Проекты танков польского фантаста станислава лема

      Комментарии к записи Проекты танков польского фантаста станислава лема отключены

Узнаваемый афоризм гласит: гениальный человек гениален во всем. Это утверждение полностью возможно отнесено к видному польскому писателю Станиславу Лему. Его книгами зачитывались миллионы людей в мире, в том числе и в нашей стране. Они были выпущены тиражом более 30 миллионов экземпляров и переведены более чем на 40 языков. Станислав Лем был не просто писателем, но и известный философом, футурологом.

Он написал фундаментальный философско-футуристический труд «Сумма разработок». Работа была размещена в 1964 году и уже тогда предвосхитила создание ИИ, виртуальной реальности и многих вторых вещей. Но самое необычное содержится в том, что Станислав Лем в первой половине 40-ых годов XX века предлагал Народному комиссариату обороны СССР личные проекты танков, соответствующие документы недавно нашлись в военных архивах.

Проекты танков польского фантаста станислава лема

Тяжело поверить, но уже через два месяца по окончании освобождения войсками СССР Львова в первой половине 40-ых годов XX века будущий создатель известного романа «Солярис», по которому Андрей Тарковский снял не меньше известный одноименный фильм с Донатасом Банионисом в ключевой роли, предлагал советским армейским в объемном письме на польском языке собственный видение создания новых танков. Наряду с этим танки эти были разноплановыми: от огромных монстров, которых он именовал «сухопутными броненосцами» либо «линейными кораблями», до маленьких танкеток. Конечно, ни один из этих проектов не был в должной мере проработан, все-таки у Лема не было опыта и соответствующего образования, но с позиций истории эти работы будущего видного писателя, непременно, воображают громадной интерес.

Станислав Лем появился 12 сентября 1921 года в польском Львове. Он показался на свет в иудейской семье доктора-отоларинголога, бывшего венгерской армии-и врача Самуила Лема и Сабины Воллер. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века будущий автор взял аттестат о среднем образовании, в том же году Львов был включен в состав Украинской ССР.

Сперва Станислав Лем желал поступить в Политехнический университет, но ему было отказано в обучении из-за его буржуазного происхождения. И лишь в первой половине 40-ых годов двадцатого века, за счет связей его отца, ему удалось поступить в Львовский университет на отделение медицины. Какого-либо энтузиазма по этому поводу Лем не испытывал, поскольку его в то время больше интересовали технологии и техника.

К моменту начала ВОВ Лем так же, как и прежде изучал медицину во Львове, оккупация города германскими армиями остановила данный процесс. В отличие от многих львовских иудеев, семье писателя удалось пережить эти ужасные годы. Семья жила по поддельным документам и смогла избежать депортации в гетто, все другие родные родственники семьи Лема, каковые пребывали в Польше, погибли во время второй мировой.

Наряду с этим в годы войны Станислав Лем совместно со своим отцом были участниками перемещения Сопротивления, трудился же он в тот период времени в сфере, далекой от медицины, — автомехаником и сварщиком. В частности, он трудился сварщиком при разделке бессчётной поврежденной и стёртой с лица земли военной техники, которая осталась по окончании боев за город летом 1941 года.

Такими нехитрыми способами он и познавал азы танкостроения, да разве что наблюдением за бессчётными эшелонами с германской бронетехникой, каковые шли через город дальше на восток, в жернова фронта. Позднее будущий автор вспоминал:

«Ожидая освобождения города от немцев, я напрягал все собственные силы в одном направлении, дабы на основании дешёвых мне неполных данных и взятых наблюдений создать новые либо усовершенствовать уже существующие боевые средства».

Войска Красной Армии высвободили Львов от фашистских захватчиков 27 июля 1944 года. Через два месяца затем Станислав Лем направил в Народный комиссариат обороны СССР собственные мысли по постройке разных типов бронированных боевых автомобилей. Эти документы сохранились в Центральном архиве Минобороны РФ.

Письмо от никому тогда не известного 23-летнего Станислава Лема из Львова поступило в Государственный обороный комитет 17 октября 1944 года, оно было написано на польском языке и было озаглавлено «Проекты технических инноваций в оборонной индустрии». В собственном послании Станислав Лем обрисовал и кошмары войны, каковые ему было нужно пережить и свидетелем которых он был, в оккупированном немцами Львове. Именно это подтолкнуло его к проектированию новых образцов оружий для противодействия врагу .

Эскиз «Крупноразмерного танка» Станислава Лема, выполненный автором (ЦАМО РФ), в первых рядах.ru

Предложения Лема мало кого заинтересовали в Москве. Перед началом войны в СССР уже имелся личный неудачный опыт создания многобашенных «танков-броненосцев». С 1933 по 1939 годы в СССР выпускался пятибашенный тяжелый танк Т-35. На момент его создания советским конструкторам казалось, что подобная машина, стреляющая во все стороны из трех пулемётов и 5-7 орудий, сможет создать около себя море огня.

Но на практике данный перетяжеленный монстр с огромными размерами и недостаточным бронирванием к началу войны стал архаичной и устаревшей машиной, от которой не было ничего хорошего. Многие танки Т-35 были брошены в первые же дни Великой Отечественной из-за появлявшихся с ними невозможности проведения и технических проблем их эвакуации. В любом случае, Станислав Лем так и не дождался ответа на собственный письмо.

А во второй половине 40-ых годов двадцатого века он переехал из Львова в Краков, окончательно покинув пределы СССР.

Бронефантазии Станислава Лема раскрыл в собственной статье для сайта worldoftanks.ru Юрий Бахурин, что познакомился с хранящимися в ЦАМО РФ архивными документами. В том, что на сайте самой популярной в мире игры про танки заинтересовались проектами танков видного польского писателя-фантаста, нет ничего необычного.

Самым первым проектом в письме Лема был проект создания «крупноразмерного танка». Это был десятиметровый сухопутный монстр. Проект удивлял прежде всего собственной ходовой частью.

Станислав Лем полагал, что благодаря наличию четырех свободных гусеничных тележек, его военная машина сможет вольно перемещаться по любой, кроме того очень сильно пересеченной местности. Устройство таковой ходовой, на его взор, должно было разрешить танку переправляться через валы, руины кирпичных стен, противотанковые рвы. Собственный творение будущий автор охарактеризовал, как «линейный корабль» либо «сухопутный броненосец». Такое наименование он дал собственному детищу неслучайно. Танк был многобашенным.

Кроме передней орудийной башни у него имелась и меньшая по размерам задняя башня со спаренным малокалиберным автоматическим зенитным орудием. В четырех углах танка дополнительно имелись пулеметные башенки, секторы обстрела которых взаимно перекрывались. Согласно точки зрения Лема, таковой танк был бы надежно защищен от атак с воздуха и земли.

Ему была бы не страшна ни пехота, ни самолеты соперника. Калибр установленного на танке главного орудия Станислав Лем не уточнял, но это могла быть весьма замечательная совокупность калибром до 155 мм.

Боевая масса для того чтобы «сухопутного броненосца» должна была составить порядка 220 тысячь киллограм. В случае если кто-то на данный момент поразмыслит, что будущий фантаст совсем спятил, возможно только заявить, что в гитлеровской Германии гигантоманией страдали и значительно более технически образованные и одаренные конструкторы. Наряду с этим громадные танки в нацистской Германии не только проектировали, в том месте их строили. Сам Лем не расписывал бронирование собственного детища, но обрисовывал концепцию защиты собственного танка.

Согласно его точке зрения, броня танка должна была быть приспособлена для максимально несложного массового производства.

«Это бы пара увеличивало массу за счет нехорошего качества в сравнении с катаной броней, но разрешало бы создавать броню четвертями либо осьмушками от общего объема, снабжая отсутствие сложного монтажа»,

— писал Станислав Лем. Детали брони танка должны были быть закругленными, с цилиндрическими внешними обводами во фронтальной и бортовой проекции, а также в корме танка.

Изобретатель из Львова стремился к обеспечению большой защиты собственного «линейного корабля», снабжать ее должно было не только бронирование танка, но и «свита» — военные машины маленьких размеров. Конкретно за «сухопутным броненосцем» в письме Лема следовало описание двух проектов танкеток. Первый проект именовался «Танкетка А».

Это была военная машина длиной 2 метра, шириной 1,3 метра и приблизительно такой же высотой. Устройство танкетки было весьма несложным. Бронирование должно было складываться из одного пояса катаной брони, которая была изогнута и спрессована нужным образом. Передняя часть корпуса «Танкетки А» должна была взять скошенную форму, что обеспечило бы устойчивость брони и максимальную прочность. Приводить танкетку в перемещение должен был бензиновый мотор.

Экипаж состоял всего из одного красноармейца, что размешался в военной машине в полулежащем положении. Он должен был не только вести машину, но и управляться с одним крупнокалиберным либо двумя простыми пулеметами, установленными во вращающейся башне. Вести обзор он должен был через переднюю и две боковых смотровых щели.

«Танкетка типа А, скорее, кроме того механизированное пулеметное гнездо, имеет следующую задачу: закрывать танк тяжелого типа от поражения и фронтальной атаки оружием спереди (дисковые мины, противотанковые реактивные боеприпасы и т.п.)»,

— показывал в собственном письме Станислав Лем. Наряду с этим он предусмотрел для танкетки типа «А» еще одну функцию: постановку дымовых завес на поле боя. Размещая в танкетках особые емкости, которые содержат дымообразующие вещества, возможно было бы достигнуть прикрытия войск и надёжной маскировки на отдельных участках фронта. Наконец, благодаря наличию рукоятки и опоры, каковые пребывали на корме, «Танкетка А» имела возможность бы принять на броню одного красноармейца.

Пара сотен аналогичных легких боевых автомобилей имели возможность скоро осуществить переброску пехоты числом до одного батальона.

Эскиз внешнего вида «Танкетки А» Станислава Лема, выполненный автором (ЦАМО РФ), worldoftanks.ru

Танкетка типа Б, предложенная Лемом, кроме этого была одноместной и оснащалась только пулеметным оружием. Но в этом случае будущий автор уделил главное внимание понижению высоты военной машины, что должно было затруднить неприятелям прицеливание по ней. «Танкетка Б» владела веретенообразной формой и низким силуэтом. Ее высота, по плану автора, не должна была быть больше 70 см.

Устройство гусениц танкетки разрешало машине не цепляться на ходу корпусом за неровности грунта, что увеличивало маневренность.

«механик и Стрелок-водитель в одном лице, лежит, а скорее кроме того висит на ремнях в собственного рода металлическом «гробу», замечая за полем боя через перископные смотровые устройства»,

— отмечал Станислав Лем.

Смотровые устройства должны были размешаться перед бойцом. Руководить «Танкеткой Б» он должен был при помощи педалей, пребывавших в ногах, и рычагов и сцепления переключения скоростей. Передняя часть рамы выступала вперед, на ней размешался вольно поворачивающийся направляющий каток гусениц. Благодаря такому ответу «Танкетка Б» имела возможность, по плану автора, вольно преодолевать рвы и воронки.

Танкетке типа Б кроме этого надеялась бензиновая силовая установка, но с горизонтально расположенными воздушным охлаждением и цилиндрами за счет засасывания воздуха снизу. Будущий писатель-фантаст подчеркивал, что «Танкетка Б» должна быть весьма огнестойкой, он имел вижу стойкость против огня соперника. Если бы военную машину удалось подбить, боец должен был скоро снять с нее пулемет, покинуть ее и опять вступить в бой, но уже пехотинцем.

Кроме проекта громадного танка и двух маленьких танкеток в письме были и другие идеи автора. В частности, он предлагал создать на базе автомобиля с низким бронированным кузовом самоходную зенитную установку. Потом шло изложение мыслей по созданию целого противотанкового ракетного комплекса.

Кроме этого в письме он показывал, что у него имеется идеи и эскизы штурмовых орудий, но эти материалы в письмо уже не вошли.

Эскиз внешнего вида «Танкетки Б» Станислава Лема, выполненный автором (ЦАМО РФ), worldoftanks.ru

Не обращая внимания на наивность работы, в ней чувствовалось желание человека, пережившего оккупацию, хоть как-то оказать помощь в борьбе с неприятелем. Да и полет фантазии, что сделал Станислава Лема известным писателем, чьими книгами и сейчас зачитываются миллионы людей, некуда не убежал из данной его первой неизданной «фантастической работы».

Создатель: Юферев Сергей

Источник: https://topwar.ru/103524-proekty-tankov-polskogo-fantasta-stanislava-lema.html

20 проектов Тяжелого танка СССР- КВ-4!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: