Механическая тяга часть 8 рождение «коминтерна»

      Комментарии к записи Механическая тяга часть 8 рождение «коминтерна» отключены

С 1924 г. на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) им. Коминтерна по примеру германского трактора «Ганомаг» выпускались тракторы «Коммунар» (см. «Механическая тяга Часть 7»), обширно употреблявшиеся в народном хозяйстве и Красной Армии страны. Трактор непрерывно совершенствовался с целью увеличения эксплуатационных параметров, но резерв модернизации конструкции, по сути времен Первой Мировой, не был нескончаем.

Исходя из этого коллектив конструкторов ХПЗ приступил к созданию новой модели трактора.

Неудавшийся компромисс

Для замены трактора «Коммунар» на ХПЗ (ГХПЗ) во второй половине 1920-х гг. велось проектирование так именуемого «промышленного трактора», что виделся как унифицированная для армейских и народно-хозяйственных целей машина. Практически он воображал собой предстоящее развитие конструкции «Коммунара» с доработанными ходовой частью, силовой установкой, отдельными агрегатами и трансмиссией. Компоновка автомобили не претерпела особенных трансформаций.

Конструктором нового типа стал Борис Никанорович Воронков, а сам трактор взял соответствующее наименование – «БНВ», либо «Б.Н.В.».

Механическая тяга часть 8 рождение «коминтерна»

31 декабря 1929 г. произошло совещание НТК по IV самоходных установок и секции тракторов. Оценивая неспециализированный проект гусеничного трактора мощностью 50-60 л.с., выполненный на ХПЗ с учетом требований армейского ведомства, эксперты отмечали:

«…Трактор приближается к типу особого среднего трактора и воображает большое усовершенствование если сравнивать с изготовляемым заводом на данный момент трактором «Коммунар». В виду этого нужно выяснение пригодности трактора 50/60 в качестве особого среднего трактора».

Секция постановила:

«Срочно заказать ГХПЗ изготовление двух умелых экземпляров трактора по техническим заданиям составленным НТК УММ РККА, из них один должен быть изготовлен за счет имеющихся по смете НТК УММ РККА средств на производство умелых заказов, цена другого трактора должна быть оплачена из кредитов имеющихся в распоряжении I отдела на постройку тракторов».

7 января 1930 г. был открыт умелый заказ на

«6,5 тонный гусеничный трактор промышленного типа, с учетом требований армейского ведомства».

Сроком изготовления умелых тракторов выяснили сентябрь-октябрь 1930 г.

БНВ являлся гусеничным трактором, на котором устанавливался четырехтактный, четырехцилиндровый, вертикальный, тяжелого автомобильного типа двигатель внутреннего сгорания, что имел возможность трудиться на бензине и керосине. При переходе на работу лишь на бензине изменялись размеры камеры сгорания (методом замены поршней), число оборотов и устанавливалась карбюрация для бензина.

рубашки и Верхняя часть картера цилиндров двигателя выполнялись заодно по моноблочной схеме, причем цилиндры двигателя были образованы запрессовкой в отливку блока чугунных направляющих гильз. Разъем картера помещался ниже оси вала. В верхней части картера на трех коренных подшипниках крепился коленчатый вал.

Нижний картер – съемный, «совсем не связан с механизмами и помогает только резервуаром для стекающего масла». Наличие съемных боковых нижнего картера и крышек разрешало снять и вынуть шатун с поршнем через отверстия в боковых люках при снятом нижнем картере.

Масляный насос – шестеренчатый, отъемный, двойного действия. Фильтрация масла – двойная. Емкость масляной совокупности предполагала работу мотора в течение 20 ч. Смазка – принудительная, автоматическая, циркуляционная.

На передней крышке мотора размещались шестерни распределения и передача к вентилятору.

От коленчатого вала приводился во вал и вращение регулятора, водяного насоса, магнето, динамо, смонтированных на боковой крышке верхней части картера.

Вентилятор пропеллерного типа устанавливался на шариковых подшипниках с фрикционным предохранителем, с шестеренчатым приводом.

Регулятор – грузовой, центробежный, действовавший на дроссельный клапан карбюратора. Особая муфта, соединенная с тягой и рычагом управления, разрешала водителю устанавливать и фиксировать число оборотов.

Радиатор охлаждения двигателя – двухсекционный, угловой, трубчатый. Съемка частей резервуара открывала трубки секций для очистки, ремонта и осмотра. С внутренней стороны радиатора имелся кожух для усиления засасывания и равномерного распределения воздуха вентилятором.

Циркуляция воды осуществлялась центробежным насосом.

Питание двигателя обеспечивалось посредством особого карбюратора. Подача горючего осуществлялась самотеком либо под давлением насоса. Емкость топливных баков составляла 380 л. Пуск мотора возможно было произвести стартером либо заводной рукояткой.

Сцепление – дисковое, из металлических дисков с обкладками ферродо.

Первые «Коминтерны»

Кроме среднего трактора, ХПЗ было поручено другой машины и создание, в связи с чем 8 апреля 1930 г. УММ открыло умелый заказ на

«проектирование тяжелого гусеничного трактора-грузовика».

Этот трактор рассматривался уже как особый армейский, т.е. армейский, тягач.

В соответствии с техническому заданию, трактор предусматривалось эксплуатировать на бездорожье и всех видах дорог в диапазоне температур от -30 до +40°С. Масса трактора с водителем должна была составлять 10,5-11 т, а снаряженная масса – 14-14,5 т. Предполагалось, что трактор имел возможность снабжать буксировку поезда весом 30 000 кг на подъем в 2% со скоростью 15 км/ч.

Коробка скоростей должна была быть четырехскоростной, но отмечалось, что

«нужно 5 скоростей»,

но это условие не являлось необходимым. Грузу массой 3,5 т отводилось место на платформе размером 3500?2000 мм.

Предполагалась унификация со средним трактором по цилиндропоршневой группе двигателей, исходя из того, что средний трактор должен был оснащаться четырехцилиндровым двигателем мощностью 100 л.с., а тяжелый – шестицилиндровым, в 150 л.с. Необходимым являлось введение амортизации гусеничного хода.

Нужно подчернуть, что в то время ХПЗ деятельно принимал участие и в танкостроительной программе. В 1928 г. в столичном ГКБ ОАТ был создан проект перспективного танка Т-12, а его изготовление поручалось ХПЗ. Опытный образец был собран в декабре 1929 г., а в январе следующего года начались его заводские опробования. На протяжении опробований выявилась необходимость доработки конструкции, по большей части это касалось силовой установки, трансмиссии и подвески.

Так, на ХПЗ спроектировали новые траки и венец гусеничной ленты. В итоге количество доработок конструкции Т-12 практически вылился в совместную разработку силами ОАТ и ХПЗ нового танка Т-24.

Повышение количеств выпуска тракторов в сочетании с изготовлением танков было нереально без реконструкции производства. Вести на одном предприятии работы и по тракторостроению, и по танкостроению при существующих производственных мощностях становилось все сложнее. Исходя из этого было подготовлено предложение о переводе тракторостроения в совокупность Всесоюзного автотракторного объединения (ВАТО).

12 октября 1930 г. прошло совещание Политбюро ЦК, посвященное вопросам реструкуризации тракторного производства. В развитие ответа Политбюро группу экспертов во главе с Б. Н. Воронковым перевели на строящийся Харьковский тракторостроительный завод (ХТЗ).

В соответствии с распоряжению ВСНХ от 23 декабря 1929 г., ХТЗ должен был производить трактор «Катерпиллер-30» («Thirty»), что

«… испытывался НКВМ и с позиций конструктивной и качества материалов признан наилучшим из имеющихся на данный момент гусеничных тракторов, но НКВМ не удовлетворен этим трактором в части скоростей, т.к. он имеет большую скорость в 5,9 км/ч».

Тогда армейские поставили вопрос об организации производства на ХТЗ тракторов «Линке-Гофман», «Сомуа» и нового трактора конструкции ХПЗ:

«ХПЗ создан проект трактора в 50-60 л.с. Трактор данный по проекту в полной мере отвечает требованиям НКВМ на данный тип. Помимо этого данный тип увязан и согласован с требованиями транспорта и сельского хозяйства.

Проект одобрен представителями НКВМ и гражданских учреждений. Ввиду этого данный трактор обещает быть самые подходящим для производства ХТЗ. Но опытные образцы этого трактора готовься только к началу осени этого года, и ранее полного его опробования нельзя дать основательного заключения об этом тракторе».

К этому времени на ХПЗ собрали два умелых примера трактора БНВ. На протяжении постройки в его конструкцию всегда вносили трансформации. В частности, доработали механизм натяжения гусеницы, радиатор, амортизаторы и бортовые передачи гусеничного хода.

Но на национальном уровне было издано постановление о выпуске на ХТЗ уже освоенного на СТЗ колесного трактора «Интернационал», не самого успешного с военной точки зрения. Одновременно с этим это разрешало, избежав многотипности, насытить народное хозяйство несложными и надежными автомобилями. 1 октября 1931 г. считается датой пуска завода – с этого дня новый трактор сходил с конвейера каждые 6 мин.

Позднее ХТЗ делал и оборонные задачи, например, в том месте был создан артиллерийский трактор ХТЗ-4. Но серийное производство копий «Сомуа», «Линке-Гофман», «Катерпиллер-30» либо отечественного БНВ в том месте организовано не было.

В 1931 г. в связи с переводом Б. Н. Воронкова на новый завод работы по промышленному трактору на ХПЗ возглавил Н. Г. Зубарев. Трактор кроме этого приобрел новое наименование – «Коминтерн», в честь завода-изготовителя. Наименование завода и трактора были помещены на радиаторе.

В будущем надпись ХПЗ уступила место надписи «З-Д №183», но виделись «Коминтерны» и вовсе без каких-либо обозначений.

12 ноября 1931 г. глава УММ РККА доложил помощнику наркома Я. Б. Гамарнику о состоянии работ по моторизации и механизации артиллерии АРГК, и дивизионной и корпусной артиллерии:

«Для тяжелых совокупностей АРГК используется в качестве тягача трактор Коммунар, при чем в 1931 г. завод выпустил трактор в 90 л.с. со скоростью 15 клм в час под маркой 3-90 вместо выпускавшегося в прошедшем сезоне и в первой половине настоящего года трактора в 75 л. с. со скоростью 9 клм в час под маркой 9-ГУ.

К Октябрьским торжествам этого года ХПЗ приготовил три умелых примера более замечательного трактора «Коминтерн» с мощностью мотора более чем 110 л.с. Скорость трактора предположено довести до 20 клм в час».

Первый вариант «Коминтерна», по сути, воображал собой модернизацию трактора БНВ в направлении унификации мощности и повышения двигателя гусеничного хода с танком Т-24. направляться подчернуть, что сначала на «Коминтерне» предполагалось применять новый двигатель марки КИН мощностью около 130 л.с., исходя из этого в некоторых документах и сам трактор именовался так же.

Бессчётные доработки стали причиной важному пересмотру конструкции трактора. Принципиальная схема (как и главные габариты) осталась прошлой, но элементы подвески унифицировали с подобными элементами подвески танка Т-24. Устройство тележек повторяло устройство тележек трактора БНВ, но размеры и производственное исполнение (в частности, диаметр опорных катков) отличались.

В следствии новый трактор взял три тележки на борт. Соответственно, доработкам подверглись трансмиссия и другие агрегаты.

В 1932 г. обновленный «Коминтерн» поступил на госиспытания. Трактор удачно буксировал разные артсистемы и продемонстрировал высокие скоростные и тяговые характеристики. Но имели недостатки и место: обрыв клапанов, прорыв прокладок головок цилиндров, обрыв сцепного прибора, поломка траков, обрыв направляющих штоков роликовой тележки, поломка балансира тележек.

Виноват стрелочник

В целом новый трактор признали перспективным, а отмеченные недостатки конструкции – возможно устранимыми. Исходя из этого приказом НКТП №146 от 31 марта 1933 г. «Коминтерн» утверждался к серийному производству, а приказом РВС СССР №5249сс от 10 июня 1933 г. он был принят на вооружение. Но

«с апреля месяца работа по подготовке производства стала существенно падать т.к. тракторному отделу было добавлено в производство 100 шт. моторов «Коммунар».

Помимо этого, кроме совершенствования трактора «Коммунар» и работ по «Коминтерну», в 1933 г. завод был загружен и другими заказами, в частности – вел работы по дизелям БД-2 и БД-14, занимался совершенствованием конструкции танка БТ (простое перечисление работ в докладе военпреда заняло шесть страниц). В итоге освоение «Коминтерна» перенесли на 1934 г.

5 февраля 1934 г. районный инженер УММ РККА Луценко и старший военпред Истомин письмом №4 информировали в УММ о том, что два трактора «Коминтерн» с модернизированными ходовыми частями готовы для полигонных опробований, и просили разрешение двигаться в Москву «самоходом», давая слово наряду с этим покрыть расстояние до столицы за 40 ходовых часов. Но последовало распоряжение послать «Коминтерны» по железной дороге как тайный армейский груз.

17 марта тракторы загрузили на ЖД платформы и послали в Москву. В один момент в столицу выехали и эксперты ХПЗ, дабы находиться на национальных опробованиях, организованных на полигоне НИАБТП. Но в назначенное время платформ с тайными армейскими объектами в Москве не выяснилось.

Начались поиски.

Глава полигона послал ВРИД ассистента главы техотдела НИАБТП УММ РККА на розыски, что 20 апреля 1934 г. отрапортовал о ходе исполнения задания:

«Доношу что по вопросу розысков 2-х тракторов «Коминтерн» мной узнано следующее:

Две платформы за №910223 и 961749 с тракторами были посланы из Харькова 18 марта с/г поездом №506, груз тайный и именовался как транспорт №948671 направлено ЗКУ №905 (начальнику МТТМ ж/д).

19 марта с тем же поездом №506 груз был послан из Курска и прибыл он на ст. Люблино МК ж/д 20/III с/г.

Армейский начальник г. Орла не сказал о транспорте Армейскому начальнику ст. Москва МК ж/д, исходя из этого платформа со ст. Люблино поездом №1314 была послана на ст.

Андроновка Окружной ж/д, а начальнику Окружной ж/д кроме этого ничего не было сказано.

Потом платформы были посланы 20 III с/г поездом №764 на ст. Ховрино Октябрьской ж/д через ст. Лихоборы Окружной ж/д.

Потом проследить не удалось.

Помимо этого на ст. Андроновка установлено что отечественные платформы были присоединены к армейскому транспорту с военной охраной и тем же поездом №764 посланы на ст. Ховрино».

Предстоящие события глава 3-го управления УММ РККА Лебедев изложил 18 июня 1934 г. в письме ассистенту главы УММ РККА Г. Г. Бокису.

«Для опробования ходовой части трактора «Коминтерн» две умелые автомобили № 1 и №2 должны были прибыть с ХПЗ на НИАБТ Полигон УММ /ст. Кубинка/.

Весточкой от 17 марта с.г. Военпред УММ на ХПЗ т. Истомин сказал об отправке тракторов 17-го.3.34, и 17-го же марта взята весточка от завода об отправке бригады и тракторов. Бригада завода прибыла в Москву 21 марта и 22-23 ожидалось прибытие тракторов, но к этому сроку трактора не прибыли.

Как представитель завода, так и полигон все время создавали розыски тракторов.

В первых числах Апреля с.г. Глава 3 отдела 2 управления т. КАБОК сказал, что, будучи в Ленинграде, он слышал, что в бригаде в Д. Село прибыли два трактора под маркой «Коминтерн».

10-го апреля послано отношение Райинжу УММ т. Жукову, в котором сообщалось, что тракторы еще не прибыли и предлагалось принять все меры к их розыску.

Глава Полигона был запрошен по телефону о итогах розысков тракторов, причем ему было сказано, что имеется слухи о нахождении тракторов в Д. Селе, на что от него был получен ответ, что он имеет правильные сведения /намерено был отправлен человек в г. Москву/, что трактора прошли Москва-Сортировочную и не так долго осталось ждать должны быть на Кубинке.

10 же апреля была послана весточка за подписью Пом. Начальника УММ начальнику мех корпуса /Ленинград/ спешно послать находящиеся в Д. Селе тракторы «Коминтерн» на ст. Кубинка, как ошибочно засланные.

Ни тракторов, ни ответа об их отсутствии и присутствии в Д.С. не получено.

23-го с/апреля Ассистент Главы 3-го отдела 3-го Управления т Гофман /пребывав в служебной командировке в Ленинграде/ узнал:

1) 2 трактора «Коминтерн» прибыли в Д. Село 24 марта с/г и распоряжением начальника г. Д. Село были переданы бригаде, без всяких документов и сопровождающих.
2) Тракторы пребывали в эксплоатации /согласно данным бригады малом/ и приготовлялись для участия на выезде бригады на ученье и для парада 1 мая в г. Ленинграде.
3) В штабе корпуса было обнаружено, что весточка о немедленной высылке автомобилей была взята 12 апреля, но так как на ней не было подписи /пропуск телеграфа/, то ее подшили к делу. Тов. Гофман вручил ассистенту комкорп по технической части служебную записку на имя комкорп, где излагалась просьба спешно послать автомобили на склад №37.

6-го мая с/г. был произведен подробный осмотр автомобили с участием представителей НИАБТ Полигона, склада и ХПЗ и составлен акт о состоянии автомобилей. При осмотре найден последовательность неисправностей, основное отсутствие /по утверждению представителя ХПЗ/ многих предметов запчастей, оборудования и принадлежностей автомобилей.

Прошу Вашего распоряжения о назначении расследования по делу засылки тракторов /посланы как тайный воинский груз/ вместо ст. Кубинка МББ в Д. Село и о пропаже части их оборудования, принадлежностей и инструмента».

В прилагавшемся акте, например, была зафиксирована пропажа буксирной цепи, домкрата и переносной лампы. Цепи на заводной рукоятке заменили ветхими.

Национальные опробования

Наконец, оба «Коминтерна» добрались до подмосковной Кубинки, где в мае–июне на НИАБТ Полигоне прошли их опробования.

На госиспытания были представлены тракторы «Коминтерн» №1 и №2. Трактор №1 имел цевочное зацепление, а №2 – гребневое («зубовое»). В остальном автомобили не имели важных отличий.

Трактор №1 имел длину 4600 мм, ширину 1862 мм, высоту 1990 мм, колею 1424 мм, клиренс 400 мм, длину опорной поверхности гусениц 2550 мм и высоту размещения прицепного крюка 540 мм. Вес трактора в рабочем состоянии был равен 8000 кг, а без горючего и людей – 7650 кг.

На тракторе был установлен четырехцилиндровый двигатель с вертикальным размещением цилиндров и мощностью 120 л.с. при 1250 об/мин. Тип блока – моноблок с верхним картером. Картер – чугунный, разъемный, с люками для осмотра.

Двигатель крепился жестко на четырех опорах, коленчатый вал – на трех подшипниках.

Опробования должны были проходить в соответствии с утвержденной программе:

  • • 6 мая. Пробег без нагрузки;
  • • 7-9 мая. подготовка и Технический осмотр тракторов их к пробегу;
  • • 10-13 мая. Опробования пробегом по шоссе с нагрузкой 1,2 т, и пробное опробование тягой на крюке танка Т-28;
  • • 30-31 мая. составление акта и Технический осмотр.

Любой трактор должен был пройти 1000 км, из которых 700 км – маршрутного пробега и 300 км – особых опробований.

В заключении по итогам госиспытаний отмечалось:

«Ходовая часть цевочного зацепления требует конструктивной доработки и длительной работы над ней.

По числу дефектов и поломок вызванных несовершенством конструкции гусеница цевочного зацепления не может быть используема в данном выполнении на тракторах.

Ходовая часть зубового зацепления оказалась в работе надежной, снабжая перемещение по косогорам и с резкими поворотами на них. На песках с поворотами в течении 7-8 км гусеницы ни разу не спадали, не забивались грязью и мокрым песком, ходовая часть достаточно прочна.

Охлаждение двигателя не хватает и требует усиления.

На ведущих дисках главного фрикциона прорези ослабляют материал. Нужно прочность дисков повысить.

Коробка передач покинута ветхая, недостатки, распознанные при опробовании в 1932 г., не устранены и требуют устранения перечисленных недочётов.

Подшипники выжимной муфты заднего фрикциона нужно заменить на радиально-однорядный с глубокой канавкой для восприятия радиальных упрочнений (при большем числе оборотов).

Прицепной прибор сконструирован удачно допускает расцепку и лёгкую сцепку прицепных грузов. Нужно расширить высоту прицепа».

Потом следовал вывод:

«Трактор «Коминтерн» по скоростным показателям и тяговым свойствам есть наилучшим типом трактора.

Лучшим примером в отношении ходовой части есть трактор с зубовым зацеплением.

При устранении перечисленных прошлых испытаний и недостатков настоящих трактор «Коминтерн» возможно принят для эксплуатации в Красную армию».

По окончании завершения опробований «Коминтерн» №2 передали для опробований в ГАУ, каковые проводились на НИАП АНИИ ГАУ РККА во время с 4 по 12 июля 1934 г.

Трактор с уверенностью буксировал ствольную повозку Б-10 неспециализированным весом 10 т в течении 50 км по шоссе со средней скоростью 14.5 км/ч на подъем с уклоном в 8-10 %. Скорость буксировки ограничивалась прочностью повозки, не смотря на то, что трактор вольно тянул повозку на 4-й передаче. С артсистемой Б-4 в сборе на гусеничном ходу неспециализированной массой 16.5 т «Коминтерн» №2 прошел 69 км, продемонстрировав среднюю скорость 12,4 км/ч. Наряду с этим расход горючего составил 185 кг.

«Средняя техническая и расчетная скорости снижены нередкими остановками трактора из-за нагрева и поломок катков их до 135° ходовой совокупности Б-4. На 3-й передаче трактор вольно двигался с совокупностью Б-4».

«Коминтерн» №2 вольно буксировал по распутью на 2-й и 3-й скоростях артсистему Б-4 в сборе с лафетом на гусеничном ходу. С Б-4 на буксире он удачно преодолел овраг шириной около 80-90 м со стенками наклоном 14-34° и заболоченным участком длиной около 5-6 м, и овраг шириной 90-100 м со стенками с наклоном 21-22° и с заболоченной канавой шириной около трех метров. Проведению более масштабных опробований помешала поломка артсистемы.

С осадной пушкой калибра 152 мм на колесном ходу НАТИКАС массой 8 т «Коминтерн» №2 прошел 24 км со средней скоростью 20 км/ч.

«… На ровном шоссе трактор «Коминтерн» с данной совокупностью может передвигаться на 5 передаче (было произведено опробование на длине 200-300 м)».

Опыт буксировки танка Т-28 массой 26 т был неудачен. Было констатировано, что

«трактор «Коминтерн» танк Т-28 буксировать не имеет возможности. Гусеницы буксуют на шоссе со шпорами и без таковых».

В целом «Коминтерн» был оценен экспертами ГАУ очень высоко. Отмечалось, что

«за время дефектов и испытаний поломок в тракторе не имелось».

Скорость буксировки артиллерийских совокупностей в летних условиях по бездорожью и всем видам дорог недалеко от испытаний ограничивались только надежностью артиллерийских повозок. Одновременно с этим в качестве буксировщика средних танков «Коминтерн» употребляться не имел возможности.

Путь в серию

До тех пор пока шли опробования, на ХПЗ длилась подготовка производства. 20 мая 1934 г. старший военпред УММ РККА на ХПЗ Истомин писал:

«1. Разработка чертежей для серии закончена всецело, чертежи переданы в технологическое бюро и заготовительные цеха.
2. технический процесс по механической обработке разработкой закончен всецело.
3. технологический процесс по сборочным работам закончен на 90%.

Приступили к изготовлению приспособлений».

15 августа 1934 г. в 3-м отделе УММ РККА прошло заседание по рассмотрению отчетов опробований двух опытных образцов тракторов «Коминтерн» на НИАБТ Полигоне УММ и полигоне ГАУ, изготовленных ХПЗ, и по вопросу постройки умелой серии из пяти тракторов.

Отмечалось, что в следствии работ 1933-1934 гг. были устранены недочёты, распознанные на опробованиях 1932 г. Вкладыши с баббитом МК трудились безотказно.

Новая гусеница мелкозвенчатого типа зубового (гребневого) зацепления

«всецело выдержала опробование на незабиваемость, неспадаемость и сцепление с землёй».

Но наровне с хорошими моментами имели явления и место отрицательного характера:

«1/ усиленный нагрев цилиндров, что возможно растолковать частично и неудовлетворительной работой совокупности охлаждения.
2/ трещины на дисках главного фрикциона.
3/ поломка зубьев шестерен коробки перемены передач, что привело в одном случае к поломке всего картера коробки.
4/поломка вилки переключения 3-4 передач.
5/ сильный нагрев, необходимость и износ нередкой смены подшипников выжимной муфты заднего фрикциона управления.
6/ случаи отставания резины несущих катков.
7/ гусеница цевочного ведения в том виде, как она выполнена заводом опробований не выдержала и при набегании ведущего колеса на гребень трака оторвала кронштейн».

Опробования по проселку не проводились, поскольку все задействованные артсистемы вышли из строя. На шоссе трактор продемонстрировал свойство буксировать:

«в нераздельном виде артсистему Б-4 со средней скоростью 12,4 км/ч,

ствольную повозку Б-10 на гусеничном ходу со скоростью 19,1 км/ч,

152 мм осадную пушку 10/30 г. со скоростью 20,3 км/ч,

колесную повозку весом 5 тс большой скоростью 25,4 км/ч и при повышенных оборотах мотора до 29 км/ч,

колесную повозку весом 5 т по проселку со средней скоростью 17,6 км/ч,

поезд колесных повозок весом 12 т в тех же условиях со скоростью 13 км/ч,

поезд колесных повозок весом 16 т со скоростью 11 км/ч,

поезд колесных повозок весом 19 т по шоссе со скоростью 16 км/ч».

Большая скорость трактора по шоссе на мерном километре без груза составила 29 км/ч, а при повышенных оборотах мотора – 34 км/ч. В целом опробования подтвердили эти 1932 г. Обстоятельством довольно низких средних скоростей при возке тяжелых артсистем участники заседания сочли невыгодную шкалу скоростей при громадном разрыве между 3-й и 4-й скоростями КПП.

Все перечисленные отрицательные моменты должны были быть учтены при отработке конструкции серийного варианта, исходя из этого опробования опытных образцов признали законченными, а главные узлы (не считая лебедки) трактора серийного варианта проверенными. При постройке умелой серии заводу поручалось всецело учесть и ликвидировать найденные на протяжении последних опробований недочеты.

Следовало довести гарантийную мощность двигателя трактора до 135 л.с., поставить секционный радиатор, снабжающий надежное охлаждение при долгой работе на всех скоростях и при любых температурных условиях. Из двух вариантов испытанных гусениц на серийной машине надлежало применять гусеницу зубового (гребневого) зацепления. Требовалось повысить мощность стартера.

В тракторах серийного выпуска неспециализированная схема главных агрегатов должна была подвергнуться некоторым трансформациям. Предполагалось поставить крытую кабину для команды и платформу грузоподъемностью до 2 т с сиденьями и откидными бортами на 12 человек орудийного расчета. Нужное пространство под платформу надлежало взять за счет применения ходовой части с восемью каретками вместо шести.

Кроме этого следовало установить на «Коминтерне» замечательную 10-т лебедку и разместить запасные части, принадлежности и специальный инструмент (лом, топор, две лопаты, буксирную цепь и поперечную пилу).

Так, был выяснен окончательный вид трактора «Коминтерн», что утвердили распоряжением правительства.

В статье использованы иллюстративные и документальные материалы ГАРФ, РГВА, РГАСПИ и частных коллекций.

источник: Александр Кириндас «МЕХАНИЧЕСКАЯ ТЯГА. вооружение «КОМИНТЕРНА»» // «и РОЖДЕНИЕ Техника» Октябрь 2011 г. С. 45-50

Свидетельство о рождении. 8 серия (2017) Мелодрама @ Русские сериалы

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: