Что возили и чего не возили бомбовозы

      Комментарии к записи Что возили и чего не возили бомбовозы отключены

Во многих художественных произведениях, книгах и кино, продемонстрированы случаи, в то время, когда с самолётов на голову пехоты падают не в полной мере классические бомбы, а всевозможный хлам. Как это вероятно технически, и оправданно ли с позиций риска для его экипажа и самолёта?

Как в кино

В своё время большое количество шуму наделал фильм Никиты Михалкова «Предстояние». В том месте был эпизод, в то время, когда с германского самолёта на головы красноармейцев, сидящих в окопах под Москвой, сыпанули алюминиевые ложки. В каждой было просверлено отверстие и процарапано пара слов на ломаном русском языке.

Так и представляется «картина маслом»: германский полевой аэропорт, на что отовсюду свозят солдатские ложки; ремонтные мастерские заняты тем, что сверлят в них дырки, а солдат аэродромной обслуги заставляют выцарапывать на ложках какие-то буквы со шпаргалок. Похожие истории возможно встретить в некоторых ветхих советских военных мемуарах – к примеру, упоминания о сбрасывании немцами с самолётов таких предметов, как тракторные колёса, ленивцы, плуги либо, значительно чаще, безлюдные бочки.

Авторы информировали, что целью таких «бомбардировок» было морально унизить советских бойцов и попугать, само собой разумеется. Но не о фильмах хотелось бы порассуждать и не о мемуарных случаях, а о технической возможности и потребности сбрасывать с самолётов посторонние предметы, не относящиеся к авиационному сбрасываемому оружию.

Что возили и чего не возили бомбовозы
Советские оружейники готовят к подвеске на дальний бомбардировщик Пе-8 сверхтяжёлую бомбу ФАБ-5000

Сперва обсудим потребность в «шутейной» бомбардировке. В принципе, возможность таких шагов со стороны люфтваффе существовала: германская авиация на Восточном фронте употреблялась весьма интенсивно, и расход бомб был большим – время от времени их просто не успевали подвозить, на что в собственных мемуарах довольно часто сетуют бывшие германские лётчики.

Иначе, наступление немцев было стремительным, и приспособить для подвески снаряды и трофейные бомбы с попавших в руки наступающих складов было легко, что и делалось практически во всех воюющих государствах. От «посторонних предметов» же возможно было ожидать лишь морального результата, но в первой половине 40-ых годов двадцатого века его было достаточно и без сброса бочек: паникёрство, танкобоязнь и самолётобоязнь были повальными «заболеваниями» у отступающих.

Как в жизни

Сейчас поболтаем о технических возможностях применения эрзац-оружия. С одной стороны, бомбометание с самолёта – вещь несложная: самолёт загружается бомбами, экипаж поднимает его в атмосферу, долетает до цели и сбрасывает бомбы, включая механизм, освобождающий бомбы от «привязки» к самолёту. В начальный период Первой Мировой бомбометание было по большому счету ручным: в кабину загружали бомбы, ручные гранаты, металлические стрелы и позже руками сбрасывали их через борт либо в люк в полу.

Т.е., техвозможность скинуть «железяку» была. Но нужно учитывать, что для этого необходимо было израсходовать горючее и моторесурс двигателя, рисковать быть убитым либо поломать самолёт. Точно, десяток-второй аналогичных «бомбардировок» и имели место, но на фоне десятков тысяч боевых вылетов подобные случаи возможно не учитывать.

Австрийский лётчик-наблюдатель демонстрирует фотокорреспондентам приёмы бомбометания с самолёта

На протяжении войны веса, размеры, техническое совершенство авиабомб росли, и требовалось решать проблему комплексно: бомбы приспособить к носителям, носители к бомбам, необходимо было создать прицел, учитывающий носителя и характеристики, и бомбы. К концу Первой мировой технические приоритеты были ясны, а к началу Второй мировой войны были в полной мере отработаны.

Авиационная бомба – это боеприпас, т.е. какая-то ёмкость, снаряжённая определённым составом, требуемым для исполнения конкретной задачи. Все авиабомбы и схожие с ними авиационные средства поражения изготавливаются в определённых весовых категориях – калибрах. Под калибр стараются «подогнать» геометрические размеры бомб разного назначения и их баллистические характеристики.

Ко Второй мировой на самолётах имелись бомбодержатели, а большая часть авиабомб калибром от 50 кг и выше взяли подвесную совокупность для подвески на бомбодержатели. Бомбы малых калибров (менее 50 кг) не имеют таковой совокупности, и для их подвески на самолёт используют особые держатели, связки либо разовые бомбовые кассеты (РБК). Снаружи РБК представляет собой громадную бомбу, в которой укладываются малокалиберные бомбы, не имеющие собственной подвесной совокупности.

По окончании сброса РБК раскрывается, и небольшие бомбы разлетаются по громадной площади.

Германская разовая бомбовая кассета. Половинки таких кассет отечественные воины применяли вместо тазов для стирки обмундирования

Бомбодержатель обязан не только удерживать бомбу на борту в определённом положении, но и сбрасывать её по желанию экипажа. Всё это должно происходить с минимальными физическими упрочнениями и дистанционно, т.е. держатель может пребывать на большом растоянии от бомбардира.

В общем случае держатель включает силовой элемент, принимающий нагрузку от подвески и передающий её каркасу летательного аппарата, и устройство, снабжающее его освобождение и удержание груза – замок. На протяжении Второй мировой войны замок воображал собой металлическую коробку, в которой на горизонтальной оси были установлены подвижные рычаги (напоминающие крюк), на каковые и вешался груз своим подвесным элементом (ушком).

Рычагов в замке возможно от одного до четырёх, благодаря чему возможно вывешивать бомбы разного калибра. Кое-какие большие авиационные бомбы (торпеды, мины) также не имеют собственной подвесной совокупности и подвешиваются к замку посредством пояса – металлической ленты, проволочной «уздечки», цепи. В этом случае груз не висит под замком, а лежит на поясе.

Американская бомба подвешена к замку под крылом бомбардировщика

Силовой элемент бомбодержателя передаёт нагрузку от замка дальше на летательный аппарат. Силовой элемент возможно в виде горизонтальной балки (балочный держатель), вертикальной рамки (кассетный держатель) либо горизонтальной рамы с несколькими замками, в виде коробки либо цилиндра с прочными стенками либо «дном»-створкой. В таковой ящичный держатель укладываются малокалиберные бомбы без подвесной совокупности, нагрузка от них воспринимается стенками, дном-створкой либо особыми вращающимися рычагами.

Балочные держатели смогут устанавливаться как снаружи планёра летательного аппарата, так и в. Кассетные и ящичные держатели в большинстве случаев устанавливаются в самолёта (в фюзеляже, крыле). Время от времени ящичные держатели делаются в виде обтекаемого контейнера и смогут подвешиваться снаружи на балочные держатели.

В полёте на груз действует не только сила тяжести и лобовой скоростной напор, но и боковые силы, появляющиеся при маневрировании самолёта, почему груз стараются зафиксировать посредством ухватов и ложементов с упорами.

Авиационная бомба – вещь тяжёлая и обычно негабаритная. Место её подвески должно удовлетворять некоторым условиям: выдерживать сосредоточенную нагрузку, не деформируясь; бомба не должна цеплять никаких элементов конструкции самолёта, а также по окончании сброса; ухудшать центровку и аэродинамику самолёта.

Три 500-фунтовые бомбы под фюзеляжем и крылом истребителя-бомбардировщика P-40 «Киттихаук»

При горизонтальном бомбометании груз отрывается вертикально вниз, при бомбометании в пикировании траектория падения скинутой бомбы отличалась от горизонтального бомбометания: по окончании освобождения от замка бомба падала не от самолёта, а на протяжении него. У одномоторного пикировщика бомбу требовалось увести за поворачивающийся винт, для чего было предложено простейшее устройство – выводящая трапеция.

Трапеция не несла бомбу, а просто ложилась собственными захватами на боковые цапфы бомбы (цапфы находились на дополнительном бугеле, надеваемом на бомбу). По окончании сброса трапеция поворачивалась за бомбой, как бы отталкивая её от самолёта. В крайнем положении трапеции цапфы бомбы выходили из захватов, бомба продолжала падение, но уже мимо винта.

Отводная вилка на американском пикирующем бомбардировщике Дуглас «Донтлесс»

Ещё нужно не забывать об одном условии применения авиабомб, среди них и импровизированных: бомба обязана попасть в цель либо рядом с ней, хотя бы чтобы напугать либо обидеть соперника. Для этого для каждой бомбы практическим путём определяется её баллистическая черта либо баллистический коэффициент. Это что может значить?

В безвоздушном пространстве скорость падения предмета не зависит от его плотности и массы, а лишь от силы тяготения: на Луне все предметы будут падать с однообразной скоростью. На земле имеется воздух, и скорость падения будет зависеть от плотности предмета и его аэродинамического совершенства. Время падения разнокалиберных авиабомб, скинутых с одной высоты, будет зависеть лишь от условий формы сброса и аэродинамической бомбы.

Самолёт-носитель не следует на месте, а летит с определённой скоростью и, быть может, под углом к горизонту; на бомбу в падении воздействуют два переменных вектора скорости – горизонтальный и вертикальный, почему бомба падает по ветке параболы. В СССР для каждого типа авиабомбы определялся баллистический коэффициент: характеристическое время падения авиабомбы, скинутой в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с и высоте 2000 метров.

Коэффициент заносится в бомбовые таблицы, пишется на корпусе бомбы, им оперирует бомбардир, применяя бомбардировочный прицел. Кое-какие самолёты-носители не имеют бомбардировочного прицела (штурмовики, истребители-бомбардировщики), но пилоту оказывают помощь попасть в цель отработанные методики, опыт, несложные метки и визиры.

Слева бомбардировочный прицел английского «Бэттла», справа метки углов пикирования на стекле штурмовика Hs 129

По окончании данной краткой «инструкции по применению» постараемся определиться: всё-таки, возможно ли подвесить под самолёт «нетрадиционный» груз и бросали немцы бочки с самолётов либо нет?

Желать и мочь

Очевидно, на бомбодержатель возможно подвесить фактически любой предмет, но для этого предмет необходимо соответствующим образом подготовить.

На протяжении Вьетнамской войны американцы имели возможность себе позволить скинуть на партизан унитаз. Но предварительно в мастерских (в этом случае на авианосце) была изготовлена прочная металлическая рама сверхсложной конструкции с двумя ушками для подвески на бомбодержатель

Как видите, кроме того хрупкие предметы причудливой формы возможно подвесить вместо авиабомбы, а бочку, значит, и подавно. И вправду, снаряды цилиндрической формы активно использовались в боевой авиации.

Но и простые бочки также подвешивались под самолёты. Так, высадившись в июне 1944 года в Нормандии, войска союзников достаточно неспешно шли на Берлин, и английские вояки заскучали по пиву. Не считая других способов доставки пива применили и воздушный – на простой древесный бочонок устанавливалась подвесная совокупность, по окончании чего он подвешивался на крыльевой бомбодержатель «Спитфайра».

Самолёт перелетал через Ла-Манш, садился на захваченный аэропорт, и бочонки бережно снимались с держателей.

«Спитфайр» в роли «пивовоза».

Любой бочонок с пивом стянут двумя хомутами, каковые соединены перемычкой с ушком. Конструкция очевидно производства, быть может, предназначавшаяся для подвески глубинных бомб

В то время, когда Красная армия начала освобождать Европу, отечественным сапёрам было нужно выстроить большое количество мостов и переправ через реки. Попасть в древесный либо наплавной мост бомбой – тяжёлая задача, но кроме того по окончании прямого попадания бомбы настил восстанавливался весьма скоро. И тогда немцы решили сжигать такие мосты. На скорую руку была придумана зажигательная бомба с долгим заглавием «Provisorische Brandbomben», которая изготавливалась из 200-литровой бочки с бензином.

С торцов на бочку крепились головной хвостовик и обтекатель со стабилизатором, устанавливались пара и подвесная система маленьких зажигательных бомб для воспламенения бензина. Бочка сбрасывалась выше по течению, разбивалась о воду, разлившийся бензин воспламенялся, и его несло водой на мост. Как видим, подготовительная работа проделывалась громадная, но цель, пожалуй, оправдывала упрочнения.

Перед Второй мировой войны в авиационных арсеналах имелись и зажигательные бомбы, но, как выяснилось, в совсем недостаточных количествах. В Европе американские бомбардировщики использовали по большей части фугасные бомбы, а вот на тихоокеанском ТВД в громадном ходу были зажигательные, в особенности по окончании изобретения напалма. Напалм снаряжался в тонкостенные баки, каковые вскрывались при ударе о преграду.

Такая разработка применения навела на идея применять в качестве зажигательных баков подвесные топливные баки а также простые бочки для перевозки того же напалма. В подвесных топливных баках вырезалось дополнительное отверстие с горловиной для установки взрывателя с капсюлем-воспламенителем. Бочки с напалмом превращали в зажигательные баки прямо на аэропортах.

Стабилизатор делался из древесной тары, подвесная совокупность складывалась из двух тросиков, обвитых около бочки и зацепляемых на рычаги съемного замка. Для воспламенения напалма к стабилизатору привязывались два стеклянных флакона с белым фосфором. Такие баки вешались на внутренние кассетные держатели и не создавали сопротивления в полёте.

Примитивный фанерный стабилизатор напалмовой «зажигательной бочки» с бутылочками с фосфором в качестве капсюлей-воспламенителей

Итак, в случае если бочки вешали под самолёт, так из-за чего нет особенного доверия к мемуарам? Из сказанного выше и замеченного возможно сделать определённые выводы. «Бочку» необходимо подготовить, в частности установить подвесную совокупность. Для этого необходимы материалы, исполнители, время, приказ начальника и хоть какое-то опробование на надёжность.

И германские «Provisorische Brandbomben», и американские зажигательные баки – массовые изделия. Другими словами, был приказ, были расчёты, были умелые сбросы. Точно определялись баллистические характеристики, дабы попасть в цель.

Возможно, само собой разумеется, и без приказа, на риск и свой страх, но это, думается, неповторимые случаи.

Имеется ещё один довод «против»: зажигательные бочки имели довольно громадную массу и в полёте вели себя как простые бомбы. Безлюдная бочка в полёте точно бы вибрировала, дергалась в стороны, угрожая сломать подвеску. Всё это сказывалось бы на управляемости самолёта.

При сбросе безлюдной бочки она в полной мере имела возможность не сойти с замка либо полететь не вниз, а сперва ударить по самолёту, повредить обшивку, элерон, закрылок либо хвостовое колесо. Другими словами, больше напугать экипаж самолёта, чем солдат соперника. Так что, парни, будем применять бочки по назначению – дабы грузить апельсины, к примеру.

Умный балансирующий робот! Заставляю его возить бочки слизи, апельсины и помидоры!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: