Оторванные носы тассафаронги

      Комментарии к записи Оторванные носы тассафаронги отключены

Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Ровно 74 года назад, в ночь с 30 ноября на 1 декабря 1942 года случилось морское сражение американцев с японцами у мыса Тассафаронга, в котором японцы показали необычную меткость торпедной стрельбы вслепую, а янки – не меньше необычную живучесть собственных кораблей ВМФ.

Восемь эсминцев под руководством адмирала Райдзо Танаки пробовали в темноте прорваться к острову Гуадалканал, дабы доставить боеприпасы и продовольствие блокированному в том месте японскому гарнизону. Но американцы перехватили и расшифровали радиограмму с сообщением о выходе группы Танаки, к тому же у них уже были радары, разрешавшие им заблаговременно обнаруживать соперника. На подходе к Гуадалканалу японцев поджидала эскадра адмирала Карлтона Райта в составе четырех тяжелых крейсеров, одного легкого крейсера и шести эсминцев.

Приблизительно в 23.00 30 ноября американцы установили радиолокационный контакт с японской флотилией. Через пара мин. Райт послал собственные эсминцы в наступление, которая была бесплодной. Все 20 выпущенных торпед прошли мимо. Опорожнив торпедные аппараты, эсминцы ушли с линии огня, дабы не мешать стрельбе крейсеров.

В 23.21 крейсер Миннеаполис дал первый залп, а за ним открыли огонь остальные. Скоро американцам удалось накрыть эсминец Таканами, на котором начался пожар. Ориентируясь на свет пламени, вся крейсерская эскадра сосредоточила стрельбу на поврежденном эсминце.

Другие миноносцы Танаки ответили массированным торпедным залпом, выпустив в направлении соперника в общем счете 40 торпед. Вражеские суда они не видели, наводить торпедные аппараты было нужно по вспышкам выстрелов, наряду с этим пуски производились с большой дистанции – порядка пяти километров. Однако, четыре торпеды нашли собственные цели.

Одна из них попала в носовую часть Миннеаполиса, вывзвав взрыв пребывавших в том месте цистерн с авиабензином для катапультных самолетов-разведчиков. В следствии шнобель корабля отломился и ушел под воду. Вторая угодила в район котельного отделения, которое выяснилось затопленным, а корабль лишился хода.

Еще одна торпеда попала в крейсер Нью Орлеан, спровоцировав детонацию артиллерийских погребов первой трехорудийной башни главного калибра. Замечательный взрыв убил 183 моряков и оторвал всю переднюю часть корабля вместе с башней, но влагонепроницаемые переборки выдержали напор крейсер и воды остался на плаву. Крейсер Пенсакола торпеда ударила в корму, оторвав один из гребных валов, заклинив руль и приведя к пожару цистерн с мазутом.

Обездвиженный крейсер ярко запылал, освещая акваторию сражения.

Именно поэтому торпедистам с эсминца Кавакадзэ удалось как направляться прицелиться и всадить еще две сигары в борт крейсера Нортхэмптон. Ему было нужно хуже всего: торпеды с промежутком в 4 секунды попали практически в одну точку, образовав огромную пробоину размером 96 квадратных метров. При таковой площади поражения переборки уже не выручали, вдобавок на корабле вспыхнул пожар. Крейсер начал крениться, поступление воды остановить не удалось и крен непрерывно возрастал.

Через два с половиной часа Нортхэмптон лег на борт и затонул. Действительно, с него успели снять экипаж, за исключением 50 человек, погибших при взрыве.

Так, американцы утратили один крейсер и еще три получили тяжелые повреждения, лишь легкий крейсер Гонолулу к концу боя остался невредимым. Японцы лишились расстрелянного корабельной артиллерией эсминца Таканами. Из 244 участников его команды 185 (по другим сведеньям – 197) человек погибли и 26 попали в плен.

Американцев погибло 395 человек, практически половину из них составляли жертвы взрыва боезапаса на Нью Орлеане.

Не обращая внимания на такие итоги, адмирал Райт рассказал о победе, заявив без фальшивой скромности, что его юноши утопили четыре японских эсминца и повредили еще два. За эту победу он был награжден Военно-морским крестом – высшей призом флота США. Но, определенный резон в его словах был, поскольку американцам все же удалось не пропустить флотилию Танаки к Гуадалканалу и сорвать доставку грузов на остров.

Но уже через два дня к Гуадалканалу свободно подошел новый конвой, доставивший 1500 контейнеров с продовольствием.

Пожар на Пенсаколе удалось потушить только через 12 часов, в то время, когда ее задняя часть всецело выгорела, а кормовая орудийная башня взлетела на воздушное пространство от взрыва боекомплекта. В итоге все три поврежденных крейсера, а также два – с оторванными носами, смогли добраться до надёжной бухты на острове Тулаги. В том месте им сделали временный ремонт, закрыв пробоины стенками из бревен.

С этими заплатами суда кое-как дошли до Перл-Харбора и поднялись в доки, а приблизительно через полгода они снова вступили в строй.

Оторванные носы тассафаронги

Схема повреждений крейсера Миннеаполис. Тёмной штриховкой выделены территории целых разрушений, а желтым цветом — затопленные отсеки

Погибший у Тассафаронги тяжелый крейсер Нортхэмптон

Наганами – флагманский эсминец адмирала Танаки

Нью Орлеан по окончании боя у Тассафаронги

Носовая часть Миннеаполиса по окончании временного ремонта на Тулаги

Торпедная пробоина в борту Миннеаполиса

Пенсакола (в центре) и Нью Орлеан (справа) по окончании капремонта в Перл-Харборе. Октябрь 1943 года

источник: http://vikond65.livejournal.com/567348.html

Разведопрос: Вячеслав, сапёр ОМОНа

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: