Опытная огнеметная танкетка бхм-4 (хт-37). ссср

      Комментарии к записи Опытная огнеметная танкетка бхм-4 (хт-37). ссср отключены

Опытная огнеметная танкетка бхм-4 (хт-37). ссср

Датой начала работ по разработке боевых химических автомобилей традиционно считается 28 августа 1931 г., в то время, когда показался приказ главы оружий РККА «О совокупности химического оружия».

Армейские химики к вопросу составления собственной совокупности химического оружия (СХВ) подошли со всей тщательностью, исходя из этого ее главные положения фактически не изменялись в течение приблизительно полутора десятков лет, уточнялась только номенклатура принятых на вооружение средств. Для оснащения РККА предусматривалась создание боевых химических автомобилей (БХМ) на базе находящихся на вооружении танков, машин либо тракторов.

Но эксперты не считали отдельные положения совокупности конкретно приемлемыми и подвергали их обоснованной критике. Отмечалось, что сочетание в БХМ особенностей базисной и особой автомобилей нереально: реализация своеобразных требований к химической машине имела возможность привести к потере главных качеств самого танка. Иначе, исходная конструкция имела возможность задать неприемлемые ограничения при разработке на ее базе особой химической автомобили.

По данной причине в Управлении армейских изобретений (УВИ) РККА организовали проектные работы по созданию легкой гусеничной БХМ на уникальной базе. Одноместная машина разработки Конструкторского бюро УВИ РККА т. Бродского была названа БХМ-8.

В БХМ-8 из серийных агрегатов предполагалось применять лишь силовую установку — двигатель «Форд АА», Для обеспечения подвижности масса автомобили ограничивалась в пределах 3000—3200 кг. Для БХМ-8 спроектировали уникальный гусеничный движитель с резинометаллической гусеницей, и предусмотрели возможность перемещения по железной дороге со скоростью до 60 км/ч. Размещение отделений управления, силового и боевого отделений было последовательным.

По проекту, боевые химические вещества размещались в поделённой на отсеки цистерне, допускающей при необходимости заправку через отдельные горловины. Подразумевался вариант управления БХМ-8 по радио.

Однако, в этом проекте не удалось реализовать комплекс требований, предъявляемых к боевой химической машине. Масса особого вещества была ограничена 650 кг. Из-за массогабаритных ограничений в БХМ-8 было нужно отказаться от бронирования, что обесценивало ее боевые возможности.

В сентябре 1933 г. в заключении 3-го управления УММ РККА отмечалось:

«Таких же результатов, вернее, лучших в смысле применения веса, возможно было бы добиться и на шасси танка Т-37, сняв с него оружие, боевой набор, башню, часть запаса горючего и одного человека экипажа».

Так, было обнаружено, что при заданных условиях взять особую боевую химическую машину с нужными параметрами нереально, Предстоящие работы по БХМ-8 были приостановлены, а проектирование легких боевых химических гусеничных автомобилей велось уже на базе серийных конструкций.

В соответствии с СХВ РККА, утвержденной наркомом обороны в апреле 1935 г., следовало внедрить в производство и принять на вооружение химические танки ХТ-26, ХБТ, аэрохимсани, боевую химическую ЖД цистерну, химические танкетки и ряд других объектов.

Химическим танкеткам присвоили военное наименование БХМ-4 — «Боевая химическая машина четвертого типа». Они вспоминали как средство огнеметания и дымопуска в зоне действий разведывательных частей. Базой для БХМ-4 послужили танкетка Т-27 и плавающий танк Т-37.

Габариты химического разведывательного варианта Т-27 должны были соответствовать базисной машине. Оружие данной автомобили составляли один огнемет с

«силою струи в 30-35 м»

и прибор дымопуска, снабжающий постановку завесы глубиной 500 м.

Проект БХМ-4 на базе плавающего танка Т-37 был создан ОКБ склада №136 еще в 1934 г., а опытный образец изготовлен на заводе «Компрессор» в 1935 г. На Т-37 сняли дублирующий пост управления машиной у начальника и разместили особое оборудование КС-35, отличавшееся от оборудования, примененного на Т-27, переходом к твёрдым шарнирным сочленениям вместо эластичных шлангов и поменянной рукояткой наведения брандспойта, За сиденьем начальника у правой стены корпуса был резервуар на 42 л для огнес-меси, которой хватало на 17 выстрелов. Брандспойт огнеметной установки размешался на верхнем наклонном броневом странице корпуса.

Углы наведения брандспойта по вертикали составляли от -5º до +15º. Угол горизонтальной наводки был равен 180º. Дальность огнеметания — около 25 м.

По окончании предварительных опробований, в IV квартале 1935 г. была изготовлена партия БХМ-4 на базе плавающего танка Т-37. В отчетных документах эти боевые химические автомобили учитывались под наименованиями ХТ-37 (химический танк), ОТ-37 (огнеметный танк) либо БХМ-4. В последнем случае статистику для БХМ-4 на базе Т-37 и Т-27 могли быть неспециализированными.

Для совершенствования опыта и накопления использования применения и техники эксплуатации боевые химические автомобили систематично принимали участие в учения и опробованиях — как комплексных, так и особых. Так, в 1936 г. лабораторией №4 Центрального военного химического полигона (ЦВХП) были совершены комплексные опробования боевых химических автомобилей ХБТ-1 и ХТ-37.

Главной целью наряду с этим являлось определение боевых и характеристик, норм эксплуатации химической аппаратуры и изучение влияния работы химической аппаратуры на эксплуатацию двигателя и шасси. Опробования продемонстрировали пригодность ХБТ-1 и ХТ-37 для огнеметания и дымопуска, позволили установить нормы времени на подготовку к работе химической аппаратуры, дегазации и порядок работы по окончании исполнения работы, и разрешили взять бесценный опыт, понадобившийся при совершенствовании конструкций элементов боевых химических автомобилей.

Выявились и недочёты. В частности, применительно к ХТ-37 отмечалось неудовлетворительное уровень качества особой химической аппаратуры. Так, относительно конструкции лотка для отвода и сбора наружу огнесмеси говорилось, что

«пламя входит вовнутрь автомобили на начальника автомобили».

Одновременно с этим,

«обе автомобили были приняты на вооружение, приняты представителем ХИМУ на заводе и прошли предварительные опробования в полевом отделе НИХИ. Это требует выработки более твёрдых тактико-технических требований и тщательной, строгой проверки их исполнения».

Испытатели отметили как значительный недочет отсутствие прицельных приспособлений и приспособлений для сдувания остатков огнесмеси у края брандспойта в конце каждого выстрела. Высказывались и замечания организационного характера:

«Совсем недостаточен изготовления и темп конструирования опытных образцов хим. танков. Из 8-ми новых автомобилей, подлежащих опробованиям на ЦВХП по замыслу 1936 г., прибыли лишь 3, остальные на фабриках. Подобная практика ведет к тому, что ко времени окончания всех работ по отработке хим. аппаратуры, а время от времени и раньше, заканчивается изготовление того типа танка, на котором проектировалось и изготовлялось хим. оружие.

К примеру, уже прекращено изготовление БТ-5, на котором конструировали ХБТ-1, и заканчивается изготовление Т-37 в таком виде, в каком на него поставили хим. аппаратуру».

В связи с имевшимися прекращением и недостатками производства базисной автомобили выпуск химических танков ХТ-37 ограничился маленькой партией. В будущем опыт проектирования, эксплуатации и испытаний первых боевых химических автомобилей был использован при создании более идеальных конструкций.

Статья подготовлена по данным РГВА.

источник: А. Кириндас, М. Павлов Мелок клоп да могуч Техника и оружие №8-2013

Плавающий танк ПТ 76

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: