Планер а-5.

      Комментарии к записи Планер а-5. отключены

Разработчик: К.К.Арцеулов
Страна: СССР
Первый полет: 1923 г.

Одноместный планер А-5 конструкции К.К.Арцеулова был задуман ещё в первой половине 20-ых годов двадцатого века. По схеме — моноплан на растяжках с высоким размещением крыла на фюзеляже, был расчитан на малые скорости полета (40-60 км/ч).

Главный материал — фанера: и дерево рейки. Базой силовой конструкции крыла помогали два лонжерона, усиленных «башмаками» из 1-мм листового железа в местах стыка с фюзеляжем и присоединения растяжек. Лобовая часть крыла образована 2-мм шпоном, предварительно оклеенным парусиной.

Профиль крыла — Прандтль 387.

Фюзеляж планера прямоугольного сечения. Его конструкция была образована 4-мя продольными стрингерами, соединенными поперечными и диагональными распорками, на которых для усиления наклеивались фанерные накладки. Сиденье пилота размешалось в открытой кабине на продольной раме на полу фюзеляжа.

Снизу к фюзеляжу было приклеплено шасси, складывавшееся из 4-х стоек, 2-х лыж и 2-х распорок. Колеса надевались на металлическую трубу, которая была привязана к лыжам резиновым шнуром.

Хвостовое оперение складывалось из киля, направления и рулей высоты. рули и Элероны имели аэродинамическую компенсацию. Совокупность управления выполнена по классической схеме: при помощи педалей и ручки, упрочнения от которых передавались к элеронам и рулям по тросовой проводке.

Планер был обтянут узким перкалем, прошит жёсткими нитками с обхватом элементов конструкции.

Планёр А-5 Арцеулов строил не в одиночку. Времена изменились. Любители авиации у нас насчитывались уже не единицами (которых — не забывайте? окружающие вычисляли не совсем обычными), а многими тысячами и сотнями.

В марте 1923 года было создано Общество друзей Воздушного флота — ОДВФ.

Инициатива Арцеулова, основавшего первый кружок любителей-планеристов «Парящий полет» и конечно, избранного его первым главой, была поддержана лёгкой на подъем молодёжью, энтузиастами безмоторного полёта.

«Собственный планёр Арцеулов строил сперва в самолётном ангаре, — вспоминает В.А.Эмерик. — Кое-какие заготовки делал дома, на даче № 60 — в том месте были тиски, свободный сарай и нужные инструменты. А позднее перебрался в правое крыло Петровского дворца. В том месте кроме того написано было: «Кружок «Парящий полет».

В том направлении приходили все, кто интересовался постройкой планёра: приехавший из Саратова О.К.Антонов, А.С.Яковлев, позднее В.М.Мясищев, С.В.Ильюшин. В сущности, хозяином правого крыла дворца был Научно-умелый аэропорт, со временем выросший в одну из ведущих научных организаций отечественной авиации. Он-то и оказал гостеприимство «Парящему полёту», предоставив ему один из пустовавших до того дворцовых комнат.»

Среди активных участников кружка, участников постройки планёра А-5, был Сергей Николаевич Люшин — потом узнаваемый летный конструктор, долгий соратник А.И.Микояна и М.И.Гуревича (основных конструкторов самолётов МиГ).

Кружок «Парящий полет» рос, расширялся. Планёр А-5 был выстроен. Выстроен страно скоро, в случае если отыскать в памяти полукустарные условия, в которых трудились кружковцы и более чем скромное оборудование, имевшееся в их распоряжении, — верстак с клееваркой.

Первая выводка планёра в поле оказалась неудачной — сильный порыв ветра поломал крылья. Но, рассудили будущие планеристы, нет худа без хороша — было бы значительно хуже, если бы это произошло в воздухе…

Ремонт был несложным, и вот в ясный весенний сутки 1923 года А-5 опять на аэропорте. Арцеулов садится в кабину, парни разгоняют планёр против ветра — и он летит! Действительно, летит считанные секунды, на высоте нескольких метров.

Для более долгих полётов требуется или склон, или какая-то более либо менее длительно действующая тяга.

И такая тяга нежданно находится. Авиаконструктор Александр Александрович Пороховщиков — создатель нескольких типов уникальных, в основном учебных самолётов, строившихся кроме того серийно, заметив подлеты Арцеулова, подъехал на машине и предложил свои услуги в качестве буксировщика.

На буксире дело пошло лучше — планёр с уверенностью пролетел на высоте около 10 метров через все поле аэропорта. Стало очевидным: А-5 — летает.

Под руководством спортивной секции ОДВФ скоро сформировался организационный комитет по устройству Всесоюзных планёрных опробований. Главой его, конечно, был назначен К.К.Арцеулов. Стародавняя мечта Арцеулова близилась к осуществлению. Вот-вот — и планёры залетают!

Но тут встал вопрос — где?! Само собой разумеется, не составляло особенного труда отыскать горушку, с которой возможно было бы запустить планёр, дабы он, пролетев минуту-вторую, приземлился у её подножия. Но это было бы не то… Совсем не то… В итоге, не прекрасного же слова для назвал собственный кружок Арцеулов «Парящим полётом».

А позиции эти у него к тому времени сформировались в полной мере: планёрные опробования необходимо проводить на в далеком прошлом высмотренной им горе около крымского посёлка Коктебель! И нигде больше!

«У нас, в Советском Альянсе, — сказал Константин Константинович в фильме «Дорога в тучах», — нашлось фактически совершенное место для парения на планёрах. Гора Узун-Сырт, длиной приблизительно около семи километров, обращена своим крутым склоном к югу и образует по этому склону весьма замечательные восходящие потоки, весьма постоянные, весьма ровные…»

В этих словах — вся сущность парящего полёта. Вправду, в неподвижном воздухе планёр может лишь понижаться — планировать, от чего и случилось само наименование этого летательного аппарата. Но в случае если слой воздуха, в котором находится планёр, не неподвижен, а образует восходящий поток, другими словами сам поднимается вверх, то планёр выясняется как бы в некоем воздушном лифте.

«Если бы создавали такую гору искусственно, то, возможно, сделали совершенно верно такую модель», — продолжил рассказ Арцеулов. Но нежданно стало известно, что данный щедрый презент природы его получатели сначала не весьма спешили принимать.

«У нас весьма скептически отнеслись к данной выбранной мною горе. Взор был таковой, что планёр лишь может с высокой горы спускаться вниз… И чем выше гора, тем, значит, дольше и продолжительнее полет… В то время, когда я привёз планеристов в Крым, в Коктебель, они были поражены. В том месте же низкие бугры, полностью безлесные, а они ожидали высоких гор, с которых возможно на большом растоянии улететь… В Москву полетели доклады об «огромной неточности», допущенной главой оргкомитета в выборе места опробований… Но я довольно много изучал парящий полет и исходя из этого знал, какой рельеф местности нужен для парения.»

Тут Константин Константинович употребил слово «знал». Не предполагал, не догадывался — знал!

О рекордном полёте на А-5 Олег Константинович Антонов сказал так: «В то время это было большим достижением. В то время, когда планёр поднялся в воздух и начал парить над южным склоном… люди прыгали от эйфории, танцевали, обнимались. Так громадна была радость, что планёр, простое сооружение… летает, везёт человека, поднимает на громадную высоту, управляется! Это было превосходно!»

Само собой разумеется, длительность полётов Юнгмейстера и самого Арцеулова на планёре А-5 сама по себе впечатляла. Но основное было в другом: наглядно продемонстрирована осуществимость парения по большому счету и на Узун-Сырте в частности. И не беда, что побитыми были только мировые рекорды германских годов 1920 и 1921 планеристов — до мирового рекорда, установленного в первой половине 20-ых годов XX века планеристом Хакманом (1 час 18 мин. 30 секунд), Юнгмейстер чуть-чуть не дотянул.

Участники опробований ощущали, что совсем неподалеку время, в то время, когда отечественные планеристы, на отечественных планёрах займут хорошее место в славном последовательности мировых рекордсменов.

На А-5 Л.А.Юнгмейстер и сам К.К.Арцеулов сделали 11 полётов неспециализированной длительностью практически два часа! Дабы быть в полной мере правильными — 1 час 52 60 секунд 33 секунды, в десять с лишним раза больше, чем все остальные планёры слёта, совместно забранные.

На первом слёте все созданные различными организациями призы, предназначенные лётчикам, взял Леонид Александрович Юнгмейстер. Все же высшие призы для конструкторов по праву достались Константину Константиновичу Арцеулову.

Перед нами лежит пожелтевший лист бумаги а текстом, что хочется привести практически без сокращений:

«Общество друзей Воздушного флота СССР.

Участнику 1-х Всесоюзных умело-показательных опробований безмоторных летательных аппаратов Константину Константиновичу Арцеулову.
В целях выяснения вероятных достижений в области безмоторного летания Общество друзей Воздушного флота СССР организовало… опробования безмоторных летательных аппаратов в Крыму недалеко от г. Феодосии.
Участвуя в опробованиях в качестве пилота и конструктора, Вы в сильной степени содействовали тому, что результаты опробований были такими успешными, что дали нам возможность стать в ряды соперников зарубежного планеризма…
…Из планёров, участвовавших на опробовании, Ваш планёр явился наилучшим парителем, оставив в памяти очевидцев незабываемые моменты неподвижного парения в воздухе.
Летая в общем итоге всех собственных полётов более вторых, Ваш планёр однако нашёл и громаднейшую прочность, дав предельное число поломок. На нем же был совершён и самый дальний по расстоянию полет…»

ЛТХ:

Протяженность, м: 4,5
Высота, м: 2,7
Размах крыла, м: 13
Площадь крыла, м2: 19
Удлинение: 8,9
Удельная нагрузка, кг/м2: 7
Профиль крыла: Прандтль 387
Масса, кг: 64.

Планер а-5.

К.К.Арцеулов у планера А-5. 1923 г.

Полет планера А-5. 1923 г. Коктебель.

Планер А-5 в полете. Рисунок.

Планер А-5. Схема.

.

.
Перечень источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
М.Л.Галлай. Жизнь Арцеулова.
Издание «Техника — молодёжи» № 01 за 1941 год.

Обзор ежедневника формат А5. Заказ с Aliexpress

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер авф-3 «мастяжарт».

    Разработчик: Ильюшин Страна: СССР Первый полет: 1923 г. Собственную работу над планерами С.В.Ильюшин начал с учебного планера. Согласно его точке зрения,…

  • О планерах и планеристах

    Люди в далеком прошлом увидели, что птицы при полете не всегда машут крыльями, существует и второй вид полета — парение. Птицы медлено скользят на…

  • Планер г-2.

    Разработчик: Грибовский Страна: СССР Первый полет: 1927 г. Задавшись целью самостоятельно выстроить планер, зимний период 1924-1925 годов В.К.Грибовский…

  • Планер бич-1.

    Разработчик: Б.И.Черановский Страна: СССР Первый полет: 1923 г. В первой половине 20-ых годов двадцатого века Б.И.Черановский внес предложение проект…

  • Планер ск-9.

    Разработчик: С.П.Королев Страна: СССР Первый полет: 1935 г. Назначение: двухместный планер для дальних полётов и буксировочных перелётов на дальность на…

  • Планер ш-17.

    Разработчик: Шереметев Страна: СССР Первый полет: 1950 г. Б.Н.Шереметев — ветшайший работник авиации, конструктор экспериментальных самолетов и…