Гибель богов в долине кувшинов

      Комментарии к записи Гибель богов в долине кувшинов отключены

Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Сейчас, 7 мая, исполнилось 62 года со дня капитуляции крепости Дьен Бьен Фу — главного опорного пункта французских колонизаторов на северо-западе Вьетнама. Наименование крепости в переводе с вьетнамского свидетельствует Равнина Глиняных Кувшинов. В данной равнине произошло последнее большое сражение французской армии и одновременно последняя битва для того чтобы масштаба эры колониальных войн.

Через два месяца в Женеве было подписано соглашение, в соответствии с которым Франция окончательно утратила Индокитай.

И не смотря на то, что затем французы еще шесть лет уныло, безнадежно и грязно отбивались от партизан в Алжире, а позже многократно проводили милицейский акции в собственных бывших колониях, возможно сказать, что именно в Равнине Глиняных Кувшинов совсем упало военное величие Франции. В этом сражении, длившемся около двух месяцев, была разгромлена элита французской армии — парашютно-десантные части, тиральеры (бывшие зуавы) и Зарубежный легион. Причем разгромлена не европейцами, а вьетнамскими аборигенами, которых гордые галлы ранее не принимали действительно.

Это гордое пренебрежение к сопернику стало основной обстоятельством трагедии, постигшей французскую армию. Командующий армиями в Индокитае генерал Анри Наварр решил создать замечательную укрепленную базу во вражеском тылу, дабы оттуда влиять на коммуникации соперника, а потом применять ее в качестве плацдарма для большого наступления. Он был уверен, что вьетнамцы ни при каких обстоятельствах не смогут захватить эту базу, которую будут защищать лучшие французские армии.

Но он совершил ошибку, а эта неточность стоила судьбе практически тринадцати тысячам их союзников и французов.

Вначале все шло как по маслу. 20 ноября 1953 года началась операция Кастор. Парашютисты свободно высадили десант в намеченнном пункте, легко захватив пребывавший в том месте аэропорт, выстроенный японцами во времена Второй мировой и охранявшийся маленьким вьетнамским гарнизоном. Позже на захваченную ВПП стали приземляться тяжелые транспортники с подкреплениями, оружием, снаряжением, и бронетехникой.

На плацдарм размером 3х6 километров перебросили 10 танков, 35 артиллерийских орудий калибром от 105 до 155 мм, пара 122-миллиметровых минометов, и — эскадрилью истребителей-бомбардировщиков Биркэт. Французы думали, что этого достаточно, потому, что равнина Дьен Бьен Фу была со всех сторон окружена многокилометровыми густыми джунглями, каковые считались непроходимыми для артиллерии и какой-либо колесной либо гусеничной техники.

Начальник десанта, бравый кавалерийский полковник Кристиан Мари Фердинанд де ла Круа де Кастри приказал возвести на буграх, окружавших взлетную полосу, одиннадцать земляных фортов, которым он дал имена собственных любовниц: Анна-Мари, Габриэль, Беатрис, Клодин, Франсуаза, Хюгетт, Наташа, Доминик, Юнон, Элиан и Изабель. За фортом Изабель выстроили запасную взлетную полосу. На заставке — условная схема упрочнений Дьен Бьен Фу, на которой возможно встретиться с ними обоюдное размещение, но в реале они, само собой разумеется, смотрелись более внушительно и состояли не только из низеньких мешочных баррикад.

центральное укрепление и Форты, где полковник устроил собственную резиденцию, были опоясаны несколькими последовательностями колючей проволоки и минными полями. Через несколько недель де Кастри так уверовал в безопасность собственного положения, что приказал доставить ему очередным рейсом фамильное столовое серебро, подушки, перины и шелковое постельное белье, и пара коробок дорогих трубочного табака и вин.

Гарнизон Дьен Бьен Фу сначала складывался из приблизительно 11 офицеров и тысяч солдат. О том, что это были за люди, возможно прочесть в воспоминаниях ветерана Зарубежного легиона, сержанта Клода-Ива Соланжа.

Возможно, нескромно так сказать, но в отечественных последовательностях сражались совершенные воины, настоящие всевышние войны. И это были не только французы, но и немцы, скандинавы, русские, поляки, южноафриканцы а также японцы. Немцы все до единого прошли Вторую мировую, русские — также.

не забываю, во второй роте моего батальона помогали два казака, вести войну под Сталинградом: один — в военной жандармерии, а второй — цугфюрером в кавалерийской дивизии ваффен-СС. Оба они погибли при обороне форта Изабель.

В том направлении им и дорога, добавлю я от себя.

Три месяца французы дурели от безделья, а тем временем командующий вьетнамской армией старший генерал Во Нгуен Зиап не сидел сложа руки. Он распорядился прорубить через джунгли в направлении Дьен направляться Фу пара дорог, шепетильно маскируя их от воздушного наблюдения, для чего рабочие связывали высокие ветви деревьев, так что они образовывали зеленые тоннели.

Инфракрасных датчиков тогда еще не было, исходя из этого французы, не обращая внимания на периодические облеты территории, ничего не нашли. По дорогам к крепости шли войска и артиллерия, для которой так же скрытно оборудовали огневые позиции.

Курортная идиллия закончилась 13 марта 1954 года, в то время, когда по Дьен Бьен Фу совсем нежданно для французов открыли ураганный огонь 40 122-миллиметровых и 76-миллиметровых пушек, и 60 минометов и 12 катюш. Под прикрытием огненного шквала в наступление устремилась 38-я металлическая пехотная дивизия, поделённая на 33 ударные штурмовые группы. За пара мин. вьетнамцы захватили передовой форт Беатрис, перебив всех его защитников, не успевших бежать.

Начиная с 13 марта 1954 года артобстрел Дьен Бьен Фу длился непрервыно впредь до капитуляции крепости. Каждый день на ее территорию падало с среднем до 1000 снарядов и более полутора тысяч минометных мин. Сначала французы пробовали вести контрбатарейную борьбу и подавлять вражескую артиллерию действиями авиации, но вьетнамцы создали над собственными позициями надежный колпак из 80 скорострельных 37-миллиметровых зениток производства СССР. бомбардировщиков и Атаки штурмовиков удачно отражались, французы каждый день теряли по паре автомобилей, пока не исчерпали возможности собственной авигруппировки. .

В один момент вьетнамские орудия и катюши раз за разом разрушали взлетные полосы. Французы под огнем, рискуя судьбой, закапывали воронки, но они в тот же час же оказались опять. Через несколько недель осажденные осознали, что их упрочнения ненужны. 26 марта из Дьен Бьен Фу вылетел последний самолет.

Затем эвакуация раненых стала неосуществимой, а снабжение начало осуществляться способом сброса грузов на парашютах. Но и это занятие выяснилось весьма рискованным, поскольку зенитки полностью простреливали воздушное пространство над плацдармом. Более полутора десятков транспортников было сбито.

Дабы обезопасить себя, летчикам было нужно перейти к ночным действиям и расширить высоту сброса до трех километров, но наряду с этим из-за промахов и ветра более половины парашютных контейнеров с продовольствием, медикаментами и боеприпасами попадало к вьетнамцам. Так, французская авиация начала снабжать не столько собственных воинов, сколько их соперников, но другого выхода уже не было.

По воздуху доставлялись и подкрепления. Во второй половине марта в Дьен Бьен Фу в дополнение к уже имевшемуся в том месте 11-тысячному контингенту десантировались еще пара парашютных батальонов. Это довело численность гарнизона до 15 тысяч людей, но в распоряжении генерала Во Нгуен Зиапа к тому времени имелось уже более 40 тысяч строевых бойцов и еще девять тысяч в частях обеспечения.

Такое соотношение сил делало положение крепости неисправимым.

Не обращая внимания на то что французы, спасаясь от обстрелов, закапывались все глубже в почву, постоянный артогонь наносил им тяжелые потери. Но обстрелами дело не исчерпывалось. Вьетнамцы то и дело нападали, умело применяя тактику штурмовых групп.

К концу марта они захватили форты Беатрис и Хьюгетт, а в апреле пали упрочнения Анна-Мари, Габриэль, и Изабель. Форт Элиан отразивший пара атак, вьетнамцы взорвали вместе с защитниками, подведя под него подземную минную галерею. Территория плацдарма сократилась до двух квадратных километров.

Сбрасывать на данный пятачок грузы по ночам и с громадных высот стало нереально, практически все они попадали к сопернику.

К началу мая в крепости было нужно урезать пайки и ввести твёрдое нормрование расхода снарядов. Французы к тому времени были очень истощены, измотаны и в значительной степени деморализованы. Они уже не хоронили убитых и обычно кроме того не извлекали из-под огня тяжелораненых днем, оставляя их лежать до темноты, поскольку любой квадратный метр простреливался.

Многие изувеченные воины зря кричали, часами безропотно взывая о помощи, и умирали, так и не дождавшись санитаров.

Руководство уже ничем не имело возможности оказать помощь гарнизону, не считая воодушевляюших радиограмм с обещаниями щедрых призов и призывами держаться до последнего. В ответ полковник де Кастри слал панические депеши о критичности собственного положения и огромных утратах. Дабы поднять его боевой дух, полковнику экстренно присвоили звание генерала.

В этом прослеживается аналогия с генералом Паулюсом, которого Гитлер произвел в фельдмаршалы за два дня до капитуляции окруженной сталинградской группировки. Паулюс, как мы знаем, не внял пожеланию фюрера предпочесть смерть позору капитуляции.

Де Кастри поступил подобно, 7 мая он приказал вывесить над еще державшимися упрочнениями белые знамёна. В плен сдались 11720 солдат и офицеров, из них 4436 раненых. 2293 человека были убиты за время осады и 1729 пропали без вести, другими словами, они также погибли, но их тела так не были отысканы либо идентифицированы.

Так, безвозвратные утраты французской армии в двухмесячном сражении за Дьен Бьен Фу составляли 15742 человека. Это больше, чем утратила советская армия за 10 лет войны в Афганистане и русский армия — в обеих чеченских войнах. Отношение вьетнамцев к военнопленным французам было очень жёстким, если не сообщить — ожесточённым, а местных власовцев и хиви они просто сходу расстреляли.

Исходя из этого живыми из плена возвратились только 3430 человек, другими словами менее 30%.

Вся французская техника, пребывавшая в Дьен Бьен Фу, была или стёрта с лица земли, или захвачена. Помимо этого, вьетнамские зенитчики сбили 62 боевых и транспортных самолета и повредили еще 167. Утраты вьетнамской народной армии составляли 4020 человек убитыми, 9118 — ранеными и 792 — пропавшими без вести.

Гибель богов в долине кувшинов
условная схема упрочнений Дьен Бьен Фу, на которой возможно встретиться с ними обоюдное размещение, но в реале они, само собой разумеется, смотрелись более внушительно и состояли не только из низеньких мешочных баррикад.

Начало операции Кастор. Французские парашютисты занимают места в Дугласе.

Выброска десанта c самолетов американского производства C-119 Флаинг Бокскар. По большому счету, вся авиатехника, задействованная французами в битве за Дьен Бьен Фу, действовала из америки, а за штурвалами военно-транспортных автомобилей обычно сидели американские летчики.

Уже приземлившиеся десантники следят за посадкой их сотрудников.

Воздушное прикрытие плацдарма и десанта осуществляли истребители-бомбардировщики Грумман Биркэт.

Французы строят упрочнения в Дьен Бьен Фу. На заднем замысле видна ВПП со стоящими на ней самолетами.

Броневую группу десанта составляли 10 легких авиатранспортабельных танков Чаффи.

В Дьен Бьен Фу собрался очень пестрый коктейль из разных частей французских армий. На рисунке — алжирский тиральер, марокканский спаги, наемник из Зарубежного легиона, десантники (радист и автоматчик), и пехотинец индокитайских колониальных армий, собранных из местных коллаборационистов. Вьетнамцы их в плен не брали и расстреливали на месте.

Американский самозарядный карабин М1А1 со складным прикладом — главное оружие французских десантников в Дьен Бьен Фу.

260 тысяч вьетнамских рабочих, велосипедистов и носильщиков тайно строили дороги к Дьен Бьен Фу и доставляли по ним все нужное для взятия крепости. Диорама из вьетнамского армейского музея.
На заставке — картина с изображением транспортника С-119, сбрасывающего под интенсивным зенитным обстрелом грузы для осажденного гарнизона Дьен Бьен Фу. Эта машина с радиопозывным Earthquake была предоставлена французам американцами (на правой плоскости из-под краски проступает замазанная сокращение USAF) и управлялась американскими летчиками, завербованными ЦРУ. На базу она не возвратилась, целый экипаж погиб.

Французские офицеры в штабном подземном бункере крепости Дьен Бьен Фу.

Французы ведут пламя из безоткатного орудия.

Аэропорт Дьен Бьен Фу под обстрелом. Горят французские транспортные и связные самолеты.

Пикирующие бомбардировщики А-26 Инвэйдер и Кертисс Хеллдайвер, наносившие авиаудары по вьетнамским армиям в районе Дьен Бьен Фу.

Подвеска 500-фунтовых бомб под истребитель-бомбардировщик Грумман Биркэт на аэропорте Дьен Бьен Фу, в то время, когда он еще не был перепахан артиллерией и мог принимать самолеты.

Эвакуация раненых из Дьен Бьен Фу вертолетами Сикорского S-55. Всего за время осады из крепости было вывезено около двух тысяч людей. Но долетели не все.

Вьетнамцы осматривают сбитый S-55.

В первые дни осады раненых вывозили не только вертолетами, но и самолетами, но скоро вьетнамцы обрушили французский воздушный мост

результат и Вьетнамские зенитчики их работы — сбитый транспортник С-119.

Отражение ночного налета французских бомбардировщиков и штурмовиков.

Вьетнамцы в атаке.

Один из подземных больниц крепости.

Вьетнамцы устанавливают флаг над бункером генерала де Кастри.

Довоевались.

Вьетнамцы и стёртый с лица земли артогнем на аэропорте Дьен Бьен Фу Биркэт.

Радость победителей.

источники:

  • http://vikond65.livejournal.com/476980.html
  • http://vikond65.livejournal.com/477926.html

Лига Богов 2017 крутой фильм

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Гибель «хайт-клаймера»

    «какое количество Climber» – такое наименование британцы дали показавшимся в 1917 высотным дирижаблям, неуязвимым как для самолетов-перехватчиков, так и…

  • Самолет гагарина или как погиб гагарин? место гибели юрия гагарина.

    Подробности. НАЧАЛО РАБОТЫ Государственной комиссии. 27 марта 1968 года в 10 часов 18 мин. с аэропорта Чкаловский взлетел самолет УТИ МиГ-15. В первой…

  • Верните свои броненосцы!

    Этот материал из жж глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева выкладывается на сайт в продолжение спора глубокоуважаемых сотрудников Слащева и…

  • Коптильщик пелисье

    Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. 19 июня 1845 года…

  • Не самый крутой уокер

    Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. 160 лет назад, 20…

  • Почему украинский «тирекс» обречен на гибель

    Статья выложена на сайте настоящего гуру в области современного танкостроения — Гурхана. Статья посвящена украинскому бумажному проекту танка Тирекс и…