Механическая тяга. часть 11. полумеры

      Комментарии к записи Механическая тяга. часть 11. полумеры отключены

К началу 1930-х гг. четко обозначилась потребность РККА в быстроходном бронированном тягаче. Одним из вероятных ответов виделось создание в качестве паллиативной меры тягача на базе легкой бронированной автомобили – танка либо танкетки. В числе вероятных претендентов рассматривалась танкетка Т-27, принятая на вооружение в феврале 1931 г.

Проектирование новой автомобили велось в рамках научной темы, незамысловато названной «Тягач». К осени 1933 г. опытный образец готовься для национальных опробований. В конструкцию танкетки Т-27 были внесены следующие трансформации:

«1. Верхние колпаки (входные люки) сняты, вместо них верхняя часть корпуса поднята с таким расчетом, дабы при занятии собственного места водителем, голова его закрыта вертикальными стенками корпуса тягача. Верхняя часть корпуса покинута совсем открытой, для наблюдения вперед в переднем вертикальном странице брони прорезаны смотровые щели.
2. На месте бензинового бака установлен дополнительный бачок для совокупности охлаждения.
3. коробки для снарядов (расположенные по сторонам) использованы для размещения в них баков для бензина неспециализированной емкостью в 100 л.
4. К задней стенке корпуса приклепаны две серьги для шарнирного соединения (при помощи пальцев) прицепного прибора».

Неспециализированная масса тягача на базе Т-27 с заправкой бензина и без водителя составляла 2000 кг. Ширина равнялась 1800 мм, а высота – 1420 мм. С каждой стороны автомобили было установлено по бензобаку на 100 л. Емкость совокупности охлаждения была доведена до 34 л за счет установки дополнительного бачка над двигателем.

Механическая тяга. часть 11. полумеры

Национальные опробования тягача прошли на НИАБТ полигоне УММ РККА в пара этапов – с осени 1933 г. по осень 1934 г. Целью опробований являлась оценка танкетки Т-27 с позиций ее применения без значительных переделок в качестве тягача, и подбор прицепных нагрузок, самые соответствующих тяговым упрочнениям тягачей (обычные и большие нагрузки). Предстояло выяснить износ наименее надежных подробностей (катков, рессор, сцепного прибора и главного фрикциона), тяговые характеристики при различных скоростях на самые характерных грунтах, оценить манёвренность и удобство управления, зафиксировать большую и среднюю скорости перемещения, предельные преодолеваемые расход и подъёмы горючего.

Начальная программа опробований предполагала пробеги протяженностью 150 км по разным типам грунтов с прицепами массой 1,2 т и 3 т. Опробования пара раз прерывались авариями и следовавшими за ними ремонтами, каковые наглядно демонстрировали неспециализированную малую надёжность и низкую прочность танкетки Т-27. Но уж весьма громадно было желание армейских взять легкий бронированный тягач!

Опробования тягача Т-27 начались пробегом по распутью со множеством выбоин и ухабов. В качестве прицепа употреблялась гусеничная прицепка «Карден-Ллойд» с грузом 1 т. Через 5 км пробега случилась авария: двигатель автомобили трудился, но вращение на ведущие колеса не передавалось.

По окончании разборки дифференциала стало известно, что он испортился: зубья шестерен полуосей были сорваны, шестерни сателлитов уничтожены на небольшие части, коробка сателлитов с внутренней стороны по окружности взяла последовательность глубоких задиров и забоин, на поверхности осей сателлитов крестовины дифференциальной коробки появились задиры, а на коронной шестерне срезались четыре шпильки. Обстоятельством поломки сочли то, что нагрузка в 1 т на гусеничном ходу при перемещении в осеннее время по грязи (особенно по ухабам) явилась выше предельной для тягача Т-27, что и привело к поломке дифференциала. По окончании замены дифференциала в январе 1934 г. машина снова прошла опробования пробегом на шоссе и проселке – кроме этого с груженой прицепкой «Карден-Ллойд» неспециализированной массой 1,2 т.

По шоссе, на ровном месте, тягач Т-27 с нагрузкой двигался с периодическими пробуксовками, что время от времени вынуждало отцеплять прицепку, поменять направление перемещения, а после этого присоединять прицепку к машине. На подъем в 4–5° длиной 300 м тягач двигался иногда, буксуя на месте и меняя направление перемещения (два раза отцеплялась прицепка). На ровном участке проселка, покрытом снегом, тягач Т-27 с прицепкой останавливался через каждые 5—10 мин.

В отдельных случаях сдвинуть с места прицепку с грузом не получалось.

В общем итоге тягач прошел по шоссе 14 км. Из неспециализированного времени 5 ч 5 мин на остановки ушло 1 ч 34 мин, на буксование – 1 ч 46 мин. Средняя техническая скорость с нагрузкой в 1,2 т на крюке составляла 8 км/ч.

На протяжении пробега гусеницы тягача Т-27 два раза забивались снегом и между гусеницей и ленивцем образовывался слой льда, что приводило к ударам ведомых колес о гусеницы.

На протяжении зимнего пробега отказал основной фрикцион. По окончании разборки сцепления было обнаружено, что лопнул в двух местах (по диаметру) ведомый диск и оторвалась втулка от другой части диска (по окружности), и отломились ушки крепления картера маховика.

1 октября 1934 г. снова состоялся пробег тягача Т-27 с нагрузкой на крюке 1,3 т. На 2 км пробега по распутью сцепление в очередной раз подвело. В следствии, из-за дифференциала и главного частых поломок фрикциона было решено опробования танкетки Т-27 в качестве тягача прекратить.

По результатам опробований было составлено заключение:

«1. Оценка конструкции: Трансмиссия тягача Т-27 запланирована на автомобиль, что трудится в удовлетворительных дорожных условиях и с меньшими нагрузками.

Полное передаточное число на 1-й передаче у тягача – 42,2. В тракторах и современных тягачах самые ходовые передаточные числа на первой передаче – 60-70. В случае если же кое-какие из тягачей имеют полное передаточное отношение около 40, то конечно рассчитываются дифференциал и сцепление на нехорошие дорожные условия. При трогании с места, при передвижении тягача по неровной (ухабистой) местности, получались динамические нагрузки, что и приводило к авариям дифференциала и ГФ.

Поломки ушек крепления картера маховика вызываются теми же динамическими нагрузками, передаваемыми через ГФ. дифференциал и Сцепление на такие нагрузки не вычислены; чему дали подтверждение поломки в ходе опробований.

2. Проходимость: Тягач Т-27 владеет малой проходимостью. Тягач может двигаться с нагрузкой лишь по сухому и жёсткому грунтам и без ухабов. Зимой по шоссе тягач Т-27 может двигаться с нагрузкой в 1 т с громадными трудностями, затрачивая большое количество времени на буксование».

На основании заключения о итогах опробований глава НИАБТ полигона Штагин, глава испытательного отдела полигона Коробков и глава 1-й станции полигона Сивков заключили , что танкетка Т-27 в существующем виде негодна для эксплуатации в Красную армию в качестве тягача, а ее применение для буксировки разных грузов потребовало усиления трансмиссии, дифференциала и главного фрикциона.

Столь категоричное суждение сотрудников полигона, разумеется, имело под собой основание, но вместе с явными недочётами (неудовлетворительные тяговые и динамические показатели, малая надежность) у Т-27 имелось и преимущество – броневая защита, что разрешало применять ее в условиях ружейно-пулеметного обстрела (т.е. на переднем крае) в качестве тягача армейских грузов массой не более 1,2 т (оптимально – до 1 т) на грунтовых дорогах и лёгком бездорожье. Это выяснило одну из областей применения этих танкеток: к зиме 1935—1936 гг. Т-27 были введены в штаты стрелковых батальонной артиллерии и полков в качестве тягачей 45-мм пушек и 82-мм минометов.

О ходе эксплуатации тягачей Т-27 глава артиллерии РККА командир дивизии Роговский в марте 1936 г. письмом №376166с сказал помощнику главе ГШ РККА Левичеву, отметив, что пригодность танкетки в качестве тягача требует тщательной умелой проверки, поскольку вероятен перегрев двигателя. Очень Роговский посетовал на то, что

«…новый штат, предусматривая в качестве тягача матчасти танкетку, совсем не предусматривает средства для передвижения личного состава. Для перевозки же снарядов нет прицепных повозок к танкетке Т-27».

По результатам эксплуатации употреблявшиеся в качестве тягачей танкетки были доработаны для перевозки расчета. На патронных коробках автомобили были сделаны особые спинки-поручни и устроены подножки.

Не обращая внимания на отмеченные недочёты, танкетки Т-27 служили в качестве тягачей на учениях, в частности МВО в 1936 г. В том же году в Столичной Пролетарской стрелковой дивизии прошли войсковые опробования прототипа особого быстроходного артиллерийского трактора «Пионер», наглядно продемонстрировавшие преимущества особой техники, пускай и еще не хватает идеальной.

Танкетки Т-27, употреблявшиеся в качестве тягачей, не были массовыми, но и они сыграли хорошую роль в механизации артиллерии. Так, эти автомобили служили в качестве тягачей противотанковых орудий во время боев с белофиннами.

На протяжении Зимней войны соперник, не оказывая упорного сопротивления на некоторых участках, создавал на вероятных направлениях и путях движения действий совокупность прикрытых небольшими пехотными группами неестественных препятствий, каковые в сочетании с естественными препятствиями воображали достаточно замечательную полосу заграждений. К примеру, 68-й стрелковый полк 70-й стрелковой дивизии на расстоянии всего 11 км от границы преодолел десять завалов, три рва, три эскарпа и три минных поля. Разграждение дорог перемещения осуществлялось головным отрядом в составе одной танковой роты (начальник – лейтенант Рыбаков), стрелкового батальона (начальник – капитан Макаров), двух приданных противотанковых орудий на механической тяге Т-27 и взвода саперов.

От отряда в разведку высылались саперы, за разведкой следовала танковая рота со стрелками на танках, а после этого шли орудия на мехтяге. Разведывались минные поля, другие препятствия и завалы, готовились проходы для танков. В случае если соперник не допускал пехоту к препятствиям, доходили танки и уничтожали найденные огневые точки.

Причем часть танков приближалась конкретно к заграждениям, а часть размешалась на некоем удалении вместе с ПТО, готовыми с места прикрыть огнем работы по разграждению и преодолению препятствий. Действуя так, головной отряд преодолел расстояние в 132 км (по спидометру), утратив один танк. На вторых участках, где танки действовали впереди своей пехоты без общевойсковой и инженерной разведки, они несли «ничем не оправдываемые» утраты.

Танкетки Т-27 использовались как тягачи противотанковых пушек и на самом тяжёлом начальном этапе ВОВ, например, во время боев под Москвой.

При подготовке статьи использованы иллюстративны и документальные материалы РГВА и частных коллекций.

источник: Александр Кириндас, Михаил Павлов «МЕХАНИЧЕСКАЯ ТЯГА. ПОЛУМЕРЫ» // «Техника и оружие» 02/2012, с. 18–20

К полумерам не привык ….avi

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: