Механическая тяга часть 7 первый «коммунар»

      Комментарии к записи Механическая тяга часть 7 первый «коммунар» отключены

В начале 1920-х гг. в стране остро ощущалась потребность в замечательном и довольно быстроходном тракторе, талантливом удачно трудиться в качестве тягача в армии, и на постройке, в индустрии и на сельхозработах. В 1921 г. Украинский совет народного хозяйства (УСНХ) организовал рабочую группу, шепетильно изучившую зарубежный опыт в данной области. В следствии УСНХ выработал замысел организации тракторостроения на Харьковском паровозостроительном заводе.

В качестве альтернативы рассматривалась возможность производства тракторов в Таганроге, на территории бездействующего тогда отделения Русско-Балтийского завода. Данный замысел после этого был передан для «увязки с остальными жизнью и видами промышленности» в ВСНХ.

При ВСНХ была кроме этого организована рабочая группа, которая, обследовав множество фабрик, представила ориентировочный замысел тракторостроения, дав предпочтение Харьковскому группе и паровозостроительному заводу Петроградских машиностроительных фабрик.

«И с этого времени замысел тракторостроения продолжал являться предметом бессчётных дискуссий платонического характера в наркоматах и разнообразных комиссиях, оставаясь весьма далеким от практического осуществления» [1].

Во второй половине 1922 г. одна из таких рабочих групп при Госплане по результатам работы доложила «об организации тракторостроения в Республике», констатировав:

«тракторостроение… в буквальном смысле этого слова… на данный момент не существует».

Принципиально к этому времени было издано постановление об организации производства тракторов несложного типа, универсального трактора мощностью 16-30 л.с., и замечательного гусеничного трактора в основном военного назначения.

В июле 1922 г. военное ведомство совершило опробования закупленных гусеничных тракторов «Холт», конструкцию которых признали успешной. Скоро Обуховскому заводу было предложено организовать изготовление их отечественного аналога (см. «Механическая тяга Часть 2», «Механическая тяга Часть 6»). Через пара месяцев, в осеннюю пору того же года, прошел опробования германский трактор «Ганомаг» WD-25 (с мотором в 25 л.с.), продемонстрировавший себя очень положительно.

Кроме трактора мощностью 25 л.с., компанией выпускался трактор WD-50 в 50 л.с., причем за счет более замечательной силовой установки он владел пара более высокими эксплуатационными параметрами, чем уже рекомендованный к принятию на снабжение «Холт». В итоге Рабочая группа по применению механической тяги (Комета) советовала как раз трактор «Ганомаг» WD-50 для применения в военных целях.

Механическая тяга часть 7 первый «коммунар»

Так, ко второй половине 1922 г. были в принципе выяснены типы предполагаемых к освоению тракторов и фабрики-изготовители. Совсем программу тракторостроения утвердили распоряжением СТО 4 апреля 1923 г., подтвердившим комиссий и решения Кометы при Госплане и ВСНХ. Производство отечественной версии трактора «Ганомаг» WD-50, названного «Коммунар», решили развернуть на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ, позднее – завод № 183).

Для этих целей был задействован бывший вагонный цех завода, где до этого временно производился другой техники и ремонт автомобилей. Капитальные работы по формированию тракторостроения по большей части сводились к следующему: в 1925-1926 гг. затраты направлялись на приспособление вагонного цеха под тракторный, в 1926-1927 гг. была снабжена станция для опробования тракторных моторов, а в 1927-1928 гг. выстроена маленькая сварочная мастерская при тракторном цехе и куплено нужное оборудование.

В будущем цех был расширен за счет пристроек. Работы первых двух лет послужили начальной базой для выпуска тракторов.

Во второй половине 1924 г. «Коммунар» предоставили армейским для опробований в тракторных пробегах ГВТУ. Замысел выпуска «Коммунаров» был широк и на 1925 г. составлял 1200 экземпляров. Но выполнить его не смогли, и к началу апреля 1925 г. собрали лишь 20 тракторов, по окончании чего до осени производство приостановили.

Кроме пробеговых опробований (совместно с трактором «Коммунист»), «Коммунары» были опробованы в ограниченной эксплуатации. Всего испытывались шесть прототипов. В 1926 г. трактор был принят на вооружение под маркой «9Г» (либо легко «Коммунар»), где цифра обозначала округленный вес трактора в тоннах, а буква показывала на гусеничный тип.

Конструктивно «Коммунар» первоначально воображал собой фактически правильную копию германского прототипа, незначительно отличаясь от него производственным выполнением. Неспешно с целью улучшения тяговых и скоростных показателей в конструкцию автомобили стали вносить трансформации, выражавшиеся в совершенствовании ходовой части, силовой установки, трансмиссии, и агрегатов и ряда узлов. Помимо этого, отдельные новшества испытывались на умелых примерах.

Краткое описание конструкции трактора «Коммунар»

Трактор оснащался четырехцилиндровым четырехтактным двигателем с вертикальным размещением цилиндров. Цилиндры двигателя, любой со своей головкой и водяной рубахой, отливались раздельно и монтировались попарно. У цилиндров в литой части рубахи имелись лючки, закрытые съемными железными крышками, что разрешало создавать легкую очистку водяного пространства рубахи от грязи и земли при отливке на протяжении изготовления, и от накипи, появившейся на протяжении эксплуатации.

Камера сгорания не обрабатывалась, что являлось одним из значительных недочётов конструкции, потому, что размеры камер (и мощность) на различных цилиндрах были неодинаковы. Шероховатая поверхность литья содействовала образованию нагара, вызывающего преждевременные вспышки смеси либо «самопал».

Коленчатый вал был трехопорным и изготавливался из хромоникелевой металлической болванки (откованной, прямоугольной, с хвостами с обеих сторон) методом вырезания и высверливания колен. На переднем финише вала, снаружи за подшипником, насаживались последовательно шестерня распределения, муфта регулятора, корпус регулятора, кулачковая муфта и шкив вентилятора для пуска двигателя в движение. На заднем финише коленчатого вала имелась конусная заточка для отбрасывания масла, шейка для войлочного сальника с отводящей в картер масло винтовой канавкой, фланец для крепления маховика и хвостовик для направляющей втулки муфты сцепления.

Распределительный механизм приводил в перемещение распредвал, магнето и водяную помпу. Рапредвал нес на себе кулачки, управляющие закрытием и открытием клапанов, каковые снабжались подъемными толкателями и удерживающими пружинами.

Картер двигателя складывался из двух частей с разъемом по горизонтали в плоскости оси коленвала.

Верхняя добрая половина картера воображала собою основание, на котором планировал целый двигатель. По бокам верхнего картера были прилиты четыре лапы крепления двигателя. Спереди на верхнем картере крепился картер распределительного механизма.

В верхнем левом углу картера имелись пять приливов для подшипников распредвала. Нижняя часть картера являлась масляным резервуаром.

Смазка осуществлялась под давлением двух расположенных один над вторым в общем корпусе шестеренчатых насосов. Насосы приводились в воздействие от распредвала.

Охлаждение двигателя было водяным, принудительным. Вода от помпы по трубе с четырьмя отводами подводилась к нижней части рубах двигателей со стороны, противоположной клапанным коробкам. Вода последовательно омывала цилиндр с головкой, подклапанное пространство выброса и клапанную коробку, а после этого выходила через отводы от каждого цилиндра в сборную трубку, откуда по резиновому шлангу действовала в верхний бак радиатора.

На первых 20 тракторах выпуска 1924 г. использовался радиатор, подобный радиатору трактора «Ганомаг». Позднее внедрили новую конструкцию радиатора, в которой любая секция складывалась из поставленных вертикально 49 латунных трубок с надетыми на них через равные расстояния 179 латунными гофрированными пластинками. Финиши трубок заделывались в верхние и нижние промежуточные бачки. Секции устанавливались уступом в трех стойках (применительно к одной стороне).

Две крайние боковые стойки помогали в один момент для крепления радиатора к раме трактора, а передние стойки – для защиты радиатора от случайных повреждений. В данной конструкции радиатора вода из верхнего бака действовала в распределительные бачки секций. Подводящие и отводящие трубы изготавливались из красной меди.

От нижнего штуцера радиатора вода действовала по металлической трубке и резиновому шлангу к помпе.

Вентилятор совокупности охлаждения был четырехлопастным и приводился ремнем через шкив.

Водяная помпа производительностью 120 л/мин приводилась от кулачковой муфты шестерни ведущего вала магнето.

Расположенный за местом тракториста на высоких кронштейнах топливный бак изготавливался из 1,5-мм олуженного железа. Бак разделялся на два отделения: для керосина (270 л) и бензина (40 л). Подача горючего осуществлялась под давлением.

Отличительной чертой тракторов раннего выпуска были стеклянные индикаторы (трубки) уровня горючего, расположенные по бокам бака.

На «Коммунаре» был установлен карбюратор «Зенит». Подогрев смеси производился в прилегающей к карбюратору всасывающей трубе двигателя. В этом месте всасывающая труба имела двойные стены, через каковые проходили отработанные газы.

На коленчатом валу устанавливался центробежный регулятор.

Зажигание осуществлялось от магнето «Бош ZR4».

На маховике монтировалась ведущая часть обратного фрикционного конуса сцепления с обкладками из ферродо. Ведомая часть конуса соединялась с карданом трансмиссии. Карданный вал соединялся с трехскоростной двухходовой коробкой передач, которая через кулачковую муфту подключалась к валу фрикционов.

От фрикционов приводились последовательно бортовые конические и конечные цилиндрические передачи.

Рама трактора была клепаной, железной конструкции и складывалась из жестко соединенных четырьмя (двухшвеллерными с страницей между ними) поперечными балками рам гусеничных центральной рамы и ходов.

Рама гусеничного хода складывалась из двух главных страниц, соединенных между собой горизонтальным страницей. Прикрепленные к поперечным балкам страницы образовывали четыре вертикальные перегородки и разделяли раму гусеницы на три отдельные, открытые снизу коробки, в которых помещались подпружиненные каретки опорных роликов.

Для тяги грузов имелся задний пружинный сцепной прибор, что при необходимости мог быть снят и заменен шкивом для привода автомобилей.

Совершенствование конструкции

Серия 9Г (время от времени обозначалась как «Г-50» либо модель «35/50») выпускалась в 1924-1930 гг. Тракторы данной серии, не смотря на то, что и носили одно обозначение, отличались конструкцией радиатора, ряда и гусеничного хода вторых агрегатов и узлов.

внесение совершенствования и Необходимость конструкции принципиальных трансформаций стали причиной появлению новых серий тракторов, что отыскало отражение в их обозначениях.

Новые варианты тракторов систематично испытывались армейскими. В частности, в 1930 г. на основании распоряжения РВС было совершено пара других испытаний «тракторов» и масштабных Коммунаров.

направляться подчернуть, что «Коммунары» различных серий значительно различались по тяговым и скоростным показателям. Это определяло темперамент их применения в военных целях.

Трактора серии 9ГУ предназначались для тяги ветхих совокупностей АРГК. самые тяжёлыми грузами, каковые имел возможность буксировать «Коммунар» данной модификации, были две повозки 280-мм гаубицы Шнейдера весом до 11,5 т либо 203-мм гаубица марки А («Мидваль») с передком весом 10 т.

Трактора серии 9ЕУ являлись главным образом для перевозки зенитных артсистем с повышенными скоростями. Это могла быть зенитная установка механической тяги обр. 1925 г. с прицепной повозкой на 1,75 т либо зенитная установка обр. 1926 г. для конной и механической тяги с прицепной повозкой на 3 т.

Кроме тракторов серии 9ЕУ, в 1930 г. в армиях имелись четыре трактора серии 9А. В противоположность 9ЕУ, в данной версии была предпринята попытка увеличения тягового упрочнения в ущерб динамике.

Главным назначением тракторов серии 3-90 являлась

«тяга артиллерийских грузов с повышенными скоростями впредь до получения особых типов тракторов (среднего и тяжелого) по совокупности оружия».

В данной модификации были комплексно внедрены все хорошие трансформации, опробованные в ранних сериях. Трактор серии 3-90 стал самой массовой модификацией «Коммунара» и с малыми трансформациями выпускался до 1935 г. Тракторы 3-90 прекрасно известны благодаря фотоснимкам парадов на Красной площади [2].

Значительным недочётом при изготовлении «Коммунаров» являлось характерное ХПЗ личное по сути производство, исходя из этого взаимозаменяемости не было кроме того в пределах одной серии автомобилей. При заказе на заводе снова устанавливаемых деталей и узлов, к примеру двигателя, кроме каталожного номера требовалось показывать и серийный номер трактора. Это затрудняло снабжение запасными частями, усложняло эксплуатацию и удорожало производство.

С течением времени обстановка неспешно изменялась в лучшую сторону, но, однако, эта неприятность не была решена при выпуске и других изделий завода до начала войны.

боевое применение и Служба

Тракторы «Коммунар» послужили базой для многих автомобилей. В частности, были изготовлены экскаватор МК-1, укладчик дорожных покрытий, подвижной лесозавод и т.д..

В 1932 г. на «Коммунаре» смонтировали 76-мм пушку. Так, показалась одна из первых отечественных самоходных установок, названная СУ-2. Всего изготовили 12 самоходных установок в бронированном и небронированном вариантах, каковые прошли полигонные и войсковые опробования.

Ввиду распознанных недочётов выпуск СУ-2 ограничился умелой партией.

Использовались «Коммунары» и как силовые агрегаты кустарных колесных каюков, ходивших на Аму-Дарье. Трактор устанавливался на каюке и от шкива приводил в воздействие гребные колеса несложного типа.

По инициативе и на средства общества «Автодор» проводились работы по созданию газогенераторных установок, среди них и тракторных. В частности, с марта по октябрь 1932 г. состоялись опробования таких установок на «Коммунарах». Преимуществом газогенераторных силовых установок являлась возможность их работы на недорогом местном горючем.

К числу главных недочётов относились утраты мощности, трудоемкость обслуживания и большая личная масса [3].

Для опробования готовых газогенераторных установок на тракторах в НАТИ был доставлен последовательность образцов.

  1. Установка совокупности Введенского на тракторе «Коммунар».
  2. Установка ОКБ-8 Техотдела ОПТУ на тракторе «Катерпиллер-60» [4].
  3. Установка совокупности доктора наук Наумова на тракторе «Коммунар».
  4. Установка совокупности Декаленкова на тракторе «Коммунар».
  5. Установка совокупности доктора наук Ветчинкина на тракторе «Коммунар».

Опробования всех установок проводились на намерено устроенном НАТИ полигоне. Первые четыре установки прошли полные опробования. Установку Ветчинкина, благодаря найденных в ней неисправностей, по желанию конструктора сняли с опробований, причем вместо нее должна была поступить новая установка с некоторыми конструктивными трансформациями.

Но ее опоздали изготовить во время опробований.

В установке доктора наук Наумова употреблялся прямой процесс и горючим служил древесный уголь. Остальные установки обратного процесса трудились на березовых чурках [5].

Опробования всех установок проводились рабочей бригадой НАТИ под неспециализированным управлением Семенова-Жукова и при наблюдении специалистов Абрамовича, Болтинского, Карачана, Карельских, Михаловского и Тюляева.

На опробованиях были сняты тяговые характеристики тракторов при работе на бензине и на газе, по окончании чего все тракторы поступали в «рядовую» работу с прицепной нагрузкой, составлявшей около 80% громаднейшей нагрузки, взятой при снятии черт. Любая установка наработала около 20 ч.

Помимо этого, любой трактор испытывался на холостом ходу в течение одного рабочего дня с громаднейшей скоростью для выяснения влияния стремительного хода на прочность установок.

По окончании «рядовой» работы установки разобрали с хронометражем времени и детальным осмотром на предмет повреждений и износа.

Наровне с классическими для газогенераторных установок недочётами (см. таблицу) были зафиксированы и отдельные производственные и конструктивные недостатки. К примеру, в установке Декаленкова отмечалось много ненадежных болтовых соединений; установка совокупности Введенского отличалась неэффективностью примененных катализаторов; неудовлетворительную прочность кирпичной футеровки продемонстрировала установка Наумова.

Неспециализированным же недочётом всех установок стала неудовлетворительная очистка газа. По итогам опробований была признана необходимость совершенствования всех представленных конструкций.

К зиме 1933-1934 гг. установка совокупности Введенского на тракторе 3-90 была в целом доведена и под обозначением В-3 представлена на госиспытания на предмет определения пригодности ее к применению в военных целях.

Закончившиеся в апреле 1934 г. национальные опробования продемонстрировали, что тяговое упрочнение на крюке на 1-й скорости образовывает 2200 кг, на 2-й скорости – 1000 кг и на 3-й скорости – 400 кг. На розжиг газогенератора в зависимости от влажности и сорта дров (свежеспиленные либо подсушенные до влажности 16-17%) уходило от 1,5 до 5 ч. На 30 км пути с трехтонным колесным прицепом на буксире ушло 350 кг дров.

По результатам госиспытаний были зафиксированы в целом удовлетворительные параметры надежности, удобства обслуживания и др. Но утраты мощности были через чур громадны, и установка В-3 не была рекомендована к принятию на вооружение. Позднее в армии употреблялись тракторы с газогенераторными установками, но этот опыт носил ограниченный темперамент и являлся только вынужденной мерой.

Совершенствование устаревшей конструкции (по сути, времен Первой Мировой) не имело возможности длиться вечно, исходя из этого 15 августа 1934 г. Заместитель председателя СТО Куйбышев подписал Распоряжение №К-96сс об организации производства новых тракторов «Коминтерн» вместо «Коммунара» 3-90. Со следующего года ХПЗ прекратил сборку «Коммунаров».

Для обеспечения запасными частями 1310 тракторов этого типа, состоявших в то время на вооружении РККА, Наркомзему поручалось организовать выпуск запчастей на заводе им. Красина в Днепропетровске.

В армии «Коммунары» неспешно вытеснялись тракторами вторых моделей, прежде всего — особыми артиллерийскими тягачами.

Но они оставались на вооружении до начала ВОВ, продолжая работу на аэропортах, в артиллерийских и др. частях, а также в народном хозяйстве. Кое-какие «Коммунары» были захвачены и ограниченно употреблялись немцами.

До наших дней сохранилось пара тракторов «Коммунар». Для освоения месторождений медной руды на острове Вайгач зимний период 1933 г. были подготовлены два поезда из тракторов, доставленных на Вайгач в летнюю навигацию. Тракторы оборудовали импровизированными закрытыми кабинками (штатно «Коммунары» кабин не имели), а моторы укрыли чехлами. В тяжелейших условиях поезда за 10 дней преодолели практически 100 км на протяжении всего Вайгача до бухты Продолжительной.

Эти тракторы были покинуты на Вайгаче. В 1980-х гг. ХПЗ решил вывезти один из «Коммунаров», отремонтировать и установить на заводской территории, а два вторых трактора остались на острове.

Помощь в работе над статьей оказали А. Буздин, В. Котельников и М. Павлов.

Использованы иллюстративные и документальные материалы ГАРФ, РГВА, РГАЭ, РГАСПИ, РГАКФД и частных коллекций.

Литература

1. Белянчиков В. Д. Тракторы. — М., 1930.
2. Карельских Д. К. Тракторы. — М., 1930.
3. Кристи М. К. Управление по трактору «Коммунар-9Г» модель 35/50. — М., 1929.
4. Львов Е. Л. Тракторы, их расчёт и конструкция. — М., 1933.

  1. ГАРФ, ф. Р374, oп. 8, д. 20, лл. 3-9 об.
  2. РГАСПИ ф. 558, oп. 11, д. 1659, л. 219, 220.
  3. ГАРФ, ф. 4426, oп. 1, д. 678, лл. 5-8об.
  4. Рассказ о работах ОПТУ по силовым установкам для тракторов «Катерпиллер» выходит за рамки статьи.
  5. Подробнее о типах газогенераторов см. А. Михайлов «С газом. Без газа», «Двигатель» № 4{40)/2005.

источник: Александр Кириндас «МЕХАНИЧЕСКАЯ ТЯГА. вооружение «и»» // «ПЕРВЫЙ КОММУНАР Техника» Сентябрь 2011 г. С.17-23.

inFamous First Light Walkthrough Gameplay Part 7 — Nightmare (PS4)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: