Самолет — летающая лаборатория ту-144лл.

      Комментарии к записи Самолет — летающая лаборатория ту-144лл. отключены

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 1996 г.Самолет — летающая лаборатория ту-144лл.

Целый период по окончании создания Ту-144 АНТК им. А.Н.Туполева. вместе с ведущими отраслевыми научными центрами (такими, как ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ) не прекращали проработок по СПС второго поколения. Эти работы складываются из неспециализированного проектирования самолета, разработки его составных частей, и научно-исследовательских и экспериментальных работ по созданию новых материалов, покрытий, технологических процессов.

Опыт по созданию Ту-144 обширно употреблялся при разработке Ту-244, а в первой половине 90-ых годов двадцатого века два Ту-144Д переоборудуются под летающие лаборатории в рамках работ по СПС второго поколения. В виду отсутствия финансирования, работы по созданию Ту-244 остались на стадии изучения, а летающая лаборатория Ту-144 участвовала в совместной программе США и России по летным изучениям в интересах разработки разработок для сверхзвукового авиалайнера нового поколения (HSCT).

Межгосударственным соглашением, подписанным в июне 1993 года, предусмотрено применение переоборудованного Ту-144Д в качестве летающей лаборатории для изучения вопросов аэроакустики и аэроупругости, создания базы данных по тепловому состоянию силовой установки на громадных скоростях, управляемости вопросов и отработки устойчивости, оценки влияния земной поверхности на взлетно-посадочных режимах. Выбор в пользу Ту-144 (а не «Конкорда») был сделан благодаря его большей большой скорости полета, наличия убираемого ПГО и, возможно, меньшей стоимости аренды.

Для осуществления шестимесячной программы летных опробований Летный научно-технический комплекс (АНТК) имени А.Н.Туполева предоставило летающую лабораторию — самолет Ту-144Д (выпущен в первой половине 80-ых годов XX века, имел налет 82 ч 40 мин, бортовой номер — 77114), оборудованный совокупностью аварийного покидания в полете и талантливый принять в вольный от кресел салон большой количество измерительной аппаратуры. Он был выбран из 4 Ту-144, сохранившихся в пригодном для полетов состоянии.

Радикальной переделке подвергнута силовая установка. Вместо двигателей РД-36-51А конструкции П.А.Колесова на Ту-144ЛЛ установлены форсированные ТРДД НК-32-1, используемые на стратегическом бомбардировщике Ту-160. Это повысило его скорость с М=2,15 до 2,3. Для регистрации экспериментальных данных и параметров с целью подтверждения летной годности самолета на нем установлена новая совокупность регистрации данных «Дамьен».

Самолет практически напичкан датчиками давления и температурными датчиками, трения обшивки, аппаратурой для измерения параметров пограничного аэродинамического слоя.

Финансирование программы осуществляется корпорацией «Boeing» при содействии компаний «МакДоннелл Дуглас» (сравнительно не так давно объединившейся с «Боингом»), «Рокуэлл», «Пратт энд Уитни» и «Дженерал электрик», и Национальным космическим агентством США. Не смотря на то, что цена программы возросла с 9 до 14 миллионов $, программа Ту-144ЛЛ — всего лишь часть из $440 миллионного договора NASA с Boeing и McDonnell Douglas по HSR (High Speed Research — скоростным изучениям).

17 марта 1996 года на летно-испытательной базе АНТК имени А.Н.Туполева в Жуковском состоялась праздничная выкатка Ту-144ЛЛ. На митинге в честь этого события выступили помощник главы Госкомоборонпрома Анатолий Братухин, аммериканский посол в Российской Федерации Томас Пикеринг, председатель совета директоров АНТК имени А.Н.Туполева Валентин Климов, основной конструктор Александр Пухов, вице-президент корпорации Рокуэлл — Норт Америкен Лесли Лэкман, директор отдела НАСА Луи Дж. Вильямс и другие почетные гости.

Летным опробованиям предшествовали наземные на особых стендах, разрешившие взять много информации о работе двигателей, нужных для разработки силовых установок будущего.

К осени 1997 г. была выполнена серия из восьми полетов в широком диапазоне высот и скоростей (М2, h17 км). После этого последовали еще десять (всего намечалось -32). Пилотировали летающую лабораторию летчики-испытатели АНТК им. Туполева и ЛИИ им.

М.М.Громова. В сентябре 1998 года на Ту-144ЛЛ выполнили в ЛИИ 3 оценочных полета 2 летчика-исследователя НАСА.

В июне 1999 года АНТК имени Туполева и американская компания «Boeing» завершили программу совместных изучений на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ по созданию перспективного сверхзвукового авиалайнера.

ЛТХ:

Модификация: Ту-144ЛЛ
Размах крыла, м: 28,80
Протяженность, м: 65,70
Высота, м: 12,85
Площадь крыла, м2: 507,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 85000
-большая взлетная: 20000
Тип двигателя: 4 х ДТРДФ НК-32-1
Тяга нефорсированная, кгс: 4 х 25500
Большая скорость , км/ч: 2500
Практическая дальность, км: 4000
Практический потолок, м: 18897
Экипаж: 3.

Ту-144Д борт № 77114 на стоянке.

Ту-144ЛЛ на стоянке.

Ту-144ЛЛ на взлете.

Ту-144ЛЛ по окончании посадки.

Носовая часть Ту-144ЛЛ.

Ту-144ЛЛ. Схема.

.

.

Перечень источников:
Время и Авиация. Андрей Совенко. Потерянная эра Ту-144.
Крылья Отчизны. А.Пухов. Ту-144ЛЛ: курс — XXI век.
Самолеты мира. Проект «Ту-144ЛЛ».
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Туполев Ту-144ЛЛ».
Фотоархив сайта russianplanes.net

В гостях у Ту-144ЛЛ RA-77114/Tu-144LL Moscow in Zhukovsky

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: