Механическая тяга. часть 3. уходили комсомольцы… часть 1

      Комментарии к записи Механическая тяга. часть 3. уходили комсомольцы… часть 1 отключены

Совершенствование артиллерийских совокупностей потребовало соответствующего развития средств механической тяги, в частности – особых гусеничных тягачей, потому, что народнохозяйственные тракторы не полностью отвечали предъявляемым к ним требованиям. В частности, для механической тяги полковой артиллерии был нужен массовый легкий быстроходный малогабаритный гусеничный тягач. Требованиям удобства эксплуатации и массового производства имел возможность соответствовать трактор, максимально унифицированный с лёгкими танками и автомобилями, выпускающимися с применением автомобильных агрегатов.
«Пионер» всем пример

Первая машина для того чтобы типа – трактор «Пионер» – была создана в 1935 г. в особом отделе НАТИ под управлением А.С. Щеглова. Ее прототипом послужил британский трактор «Мармон-Херингтон» с карбюраторным двигателем «Форд» V-8. Ведущим инженером по машине был Брусянцев.

Компоновку автомобили и ее тягово-динамический расчет выполнил С.Н. Осипов.

Место водителя трактора «Пионер» размешалось в носовой части автомобили над коробкой передач, закрытой защитным кожухом. За ним по бортам корпуса размещались спинками вовнутрь по три сиденья для перевозки орудийного расчета. Двигатель с трансмиссией и элементы ходовой части были заимствованы у плавающего танка Т-37. Подвеска трактора – балансировочная, пружинная. Со стороны каждого борта пребывала одна тележка с двумя опорными катками.

В ходовой части употреблялись ведущие колеса переднего размещения. Направляющие колеса были подрессорены и делали роль опорных катков.

11 июня 1936 г. нарком обороны К.Е. Ворошилов в собственном письме №403184 главе обороны и Совета труда (СТО) СССР В. М. Молотову изложил обстановку с работами по перспективному артиллерийскому трактору. Климент Ефремович отмечал, что для моторизации полковой артиллерии в 1936 г. НАТИ создал и изготовил опытный образец гусеничного сверхлегкого трактора «Пионер». Трактор имел массу 1700 кг и оснащался двигателем ГАЗ-АА.

Скорость трактора «с посаженными на нем 6-ю людьми» достигала 35 км/ч, а с 76-мм полковой пушкой и 6 чел. орудийного расчета – 25 км/ч. «Пионер» прошел предварительные опробования в Столичной пролетарской стрелковой дивизии.

Механическая тяга. часть 3. уходили комсомольцы... часть 1

Результаты этих опробований, согласно точки зрения Ворошилова, давали основание считать, что внедрение трактора «Пионер» разрешит перевести на механическую тягу полковую артиллерию. Но решение по этому вопросу могло быть принято по окончании широких войсковых опробований, для чего требовалось изготовить серию тракторов. Так как «Пионер» был выполнен на базе агрегатов легкого танка Т-37, то и постройку умелой партии целесообразнее всего было поручить заводу №237, изготавливавшему указанные танки.

Нарком тяжелой индустрии Г.К. Орджоникидзе дал принципиальное согласие на организацию производства. В бюджете НКО имелись средства, нужные для оплаты заказа, но без правительственного ответа выпуск новой автомобили не мог быть налажен, исходя из этого К.Е.

Ворошилов просил председателя СТО дать изготовить серию тракторов «Пионер» числом 50 автомобилей на заводе №37 со сроком сдачи к 1 октября 1936 г. В.М. Молотов возражать против выпуска умелой партии не стал и, в соответствии с подписанному Г.К. Орджоникидзе распоряжению, тракторы «Пионер» были приняты к производству на заводе №37 с IV квартала 1936 г.

Но на протяжении эксплуатации стало известно, что «Пионер» отличался неустойчивостью прямолинейного перемещения, низкими малой вместимостью и тяговыми свойствами, исходя из этого его выпуск ограничился умелой партией.

Кроме полковой артиллерии, в легком быстроходном тракторе нуждалась и противотанковая артиллерия, на вооружении которой состояли 37-мм пушки обр. 1930 г. и 45-мм пушки обр. 1932 г. Противотанковой артиллерии требовалась высокая маневренность при смене позиций, обычно под ружейно-пулеметным огнем соперника.

Исходя из этих требований, под управлением инженера Маринина были созданы и изготовлены опытные образцы полубронированных тракторов-транспортеров «Пионер Б1»и «Пионер Б2», каковые отличались конструкцией броневого корпуса, ходовой части и размещением орудийного расчета. На «Пионере Б1» расчет на грузовой платформе размешался лицом друг к другу, на «Пионере Б2» – поясницами друг к другу. Численность экипажа увеличили до двух человек за счет введения в его состав стрелка.

Компоновка автомобили была выполнена с передним размещением ведущих колес и кормовым размещением двигателя на протяжении продольной оси автомобили. Отделение управления с рабочими местами водителя и стрелка размешалось в передней части броневого корпуса в особой бронированной кабине. В средней и кормовой частях корпуса над моторным отделением размешалось грузовое отделение, в котором на протяжении продольной оси автомобили устанавливались два сиденья для перевозки артиллерийского расчета, складывавшегося из шести человек. Трактор имел возможность буксировать прицеп массой не более 2 т.

корпуса и Броневая защита кабины – противопульная. Клепано-сварные кабина и корпус были изготовлены из броневых страниц, имевших рациональные углы наклона. В крыше кабины над рабочими местами водителя и стрелка пребывали входные люки, закрывавшиеся откидными крышками.

Оружие складывалось из 7,62-мм пулемета ДТ.

На тракторе устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л.с., что был защищен броневым капотом.

На тягаче «Пионер Б1» в ходовой части употреблялась балансировочная подвеска с листовыми рессорами. Подвеска трактора «Пионер Б2» – балансировочная, с пружинными рессорами. В ходовой части употреблялись тележки, опорные и поддерживающие катки, направляющие колеса с механизмами натяжения, ведущие колеса, и мелкозвенчатые гусеницы, подобные соответствующим элементам танка Т-38.

Со стороны каждого борта устанавливались две тележки с двумя опорными катками в каждой и два поддерживающих катка. Причем задний опорный каток второй тележки, делавший роль направляющего колеса, имел больший диаметр.

В 1938 г. на умелом примере трактора-транспортера «Пионер Б1» установили и в начале 1939 г. испытали торсионную подвеску, созданную экспертами ленинградского завода №185. Опыт испытаний и разработки трактора «Пионер Б1» с торсионной подвеской был использован при создании легкого плавающего танка Т-40.

В один момент с созданием тракторов «Пионер Б1» и «Пионер Б2» в КБ завода №37 под управлением И.П. Шитикова был спроектирован легкий БТР с противопульным бронированием, что предназначался для подвоза снарядов, и имел возможность служить в качестве артиллерийского тягача и перевозить шесть человек орудийного расчета. Машина была создана на базе агрегатов и использования узлов плавающего танка И.П.

Шитикова, но являлась неплавающей. Опытный образец автомобили изготовили на заводе №37 в декабре 1936 г.

Компоновка БТР характеризовалась передним размещением ведущих колес и установкой двигателя на протяжении продольной оси автомобили в кормовой части корпуса. Экипаж, складывавшийся из двух человек, пребывал в броневой рубке в средней части за трансмиссионным отделением. Шофер размешался у правого борта и вел наблюдение за местностью через смотровой люк, закрывавшийся броневой крышкой со смотровой щелью.

Слева от него было место начальника автомобили, что кроме этого делал обязанности стрелка. За ними над моторным отделением размещалось грузовое отделение, в котором продольно крепились два сиденья спинками друг к другу.

БТР был вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ, смонтированным в шаровой установке слева в лобовом странице рубки. На машине употреблялся двигатель, и агрегаты трансмиссии, заимствованные у грузовика ГАЗ-М. В качестве механизма поворота помогали бортовые фрикционы.

Конструкция ходовой части была подобна используемой на легких плавающих танках Т-33 и Т-37. Большая скорость по шоссе составляла 40 км/ч, запас хода по шоссе – 220 км. Машина имела боевую массу 2,6 т и имела возможность преодолевать подъемы до 40°, рвы до 1,6 м и вертикальную стенку до 0,5 м. На вооружение БТР принят не был и на серийное производство не ставился.

Результаты работ по созданию тракторов-транспортеров «Пионер Б1», «Пионер Б2» и БТР И. П. Шитикова были использованы при создании легкого артиллерийского трактора «Комсомолец».

Рождение «Комсомольца»

В 1936 г. в КБ завода №37 под управлением Н.А. Астрова с применением агрегатов и узлов малого плавающего танка Т-38 был создан легкий трактор Т-20 «Комсомолец». Опытный образец трактора, взявшего заводское обозначение «0-20», изготовили в 1937 г.

«Комсомолец» предназначался для подразделений и обслуживания частей противотанковой и полковой артиллерии. Средняя скорость перемещения трактора-транспортера с прицепом по шоссе достигала 15-20 км/ч, по бездорожью и просёлку – до 8-11 км/ч.

Большая скорость автомобили, имевшей боевую массу 4,1 т, по шоссе при буксировании прицепа массой 2 т составляла 40 км/ч, а запас хода достигал 200 км. «Комсомолец» преодолевал ров шириной 1,4 м, брод глубиной 0,6 м, стенку высотой 0,47 м, валил деревья толщиной 0,18 м. Перемещение было вероятно при крене 40º и ограничивалось спаданием гусениц с маленькими гребнями траков. Величина максимально преодолеваемого подъема на жёстком грунте с экипажем из двух человек и полной заправкой горючего без прицепа равнялась 45°, а при полной боевой массе и с прицепом массой 2000 кг – 18°. Радиус поворота без прицепа составлял всего 2,4 м.

Т-20 приняли на вооружение, а его серийное производство было организовано на заводе №37 с применением производственных мощностей ГАЗ. В августе-ноябре 1937 г. состоялись войсковые опробования, продемонстрировавшие неудовлетворительную надежность «Комсомольца»:

«До обрывов течи бензопроводов и устранения бензобаков тракторы не смогут быть допущены на снабжение армии».

Распознанные на протяжении испытаний и эксплуатации конструктивные недочёты устранялись уже на протяжении серийного производства, исходя из этого возможно выделить три производственные серии, отличавшиеся между собой конструкцией бронированной кабины, устройством грузовой платформы, сидений, приспособлений и смотровых приборов, которые связаны с обеспечением температурного режима работы двигателя и улучшением ходовой части.

Выпуск тракторов-транспортеров «Комсомолец» закончился в 1941 г. Всего собрали 7780 таких автомобилей. На базе «Комсомольца» было создано пара типов боевых автомобилей, например, телемеханическая несколько тракторов, самоходная установка ЗИС-30 с 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2, звуковещательная станция и др.

В статье использованы иллюстративные и документальные материалы РГВА, ГАРФ и частных коллекций.

источник: Александр Кириндас, Михаил Павлов «МЕХАНИЧЕСКАЯ ТЯГА. УХОДИЛИ «вооружение»» // «и КОМСОМОЛЬЦЫ Техника» Декабрь 2010 г.

Добровольцы . — Дан Приказ ему на Запад

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: