Тяжёлый штурмовой танк a-39 tortoise. великобритания

      Комментарии к записи Тяжёлый штурмовой танк a-39 tortoise. великобритания отключены

В первой половине 40-ых годов XX века британские генштабисты озаботились вопросом: «Каким должен быть тяжёлый «штурмовой танк», талантливый без вреда для себя функционировать во главе наступательных порядков армий?» В то время военное руководство разрабатывало новую концепцию развития бронетанковых сил, и нужно заявить, что попытки дать на него исчерпывающий ответ скоро легли на бумагу в виде проектов. Показалось пара умелых созданий автомобилей, к примеру, АТ33 «Эксельзиор», АТ38 «Вэлиэнт», но как правило дальше чертежей дело не пошло.

Среди них был проект АТ1 компании «Ньюффилд меканизейшн лимитид» из Бирмингема, предложившей сходу два варианта автомобили. Один из них — с 200-мм бронёй и всего лишь двумя пулемётами. Второй, с бронёй 150 мм, планировалось оснастить 75-мм пушкой или 95-мм гаубицей. Ориентировочная масса автомобили должна была составить 45 тысячь киллограм. Но военных не устроило предлагаемое оружие.

В генеральном щтабе посчитали, что на таковой танк нужно установить миномёт, да ещё и огнемёт на одной из надгусеничных полок. Но реализовывать их пожелания в металле конструкторы почему-то не стали.

Новый проект компании появился в мае 1943 года и воображал собой машину с корпусом, броневая защита которого прикрывала сверху гусеницы, а оружие складывалось из двух спаренных пулемётов в башенках на крыше и двух орудий: одно — калибра 20-мм со спаренным пулемётом устанавливалось в левой части лобового страницы, второе — шестифунтовое, с автоматом заряжания «Молинз», кроме этого с пулемётом — в правой. Проект, само собой разумеется, также пара раз перерабатывали, по окончании чего 26 июня показался следующий, под индексом АТ10. В нём эти орудия поменяли местами, на крыше поставили спаренную пулемётную установку. Большую толщину брони выяснили в 225 мм при неспециализированной массе автомобили 45 т.

Посчитав постановку для того чтобы оружия за догму, конструкторы приступили к изготовлению древесного макета в натуральную величину. Но генштаб снова настойчиво попросил вооружить «Черепаху» (Tortois) — как раз такое наименование взял новый танк — вторым, 75-мм орудием с высокой начальной скоростью боеприпаса.

Один из начальников «Ньюффилд», Томас Майлз — начотдела бронетанковой техники, посчитал, что подобная модернизация, равно как и нужное для неё удлинение корпуса, приведёт к повышению массы автомобили до 65 т. В качестве 75-мм орудия он внес предложение поставить на данный танк новейшую по тому времени 17-фунтовую (76,2-мм) пушку, которую потом британцы начали устанавливать на американский «Шерман».

Пример танка очередного проекта АТ13 предъявили 13 августа 1943 года. Он воображал собой уже в достаточной мере отработанную машину, причём кроме 76,2-мм на ней так же, как и прежде оставалось и 20-мм орудие. Подвеска имела четыре двухколёсные тележки с каждого борта, наряду с этим они пара заходили друг на друга, перекрываясь.

Внешние колёса тележек имели возможность сниматься совершенно верно равно как и колёса на германском танке «Тигр», благодаря чему «Черепаха» имела возможность бы проходить британские мосты гладко. Гусеница была шириной около 810 мм.

Двигатель «Роллс-Ройс-Метеор» расположили в корме, коробку передач — спереди, трансмиссию поставили «Меррит-Броун».

Конструкторы предполагали сделать корпус «Черепахи» цельнолитым. Не смотря на то, что это и было бы выгодно с позиций бронезащиты, изготовить такую литую «подробность» было весьма непросто чисто технологически.

Уже на стадии древесного макета новый танк переделывался аж три раза. В новом проекте АТ14 сперва с него убрали вторую — 20-мм — пушку, покинув один пулемёт, и машина «полегчала» до 60 тысячь киллограм. В следующем — АТ15 — единственную оставшуюся пушку разместили посредине корпуса, что вследствие этого снова был удлинён, что довело массу до 66 тысячь киллограм.

В очередном — АТ16 — армейские снова настойчиво попросили перевооружения «Черепахи». Вот лишь сейчас им пригодилось орудие на базе 3,7-дюймовой (94-мм) зенитки, воображавшее в то время самое замечательное противотанковое орудие английской армии. Под эту пушку корпус опять переделали.

Наконец, подготовили все чертежи и начали делать опытный образец. Но генштаб, кроме того не дождавшись его опробований, в феврале 1944 года выдал заказ компании на 25 автомобилей под обозначением А39. Вся эта спешка имела под собой ответственную обстоятельство: следовало вооружить армию танками прорыва перед тем, как она была бы перед укреплённой «линией Зигфрида» в Германии, поскольку второй настоящей силы для её штурма не было!

Но первые же прикидки продемонстрировали, что кроме того очень ускоренными темпами выстроить танки удастся лишь только к началу осени 1945 года, не смотря на то, что и это был действительно дружественный прогноз.

Примечательно, что параллельно с работой над «Черепахой», уже принятой к выполнению, конструкторы создали ещё два проекта данной АТ — и17 машины АТ18, только незначительно различавшихся в подробностях, но имевших вместо пушки пневматический огнемёт. На АТ17 их было кроме того два, второй пребывал в пулемётной башенке на крыше корпуса. Но и тот и второй проекты так на бумаге и остались.

Тем временем боевые действия в Европе завершились, и британский генштаб сократил собственный заказ сперва до двенадцати автомобилей, а позже и вовсе до шести. Было произведено всего лишь пять танков, подробности шестого было решено разрешить войти на запчасти для всех остальных. Цена каждого А39 составила 141666 фунтов — очень впечатляющую по тому времени сумму.

Тяжёлый штурмовой танк a-39 tortoise. великобритания

Принимать по окончании войны на вооружение танки А39 армейские не планировали, но и списывать в металлолом такие автомобили было жалко. Исходя из этого решили их испытать, причём не где-нибудь, в частности в Европе, другими словами именно в том месте, где они должны были функционировать при продолжения войны. Исходя из этого в апреле 1948 года два танка отправили в Германию в первую очередь чтобы проверить возможности их транспортировки по суше и морем.

Было уже ясно, что в том месте, где пройдёт «Черепаха», пройдёт и каждый перспективный тяжёлый танк, вот из-за чего эти опробования имели очень серьёзное практическое значение.

Потому, что при ширине в 3,9 м машину не было возможности транспортировать по железной дороге, было решено организовать перевозку по шоссе на особом многоосном транспортёре, талантливом выдержать большую массу автомобили. Для буксировки (транспортёр вместе с танком имел неспециализированную массу около 120 т) было решено применять сходу два тягача «Даймонд», соединённых в один громадный тандем длиной 28,5 м.

Очевидно, транспортный конвой, возивший по Германии танки, сразу же столкнулся с самыми разнообразными и иногда своеобразными трудностями. Так, улицы многих городов были покрыты булыжником и очень сильно повреждались по окончании прохода любой военной техники, а уж таковой тяжёлой и подавно. Многие мосты, по которым должен был проехать транспортёр с «Черепахой», были ещё уничтожены, а другие, не смотря на то, что и восстановлены, но никак не рассчитывались на его массу.

Исходя из этого испытательной группой, складывавшейся из 55 рядовых и 6 офицеров, и ещё снабженцев и ремонтников, отрабатывались практически все мелочи. К тому же сопровождение везде снабжал целый эскорт военной полиции на мотоциклах и джипах.

Официально опробования начались 1 июня 1948 года и длились до октября, в то время, когда по их итогам Английской Рейнской армией был подготовлен особый отчёт. Сообщалось, что конвой прошёл 1040 км, из которых своим ходом танки продвигались только 160. Наряду с этим большая скорость достигала 19 км/ч, но в действительности была намного меньше из-за задержек со встречным перемещением, которое в таких случаях приходилось останавливать.

Мосты оба танка преодолевали своим ходом, а после этого снова грузились на транспортёры.

На полигоне под Бальзеном «черепахи» совершили проверочные стрельбы. Пламя вёлся на расстоянии 2000 м сперва по щитам, а затем по списанному американскому танку «Шерман» и по германской «Пантере». С расстояния 1230 м боеприпас «Черепахи» пробил лобовой лист «Пантеры» и оторвал кусок от маски орудия, что нашли позже в 5 метрах от цели. Пламя по «Шерману» был столь же действенным. Армейские эксперты признали результаты стрельбы высокими.

Были отмечены хорошая кучность боя нового 94-мм орудия и удобство его обслуживания. Танкисты, к примеру, признали, что, будь у них такое орудие в первой половине 40-ых годов XX века, они имели бы преимущество в оружии над любым германским танком, включая «Королевский тигр» и самоходку «Ягдпантера». Одновременно с этим в отчёте много и других фраз: «через чур медленный», «через чур тяжёлый», «отсутствует круговой обстрел», «сложность с транспортировкой», что в итоге и решило судьбу танков А39 уже совсем.

Если бы британцы успели изготовить данный танк хотя бы в первой половине 40-ых годов XX века, то кроме того с учётом недочётов они имели возможность взять только замечательную машину, талантливую поражать все типы германских тяжёлых танков. Но история не знает сослагательного наклонения, исходя из этого, опоздав на поле боя, «Черепаха» в итоге так и была невостребованной.

Техническое описание

Корпус «Черепахи» — сварной из страниц катаной брони. Главная — самая громоздкая отливка — верхняя его часть без крыши. Она «каталась» раздельно и приваривалась к отливке.

Толщина брони доходила до 230 мм. Нижняя часть корпуса имела бортовые экраны.

12-цилиндровый двигатель «Роллс-Ройс» Mk.V «Метеор» мощностью 650 л.с. пребывал в кормовой части, не смотря на то, что ведущая звёздочка стояла в первых рядах, ленивцы — позади. Коробка передач — «Меррит-Броун» H51D имела шесть скоростей вперёд и столько же назад, сцепление — «Борд-Бекк».

Подвеска — торсионная, ходовая часть — с четырьмя колёсными тележками с двумя парами катков на борт, причём любой каток имел ещё и собственную свободную подвеску. Ширина траков гусеницы с центрирующими гребнями составила 810 мм. На любой борт приходилось ещё и по шесть поддерживающих катков.

Танк А39 был вооружён 94-мм пушкой с начальной скоростью боеприпаса 880 м/с (по другим сведеньям — 929 м/с); углы стрельбы по горизонту — 40° и склонения от +18° до -10°. Боеприпасы — бронебойные и фугасные. Помимо этого, танк имел три пулемёта: один — в лобовом странице и два вторых спаренных — в верхней башенке на крыше.

Слева у переднего люка водителя был двухдюймовый гранатомёт; три шестиствольных дымовых гранатомёта размещались на командирской башенке и в первых рядах на корпусе.

Число членов экипажа возросло до семи человек. Не считая простых — командира экипажа, водителя, заряжающего и наводчика, в машине пребывали: ещё один заряжающий, стрелок лобового пулемёта и стрелок верхней башенки.

Сообщение осуществлялась посредством радиостанции № 19/38.

источник: В.ШПАКОВСКИЙ (рисунки и чертежи А.ШЕПСА) ««ЧЕРЕПАХА», ОПОЗДАВШАЯ НА ВОЙНУ» «Моделист-конструктор» № 3’2010

A39 Tortoise — Черепашья сила / PROТанки

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: