Планер авф-3 «мастяжарт».

      Комментарии к записи Планер авф-3 «мастяжарт». отключены

Разработчик: Ильюшин
Страна: СССР
Первый полет: 1923 г.

Собственную работу над планерами С.В.Ильюшин начал с учебного планера. Согласно его точке зрения, учебный планер должен был удовлетворять последовательности условий, каковые Ильюшин выяснил следующим образом: «Первое требование — это вероятно минимальная скорость… В авиации полет от начального до конечного момента характеризуется так: «подъем — тяжёл, полет — приятен, спуск — страшен».

Чем определяют опасность посадки и трудность подъёма — без сомнений, скоростью… Но, чем меньше скорость, тем не сильный управляемость и устойчивость. Это несоответствие возможно смягчить конструктивными приемами, повышением площади органов управления до предела.

Второе требование содержится в простоте регулировки и сборки. От постройки сложных конструкций нужно отказаться, поскольку они в учебном отношении ничего особого не дадут, да и кружкам будет не под силу.

Третье требование — это необходимость приспособления к тем материальным возможностям, какие конкретно имеются у кружков. Сложная и дорогая конструкция выходит за пределы этих возможностей и для рабочих кружков неосуществима.»

Исходя из этих требований, Ильюшин и проектировал собственный первый планер, конструкция которого из полотна и дерева с минимальным числом железных подробностей была предельно простой. Крыло имело маленькое относительное удлинение, равное 5, что, как тогда считалось, было достаточным для учебного планера при исполнении маленьких планирующих подлетов, характерных при обучении начинающих планеристов. Под крылом на фюзеляжной ферме размешалось открытое сиденье пилота.

Для простоты конструкции ручка управления элеронами и рулём высоты первоначально имела необыкновенное размещение — она выходила сверху из выреза в крыле, и ее финиш был на уровне груди пилота. Проект планера С.В.Ильюшина был рассмотрен на Техническом бюро планерной секции академии и рекомендован к постройке. Ему было присвоено обозначение АВФ-3 (Академия Воздушного Флота-3).

Постройку планера начали в первой половине 20-ых годов двадцатого века, она проводилась на публичных началах, в кружке при Мастерских тяжелой артиллерии в Лефортово. Распространенный в то время обычай уменьшать наименование организаций выяснил и второе, малопонятное для непосвященных, наименование планера — «Мастяжарт».

По схеме данный планер воображал собой моноплан с плоской фермой и растяжками вместо фюзеляжа, нижний лонжерон которой был очень сильно изогнут. стабилизатор и Крылья крепились сверху к кабанчикам, а снизу к главной ферме. Сиденье пилота было открытым и размешалось на ферме.

Под сидением к ферме было прикреплено двухколесное шасси с узкой базой. Управление рулём и элеронами высоты осуществлялось верхней (потом замененной на нижнюю) ручкой, а управление рулем направления — двуплечими педалями.

В один момент с АВФ-3 в кружке строился и его балансировочный вариант. По типу данный планер напоминал тот, что в конце прошлого века строил узнаваемый германский пионер авиации Отто Лилиенталь. Летчик должен был нести данный планер на себе, разбегаться с ним и, балансируя своим телом, парить в воздухе. Таковой тип управления планером в воздухе возродился пара десятилетий спустя — при создании первых дельтапланов.

По схеме оба эти планера С.В.Ильюшина были однообразны, имели одно да и то же наименование «Мастяжарт», но у балансировочного планера была больше площадь и отсутствовали рули.

Опробования планеров, выстроенных слушателями Академии Воздушного Флота и участниками кружка «Парящий полет», по предложению летчика К.К.Арцеулова решили провести в Крыму, в Коктебеле недалеко от Феодосии, где на одном из склонов горы Узун-Сырт К.К.Арцеуловым были обнаружены сильные восходящие потоки. В структуре ОДВФ создали Оргкомитет по проведению этих опробований, каковые взяли официальное наименование «Первые Всесоюзные планерные опробования».

27 октября 1923 года в Феодосию прибыл эшелон с десятью планерами, среди которых были два планера С.В.Ильюшина — АВФ-3 «Мастяжарт» и балансировочный планер «Мастяжарт». На подводах планеры доставили на гору Узун-Сырт. В дороге не обошлось без происшествий — на крутом горном повороте опрокинулась подвода с балансировочным «Мастяжартом».

Будучи легким и хрупким, данный планер был очень сильно поврежден и не подлежал восстановлению. Остальные планеры скоро собрали и через два дня их подготовили к опробованиям.

Такие масштабные опробования планеров производились у нас в первый раз и были приняты меры, дабы сделать их максимально надёжными. Создали Технический комитет (Техком) под руководством доктора наук В.П.Ветчинкина. Члены Техкома шепетильно удостоверились в надежности конструкторские расчеты, осмотрели все прибывшие планеры а также совершили опробования планеров на прочность.

Сохранилась фотография таких опробований планера «Мастяжарт». Аппарат приподнимали над почвой за крылья, а на место пилота садились два самых тяжелых испытателя. В случае если наряду с этим у планера ничего не трещало и не ломалось, отсутствовали остаточные деформации, считалось, что он удачно прошел опробования на прочность, и его допускали к полетам.

Первый полет «Мастяжарта» под управлением красвоенлета («красного армейского летчика») В.Ф.Денисова состоялся утром 10 ноября. Стартовая команда, поддерживая планер за подкрыльные дуги, побежала под уклон пологого склона горы, и при практически полном безветрии планер легко оторвался от почвы. Но полет был недолгим, машина задрала шнобель, скользнула на крыло и упала. Авария случилась из-за через чур задней центровки и недостаточной продольной устойчивости планера.

Неудобной для пилота была и ручка управления, мешавшая обзору.

Повреждения были не через чур большие, но при ремонте С.В.Ильюшин ввел в конструкцию планера большие трансформации: сместил сидение пилота вперед, переставил в привычное для летчика положение ручку управления, под нижним лонжероном фермы фюзеляжа установил двухколесное шасси. Новый подлет продемонстрировал, что продольная устойчивость планера снова недостаточна — центровку следовало сделать еще более передней. Но двигать сидение летчика вперед уже было некуда.

Проблему решили легко — на фюзеляжной ферме перед сидением летчика укрепили кувалду весом 5,5 кг с долгой ручкой, благодаря которой и добились нужной центровки. По оценке современников планер «Мастяжарт» отличался отличной летучестью, но переделки, любая из которых потребовала проверки и регулировки центровки в полете, не разрешили испытать его в полете с вершины горы и было нужно ограничиться пробными взлетами с маленьких возвышенностей.

Первые Всесоюзные планерные опробования большое количество дали С.В.Ильюшину как конструктору. Они разрешили не только соединить теорию проектирования с практикой, приобрести опыт исправления недочётов конструкции, но и познакомиться с изюминками конструкции вторых планеров, сделать для себя определенные выводы на будущее.

17 февраля 1924 года в ОДВФ произошло чествование участников первых Всесоюзных планерных состязаний. Под аплодисменты и звуки оркестра присутствующих летчикам-конструкторам и планеристам планеров вручались призы. Приз, портфель с инкрустациями, был вручен и С.В.Ильюшину.

Но самым полезным для него был приз на право постройки планеров (был тогда и таковой приз).

В осеннюю пору 1923 года в жизни слушателей Академии Воздушного Флота случилось знаменательное событие. В первый раз они стали заниматься в просторных, полных света помещениях исторического Петровского подъездного дворца, выстроенного в 1775-1779 годах превосходным русским зодчим М.Ф.Казаковым. Ранее данный дворец принадлежал царской семье и в нем, перед праздничным въездом в Москву, останавливались русские цари, прибывая в ветхую столицу на коронацию.

По окончании Октября данный дворец, расположенный рядом с центральным въездом на Ходынский аэропорт, был национализирован. 27 августа 1923 года в соответствии с Приказом Революционного Военного совета (Революционного военсовета) Республики его передали Академии Воздушного Флота и нарекли «Дворцом Красной авиации».

По окончании завершения планерных опробований для Ильюшина начались напряженные учебные будни в академии — лекции, лабораторные и практические занятия, исполнение учебных проектов. выходные и — Свободное время вечера дни он посвящал общественной работе в ОДВФ.

В маленькой комнатке строения на Кузнецком мосту, где тогда помещался Центральный совет ОДВФ, он принимал участие в работе технического комитета по рассмотрению проектов планеров, консультировал начинающих конструкторов, оказывая им посильную помощь. Современники, трудившиеся с Ильюшиным в то время, отмечали его скромность, доброжелательное отношение к людям, рвение выслушать и осознать собеседника, продуманность его советов при рассмотрении проектов планеров молодых конструкторов.

Среди тех, кого поддержал С.В.Ильюшин в те далекие годы, был и школьник А.С.Яковлев — будущий выдающийся коммунистический летный конструктор. В марте 1924 года Сергей Владимирович не только помог парне поступить в учебные мастерские Академии Воздушного Флота, он поддержал и его рвение самостоятельно выстроить планер, всячески помогал ему в исполнении расчётов и чертежей планера АВФ-10.

ЛТХ:

Модификация: АВФ-3
Размах крыла, м: 9,10
Протяженность, м: 5,00
Относительное удлинение: 5,00
Высота, м: 2,45
Площадь крыла, м2: 16,60
Масса, кг
-безлюдного: 32
-полетная: —
Макс. аэродинамическое уровень качества: —
Экипаж, чел: 1.

Планер авф-3 «мастяжарт».

Взлет планера АВФ-3 «Мастяжарт».

Планер АВФ-3 «Мастяжарт».

Планер АВФ-3 «Мастяжарт».

Планер АВФ-3 «Мастяжарт».

АВФ-3 «Мастяжарт». Схема.

.

.

Перечень источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Ильюшин АВФ-3 Мастяжарт».

ADVENTURES WITH MUSHROOMS! | Little Big Planet 3 Multiplayer (102)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер а-5.

    Разработчик: К.К.Арцеулов Страна: СССР Первый полет: 1923 г. Одноместный планер А-5 конструкции К.К.Арцеулова был задуман ещё в первой половине 20-ых…

  • Планер а-2.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1942 г. В 1936-1937 годах инженером О.К.Антоновым были созданы двухместные учебного планёра и…

  • Планер-орнитоптер бич-18.

    Разработчик: Черановский Страна: СССР Первый полет: 1937 г. В 1921-м, в 1934-м и 1935-м годах Б.И.Черановский проводил испытания по полётам на…

  • Планер «октябрёнок».

    Разработчик: Б.Н.Шереметев, Л.С.Кочеткова Страна: СССР Первый полет: 1933 г. Одноместный тренировочный планер конструкции Б.Н.Шереметева и Л.С.Кочетковой…

  • Десантный планер як-14.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1948 г. Первые десантные планеры показались в СССР в первой половине 30-х годов ОКБ десантной…

  • Экспериментальный планер маи-68.

    Разработчик: МАИ Страна: СССР Первый полет: 1970 г. Предстоящим развитием схемы «летающее крыло», предложенной А.И.Пьецухом, стал планер схемы…