Последний полёт «валькирии»

      Комментарии к записи Последний полёт «валькирии» отключены

Полвека назад, 8 июня 1966 года, американский сверхзвуковой бомбардировщик XB-70 «Валькирия» потерпел трагедию, столкнувшись с истребителем F-104. Вместе с «Валькирией» разбились грезы целого поколения американских конструкторов, грезивших о сверхскоростной и неуязвимой машине.

Дорога в небо

Всего за пара лет по окончании Второй мировой вид стратегической авиации изменился неузнаваемо. К 1954 году США располагали целым комплектом новейших бомбардировщиков. Ещё сравнительно не так давно летавших над Кореей и японией ветеранов В-29 поменяли десятимоторные (шесть поршневых и четыре реактивных) межконтинентальные B-36. Реактивные B-47 дерзали выполнять разведывательные полёты над территорией СССР.

В атмосферу встали первые гиганты B-52 – но ещё не было человека, кто знал, как продолжительно им нужно будет служить… Компания «Конвэр» разрабатывала B-58 Hustler, первый бомбардировщик, могущий достигнуть двух скоростей звука.

Но стремительный прогресс авиации заставлял задуматься о родных возможностях. Да, на данный момент у Соединённых Штатов имеется хорошие автомобили — но что будет через десятилетие, в 1965 году и дальше? Кёртис Лемей, легендарный глава Стратегического руководства ВВС Соеденненых Штатов, уже начал планировать будущую замену В-52.

С бомбовой нагрузкой и дальностью В-52 всё было превосходно – но вот их скорость была через чур малой. Наоборот, скорость В-58 была выше всяких похвал – но не их дальность, достаточная разве что для бомбёжки Канады. Исходя из этого В-58 предполагалось заказать не как замену B-52, а как дополнение к нему. А запрещено ли объединить лучшее из этих самолётов – высокую скорость, полезную нагрузку и большую дальность?

Так появился план «Валькирии».

Последний полёт «валькирии»
Строительство несчастливого второго прототипа «Валькирии» в разгаре, январь 1965 года

Авиаконструкторы уверили армейских, что выстроить таковой самолёт технически вероятно. 14 октября 1954 года штаб-квартира ВВС опубликовала главные требования к «пилотируемой межконтинентальной стратегической бомбардировочной совокупности». Характерно упоминание о пилотируемости – эволюция техники в те годы в полной мере имела возможность привести и к беспилотным самолётам.

Перспективный бомбардировщик, техническое задание на что взяло индекс WS-110A, должен был летать на простых (неядерных) двигателях, всецело заменить В-52 и готовься к работе во время 1965–1975 гг. Первое авиакрыло (30 автомобилей) требовалось вооружить этими самолётами уже к 1963 году.

Бомбардировщик должен был нести 25 000 фунтов (порядка 11 тысячь киллограм) нагрузки на 6000 морских миль (около 11 000 км). Крейсерская скорость WS-110A должна была составить 0,9 скорости звука. На участке прорыва к цели (1000 морских миль) скорость должна была быть «максимальной». Уйдя от цели, бомбардировщик опять возвращался к дозвуковому полёту.

Армейские кроме этого потребовали возможность применения уже существующих взлётно-посадочных полос, оборудования и ангаров.

Из шести участвующих в конкурсе компаний («Boeing», «Конвэр», «Дуглас», «Локхид», «Мартин», «Норт Америкэн») лишь две — «Boeing» и «Норт Америкэн» — смогли дать проекты, более-менее удовлетворяющие требованиям.

Обе компании внесли предложение оснастить самолёт двумя громадными одноразовыми топливными баками, снабжёнными собственными крыльями, двигателями и шасси (!) для взлёта. По весу и габаритам (порядка 86 тысячь киллограм) любой бак не уступал бы фюзеляжу B-47, самого по себе немаленького бомбардировщика. Неспециализированный вес перспективного самолёта с четырьмя двигателями должен был достигнуть 340 тысячь киллограм либо кроме того больше.

Для сравнения – российский Ту-160, наибольший современный боевой самолёт, весит «всего» 267 тысячь киллограм.

Так должен был смотреться бомбардировщик по проекту WS-110A от «Норт Америкэн» с внешними топливными баками

Достигнув района цели на высоте и крейсерской скорости 18 км, WS-110A должен был отстрелить законцовки крыла с баками и разогнаться до скорости в 2,3 Маха. Сделав задачу, бомбардировщик уходил на дозвуковой скорости к ближайшей авиабазе.

Проект «Норт Америкэн» отличался шестью двигателями и громадным передним горизонтальным оперением, которое очень сильно ограничивало бы обзор из кабины. взглянуть на предложенные картины, Лемей только культурно послал конструкторов обратно к чертёжным доскам. На помощь пришло кроме того НАСА.

Новейшие открытия в моторостроении и аэродинамике разрешили обеим компаниям быстро уменьшить взлётный вес самолёта, а большую скорость, наоборот, расширить до 3 Маха на высоте 21 км. Наряду с этим дальность полёта без дозаправки выросла до 7600 морских миль (14 000 км), а нагрузка удвоилась до 23 тысячь киллограм.

В итоге 23 декабря 1957 года победила концепция «Норт Америкэн» с шестью двигателями в единой гондоле и передним оперением чуть сзади кабины. «Boeing», неоспоримый фаворит в производстве бомбардировщиков со времён В-17, не имел возможности поверить в неудачу – но было нужно. Будущий бомбардировщик взял обозначение XB-70 (X — от «экспериментальный») и собственное имя «Валькирия».

Взлёт первого умелого экземпляра «Валькирии» был впечатляющим зрелищем

Возможно задать вопрос – а для чего по большому счету необходимы дальние бомбардировщики, в то время, когда уже имеется баллистические ракеты? Но, по словам офицеров ВВС, В-70 имел возможность бы встать в атмосферу спустя 180 секунд по окончании получения сигнала тревоги. А вдруг совокупность предупреждения об атаке подведёт, то в угрожаемый период бомбардировщики уже имели возможность пребывать в воздухе — и оставаться в том месте продолжительно.

Помимо этого, с учётом чудовищно нехорошей точности МБР первого поколения, лишь пилотируемый «прорыватель» вражеской ПВО имел возможность бы поразить не хорошо разведанные, но прекрасно защищённые цели. По подсчётам 1959 года, для поражения цели класса VN-12 (с радиусом в пять миль) с 90% возможности нужна была дюжина ракет класса «Минитмен» либо всего две свободнопадающие ядерные бомбы.

Наряду с этим бомбардировщик имел возможность не только доставлять замечательные бомбы (до 20 мегатонн) с высочайшей точностью, но и поменять цели в любую секунду до сброса. Он имел возможность вести тут и разведку же поражать найденные цели. Лишь пилот имел возможность бы разобраться в мириадах непредвиденных заблаговременно событий.

Исходя из этого ВВС, с учётом будущего усиления советской ПВО, высотный бомбардировщик со скоростью M=3 был нужен прямо-таки позарез.

«Души красивые порывы»

Дабы обеспечить В-70 необходимые чертей, конструкторы выбрали новое горючее на базе соединений бора с водородом. Оно давало на 40% больше энергии, чем стандартное авиабензин JP-4 из смеси керосина пополам с газолином. Но соединения бора были, во-первых, очень токсичны, во-вторых, легко реагировали практически с чем угодно, кроме того с воздухом, наряду с этим в большинстве случаев взрываясь. Исходя из этого их было нужно бы впрыскивать по окончании форсажной камеры – подальше от уязвимых узлов двигателей.

Помимо этого, такое горючее стоило значительно дороже простого – порядка полутора долларов за фунт против двух центов за JP-4. В итоге 10 августа 1959 года Пентагон урезал планируемый выпуск высокоэнергетического горючего и отказался от разработки предназначенного для бороводородного топлива двигателя J93-GE-5. Было нужно проектировать самолёт под простое горючее.

Первый прототип «Валькирии» на аэродромной стоянке

Следом за двигателем новый глава МинОбороны США Роберт Макнамара, «не добрый гений» авиа- и автопромышленности США, в апреле 1961 года вовсе «зарубил» всю программу XB-70. Согласно точки зрения Макнамары, XB-70 был бы негоден для сброса простых бомб, а стратегические задачи успешнее решали бы ракеты. Для бомбардировок понадобился бы неспециализированный для ВВС и флота истребитель TFX, будущий F-111.

Лемей в неистовстве вопросил: «Имело возможность ли быть хуже, если бы отечественным секретарём обороны был Хрущёв?» Но вместо флота из 200–250 бомбардировщиков ему было нужно удовольствоваться… двумя прототипами и одним недостроенным самолётом.

Первый полёт XB-70 состоялся 21 сентября 1964 года. Фактически всё в конструкции самолёта было революционным, дорогим и очень сложным. Лишь титановых страниц использовалось три типа, а солидную часть обшивки составлял сложнейший «бутерброд» из сотовых панелей и нержавеющей стали из фольги.

При сверхзвуковом полёте законцовки крыла опускались, сжимая воздушный поток — самолёт практически осёдлывал собственную ударную волну, идущую от воздухозаборника.

По воспоминаниям очевидцев, XB-70 с пропорциями скорее истребителя, чем бомбардировщика не казался громадным в ангаре. И лишь позже наблюдатель осознавал, что, стоя под самолётом, он чуть может дотянуться до его «брюха».

XB-70 в воздухе рядом со сверхзвуковым бомбардировщиком В-58 — прекрасно видна отличие в размерах

Программу постарались спасти путём переделки XB-70 в разведывательно-ударный самолёт RS-70, носитель 20 управляемых 900-фунтовых (400-кг) ракет в пусковых установках револьверного типа. Но на радаре XB-70 при любых ухищрениях смотрелся как «дверь от сарая», что по окончании сбития Пауэрса и слухов о разработке в СССР МиГ-25 наводило на мрачные мысли.

Кроме этого не выгорели идеи запускать с XB-70 истребители спутников и многоразовые космические суда, сделать из него астрообсерваторию либо испытывать подвесные ядерные, ионные а также солнечные двигатели. И вот настало 8 июня 1966 года…

Трагедия

В данный сутки для рекламы корпорации «Дженерал Электрик» был организован совместный полёт в плотном строю пяти разнотипных самолётов, оснащённых двигателями данной компании – T-38, F-4, F-5, F-104 и второго умелого экземпляра XB-70. Кое-какие из важных лиц возражали против полёта, но идею однако «продавили». Наряду с этим часть пилотов пропустила заседание, где обговаривались расстоянии полёта.

Истребитель F-104 «Старфайтер» пилотировал 45-летний Джозеф Уокер, один из самых умелых испытателей НАСА. Среди других достижений, за ним числились суборбитальные полёты в космос на ракетоплане X-15. Но в тот сутки его опыт не помог – позднее рабочая группа заключила, что Уокер со собственного места в строю не имел возможности верно оценить расстояние до «Валькирии»…

XB-70 вместе с истребителями. Весьма не так долго осталось ждать F-104 с красным хвостом врежется в бомбардировщик…

Полёт близился к концу, в то время, когда неожиданно для всех хвост F-104 ударился о правую плоскость крыла «Валькирии». Мелкий если сравнивать с XB-70 истребитель подбросило турбулентными потоками, срывающимися с крыла бомбардировщика, по окончании чего «Старфайтер» срезал «Валькирии» стабилизатор и взорвался. Уокер погиб. «Валькирия», которую пилотировали лётчики Элвин Карл и Уайт Кросс, некое время летела как ни в чём не бывало, но скоро начала валиться в штопор.

Уайт желал катапультироваться, но особая спасательная капсула, опускавшаяся сверху, зажала ему правую руку как капканом. В итоге ему однако удалось катапультироваться, но 86 секунд между утратой управления наполнением и самолётом парашюта, несомненно, стали самыми продолжительными в его жизни. Катапульта майора Карла Кросса, возможно, под действием центробежных сил, не сработала, и второй пилот «Валькирии» разбился.

Видео трагедии

Трагедия позднее попала кроме того на страницы научной фантастики – в романе «Ride of the Valkyries» историка авиации Стюарта Слейда упоминается столкновение у города Палмдейл и его обстоятельства. Сохранившийся первый экземпляр «Валькирии», последний раз поднимавшийся в атмосферу 17 декабря 1968 года, остался монументом наглым научным идеям.

Литература:

  1. http://www.secretprojects.co.uk
  2. http://xb70.interceptor.com
  3. B-70 Weapon System (http://www.alternatewars.com)
  4. «Zip» Fuels: the F-101 and Research on Borane Fuels. (http://fighterwriter101.blogspot.ru)
  5. Peter W. Merlin, Gregg A. Bendrick, Dwight A. Holland. Breaking the Mishap Chain: Human Factors Lessons Learned from Aerospace Accidents and Incidents in Research, Flight Test, and Development. (http://www.nasa.gov)
  6. Simons Graham M. Valkyrie: The North American XB-70: The США’s Ill-fated Supersonic Heavy Bomber. Pen Sword Aviation, 2011

Брейн проходит Far Cry 3 — [ПОЛЕТ ВАЛЬКИРИИ] #24

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: