человека), габариты танка было нужно пара расширить, что стало причиной росту массы танка до 13 т. Степень бронирования новой машины по сравнению с Pz.Kpfw II Ausf.M не изменилась. Шестискоростная коробка передач ZF Aphon SSG 48 с мультипликатором обеспечила машине 12 скоростей, что для танка-разведчика было важно.

Танк Pz.Kpfw II Ausf.L «Luchs». Источник – the.shadock.free.fr

Стандартную радиостанцию FuG5 дополнили радиостанцией дальней связи FuG12. FuG5 монтировалась в башне (её антенна выводилась наружу у левого борта башни), а симплексная FuG12 размещалась в корпусе, имела выходную мощность 80 Вт и трудилась в диапазоне 1,12–3 МГц, снабжая дальность связи до десяти километров телефоном и до 50 км телеграфным ключом. Её двухметровая штыревая антенна размешалась с правой стороны корпуса рядом с башней.

Употреблялась и штыревая антенна с «метелкой», при применении которой дальность связи возрастала до 25 км телефоном и 80 км телеграфом.

С сентября 1943 по январь 1944 года данный танк создавали две германские компании – Henschel и MAN. Всего было выпущено 104 автомобили, не смотря на то, что в некоторых источниках видятся эти, что этих автомобилей было выпущено 100 либо 136 единиц (MAN – 118, Henschel – 18). Большинство Pz.Kpfw II Ausf.L «Luchs» вооружили равно как и Pz.Kpfw II вторых моделей (20-мм пушкой KwK 38), но в башнях нескольких танков смогли разместить 50-мм пушку КwK 39 L/60.

какое количество как раз автомобилей было вооружено 50-мм орудием, доподлинно неизвестно – по различным данным, таких танков было собрано от четырёх до шести.

На фронте умельцы пробовали усилить недостаточное бронирование танка. Точно как мы знаем, что как минимум на одной машине танкисты 4-го разведывательного батальона 4-й танковой дивизии усилили лобовую бронедеталь подбашенной коробки 20-мм металлическими экранами своеобразной формы.

Вид в башни Pz.Kpfw II Ausf.L «Luchs». Слева – прицел TZF 6/38. Источник – panzerpunkt.info

Не считая разведывательных автомобилей на базе Pz.Kpfw II конструкторы пробовали разрабатывать и танки помощи пехоты. 22 декабря 1939 года компании MAN и Daimler-Benz взяли заказ на разработку аналогичной автомобили, которой присвоили номер VK 1601. При поступлении на вооружение танкам собирались присвоить индекс Pz.Kpfw II Ausf.J.

Разработку шасси конструкторы компании MAN собирались завершить к 18 июня 1940 года, а бронированный корпус и башню должны были собрать к 19 июля на заводе Daimler-Benz. Всего планировалось выпустить 339 танков данной модификации.

Ausf.J взял замечательное бронирование – 80-мм башни и лоб корпуса, 50-мм борта и башни и корма корпуса, 25-мм крыша и днище корпуса, 10-мм крыша башни. Масса автомобили существенно увеличилась и достигла 18 тысячь киллограм, другими словами, лёгкий танк по массе приблизился к среднему. В связи с повышением нагрузки проектанты усилили кое-какие элементы подвески, но больших трансформаций в её конструкцию не вносили.

Танк Pz.Kpfw II Ausf.J. Источник – en.valka.cz

На этот раз германские компании были на удивление пунктуальными и вправду собрали первый прототип Pz.Kpfw II Ausf.J к 19 июля 1940 года. Но установленная 150-сильная силовая установка Maybach HL 45P смогла разогнать танк лишь до 30–32 км/ч – военных такая скорость не устраивала, и они предпочли отменить заказ. В следствии к 1942 году было выпущено всего 22 танка, включая прототип. Большинство этих автомобилей потом употреблялась милицейскими подразделениями для противодействия партизанам .

На базе ещё одной автомобили выстроили БРЭМ, которая эксплуатировалась во Франции в составе 116-й танковой дивизии вермахта и потом стала трофеем союзников.

От аншлюса до Дюнкерка

Как уже говорилось, первые предсерийные автомобили сходу начали поступать в линейные части и танковые школы, но употреблялись, по большей части, для обучения личного состава. Следующие поступившие в армию танки пошли на укомплектование линейных частей, в которых любая рота сейчас включала четыре Pz.Kpfw I и один Pz.Kpfw II. В последующие годы часть «единичек» неуклонно уменьшалась, а «двоек» – возрастала, пока, начиная со второй половины 1940 года, не возросло поступление Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV, каковые со временем всецело вытеснили лёгкие танки.

Принято вычислять, что к 1 сентября 1939 года вермахт располагал 3190 танками, а также:

  • Pz.Kpfw I – 1145 единиц (36%);
  • Pz.Kpfw II – 1223 (38%);
  • Pz.Kpfw.35(t) – 219 (7%);
  • Pz.Kpfw.38(t) – 76 (2%);
  • Pz.Kpfw III – 98 (3%);
  • Pz.Kpfw IV – 211 (6%);
  • командирские – 215, огнемётные – 3, штурмовые орудия – 5 (всего 8%).

На протяжении Польской кампании больше всего автомобилей выбыло в битвах под Пётркувом-Трыбунальским и Томашувом-Мазовецким, а также в сражении за Варшаву. Всего за время военных действий вермахт утратил 259 Pz.Kpfw II, наряду с этим безвозвратные утраты составили 83 танка.

Сожжённый Pz.Kpfw II Ausf.С. Источник – survincity.ru

Для вторжения в Норвегию и Данию германское руководство распорядилось к марту 1940 года подготовить особое танковое подразделение – Континентальный танковый батальон особенного назначения №40 (Pz.Abt. z.B.v.40). Три первых взвода каждой из трёх рот батальона вооружили танками Pz.Kpfw I, а четвёртый – более замечательными Pz.Kpfw II. Помимо этого, в распоряжении штаба роты пребывали один Pz.Kpfw I, два Pz.Kpfw II и командирский танк Pz.Bef I. По состоянию на 9 апреля 1940 года батальон располагал сорока двумя Pz.Kpfw I, двадцатью одним Pz.Kpfw II и шестью Pz.Bef I.

Дания сдалась практически без боя, исходя из этого 1-я и 2-я роты по её территории и отправились в порты для погрузки на транспортные суда, идущие в Норвегию, где уже кипели битвы. 3-я рота ещё к 9 апреля погрузилась на суда «Urundi» и «Antaris H», но вторая волна высадки, в которую она входила, приблизилась к побережью Норвегии лишь 11 апреля. Тут «Antaris H» был торпедирован английской подлодкой, и 3-я рота единовременно утратила 12 Pz.Kpfw I, 6 Pz.Kpfw II и один командирский танк Pz.Bef I. Дабы хоть как-то компенсировать утраты, ей придали тяжёлые трёхбашенные экспериментальные танки Nb.Fz.VI.

Битвы в Норвегии отличались ожесточённостью. Уже к 20 апреля в Осло, где собрались все роты батальона, у 1-й и 2-й рот оставалось всего 13 Pz.Kpfw I, 7 Pz.Kpfw II и один Pz.Bef I. В 3-й роте оставались лишь один Pz.Kpfw I, один Pz.Kpfw II и три Nb.Fz.VI.

Германский танк Pz.Kpfw II Ausf.C на ЖД мосту у тоннеля. Норвегия, 1940 год. Источник – nationaalarchief.nl

самая серьёзную опасность для германских танков воображали две 3-дюймовые (76,2-мм) мортиры и пять 25-мм французских противотанковых орудий (потом – ПТО) Hotchkiss, которыми британцы распоряжались в полной мере умело. 25 апреля немцы двумя лёгкими танками Pz.Kpfw II и одним Nb.Fz.VI нападали английский 1-й батальон Королевской Йоркширской пехоты. Замаскированные 25-мм ПТО подпустили танки на убойную расстояние в 150 м и открыли огонь фактически в упор. Первым залпом была подбита одна «двойка», после этого вторая.

Через пара мин. все пушки перевели собственный пламя на неповоротливый Nb.Fz.VI, и скоро экипаж был должен покинуть обездвиженную машину. Но, не обращая внимания на британцев и отчаянное сопротивление норвежцев, германский экспедиционный корпус настойчиво продвигался вперёд, и к 16 июня оккупанты заняли всю территорию Норвегии.

Танковая группа Клейста переходит через Арденны. в первых рядах – Pz.Kpfw.38(t), за ними – Pz.Kpfw II (вероятнее, модернизированных модификаций Ausf.с, А и В). Источник – wehrmachtcommanders.blogspot.com

К началу наступления во Франции и против государств Бенилюкса Panzerwaffe владели 1110 танками Pz.Kpfw II, из которых исправными являлись 995 автомобилей. 920 из них пребывали в составе подразделений, подготовившихся к вторжению (36% из 2574 (по другим сведеньям – 2597) танков, сконцентрированных на французской и бельгийской границах).

На протяжении битв громаднейшие утраты в германских танковых подразделениях понесли как раз Pz.Kpfw II. Так, с 10 по 20 мая германская армия утратила выведенными из строя 45 Pz.Kpfw II, а в битве у Дюнкерка, которая длилась с 21 по 31 мая, выбыло ещё 150 этих автомобилей. Всего за время Французской кампании Panzerwaffe безвозвратно утратили 240 танков данной модели.

Колонна Pz.Kpfw II Ausf.b на марше в Бельгии. Источник – thefewgoodmen.com

Танки Pz.Kpfw II, входившие в состав 2-й, 5-й, 8-й, 9-й, 11-й и 14-й танковых дивизий, учавствовали в военных действиях в Греции и югославии. Всего тут было задействовано 260 автомобилей, из которых немцы безвозвратно утратили 13. Позднее танки Pz.Kpfw II 5-й роты 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии были морем переброшены на Крит и поддерживали в том месте действия германских армий, а после этого были включены в состав танкового батальона «Крит».

Кроме этого как мы знаем, что 2-я танковая дивизия утратила 37 Pz.Kpfw II, каковые ушли на дно вместе с транспортами Kybfels и Marburg, подорвавшимися на минах.

Германский БТР Sd.Kfz.251 14-го механизированного корпуса проезжает мимо колонны танков Pz.Kpfw II и пылающего грузовика. Город Ниш (Югославия). Источник – survincity.ru

В песках Сахары

В начале битв в Северной Африке по 45 танков Pz.Kpfw II числилось у 5-го танкового полка 5-й лёгкой дивизии и 8-го танкового полка 15-й танковой дивизии. В условиях пустыни двигатели и ходовая часть Pz.Kpfw II скоро изнашивались, и скоро автомобили начали массово выходить из строя (так, за февраль-апрель 1941 года немцам было нужно капитально отремонтировать 19 из 45 «двоек» 5-го танкового полка). Лишь затем на автомобили начали устанавливать дополнительные воздушные фильтры.

На протяжении неудачного штурма Тобрука 5-й танковый полк утратил 3 автомобили, каковые подорвались на минах, а 15 мая 1941 года в сражении за перевал Халфайя был потерян ещё один танк.

В июне 1941 года союзники совершили операцию «

Будущее НАТО: оборонительный союз или армия вторжения?

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: