Кто там говорил, что в жестокое время живем?

      Комментарии к записи Кто там говорил, что в жестокое время живем? отключены

Еще одна увлекательная статья* из жж коллеги Харитонова, которая, думаю, заинтересует сотрудников.

Сообщу по секрету, что подлинная природа человека — хорошая. Недаром слово «человечность» (либо по-латыни гуманизм) отождествляется с добротой. Дабы сделать человека злым, необходимы большие упрочнения, целая разработка воспитания. А из-за чего — «сообщу по секрету?» Вследствие того что последнее время нас убеждают в немыслимой злостности человека. Образ человек в массовой культуре легко обагрен кровью.

Наука обосновывает: отечественный вид — враждебный, созданный для войны. Но «верховная антропология» вносит одну поправку: БЫЛ таковым.

Вид «хомо сапиенс» вправду развивался по пути усиления воинственности. Но это относится его старого пласта (от 400 до 20 тыс. лет до н.э.). У современного подвида Homo sapiens recens, существующего последние десять тысяч лет, отправился стремительный отбор на усиление альтруизма и снижение агрессии.

Это помогло избежать самоистребления в условиях немыслимой перенаселенности.

В «природных» популяциях ребенок с самого рождения пребывал в ярком контакте с матерью. Его ласкали, оберегали. Дети постарше играли на виду у взрослых.

Конфликты в большинстве случаев пресекались в зародыше. Детей никто не бил, они и сами не умели бить кулаком. В таких условиях и взрослые вырастали хорошими. В то время, когда европейцы стали открывать мир, то удивлялись мягкосердечию туземцев и детскому простодушию из бушменов, полинезийцев, индейцев.

Выясняется, таким и должен быть естественный нрав человека, незамутненный жёстким воспитанием.

Но путешественники нашли и других аборигенов — злых, агрессивных. Стало известно, что у этих племен существует целая культура «ожесточённой педагогики», призванная выработать «мужество» при помощи неестественных опробований, «инициации» (по сути, комплексной травмы). В таких обществах ребенок сначала живет под опекой матери, в ласке и покое. Но в какой-то момент приходят охотники — ожесточённые юнцы — и лишают его всего самого дорогого. Родного очага.

Присутствия товарищей по играм, сестер, но основное — матери (табу на встречу с родными дамами продолжается годами). Вдобавок его подвергают физическим увечьям и страшным унижениям (скажем, выбивают зубы, надрезают кожу на пояснице, выщипывают волосы с темени). Через пара лет данный человек возвращается в племя: подросший, жилистый, в шрамах, с поменянной наружностью.

С новым именем и статусом. И — с новым характером настоящего солдата!

Кто там говорил, что в жестокое время живем?

Оказалось, что у «хороших» племен не было сложных обрядов инициации, а у «злых» часто бытовало целое мастерство «мучить детей». По существу, это элемент «культуры агрессии», которая, как и, скажем, культура каменных орудий, была средством выживания. Те, кто получал свойство сражаться — не только техническую, но и психотерапевтическую — боролся с соседями за ограниченные ресурсы, а «кротких» истребляли. «Хорошие» племена сохранились только в изолятах, под защитой моря либо гор.

Так вот, в соответствии с некоторым авторитетным данным, в примитивных сообществах охотников и собирателей смертность от вооруженных столкновений достигала 14%. Это возможно сравнить с утратами СССР в Великой отечественной войне (население во второй половине 30-ых годов двадцатого века – 168,5 млн. чел., около 23 млн чел. – утраты на протяжении войны, итого 13,7%), лишь для предков таковой непрекращающейся войной была обыденная жизнь. На единицу времени неспециализированное число жертв было, само собой разумеется, меньше, но только благодаря тому, что людей на планете было мало – для отдельного индивидуума же шанс умереть насильственной смертью был такой же, как для отечественного соотечественника в Великую Отечественную.

Лоуренс Кили в книге «Война до цивилизации» приводит более шокирующие цифры – он говорит, что армейские утраты составляли до 60% в структуре смертности населения каменного века. Кили отмечает наличие и мирных первобытных обществ, но вычисляет их исключениями – 90-95% первобытных обществ вели войны. В других изучениях цифры бывают скромнее, но также впечатляют.

Совершенно верно неизвестно, как происходили конфликты в каменном веке, но ближайшей моделью таких распрей смогут являться таковые в исторический период среди примитивных обществ Амазонии, Австралии, Папуа Новой Гвинеи. Итоги межплеменной неприязни в таких сообществах решаются в неожиданных ударах и набегах по поселениям соперника с резней сконцентрированного в них населения, и вероломных (по современным меркам) нападений из засад.

Хорошие же битвы «правильно» устраиваются больше в качестве ритуала – при обоюдного рвения сторон к разрешению потери – и конфликта в них малы: соперники в них постоянно находятся в поле зрения друг друга, а их отношения очень ритуализированы. Так вот B. Warner дает следующую статистику утрат в войнах между австралийцами: за определенный период времени 35 человек погибли на протяжении громадных набегов, 27 в маленьких набегах, 29 в побоищах с применением засад, 3 – в обычных битвах «стена на стенку» и 2 – на протяжении поединков. Всего же за 20-летний период наблюдений за племенем во всех видах вооруженных конфликтов погибло около 30% начального населения.

У индейцев черноногих на протяжении войн 1805 и 1858 гг. утраты были 50% и 30% всех мужчин племени соответственно. У индейцев янамото в Южной Америке 15% взрослого населения погибает насильственной смертью. – 24% женщин и 7% мужчин. Шаньон, живший среди них, писал:

«деревня, в которой я остановился, подвергалась нападениям практически десятка различных групп. В течение 15 месяцев, пока я проводил изучение, на нее нападали 25 раз».

В новогвинейском племени дани насильственно погибают 28,5% мужчин и 2,4% дам. В племени эуга — 34,8% мужчин. Живший среди них антрополог насчитал за 50-летний период 34 войны.

У индейцев ваорани в Эквадорской Амазонии около 60% взрослых умирали насильственной смертью в течение нескольких поколений – с момента начала их изучения.

Приблизительно то же самое было в каменном веке. В индейском могильнике Мэдисонвилль Охайо, 22% отысканных черепов имели раны, а 8% были пробиты. В индейском же могильнике в Иллинойсе насильственной смертью погибли 8 % погребенных. Около 40% мужчин, детей и женщин, отысканных в могильнике времен палеолита Джебель Сахаба в Египетской Нубии, погибли от ранений, нередки следы от ударов наконечников копий либо стрел.

Из обследованных черепов ямно-полтавкинской культуры (3 тыс. до н.э.) 31% несут на себе травматические повреждения, многие из которых были смертельными. В некоторых случаях отмечается прижизненный слом носовых костей, полученный, возможно, в рукопашном столкновении. И это всё лишь то, что возможно зафиксировать по костным останкам – смертельные ранения мягких тканей, не покинувшие следов на доставшихся археологам костях, попросту не могли быть учтены.

В других местах в том же духе.

* * *

А что возможно сообщить о нас, людях европейской культуры? Мы — какое племя? Продолжительное время были «злым», постоянно вести войну. А педагогика исправно служила культуре агрессии. Традиция предписывала детей унижать, бить, пороть, жестоко наказывать за мельчайшую провинность. Для чего? Считалось: «дабы воспитать».

Подлинная правда! Лишь с оговоркой: дабы воспитать человека, талантливого в нужную 60 секунд сражаться, убивать, становиться злодеем. Это поведение считалось хорошим, мужским, смелым, совершенным.

Но за последний век отечественное племя очень сильно «подобрело». Как-то я заметил хорошую иллюстрацию этому в «Последнем храбрец». Оголодавшие «островитяне» поймали акулу, а после этого внезапно начали плакать и отпустили ее.

Дроздов, рискуя пальцами, доставал из ее пасти крючок! А лет пятьдесят назад в таковой ситуации акулу бы съели за милую душу. К тому же и прославились бы за победу над «мерзким чудовищем». Изменяются времена, изменяются нравы. Отечественное «подобрение» — следствие очередного витка изоляции, в то время, когда «островом» стала вся планета Земля.

Исходя из этого агрессию необходимо подавлять, в противном случае грядет самоистребление. Гуманизм напирает — а с ним растет и надежда на выживание человечества.

* — статья была скомпоновкана мной из двух постов

источники:

  • http://haritonoff.livejournal.com/196676.html
  • http://haritonoff.livejournal.com/180314.html

В последнее время живем

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Коптильщик пелисье

    Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. 19 июня 1845 года…

  • Опыт школьного сочинения или альтернативный взгляд на капитана тушина

    Запись глубокоуважаемого k_lvk в Виртуальный музей русской архитектуры: приложение: неповторимая подача информации разрешают составить подробный портрет…

  • Верните свои броненосцы!

    Этот материал из жж глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева выкладывается на сайт в продолжение спора глубокоуважаемых сотрудников Слащева и…

  • Гибель богов в долине кувшинов

    Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Сейчас, 7 мая,…

  • Не самый крутой уокер

    Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. 160 лет назад, 20…

  • О говорящих обезьянах

    Среди храбрецов мультфтильма Мадагаскар имеется два шимпанзе. Один из них – Фил – в отличие от остальных жителей зоопарка способен осознавать людскую…