Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 1996 г.
Целый период по окончании создания Ту-144 АНТК им. А.Н.Туполева. вместе с ведущими отраслевыми научными центрами (такими, как ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ) не прекращали проработок по СПС второго поколения. Эти работы складываются из неспециализированного проектирования самолета, разработки его составных частей, и научно-исследовательских и экспериментальных работ по созданию новых материалов, покрытий, технологических процессов.
Опыт по созданию Ту-144 обширно употреблялся при разработке Ту-244, а в первой половине 90-ых годов двадцатого века два Ту-144Д переоборудуются под летающие лаборатории в рамках работ по СПС второго поколения. В виду отсутствия финансирования, работы по созданию Ту-244 остались на стадии изучения, а летающая лаборатория Ту-144 участвовала в совместной программе США и России по летным изучениям в интересах разработки разработок для сверхзвукового авиалайнера нового поколения (HSCT).
Межгосударственным соглашением, подписанным в июне 1993 года, предусмотрено применение переоборудованного Ту-144Д в качестве летающей лаборатории для изучения вопросов аэроакустики и аэроупругости, создания базы данных по тепловому состоянию силовой установки на громадных скоростях, управляемости вопросов и отработки устойчивости, оценки влияния земной поверхности на взлетно-посадочных режимах. Выбор в пользу Ту-144 (а не «Конкорда») был сделан благодаря его большей большой скорости полета, наличия убираемого ПГО и, возможно, меньшей стоимости аренды.
Для осуществления шестимесячной программы летных опробований Летный научно-технический комплекс (АНТК) имени А.Н.Туполева предоставило летающую лабораторию — самолет Ту-144Д (выпущен в первой половине 80-ых годов XX века, имел налет 82 ч 40 мин, бортовой номер — 77114), оборудованный совокупностью аварийного покидания в полете и талантливый принять в вольный от кресел салон большой количество измерительной аппаратуры. Он был выбран из 4 Ту-144, сохранившихся в пригодном для полетов состоянии.
Радикальной переделке подвергнута силовая установка. Вместо двигателей РД-36-51А конструкции П.А.Колесова на Ту-144ЛЛ установлены форсированные ТРДД НК-32-1, используемые на стратегическом бомбардировщике Ту-160. Это повысило его скорость с М=2,15 до 2,3. Для регистрации экспериментальных данных и параметров с целью подтверждения летной годности самолета на нем установлена новая совокупность регистрации данных «Дамьен».
Самолет практически напичкан датчиками давления и температурными датчиками, трения обшивки, аппаратурой для измерения параметров пограничного аэродинамического слоя.
Финансирование программы осуществляется корпорацией «Boeing» при содействии компаний «МакДоннелл Дуглас» (сравнительно не так давно объединившейся с «Боингом»), «Рокуэлл», «Пратт энд Уитни» и «Дженерал электрик», и Национальным космическим агентством США. Не смотря на то, что цена программы возросла с 9 до 14 миллионов $, программа Ту-144ЛЛ — всего лишь часть из $440 миллионного договора NASA с Boeing и McDonnell Douglas по HSR (High Speed Research — скоростным изучениям).
17 марта 1996 года на летно-испытательной базе АНТК имени А.Н.Туполева в Жуковском состоялась праздничная выкатка Ту-144ЛЛ. На митинге в честь этого события выступили помощник главы Госкомоборонпрома Анатолий Братухин, аммериканский посол в Российской Федерации Томас Пикеринг, председатель совета директоров АНТК имени А.Н.Туполева Валентин Климов, основной конструктор Александр Пухов, вице-президент корпорации Рокуэлл — Норт Америкен Лесли Лэкман, директор отдела НАСА Луи Дж. Вильямс и другие почетные гости.
Летным опробованиям предшествовали наземные на особых стендах, разрешившие взять много информации о работе двигателей, нужных для разработки силовых установок будущего.
К осени 1997 г. была выполнена серия из восьми полетов в широком диапазоне высот и скоростей (М2, h17 км). После этого последовали еще десять (всего намечалось -32). Пилотировали летающую лабораторию летчики-испытатели АНТК им. Туполева и ЛИИ им.
М.М.Громова. В сентябре 1998 года на Ту-144ЛЛ выполнили в ЛИИ 3 оценочных полета 2 летчика-исследователя НАСА.
В июне 1999 года АНТК имени Туполева и американская компания «Boeing» завершили программу совместных изучений на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ по созданию перспективного сверхзвукового авиалайнера.
ЛТХ:
Модификация: Ту-144ЛЛ
Размах крыла, м: 28,80
Протяженность, м: 65,70
Высота, м: 12,85
Площадь крыла, м2: 507,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 85000
-большая взлетная: 20000
Тип двигателя: 4 х ДТРДФ НК-32-1
Тяга нефорсированная, кгс: 4 х 25500
Большая скорость , км/ч: 2500
Практическая дальность, км: 4000
Практический потолок, м: 18897
Экипаж: 3.
Ту-144Д борт № 77114 на стоянке.
Ту-144ЛЛ на стоянке.
Ту-144ЛЛ на взлете.
Ту-144ЛЛ по окончании посадки.
Носовая часть Ту-144ЛЛ.
Ту-144ЛЛ. Схема.
.
.
Перечень источников:
Время и Авиация. Андрей Совенко. Потерянная эра Ту-144.
Крылья Отчизны. А.Пухов. Ту-144ЛЛ: курс — XXI век.
Самолеты мира. Проект «Ту-144ЛЛ».
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Туполев Ту-144ЛЛ».
Фотоархив сайта russianplanes.net
В гостях у Ту-144ЛЛ RA-77114/Tu-144LL Moscow in Zhukovsky
Увлекательные записи:
- Магистральный пассажирский самолет ант-9 (пс-9).
- Самолёт-разведчик с-10 «гидро».
- Лёгкий штурмовик р-5ш.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
«Летающий треугольник». экспериментальный самолет delta i. германия
Этот материал был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF и мало доработан мной. Предисловие Прадед ракетного истребителя Me163 Komet экспериментальный…
-
Краткий обзор работ 50-х годов xx века в области создания самолетов с ядерными силовыми установками
Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Сияющие небеса… либо как Америка прекратила тревожиться по поводу ядерной…
-
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1947 г. Одним из первых туполевских самолетов, что был переоборудован в летающую лабораторию стал…
-
Экспериментальный самолет «4302».
Разработчик: Флоров Страна: СССР Первый полет: 1947 г. Сердцем любого самолета есть двигатель. Копировать замечательный и доведенный германский ЖРД…
-
Проект 100-тонного самолета схемы «летающее крыло» компании junkers
Статья Ганса Юстуса Мейера «100 Tonnen Nurflugel. Ein Junkers-Entwurf von 1930» из издания «Luftfahrt international» 05-06/81 была переведена…
-
Летающий ветеран. австралийская история спортивного и гоночного самолета junkers a 50
Этот материал, посвященный 55-летию летной карьеры спортивного и гоночного самолета Junkers A 50, был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF. Перевод…