Этот день ни вычеркнуть, ни переиначить

      Комментарии к записи Этот день ни вычеркнуть, ни переиначить отключены

Этот день ни вычеркнуть, ни переиначить

Круглый стол в газете «Правда», посвященный Дню космнавтики.

Состав участников этого «круглого стола», посвящённого юбилейному Дню космонавтики, по-своему необыкновенен: тут не было астронавтов. Одновременно с этим гости редакции были тесно связаны с космонавтикой.

Олег Дмитриевич БАКЛАНОВ так и назвал собственные мемуары: «Космос — моя будущее». Его космическая будущее началась на Харьковском заводе имени Т.Г. Шевченко, среди продукции которого изделия для космоса занимали наиболее значимое место.

Его «вахта» в Министерстве неспециализированного машиностроения СССР также сохраняла космическую ориентацию. От звёздных неприятностей не отлучила и работа на постах секретаря ЦК КПСС и помощника Главы Совета Обороны СССР. О качестве несения данной вахты убедительно свидетельствуют Звезда Героя cоцтруда и Ленинская премия.

Владимир Степанович ГУБАРЕВ известен в первую очередь как правдист, но он кроме этого автор, драматург, сценарист. С Юрием Алексеевичем Гагариным он был знаком с самого начала космической эры. Премии Ленинского комсомола он был удостоен за публикации о космонавтах и космосе. Он первым из правдистов взял Национальную премию СССР — за произведения, в которых важное место занимала тема космоса.

Она и сейчас остаётся одной из основных в его творчестве. Генерал Георгий Петрович ШИБАНОВ — одна из преданий отечественной авиации и космонавтики. Нет, он не устанавливал мировых рекордов скорости либо дальности полётов. У него другие рекорды: он был одним из самых молодых за все годы лауреатов премий СССР в области науки и техники. Сталинскую премию юный техник взял в 20 (двадцать!) лет.

Второй его рекорд — спасённые от травм и гибели космические и лётные экипажи и от аварий — космические аппараты и самолёты. Врач технических наук, доктор наук, заслуженный техники и деятель науки РФ, он входит в тесный круг ведущих экспертов страны, чьи работы по безопасности полётов уже стали классикой.

Подвиг советской эры

Разговор на «круглом столе» начался вступительным словом главреда «Правды», участника Президиума ЦК КПРФ, депутата Госдумы Бориса Олеговича КОМОЦКОГО:

— В ХХ столетии у нас случились три события глобального значения. Во-первых, Великая Октябрьская социалистическая революция, давшая старт скачку от общества, в котором господствовала эксплуатация человека человеком, к обществу социального равенства. Во-вторых, Победа в Великой Отечественной войне над гитлеровской Германией, Победа, в которой ключевая роль принадлежала советскому народу.

В-третьих, выход человека в космос. Имеется все основания сказать, что эта цепочка событий есть цепочкой причинно-следственных связей. В действительности, Победа СССР в Великой Отечественной войне — это, как справедливо отмечал Сталин, победа советского публичного и национального строя, другими словами следствие победы Великого Октября.

А космическая победа, в то время, когда коммунистический человек коммунист Юрий Гагарин первым достиг космических высот, была не только подвигом одного человека, но и подвигом народа, населения-украины.

55 лет прошло с того исторического и смелого дня. За эти более чем полвека свершилось большое количество ярких и тёмных событий. Но 12 апреля остаётся окрашенным советской сущностью и советскими символами, и поменять данный его суть не решаются кроме того те силы, для которых антисоветизм стал сутью их поведения, в противном случае и существования.

Формально 12 апреля возможно назвать отраслевым праздником, таким же, как Сутки металлурга, Сутки преподавателя, Сутки танкиста. Но практически он превратился в народный праздник, в праздник созидательного советского героизма и социалистического труда. В социальном смысле он делает как минимум функцию укора нынешней капиталистической совокупности.

Владимир Степанович Губарев на сегодняшний «круглый стол» принёс собственную книгу «Зеркало фантазий». В этом занимательном издании имеется страно показательный эпизод. В беседе с помощником директора Федерального ядерного центра России вы, Владимир Степанович, задаёте ему очень важный для понимания современности вопрос: «Выходит большое количество книг с воспоминаниями. Пишут их все — от теоретиков до работников тайных работ.

Я просматриваю практически всё, что издаётся. Подмечаю одну особенность: все эти книги — «ностальгические», в случае если возможно так выразиться. Я имею в виду, что все авторы вспоминают прошлое с грустью: дескать, как прекрасно им было тогда Из-за чего? Неужто на данный момент менее весьма интересно?»

И вот как отвечает современный большой организатор прорывной отрасли науки:

«Нет, само собой разумеется. Но тогда стояла стратегическая цель, национальная задача, которая была приоритетной. А потому было особенное отношение к этим работам.

Сейчас же выговоры пара сместились, а позже появились неприятности, которых в прошлом не существовало. В частности, привлечение к нам молодёжи. А тогда было познание важности задач, каковые решают эксперты в Центре».

В этом диалоге весьма совершенно верно вскрыта альтернативность двух социальных совокупностей. Исходя из этого сейчас как космос, так и ядерная физика ни для власти, ни для пропаганды, которая её обслуживает, прекратили быть социально значимыми сферами. И Сутки космонавтики всё заметнее преобразовывается в политический праздник.

Если бы нынешней совокупности было по зубам, она бы отменила и его, как отменила праздник годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

Данный сутки незабываем

Владимир ГУБАРЕВ. В истории нашей страны было большое количество ответственных событий. Одни из них и сейчас почитаются за значимые даты, отношение к вторым изменилось, но я знаю совершенно верно, что отношение к 12 апреля нереально ни оспорить, ни поменять.

Данный сутки запрещено ни вычеркнуть, ни переиначить. Возможно оспорить значение той либо другой битвы, возможно поставить под сомнение кроме того значение войны.

Единственное событие в истории, которое оценивается весьма совершенно верно и значение которого никто не имеет возможности оспорить (такие попытки одно время предпринимались, а также были заявления, словно бы Юрий Гагарин в космос не летал, но это такая чепуха, которая мгновенно опровергается), это факт первого полёта в космос, совершённого Гагариным. Как раз с данной точки зрения нужно доходить к событию, которое мы на данный момент отмечаем.

Что такое полёт Юрия Гагарина? Вот рядом с нами человек, что всё знает о проблемах и сложностях полётов. Со какое количество проблемами, которые связаны с безопасностью космических полётов, вам, Георгий Петрович, было нужно столкнуться, сколько их зарегистрировать?

Георгий ШИБАНОВ. 258. Но наряду с этим было лишь два случая с летальным финалом. И они зависели не от астронавтов, а от того, что мы спешили и не доработали технику.

А вдруг сказать о отечественных астронавтах, то в любых ситуациях они выходили из критических обстановок с честью. И не только за счёт собственной тренировки, не только за счёт познаний. Нужно подчернуть, что большие резервные мощности были у вручённой им космической техники, и они разрешали нам и по окончании пожара, и по окончании нестыковки выходить из тяжёлого положения с успехом.

В.Г. 258 неприятностей, установленных экспертами, нёсшими ответственность за безопасность полётов.

Г.Ш. Это лишь за время моей работы.

В.Г. Полёт Гагарина, на мой взор, был одним из самых проблемных. Перед первым полётом человека были экспериментальные полёты с собачками. Первый полёт, которым я занимался, проходил 1 декабря 1960 года.

Будучи ещё обозревателем «Комсомольской правды», я должен был встречать Мушку и Пчёлку. Их орбитальный полёт, продолжавшийся 24 часа, прошёл удачно. Но на последнем этапе схода с орбиты из-за отказа совокупности стабилизации тормозной двигательной установки величина тормозного импульса была недостаточной.

Траектория спуска была нерасчётной, что угрожало приземлением космического тайного объекта вне территории СССР. Спускаемый аппарат не вошёл в воздух в расчётное время и был взорван совокупностью автоматического подрыва объекта.

24 декабря состоялся полёт собачек Жульки и Жемчужины. При возвращении не отделилась третья ступень, и аппарат упал в Туруханской тайге. Собачек нашли и спасли.

Жулька позже жила у академика О.Г. Газенко. Следующие пара полётов были успешными, но эти два не могли не приводить к.

Но полёт откладывать было нельзя. Дело в том, что на 20 апреля был назначен старт американца Алана Шепарда. Да, это был 15-минутный прыжок в невесомость. Но если бы он полетел первым, то приоритет был бы у США.

А соревнование с Америкой тогда многое определяло.

Перед полётом Гагарина многие медики думали, что астронавт, выйдя на орбиту, неизбежно сойдёт с ума. Исходя из этого вся автоматика была заблокирована, дабы человек не имел возможности вмешаться в её работу. И лишь в крайнем случае, если появится необходимость перейти на ручное управление, астронавт должен был поочерёдно вскрыть два конверта: заметив написанное в том месте число, собрать его, и тогда включался пульт ручного управления.

Действительно, Сергей Павлович перед запуском Юрию заявил, что кодовое число 25.

Видно, последние восемь мин. полёта были непростые, не смотря на то, что, вопреки всему, астронавт старательно вёл все записи о происходившем в бортовом издании. В самолёте, возвращавшем первого в мире астронавта с места приземления, какое-то время у Гагарина был отчуждённый, растерянный вид.

Виктор ТРУШКОВ. Георгий Петрович, а в то время, когда вас будущее свела с космическими проблемами?

Г.Ш. Начотделом безопасности полётов я был назначен перед запуском Владимира Комарова, с которым мы совместно получали образование академии и дружили.

В.Т. Олег Дмитриевич, а как вы на протяжении первого полёта человека в космос были связаны с космическими проблемами?

Олег БАКЛАНОВ. Незадолго перед тем, как 12 апреля 1961 года был выведен на орбиту космический аппарат с Юрием Гагариным на борту, я был назначен главой цеха. Успешный старт ракетоносителя с космическим кораблём «Восток» снабжала аппаратура отечественного завода.

На самом предприятии в это время происходили важные перемены: быстро возрастали количества производства, осваивались новые разработки, строились производственные корпуса, оснащаемые высокопроизводительным оборудованием. На боевом дежурстве находились баллистические ракеты Р-12, укомплектованные аппаратурой отечественного завода. Эти ракеты появились в центре событий мирового масштаба — Карибского кризиса.

Весьма важная работа по дальнейшей модернизации и созданию нового ракетного комплекса УР-100 тесно связала нас с выдающимися учёными-конструкторами В.Н. Челомеем, Н.А. Пилюгиным, В.И. Кузнецовым, научила быть инициативными и, в случае если желаете, отважными. В какой-то момент нужно было совершить модернизацию совокупности управления либо создавать ракету нового поколения.

Отечественный директор В.П. Лысов на заседании у министра С.А. Афанасьева внес предложение модернизировать и изготовить аппаратуру силами предприятия.

Нас поддержали. В следствии был создан ракетный комплекс УР-100К, что был самым массовым и самым надёжным.

В.Т. Владимир Степанович, поведайте о собственном 12 апреля 1961 года.

В.Г. В канун старта Юрия Гагарина мне довелось побывать в «университете Волынкина», другими словами в том самом университете, где подготавливались первые астронавты к полётам. Я написал громадной репортаж, завизировал его и поздно вечером приехал с ним в редакцию. Было уже около полуночи.

Заканчивалось 11 апреля. Задерживать газету либо нет? Репортаж всё-таки сенсационный.

Да и заголовок соответствует: «на следующий день полетит человек!» Но полетит ли он на следующий день? В этом все сомневались: и Юрий Воронин, главред, и Михаил Хвастунов, заведующий отделом науки. Посчитали, что запуск состоится 14 апреля, а потому и было решено напечатать мой репортаж как раз в данный сутки.

Позднее все мы сожалели о том, что не задержали выпуск номера

Пропасть между двумя эрами

В.Т. И с того дня прошло уже 55 лет. За это время у отечественной космонавтики показалась богатейшая история. Её первые страницы по большей части известны современникам тех свершений. Они подавались ярко а также эпохально. А сейчас официоз в случае если и вспоминает о космосе, то буднично. Наряду с этим и нынешняя власть, и её агитпроп вынули из освоения «звёздного мира» подвиг и труд.

Такое чувство, что это делается сознательно.

Г.Ш. Моя работа заставляла и заставляет наблюдать на освоение космоса более прозаически а также чаще обращать внимание на недоработки, снижающие безопасность полётов. Но в случае если сказать об освоении космоса как публичном ходе, то нельзя не подметить, что приход буржуазной власти в начале 1990-х сказался не только понижением внимания к освоению космоса, но и разрушением последовательности достижений советского времени.

В начале 1990-х ответом Б. Ельцина и В. Черномырдина в угоду США были остановлены все работы по уже созданному в пилотируемом варианте кораблю «Буран» и по самая экономичной для собственного класса и экологически чистой ракете-носителе «Энергия». В пожарном порядке по их указанию, не обращая внимания на успешный подъём «Бурана» (единственный беспилотный полёт этого корабля многоразового применения состоялся 15 ноября 1988 года) на самолёте-носителе «Мрия», были расформированы отряды астронавтов, подготовившихся для полётов на челноке, и обескровлен сложнейший неповторимый термобарокамерный комплекс в составе Национального лётно-испытательного центра имени В.П. Чкалова.

О.Б. Программу «Энергия-Буран» совсем закрыли в первой половине 90-ых годов двадцатого века, но работы по ней были приостановлены тремя годами раньше, в то время, когда президентом был Горбачёв. Он в один раз мне выговаривал: «Ты из-за чего всё время наблюдаешь на американцев как будто бы через амбразуру дота?» Говорю: «Я несу ответственность за обороноспособность СССР. А американцы всё делают, дабы её ослабить».

взглянуть на него и поразмыслил: «А в твоих глазах — американская амбразура».

Я постоянно считал ответ о создании многоразовой транспортной космической совокупности (МКТС) «Энергия-Буран», принятое ещё в середине 1970-х годов, верным, взвешенным, обоснованным и вынужденным. Его необходимость диктовалась заинтересованностями безопасности и обороны страны. В один момент это решение содействовало научному формированию страны. Космическая техника снабжала появление самых передовых разработок.

Она делала невиданные удачи не по обстоятельству актуального увлечения, а из-за потребности в прорывных, принципиально новых ответах. Достаточно заявить, что лишь чтобы «увязать» совокупность «Энергия-Буран», потребовалось создать, испытать и изготовить до 70 наименований материалов с характеристиками на порядок выше тех, каковые в то время эксплуатировались в технике. Это были материалы и техника будущего.

Создание совокупности «Энергия-Буран» разрешило взять около 600 новых технологических ответов, каковые в советские годы начали внедряться в народное хозяйство страны и должны были обеспечить яркий и прямой экономический эффект.

Создание МКТС «Энергия-Буран» — это возможность развития транспортно-космических средств. Это — будущее в развитии космической и авиационной техники, объединяющей в себе все достижения космонавтики и передовые принципы и авиации. К тому же это был ответственный ход к обеспечению высокой конкурентоспособности нашей страны на интернациональном космическом и авиационном рынке.

Напомню кроме этого, что работа МКТС «Энергия-Буран» предусматривала сотрудничество с совокупностью неизменно действующей орбитальной станции «Мир», а в возможности — с «Мир-II», которая планировалась как объект 100-тонной комфортной размерности и грузоподъёмности.

Г.Ш. Считаю правонарушением затопление в марте 2001 года отечественной орбитальной околоземной станции «Мир». Особенно в случае если учесть, что у России имелся резервный функционально-грузовой модуль, близнец которого функционирует и поныне в составе интернациональной космической станции. Была полная возможность тот резервный модуль пристыковать к станции «Мир» и применять его в качестве базисного.

Но господа Коптев, председатель совета директоров Российского авиационно-космического агентства, и Клебанов, помощник примьер-министра РФ, курировавший ВПК, при немногословном согласии президента В. Путина решили затопить станцию. А ведь это был не только базисный модуль. Были затоплены научные модули и более 20 тысячь киллограм неповторимой научной аппаратуры.

Отдельные её образцы кроме того опоздали ни разу применять по прямому назначению.

Изумляет, что инициаторы уничтожения станции «Мир» не соизволили применять кроме того возможность доставки с орбитальной космической станции образцов элементов и материалов конструкции, каковые в настоящих условиях эксплуатации пребывали столь долгое время. Это же бесценный дар для науки, для разработчиков космических совокупностей будущего. Чувство такое, что господа делали задание как возможно стремительнее прекратить в Российской Федерации независимые работы, которые связаны с пилотируемой космонавтикой.

В.Т. Олег Дмитриевич, а как именно осуществлял управление космической отраслью ЦК КПСС?

О.Б. Я приведу конкретный пример. 17 февраля 1976 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли распоряжение «О создании межорбитальной космической совокупности «Буран». В этом документе указывались клиент (Минобороны СССР) и головной изготовитель (Министерство неспециализированного машиностроения СССР, НПО «Энергия»).

В нём упоминались «разгонная ступень

HORCASTL

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: