Россия без большевиков. танки русской армии первой половины 30-х. часть 3. «царь-танк».

      Комментарии к записи Россия без большевиков. танки русской армии первой половины 30-х. часть 3. «царь-танк». отключены

На полях сражений ПМВ, прекрасно себя зарекомендовали английские тяжёлые танки – единственные, кто благодаря долгой базе с успешной формой её передней части имели возможность преодолевать местность, перевоплощённую тяжёлой артиллерией в т. н. «лунный ландшафт». Единственные, кто имел возможность «форсировать» германские траншеи без предварительной подготовки либо инженерного обеспечения.

Россия без большевиков. танки русской армии первой половины 30-х. часть 3. «царь-танк».

(Mk-V)

Существовали кроме того удлинённые особой вставкой модели.

(Mk-V**)

И наряду с этим, английские «ромбы» (не о пулемётных «самках» обращение!) были прекрасно вооружены (2 57 мм пулемёта и 4 пушки). Массированное применение английской армией тяжёлых танков снижало утраты пехоты на порядок кроме того в том месте, где для результата внезапности по большому счету не проводилась замечательная предварительная бомбардировка.

Одно не хорошо – до тех пор пока шла ПМВ, у британцев не было ни жажды, ни объективной возможности поставлять эти танки в Россию. А по окончании войны – я лично не сомневаюсь – какой бы политической ориентации правительство не сидело в Петрограде, но если оно будет отстаивать интересы России, отечественные отношения с Британией опять срочно упадут ниже плинтуса и, вероятнее, никаких тяжёлых британских танков русская армия уже не возьмёт вовсе. Что делать, в случае если давным-давно устоявшееся «образное» выражение «англичанка гадит» всегда имело под собой бетонное основание, не утратив актуальности и Сейчас?

Но несомненно, их (в смысле тяжёлые танки), отечественные стратеги хотели бы очень! Сухопутье для нас – это ВСЁ и отсутствие «Линии Мажино» у сопредельных государств вовсе не предлог для отказа от техники, намерено заточеной для взлома позиционного фронта соперника. А потому, что никакого опыта проектирования столь тяжёлых и громадных автомобилей нет, за технической помощью в этом вопросе нужно будет обращаться к самоё лояльному и стабильному союзнику – Франции, которой мы за войну задолжали столько, что ссориться между собой по мелочам нам совсем ни к чему.

И именно французы, в самом финише войны создали собственный личный тяжёлый танк FСМ Char 2С, которых предполагали выстроить к кампании 19-го года аж 300 штук (согласитесь, для танка массой более 70 тысячь киллограм в то время – это сильно!).

(FCM Char 2C на протяжении опробований)

Данный танк выгодно отличался от созданных приблизительно тогда же «соперников» в виде архаичного безбашенного английского «Интернешнл» Mk-VIII и итальянского «Фиат-2000».

Но война кончилась раньше, а постройка столь сложных и громадных танков вещь весьма трудоёмкая (особенно при резком сокращении армейского бюджета). В итоге французы, уже никуда не торопясь, довели до ума конструкцию и выстроили всего 10 танков FCM 2C, завершив эту работу лишь в первой половине 20-ых годов XX века.

(FCM 2С)

Однако, нужно признать – собственную работу они сделали хорошо – не напрасно 6 из тех 10 70-тонных монстров 1922 года постройки, французы готовы были кинуть в бой в 1940-ом году! Но, не срослось. Немцы эшелон, что вёз 6 всецело боеготовых 2С на фронт.

(1940-й год. FCM 2C разрушенные авианалётом «люфтваффе»)

Но возвратимся в середину 20-х. В то время, в то время, когда отечественные эксперты уже соберут все данные по 2С и с высочайшего благословения главного руководства приступят к проектированию собственного тяжёлого танка, имея в качестве безальтернативного исходника тот самый французский тяж-прорыватель.

Чтобы значительно упростить производство и разработку, «архитектура» срисовывается с 2С. Но, корпус «масштабируется» в меньшую сторону до разумных пределов. В частности, протяженность уменьшается с 10,27 до 8 метров. В подвеске употребляется конструкция тележек французского танка. Но, конечно, с расчётом на соответствующий вес и усиленное бронирование танка.

Согласитесь – или, по крайней мере, лобовая броня тяжёлого танка обязана выдерживать обстрел из артиллерии всех калибров до дивизионной включительно, или на фиг по большому счету тяжёлые танки!? Мы-ж не богатые союзники, и не СССР, чтобы давить неприятеля числом.

Для отечественного «тяжа» это будет так: лоб корпуса – 2,5 дюйма (63,5 мм). Борт-корма – 1,5 дюйма (38,1 мм). Для сравнения, бронезащита FCM 2C: лоб – 45 мм, борт – 30 мм, корма 25 мм.

У французского танка оружие размешалось в двух башнях (передняя с 47 мм пулемётом и пушкой, кормовая – с одним пулемётом), в двух бортовых казематных шаровых установках в передней части корпуса по пулемёту, и ещё один пулемёт – курсовой, в корпусе. Всего, так, одна пушка и 5 пулемётов.

Ясно, что 47-мм пушки для тяжёлого танка, призванного бороться с противотанковыми заграждениями и укреплениями – мало. Но и башни под гаубицы тогда ещё были совсем не в моде (не смотря на то, что один из тех десяти 2С был вооружён аж 155-мм гаубицей!).

Исходя из этого, отечественный танк прорыва так же, как француз, имеет кормовую башенку с одним станковым пулемётом «Максим», в передней башне 57 мм пушка «Гочкис» с длиной ствола 40 клб. и пулемёт. А вот вместо двух казематных бортовых и курсового пулемётов в передней части корпуса, мы втиснем справа от механика-водителя лёгкую 76,2 мм горную пушку обр. 1909 года. Ясно, что сектор обстрела из данной пушки-гаубицы будет не более 6 градусов, как у полевой пушки с однобрусным лафетом.

Мало, но на первой версии французского среднего В-1, 75 мм гаубица и вовсе в горизонтальной плоскости наводилась лишь поворотом всего танка.

(Прототип нового французского танка В-1 изготовлен в первой половине 30-ых годов двадцатого века)

Потому, что при установке орудия в лобовом странице корпуса, места для наводчика уже не остаётся (танк при собственной в полной мере приличной длине не так уж широк – а вот гусеницы наоборот, для хорошей проходимости достаточно широкие), как и на французском В-1 обязанности наводчика делает механик-водитель, а заряжающего механик-моторист (экипаж данной махины, всего 5 человек).

Кроме двух орудий, танк вооружён тремя пулемётами: «Максим» в малой кормовой башне, ещё один «Максим» в отдельной установке громадной передней башни, и один ручной пулемёт «Мадсен», предназначенный для ведения огня мотористом из передней (около орудия) и бортовых амбразур (расположенных, кстати, не шибко комфортно).

Вот таковой комплект оружия: 76,2 мм маленькая пушка, «обычная», 40-калиберная, 57 мм пушка «Гочкис» и 3 пулемёта (2 станковых).

Потому, что на опробованиях установка трёхдюймовки продемонстрировала себя не хватает действенной и неудобной в обслуживании, её заменили на шаровую установку спарки пулемёта «Мадсена» и огнемёта – против всяких ДОТов-ДЗОТов, при наличии 57 мм орудия в башне, огнемёт получше трёхдюймового «окурка» будет! Рядом с водителем, на постоянной базе разместили рабочее место стрелка-радиста (прежде, за радиста «трудился» начальник). Так, экипаж танка увеличился до 6 человек.

Сейчас, самое увлекательное – как эта махина, массой, полагаю, до 50 т. двигается?

Потому, что торопиться такому танку решительно некуда (преодолевать воронки «лунного ландшафта», траншеи, рвы, надолбы и всякие тетраэдры при всём жажде скоро не окажется), скорость – вааще полностью вторична.

Самое «оптимальное» – сделать электромеханический привод. Два карбюраторных мотора с генераторами и по замечательному электродвигателю на каждую гуслю. Теоретически легко, но весьма громоздко, да и не весьма интересно.

К тому же не очень надёжно. Под столь громадными переменными нагрузками, электромоторам характерно систематично и, как в большинстве случаев, не вовремя, «гореть».

Я придумал что-то второе (дюже почудить охота!). На отечественном танке будут компактно параллельно находиться два рядных 6-цилиндровых карбюраторных мотора «Рено» по 150 л.с. (для начала). Любой из них, через личные редуктор и бортовую передачу, будет вращать одну из гусениц.

Вместо коробок передач, на каждой бортовой передаче по совокупности реверсирования (включается лишь на стоянке механиком-мотористом). Конечно тормоз и сцепление с гидроусилителем (либо вакуумным) так же на каждом приводе. Для тяжёлых танков эксклюзивной выделки мы в полной мере можем себе это разрешить.

Так, танк меняет скорость и управляется по большей части за счёт газа. В случае если в обычном танке шофер руками орудует рычагами бортовых фрикционов, то в другом – узкими рычажками газа двигателей.

Под каждой ногой водителя по педали – на соответствующий борт, совмещённые в одной педали тормоз и сцепление. Всё легко – педаль отпущена – тормоз отключён, имеется сцепление – едем, руководя машиной за счёт оборотов двигателей. Лепота и никаких упрочнений!

При нажатии на педаль, вначале происходит расцепление, а при предстоящем нажатии медлено включается тормоз. Ясно, что в положении «тормоз до упора» педали смогут фиксироваться – что разрешает какое количество угодно прогревать моторы и стояночный ручной тормоз включать кроме того не обязательно.

Но, при хорошей регулировке данной схемы, танком возможно без чрезмерных упрочнений руководить и рукоятками газа и педалями сцепления с тормозами. Тут всё зависит от квалификации водителя. Но, тяжёлых танков объективно большое количество не выстроишь, вооружаться ими будут сугубо элитные части, исходя из этого подготовить водителей-виртуозов не неприятность.

Диапазон скоростей (и вперёд и назад одинаково) при таковой «односкоростной» схеме и двух моторах мощностью по 150 л.с. – полагаю, от 5-6 (самый небольшой газ) до 12 (самый полный газ) км/ч. Для штурмового танка (Т-4) разработки второй половины 20-х, весом до 50 т. в полной мере приемлемо.

Для сборки таких огромных автомобилей на Путиловском заводе выстроены особые стапеля, разрешающие создавать одновременную сборку шести сверхтяжёлых танков Т-4. На изготовление партии из 6 автомобилей уходит ровно полгода. Соответственно, за год армия может взять 12 танков.

Но, заказ сначала недотягивал до большой производительности сборочного цеха.

Всего, в промежутке между 1928 и 1932 г.г. было выстроено (не считая прототипа из конструкционной стали и без оружия) не более 40 танков Т-4.

В начале 30-х, танк Т-4 модернизируется. Двигатели форсируются до предельных 175 л.с. Ветхие башни заменяются на самые ходовые стандартные.

Передняя от Т-3М со особой танковой 57 мм пушкой, спаренной с новой танковой версией «Мадсена». В нише башни командирская радиостанция. Задняя башня от Т-2М с 20 мм автоматической пушкой, кроме этого спаренной с танковым пулемётом «Мадсен». Потому, что кормовая башня сейчас стала двухместной, экипаж танка увеличился до 7 человек.

Наряду с этим, механик-моторист не освобождается от обязанностей пулемётчика – расположенные в бортовых дверях шаровые установки заточены не только под ручной пулемёт «Мадсен» (для которого на башне ещё имеется и гнездо для зенитной шкворневой установки), но и под пистолеты-пулемёты из запасной боеукладки.

Не считая новых башен, танк взял возможность двигаться по большому счету без участия механика-водителя – все органы управления махиной продублировали около рабочего места механика-моториста (сзади стрелка-радиста) и сейчас, при смерти мехвода либо выхода из строя его совокупности управления, механик-моторист имел возможность делать его функции, приобретая соответствующие указания от начальников хоть передней, хоть кормовой башен. Деятельно маневрировать танк, само собой разумеется, не имел возможности, но, медлено выйти из боя – в полной мере.

За счёт оптимизации внутреннего оборудования, удалось пара расширить ёмкость топливных баков и резервуара для огнесмеси.

(Тяжёлый танк Т-4М мод. 1933 г.)

Таких танков армия взяла всего 24, а после этого на цех тяжёлых танков упал заказ на модернизацию всех ранее выпущенных Т-4, что подразумевало их полную переделку в версию Т-4М. По окончании исполнения данной программы, в русском армии уже было 64 тяжёлых танка и 6 не вооружённых и менее защищённых эвакуаторов на том же шасси (на их изготовление было нужно пойти, потому, что ни одно транспортное средство не имело возможности буксировать застрявшие и неисправные танки массой 50 тысячь киллограм!)

Опыт разработки, модернизации и эксплуатации тяжёлых танков Т-4 и Т-4М логично привёл к появлению в середине 30-х самой последней версии танка Т-4 – какое количество-4М2, что, не обращая внимания на преемственность в заглавии, был во многом новым танком.

Трансформациям, и очень значительным, подверглось практически всё. И корпус и ходовая часть и подвеска. Танк взял 250-сильные моторы (скажем, производимые в Российской Федерации по германской лицензии для пассажирских дирижаблей), а в трансмиссию ввели новую, но наряду с этим предельно несложную и надёжную двухскоростную КПП (переключаемую, как и реверс, лишь на стоянке!), благодаря чему большая скорость танка увеличилась минимум до 25 км/ч.

Подвеска изменяется на конструктивно подобную подвеске среднего танка Т-3М (конечно соответствующе усиленную).

Уровень бронезащиты увеличивается за счёт замены 1,5 дюймовой бортовой брони на 2 дюймовую. В итоге: лоб – 63,5 мм, борт – 50,8 мм, корма 38,1 мм. Плюс локальные 1/3 дюймовые (8,5 мм) экраны, дополнительно закрывающие крайне важные участки лобовой и бортовой проекций корпуса.

Схема оружия танка кроме этого была серьёзно поменяна. Из лобовой части корпуса исключили огнемёт, а шаровые установки в бортовых дверях упразднили вместе с дверями. Отказались и от малой кормовой башни.

Сейчас на танке красовались две конструктивно подобные двухместные башни, передняя из которых была вооружена особой маленькой танковой 107 мм пушкой (сделана на базе горной 105 мм гаубицы Шнейдера), а в кормовой башне, стояла длинностволая 57 мм танковая пушка, как в среднем танке Т-3М. Оба орудия были спарены с танковыми пулемётами «Мадсен». Третий пулемёт стоял в отделении управления, у стрелка-радиста.

Помимо этого, в боеукладках танка имелись ещё два ручных «Мадсена», каковые возможно было применять как зенитные, на особых турелях башенных посадочных люков (прежде, вести зенитный пламя вероятно было лишь со шквореневой установки на кормовой нише основной башне – наряду с этим, расчёт пулемёта должен был пребывать всецело вне башни).

Масса модернизированного Т-4М2 выросла до предельно допустимых 60 т. а экипаж наоборот, сократился до 6 человек.

(Тяжёлый танк прорыва Т-4М2 обр. 1935 г.)

Количество выпуска этих монстров (у каждого в обязательном порядке имя собственное, от славных князей и былинных богатырей и солдат Старой Руси и без того же сугубо личный «персональный» бортовой номер!) вероятнее, ни при каких обстоятельствах не превысит прошлый большой уровень и к концу 30-х, в то время, когда армия возьмёт принципиально новый тяжёлый танк, в распоряжении бронетанковых армий будет не свыше сотни боеспособных Т-4 всех (по сути, лишь двух) модификаций.

Тяжёлыми танками был вооружён единственный особый гвардейский полк прорыва, развёрнутый на базе гвардейского кирасирского полка. Полк складывался из пяти батальонов, три из которых – танковые, один тылового обеспечения и один батальон боевого обеспечения.

В каждом танковом батальоне имелось 30 тяжёлых танков (3 танка – взвод, 9 – рота, 27 – батальон, плюс 3 запасных танка) и 3 эвакуатора-тягача на танковом шасси.

Ещё 10 танков (командирских и учебно-запасных) пребывало в прямом подчинении полкового управления.

Всего в полку состояло ровно 100 танков и до 10 спецмашин на танковом шасси. Ещё пара тяжёлых танков, поштучно, имелось в разных учебных частях.

До конца 30-х российской армии больше и не требуется, а позже на вооружение поступит новый тяжёлый танк – более универсальный, более подвижный и совсем не похожий на эти анахронизмы.

Кстати! На тот случай, нежели комунить покажется, что в середине 30-х копаться с двухбашенными танками уже некомильфо, напомню и про отечественные многобашенные потуги с Т-39, и про техзадание на проектирование СМК и Т-100, каковые изначально должны были быть трёхбашенными, и только чуть позднее воплотившиеся в металле при двух башнях.

(Макеты Т-39 и более чем настоящие Т-100 и СМК)

Да и во Франции, на смену 2С должен был прийти новый двухбашенный сверхтяжёлый танк FCM F1, победивший конкурс у собственных так же двухбашенных соперников AMX C обр. 37-39-40 г.г. и AMX C обр. 40 г.

Так что, нам имеется с кем пообщаться на общеинтересующие темы, в случае если что

Запуску в серию этого монстра помешали начавшаяся быстрое поражение и война Франции.

(Новый французский сверхтяжёлый танк FCM F1 обр. 1940 г.)

Танки и Танкисты СССР и Германии Второй Мировой Войны БТ-7, т-26, т-34-76, Пантера, Тигр 16.03.2017

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: