Проект «ибекс»

      Комментарии к записи Проект «ибекс» отключены

Всем хорошо как мы знаем, что по окончании начала Холодной войны американские разведслужбы развернули целую программу, по которой границы СССР и государств Варшавского соглашения мониторились как с почвы, так и с воздуха. Целью был сбор информации, идентификация и классифкация РЛС, позиций ЗРК и в целом всей совокупности ПВО. Менее как мы знаем, что подобная программа действовала и на южной границе СССР.

самая протяжённую границу СССР в 70-е годы имел с Ираном, исходя из этого именно на эту страну были направлены усилия американцев. Кроме того по окончании падения шахского режима страны сохраняли дружественные отношения. Причем обмен разведывательной информацией был одним из главных направлений армейского сотрудничества.

Сперва вскрытие советской совокупности ПВО осуществлялось достаточно несложными методами, к примеру вторжение на малой высоте в советское воздушное пространство самолетами-разведчиками (проект «Dark Gene»). Но по окончании того, как советской авиации ПВО удалось сбить либо принудить к посадке пара таких автомобилей, иранцы и американцы перешли к второй тактике. В ЦРУ была создана программа «Ибекс», которая заключалась в создании в приграничной территории целой совокупности постов радиотехнической разведки, а также в формировании парка высотных самолетов-разведчиков.

Формально проект «Ибекс» стартовал приблизительно в первой половине 70-ых годов XX века, в то время, когда Тегеран заплатил около 500 миллионов долларов по договору с американской компанией Rockwell Inc.

Всего по замыслу должны были выстроить пять наземных станций слежения – три должны были эксплуатироваться совместно ВВС Соеденненых Штатов и ВВС Ирана, а две пребывали под полным контролем ЦРУ (это были «Бушер» (кодовое имя Tracksman 1) и «Капкан» (Tracksman 2). Задачей персонала этих станций были мониторинг радио и трафика в южной части СССР, мониторинг опробований советских баллистических ракет, и получение фотоматериалов с орбитальной спутниковой совокупности.

Иранская сторона снабжала режим секретности и оборону станций (причем, учитывая сверхсекретность станции, были подготовлены к немедленному подрыву при попытки захвата).

При определения времени проведения опробований советских ракет в Иран перелетали американские самолеты-разведчики с баз в Окинаве и на Аляске.

Конкретно для обслуживания станций «Ибекса» употреблялись два транспортных самолета DHC-4 «Карибу». По всей видимости, эти автомобили ни при каких обстоятельствах не входили в состав ВВС Ирана, не смотря на то, что сейчас в музее ВВС в Тегеране одна такая машина находится в полной ливрее местных ВВС. Будущее второй автомобили малоизвестна. По уникальному замыслу ВВС Ирана передавались два «Боинга» 707 и шесть патрульных автомобилей P-3F «Орион».

Из состава иранских ВВС в рамках программы были переоборудованы четыре C-130E/H. Установка разведывательного оборудования была совершена компанией E-Systems, Greenville Division. Тут же велись работы и на одном «Boeing» 707–3J9C.

Проект «ибекс»
Единственный самолет РЭР в Иране – «Boeing» 707

Переоборудованные «Геркулесы» взяли в иранских ВВС собственное обозначение «Khofaash» («Летучая мышь») и вошли в состав намерено организованного Крыла Электронной разведки под руководством генерала Абдуллы Ассрейадида. Потом ко мне включили кроме этого две эскадрильи RF-4E и RF-5A. В большинстве случаев все «Khofaash» и одиночный «Boeing» 707 базировались на авиабазе Мехрабад. Помимо этого, были организованы «аэропорты подскока» в Табризе и Хамедане.

Первое упоминание о реализации проекта ибекс относится к октябрю 1978 года, в то время, когда «Boeing» 707 под прикрытием двух F-14 был перехвачен советскими перехватчиками МиГ-25 над Каспием. Причем Примечательно, что иранцы применяли самолеты, полученные по программе «Ибекс», для радиоэлектронной разведки не только СССР, но и соседних государств – в первую очередь Ирака.

По окончании революции 1978–1979 гг. Иран стал одним из самых основных неприятелей США в мире, что, конечно, сказалось и на армейском сотрудничестве. Персонал станций был эвакуирован в Турцию, а все оборудование было вывезено либо стёрто с лица земли на месте.

На сегодня единственным напоминанием о достаточно успешной программе есть единственный самолет радиоэлектронной разведки «Boeing» 707–3J9C (ex 5–8316, c/n 20834). Самолет сейчас находится на вооружении 1-й тактической авиабазы и базируется в интернациональном аэропорту Тегерана. Неизвестно, в каком состоянии находится оборудование на его борту и употребляется ли он по собственному прямому назначению.

Самолеты-разведчики на базе С-130 снаружи отличались четырьмя подкрыльевыми баками с аппаратурой

Азиатский поход. Документальный проект 4 канала.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: