Танк сиркена: проект тяжёлого танка прорыва

      Комментарии к записи Танк сиркена: проект тяжёлого танка прорыва отключены

Танк Сиркена — это условное обозначение проекта тяжелого танка прорыва, что был создан в СССР в январе 1933 года. Проект был рожден в стенках конструкторского бюро завода «Коммунист» под ярким началом инженера Константина Карловича Сиркена. В соответствии с проекту тяжелый танк должен был взять противоснарядное бронирование и замечательное артиллерийское оружие, размещенное в нескольких башнях.

Но в итоге проект так и не вышел из стадии эскизного проектирования.

Проект танка Сиркена относился к «золотому» веку мирового танкостроения. Как раз в 1920-е и 1930-е годы, между двумя мировыми войнами, в мире был зафиксирован взрывной рост интереса к созданию самых немыслимых танков.

С началом Второй мировой конструкторам стало не до изысков: всем участникам конфликта нужны были качественные, простые и прекрасно защищенные танки, каковые возможно было бы создавать массово, производя военные машины огромными сериями с минимальными затратами на их серийное производство. На этом фоне выделялась только танковая индустрия Германии с ее тяжелым танком «Тигр» и условно средним танком «Пантера». Эти военные машины тяжело было отнести к несложным в производстве и эксплуатации.

Танки, созданные во время 1920-30-х годов, были рождены во время затишья без особенного детального представления об их применении на поле боя и характере грядущих сражений. До начала Второй мировой военная техника достаточно массово употреблялась всего два раза: на протяжении Гражданской войны в Испании, а также в ходе советско-японских распрей, каковые случились на Халхин-озере и Голе Хасан. Наряду с этим в данных конфликтах не употреблялись тяжелые танки.

Одновременно с этим инженерная идея уже не стояла на месте, а конструкторские бюро СССР, Европы и США в буквальном смысле заболели танкоманией. Сфера разработки военной техники стала поразительно актуальной, разрешая конструкторам воплотить в судьбу собственные самые новаторские и амбициозные идеи.

Танк сиркена: проект тяжёлого танка прорыва

Еще во второй половине 20-ых годов XX века в Советском Альянсе было создано Управление по моторизации и механизации РККА (с 1934 начало называться Автобронетанковым управлением). Участниками управления были достаточно прогрессивные люди, каковые попытались создать собственную, советскую классификацию бронетанковой техники. В итоге в их классификации нашлось место 5 типам танков: разведывательному, общевойсковому, своевременному, танку качественного усиления и замечательному танку особенного назначения.

Поле для деятельности советских конструкторов и инженеров хватало широким. Первые три типа танков возможно было смело отнести к легким либо средним, в противном случае и вовсе к танкеткам, каковые имели возможность решать часть предложенных задач, например, разведки, а вот два последних — были тяжелыми автомобилями. Наряду с этим у них были назначение и разные функции.

Танк качественного усиления должен был учавствовать в прорыве очень сильно укрепленных оборонительных полос соперника, имея наряду с этим хорошее оружие и броню в комплексе с быстроходностью, которая разрешила бы не отставать от наступающих армий, снабжая им помощь маневром и огнём. А вот «замечательный танк особенного назначения» уже возможно было разглядывать с различных точек зрения.

Спецификация на данную машину предусматривала наличие вооружения и противоснарядного бронирования, которое было бы способно совладать с цементными упрочнениями соперника. По сути, обращение имела возможность вестись и о артиллерийской САУ.

Концепция данного танка была новаторской, что в начале 30-х годов прошлого века вызвало появление громадного количества неповторимых для танкостроения проектов. Так как сама концепция была неизвестной, а представлений об «совершенном» танке ни у кого из советских конструкторов не было, они применяли не только личные наработки, но и заграничный опыт. В итоге на свет оказались многобашенные танки с многоярусным их размещением.

Многоярусное размещение башен содействовало экономии места в корпусе танка и лучшему радиусу обстрела. Оказалась кроме этого возможность установки главного и вспомогательного орудий, солидного числа пулеметов.

Константин Карлович Сиркен, 1946 год

Как раз сейчас и стоит отыскать в памяти о советском конструкторе Константине Сиркене (1888-1963), человеке, которого с военной техникой связала Первая мировая. Этот эксперт целиком и полностью относился к поколению революционных энтузиастов, каковые сами сделали собственную карьеру, являясь уроженцем несложного народа.

прачки и Сын камердинера, имеющий за плечами 3 класса общеобразовательного училища и трудившийся токарем на Адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга, он сумел воспользоваться плодами революции. Социальный лифт вознес его до Сталинской премии, которую конструктор взял в первой половине 50-ых годов XX века — «За коренное усовершенствование способов производства морской артиллерии». Тут необходимо подчеркнуть, что взять Сталинскую премию, не имея настоящих заслуг перед страной, в те годы было легко нереально.

Любопытной подробностью есть тот факт, что Сиркен участвовал в первой Российской Олимпиаде, которая прошла в 1913 году в Киеве. Он учавствовал в соревнованиях по гиревому спорту, победив серебряную медаль.

К 1933 году Константин Карлович был уже достаточно известным и глубокоуважаемым экспертом с обширным опытом работы в области создания блиндированной техники. В годы Гражданской войны он занимался постройкой бронепоездов, а после этого руководил артиллерийским заводом, позднее был назначен маршалом Климом Ворошиловым в рабочую группу ВСНХ по закупке зарубежных разработок и совершал поездки за границу, где знакомился с примерами новейших танков. Со временем он стал вначале главным инженером, а после этого и директором танкового отдела Ленинградского завода «Коммунист», преобразованного в будущем в Завод умелого машиностроения №185.

В начале 1933 года Сиркен берется за разработку проекта собственного танка. Но потому, что в то время времени он был все-таки больше артиллерист, чем танкостроитель, на выходе у него оказался хороший «сухопутный линейный корабль» примера еще Первой Мировой, не смотря на то, что и с учетом всех передовых технических достижений последних нескольких лет. Проект танка Сиркена сейчас может служить наглядным подтверждением тому, как расплывчатыми были представления о том, какие конкретно как раз танки необходимы армии и как как раз стоит уравновесить качества и параметры цены, и возможности запуска автомобили в массовое производство.

107-мм пушка примера 1910/1930 годов

Вооружить собственный тяжелый танк Сиркен планировал 107-мм пушкой примера 1910/1930 годов, которая выпускалась на заводе «Коммунист» в Ленинграде (бывший Обуховский завод), а также в Сталинграде на заводе «Баррикады» с 1931 по 1935 годы, как минимум. 107-мм пушка примера 1910/1930 годов представляла собой тяжелое артиллерийское орудие межвоенного периода. Это орудие было намерено создано для России французами, над его созданием трудилась французская компания «Шнейдер».

На протяжении модернизации 1930 года в конструкцию орудия были внесены следующие значительные трансформации: протяженность ствола была удлинена на 10 калибров; пушка обзавелась установленным дульным тормозом; показалось раздельно-гильзовое заряжание.

Главная неприятность заключалась в том, что создать для 107-мм орудия танковую башню в первой половине 30-ых годов XX века не представлялось технически вероятным. Протяженность ствола без дульного тормоза составляла более 4-х метров, а масса пушки в боевом положении составляла фактически 2,5 тонны. Выходом из ситуации стала установка 107-мм орудия в лобовой части корпуса.

На суд национальной рабочей группе К. К. Сиркен представил собственный вариант тяжелого танка прорыва в январе 1933 года. Разработка военной машины шла параллельно с работой над проектом Данченко. Собственный проект Сиркен развивал в КБ завода «Коммунист». При ближайшем рассмотрении его проекта явственно угадывается влияние зарубежного опыта танкостроения, например, танков периода Первой Мировой.

А ходовая часть танка Сиркена полностью была скопирована с ходовой английского танка Виккерс МК.Е, что был широко известен называющиеся «Виккерс-шеститонный» и стал базой для семейства советских танков Т-26. В плане компоновки проект танка Сиркена был ближе и чем-то напоминал тяжелые французские танки.

Применительно к каждому борту ходовая часть тяжелого танка Сиркена включала по два блока тележек с 4 опорными катками любая и 6 поддерживающих катков, и переднее ведущее и заднее направляющее колеса. Гусеничная лента набиралась из металлических траков.

Компоновка тяжелого танка Сиркена существенно отличалась от хорошей компоновки. Наряду с этим к тому моменту времени советские армейские отдавали предпочтение танкам, владеющим важным комплектом оружия. Исходя из этого в собственном проекте конструктор учел их пожелания, новый танк планировалось вооружить сходу четырьмя орудиями различного калибра.

На корме танка размешалась башня с установленной в ней 76,2-мм пушкой (углы горизонтального наведения — 220 градусов). В середине корпуса была расположенная командирская башня с куполом для наблюдения, эта башня имела возможность вести круговой обстрел (на 360 градусов), в ней планировалось установить сходу два 45-мм орудия 20К. Для борьбы с низколетящими самолетами соперника на танке было установлено пара пулеметов.

В передней же части автомобили, в лобовом странице корпуса была размещена 107-мм пушка примера 1910/1930 годов (углы горизонтального наведения — 20 градусов).

Корпус танка планировал из бронелистов толщиной от 20 мм до 80 мм. Командирская башня имела возможность вращаться на 360 градусов и имела круговое бронирование — 80 мм. В замыслах создателя танка в качестве силовой установки рассматривался замечательный бензиновый двигатель, развивавший 1500 л.с.

С таким двигателем танк, что весил более 80 тысячь киллограм, в соответствии с техническим расчетам должен был разгоняться при перемещении по шоссе до скорости 30 км/ч. Такая скорость хода в полной мере устраивала советских армейских.

В следствии проект танка Сиркена был тщательнейшим образом рассмотрен и отвергнут рабочей группой по многим причинам, среди которых были недоработки и просчеты, каковые были допущены в конструкции и чертежах. В следствии проект так ни при каких обстоятельствах и не вышел из стадии эскиза, в металле эта военная машина выпущена не была. Кроме этого у национальной рабочей приводила к подвеска на листовых рессорах, которая очевидно не доходила для военной машины, весящей около 85 тысячь киллограм.

Неоптимальным было и размещение оружия. Но одна из самых ответственных неприятностей была в двигателе, что был недоступен для советской индустрии тех лет; действительно, и в мире никто не имел возможности похвастаться наличием аналогичного мотора. К их разработке кое-какие государства перешли только во время второй мировой.

Тактико-технические характеристики танка Сиркена:

Боевая масса — до 85 тысячь киллограм.
Бронирование: лоб корпуса, борта башни и лоб башни — 80 мм, борта и корма корпуса — 60 мм, крыша и днище корпуса — 20 мм.
Оружие: 107-мм пушка примера 1910/30 годов, 76,2-мм пушка примера 1914/15 годов, 2х45-мм пушки 20К.
Мощность двигателя — 1500 л.с.
Большая скорость (по шоссе) — 30 км/ч.
Экипаж — до 10 человек.

Источники информации:
warspot.ru/3393-tank-sirkena-iskra-blagorodnogo-bezumiya
www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/sirken.htm
ww2history.ru/tank_sirkena.html
Материалы из открытых источников

Источник: https://topwar.ru/96886-tank-sirkena-proekt-tyazhelogo-tanka-proryva.html

Объект 279: Тяжелый танк повышенной проходимости

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: