Безальтернативная альтернатива. амфибийные танкетки ркка, «варан» и его друзья…

      Комментарии к записи Безальтернативная альтернатива. амфибийные танкетки ркка, «варан» и его друзья… отключены

В 30-е годы в Красную армию большое количество экспериментировали с амфибийными танкетками. И в случае если Т-37 был не совсем успешен, то Т-38 и особенно Т-40 были в полной мере успешными примерами.

В собственной альтернативе я опираюсь на то, что Харьковский тракторный завод как-то не весьма был задействован в производстве БТТ. Этот недочёт необходимо устранить.

Безальтернативная альтернатива. амфибийные танкетки ркка, «варан» и его друзья…

РАБОТЫ ШИТИКОВА

В истории проектирования плавающих танков хочется раздельно выделить работы П. Шитикова, инженера конструкторского бюро завода № 37. Пожалуй, это единственный из конструкторов завода, что самостоятельно создал пара разных проектов (большей частью не совсем успешных), часть из которых была кроме того реализована в металле.

Летом 1934 года, в то время, когда в КБ-Т полным ходом велись работы по танку Т-43-2, Шитиков создал проект танкетки и своего танка, оба колесно-гусеничные и плавающие (15). Сперва он постарался «продвинуть» собственные конструкции в КБ завода № 37, но получил отказ. Тогда он написал письмо в вышестоящие инстанции — наркому обороны К. Ворошилову:

По сути дела то явление, что пара экспертов, не смотря на то, что и весьма глубокоуважаемых и авторитетных, фактически осуществляют контроль все новые технические идеи в области отечественной танковой техники, ни за что нельзя считать обычным. От таковой постановки дела отечественное оружие довольно много теряет, поскольку нет никакого элемента соревнования.

Я имею все основания считать, что проект, над которым я трудился, имеет большое превосходство, другими словами больше качественных показателей, чем официальные проекты. Он легче по массе, скорость перемещения выше, лобовые страницы корпуса расположены под наклоном, отсутствие алюминиевого литья (16).

Дополнительный «вес» посланию придавала и подпись — «П. Шитиков, партийный стаж с 1906 года по прошедшей партработе в Баку, член Общества ветхих коммунистов».

Нарком обороны не имел возможности проигнорировать такое послание — с хорошей резолюцией Ворошилов направил его главе УММ РККА И. Халепскому, а тот, со своей стороны. поручил разглядеть проект главе научного комитета УММ РККА Лебедеву.

Намерено созданная рабочая группа разглядела проект Шитикова в ноябре 1934 года. В стенограмме совещания говорилось следующее:

Шитиков, инженер завода №37. В быстроходных автомобилях ведущее колесо гусеничного хода есть вредным, и в собственном проекте я от него отказался. Ведущим колесом гусеничного хода есть то же, что и на колесном ходу, причем гусеничная цепь охватывает его лишь на половину окружности. Этого достаточно, поскольку обычное сцепление достигается как за счет трения, так и зацеплением имеющихся на ободе колеса выступов за клыки гусеницы.

Такое ответ существенно упрощает конструкцию.

Корпус целый выполнен из страниц, расположенных наклонно, что снабжает хорошую пулестойкость.

Павловский, глава 3-го управления УММ РККА. Хочется отметить простоту конструкции, в особенности подвески. Корпус будет тяжёлым и дорогим, но при исправлении отдельных мест конструкции машина ходить будет» (17).

Находившиеся представители Спецмаштреста, имени №37 и заводов Кирова — Астров, Козырев, Симский, Маркин и Брусенцов — наоборот, отмечали неработоспособность автомобили на гусеничном ходу, необходимость и отсутствие новизны значительной переработки проекта. Но проект уже взял одобрение вышестоящих инстанций и, в следствии дискуссии, рабочая группа постановила:

»Проект тов. Шитикова подлежит переработке, заводу №37 оказать ему в этом соответствующую помощь».

Заручившись помощью «наверху», Шитиков в начале 1935 года предлагает собственный вариант модернизации танка Т-37А (на заводе № 37 сейчас уже шло проектирование нового узка Т-38). Проект был одобрен, и весной 1935 года был изготовлен опытный образец. В документах Автобронетанкового № 37 управления и завода РККА эта машина именовалась Т-37Б (либо Т-376), но в литературе значительно чаще его именуют танк Шитикова.

В том же 1935 году на базе танка Т-37Б Шитиков создал легкий неплавающий бронированный артиллерийский тягач, изготовленный в металле и прошедший опробования. В будущем опыт работ по данной машине был использован при проектировании бронированного тягача Т-20 «Комсомолец».

Но Т-37Б не взял одобрения армейских, каковые отдали предпочтение танку Т-38. В будущем Шитиков большое количество трудился над проектом колесно-гусеничного танка без звездочки гусеничного хода, вариантами модернизации Т-37А и бронированным тягачом «Комсомолец». К примеру, в протоколе № 6 заседания при директоре завода № 37, проходившем 29 января 1938 года, среди других пунктов повестки дня значится:

Слушали о работах Шитикова. 1. Модернизация Т-18. 2. Модернизация Т-37А, чертежи неспециализированных видов и макет в 1 /5 новой автомобили тов.

Шитикова — гусеничный плавающий разведывательный танк.

По представленному тов. Шитиковым проекту. Эта тема должна быть рассмотрена очень в виду ее важности.

Принципиальная оценка предъявленного макета и проекта тов. Павловым (сейчас глава АБТУ РККА. — Прим. автора) дается в полной мере хорошая» (20).

Помимо этого, Шитиков принимал участие в работах по модернизации Т-38 и проектировании автомобили 010 — прототипа танка Т-40.

ТАНКИ Т-38

Эксплуатация плавающих танков в армиях распознала у них много недоработок и недостатков. Стало известно, что у Т-37А ненадежна ходовая часть и трансмиссия, довольно часто спадают гусеницы, мелок запас хода, недостаточен запас плавучести. Исходя из этого КБ-Т завода № 37 взяло задание на проектирование нового танка-амфибии на базе Т-37А.

Работы начались в конце 1934 года иод управлением нового главного конструктора завода П. Астрова.

При создании военной машины, взявшей заводской индекс 09А, предполагалось устранить распознанные недочёты Т-37А, в основном повысить надежность работы агрегатов нового плавающего танка.

В июне 1935 года опытный образец танка, взявшего армейский индекс Т-38, вышел на опробования. При проектировании нового танка конструкторы по возможности попытались применять элементы Т-37А, к этому времени прекрасно освоенного в производстве. Компоновка Т-38 была подобна танку Т-37А, действительно, механик-водитель был размещен справа, а башня слева.

В распоряжении механика-водителя имелись смотровые щели в правом и лобовом щитке борту корпуса.

Т-38, если сравнивать с Т-37А, имел более широкий корпус без дополнительных надгусеничных поплавков. Оружие Т-38 осталось прошлым — 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом странице башни. Конструкция последней, за исключением небольших трансформаций, была полностью заимствована у танка Т-37А.

В один момент с работами по машине Т-38М на заводе №37 велись работы по усилению бронирования и вооружения танков Т-38. Так. в сентябре 1938 года приступили к проектированию установки на Т-38 новой башни со спаренной установкой пулеметов ДТ и 12,7-мм ДК. Эти работы, каковые велись под управлением инженера Шитикова, были закончены к весне 1939 года.

Предполагалось установить на Т-38 новую коническую башню, во многом похожую на ту, что устанавливалась на Т-37Б (танк Шитикова).

11 марта 1935 года:

«Самоходная установка предназначается для противодействия танкам и бронеавтомобилями. Проект СУ создать в эскизном проекте в двух вариантах:

а) Под установку 45-мм пушки применять всецело шасси Т-37 с нужными мнимальными переделками.

б) Под установку 45-мм пушки спроектировать особое шасси на базе Т-37 с большим применением его главных узлов.

Вес установки в боевом положении не должен быть больше 3000 кг. Тактико-технические особенности СУ должны быть не ниже, чем у Т-37, за исключением плавучести.

Для самоходной установки применять 45-мм противотанковое орудие с верхним станком, механизмами и прицелом наведения. Высота линии огня должна быть не выше 1200 мм, углы обстрела: по вертикали -8/ +25 градусов, по горизонтали — 30 градусов и каждую сторону.

Самоходная установка должна иметь щит, не мешающий создавать прямую наводку и закрывать орудийный расчет спереди от пуль. С бортов расчет должен быть прикрыт до пояса 5-мм броней. В походном положении расчет должен быть прикрыт всецело. за исключением крыши.

Самоходная установка обязана допускать стрельбу как с места, так и с хода под всеми углами.

В отечественной литературе довольно часто видится упоминание о двух самоходно-артиллсрийских установках, спроектированных на шасси плавающих танков — СУ-37 и СУ-45. Но, как направляться из архивных материалов, речь заходит об одной машине. Легко первоначально предполагалось спроектировать САУ на шасси Т-37А и в документах она проходила как СУ Т-37, по всей видимости из этого и индекс СУ-37.

А опытный образец автомобили был выстроен на шасси танка Т-38 и взял обозначение СУ-45.

Но работы по самоходной установке (в документах завода № 37 она время от времени именовалась как СУ-45′) затянулись из-за доводки и проектирования нового плавающего танка Т-38. предназначенного на замену Т-37А. Только в осеннюю пору 1935 года проект самоходной установки готовься , и 10 ноября его разглядели на совещании особой рабочей группе АБТУ РККА. От завода № 37 находились основной конструктор Астров и старший конструктор СУ-45 Архаров.

Представленный проект пара отличался от утвержденных тактико-технических требований. В первую очередь, в качестве базы конструкторы применяли танк Т-38, к производству которого подготавливался завод №37. В СУ-45 употреблялись главные агрегаты нового танка — двигатель, бортовые фрикционы, приводы управления, ходовая часть и другое.

В качестве оружия употреблялась безо всяких трансформаций 45-мм противотанковая пушка обр. 1932 года с ее верхним станком, механизмом наводки и прицельными приспособлениями. Орудие было установлено в передней части автомобили, высота линии огня составляла 1050 мм.

Двигатель был установлен поперек корпуса автомобили. боекомплект к пушке на протяжении бортов корпуса и около пушки (всего 51 боеприпас).

Неприятности Т-38 и Т-40, по большей части, заключались в слабости ходовой и проблемах двигателя. Первую мы решаем введением новой, двухкатковой, тележки, которая обьединяет как бы две. Внутренняя пара катков имеет подвеску по типу Т-38, а сама тележка ещё рессорную подвеску по типу «Комсомольца». Так достигается громадная ёмкость подвески, а за счет рессорной снимается неприятность отсутствия подходящих гидравлических амортизаторов для уменьшения колебаний (это было характерно для Т-40, для уменьшения колебаний в том месте использовались кроме того торсионы разного сечения)

Двигатель же мы берём мало форсированный дизель от «Кабарги». Оружие сходу на уровне Т-40с.

Кабарга – это тут: http://alternathistory.com/kabarga-pomoshchnitsa-kozla-i-vsya-kabarzhinaya-rat

А это работа сотрудника Тангстена:

Все работы были приурочены к созданию ВДК, которым была нужна личная военная техника. Работы осуществлялись под управлением таланливого самоучки Шитикова. Конструкцию танкодесантного планера поручили сделать Антонову.

На протяжении опробований на реке Северский Донец под Харьковом один из участников приёмной рабочей группы, по всей видимости продолжительно проходивший службу в Средней Азии, глядя на резво прыгнувшую в воду танкетку, сообщил: «Эк, твою, прям как варан в арык». Так это прозвище и приросло к машине, кроме официального Т-39. Всего было создано 4 варианта: фактически танкетка, САУ 57 мм и 76 мм (с полковушкой) и ЗПУ со спаркой ДШК.

В последовательности однокашников:

То же на радикале: http://s017.radikal.ru/i426/1305/a9/bc18f860fb11.png

Коллеги, прошу меня простить – пост пишется на протяжении тяжёлого алкогольного запоя, на фоне домашних аврала и неурядиц на работе. Дальше откладывать не могу – ещё недоделанный материал имеется, потому я так скромненько по текстовой части На все пожелания и вопросы, конечно, отвечу в комментариях.

ПТ-76Б ГОВНО — ПЛАВАЕТ! War Thunder

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: