Восемь дней войны o-16

      Комментарии к записи Восемь дней войны o-16 отключены

Королевство Нидерланды в начале прошлого века имело широкие колониальные владения, жемчужиной которых была Голландская Ост-Индия, нынешняя Индонезия, для обороны которой требовался замечательный армейский флот. Но возможности королевства были очень ограничены: большинство денег уходила на социальные программы.

По окончании окончания Первой Мировой в голландском обществе, которое было весьма напугано бойней, разыгравшейся вблизи ее границ, увеличивалась волна пацифизма, морскому министерству все тяжелее и тяжелее было выбивать деньги на флот, но, не обращая внимания на все, получалось заказывать маленькие серии боевых судов. Строились эскадренные миноносцы, проектировались крейсера. Отнюдь не оставались незамеченными и подводные лодки, каковые отлично вписывались в концепцию обороны колоний в Ост-Индии.

Голландские адмиралы знали имя собственного потенциального соперника, которым была Япония. Воины Императорской армии имели возможность появляться на территории голландской колонии лишь морем. Значит будут организованы конвои вторжения, против которых и должны были функционировать голландские подводные лодки.

История голландского подводного флота началась в 1906 году. Развитая индустрия страны разрешала строить подводные лодки. Голландцам кроме этого удалось ознакомиться с последними достижениями мирового судостроения, в составе флота показались лодки германской и американской постройки.

По окончании окончания войны на территории королевства трудились германские конструкторы, специализирующиеся на проектировании подводных лодок.

В течение 1920-х и первой половине 1930-х годов в голландском флоте было два типа подводных лодок. Первые предназначались для работы в Ост-Индии и имели наименования, складывающиеся из буквы «К» (Kolonien) и латинских цифр. Второй тип был рекомендован для работы в водах метрополии; они имели номера, складывающиеся из буквы «О» (Onderzeeboot) и арабских цифр.

В целом оба типа были весьма похожи: лодки, предназначенные для работы в колониях, имели чуть большее водоизмещение и громадную дальность плавания, чем строившиеся для европейских вод, и были снабжены совокупностью кондиционирования воздуха для облегчения работы личного состава в тропиках. По окончании начала финансового кризиса 1929 г. спрос на продукцию, создаваемую в его колониях и королевстве, уменьшился.

И без того недостаточные средства, выделяемые на вооруженные силы, были еще более урезаны. В аналогичных условиях развивать два типа субмарин с практически однообразными чертями не имело смысла. В руководстве королевского флота решили отказаться от деления на субмарины и колониальные лодки для вод метрополии и заняться развитием универсальных подводных лодок.

Следствием ответа стало прекращение работ над проектом следующей пары колониальных подводных лодок K-XIX и К-ХХ. Их место в программе строительства субмарин заняла подлодка O-16 – первая универсальная субмарина. Ее главным конструктором был инженер судостроительного департамента Г. де Роой, для которого это первенствовал опыт в области подводного судостроения.

За базу была забрана подлодка K-XIV.

Восемь дней войны o-16

От прошлых типов O-16 отличалась быстро увеличенным водоизмещением. Она имела двухкорпусную конструкцию, прочный корпус строился из судостроительной стали марки St.52, глубина погружения достигала 80 м. При проектировании де Роой попытался применять как возможно больше технических достижений. Среди всех голландских субмарин она стала рекордсменом по количеству внедренных новшеств. К примеру, 49% корпусных конструкций соединялись не клепкой, а с применением сварки.

Это разрешило расширить прочность корпуса и сократить его вес.

Артиллерийское оружие складывалось из одного 88 мм орудия «Wilton-Fijenoord-Bofors» №.3 и двух 40 мм автоматов «Vickers» («двухфунтовый пом-пом»), размещавшихся в прячущихся установках по обеим оконечностям ограждения рубки. Торпедное оружие включало восемь 533-мм аппаратов – четыре носовых, два кормовых (для каждого из них имелось по одной запасной торпеде) и один спаренный поворотный в надстройке перед ограждением рубки. Кроме этого субмарина была снабжена шумопеленгаторной станцией германской компании «Atlas Werke».

Заказ на постройку O-16 был выдан «N.V. Koninklijke Maatschappij De Shelde» во Флиссингене. Подлодка, взявшая строительный номер 200, была заложена 28 декабря 1933 г. [1], построена 27 января 1936 г. и была включёна в состав флота 26 октября 1936 г. По окончании курса и прохождения испытаний боевой подготовки лодка была признана боеспособной и скоро вышла в трансатлантический поход, целью которого являлась проверка поведения в условиях зимней Атлантики.

Руководил субмариной капитан-лейтенант Кристиан Ян Виллем ван Ваннинг, на борту был судостроитель доктор наук Ф. А. Венинг.

Лодка пребывала в море с 11 января по 6 апреля 1937 года. За это время O-16 посетила Гамильтон на Бермудских островах (5 февраля), Норфолк (13-14 февраля), Вашингтон (15-24 февраля), где начальник субмарины был принят президентом Соединенных Штатов Ф. Д. Рузвельтом, Пунта-Делгада (Азорские острова) и Лиссабон (12 марта). 19 марта в Гибралтарском проливе произошло рандеву с броненосцем береговой обороны «Хертог Хендрик».

Суда совершили совместные учения, субмарина пара раз выходила в наступление под перископом. По окончании маленькой стоянки в Гибралтаре для отдыха экипажа, 6 апреля подлодка возвратилась в Ден Хелдер, ставший ее базой.

В рутинной работе субмарины в следующие два года необходимо отметить только пара событий. 9 июля 1937 г. принц Бернард произвел смотр лодки и, кроме того выходил на ней в море. 3 сентября 1938 г. О-16 участвовала в громадном параде флота на рейде Шневинингена, посвященном 40-летней годовщине нахождения на троне королевы Вильгельмины.

По завершении парада лодка была открыта для визита публикой. Время между событиями, которые связаны с королевским семейством, было занято боевой подготовкой. Подводная лодка принимала участие в нескольких тактических учениях, совершила много торпедных и артиллерийских стрельб.

12 декабря 1938 г. O-16 прибыла на верфь «Rijkswerf» в Виллемсоорде (пригород Ден Хелдера) для планового ремонта. В середине апреля 1939 г. работы были закончены, началась подготовка к переходу в Ост-Индию. Правительство королевства сохраняло надежду остаться в стороне от громадной европейской войны, но никак не от тихоокеанской, исходя из этого ВМС в колонии по мере возможности усиливались.

O-16 стала первой подлодкой голландского флота с литерно-цифровым обозначением, начинающимся на «О», посланной в Ост-Индию. Субмариной в то время руководил капитан-лейтенант Питер Андреа Мулок ван дер Флиес Бик.

O-16 вышла в море 24 апреля 1939 г. Совершив по пути заходы в Лиссабон (29 апреля), Порт-Саид (10 мая), Аден (13 мая), 5 июня она прибыла в Танджонк-Приорк. 29 июля новым начальником субмарины стал капитан 3 ранга Л.Я. Ярман. Через некое время в Ост-Индию прибыли подводные лодки O-19 и O-20, что разрешило руководству флота произвести реструкуризацию подводных сил. Все наличные подводные лодки были поделены на две категории: боеспособные и небоеспособные.

Из боеспособных лодок было организовано четыре дивизиона; O-16 была включёна в состав 1-го.

Нацеленные на действия против вражеских конвоев, голландские подводные лодки отрабатывали групповые действия. Довольно часто выполнялись атаки на быстроходные цели. Интенсивная боевая подготовка приводила к разным происшествиям, участником одного из них стала O-16. 4 января 1940 г. на протяжении исполнения тактического упражнения субмарина столкнулась с эскадренным миноносцем «Витте де Витт». Участники столкновения отделались легкими повреждениями.

По окончании непродолжительного ремонта лодка возвратилась в строй, и опять начались трудовые будни.

10 мая 1940 г. германская армия пересекли границу Королевства, через пара дней его территория была полностью оккупирована. Голландские колонии сохранили верность правительству в изгнании. Для O-16, как, но, и остальных подводных лодок в Ост-Индии, это означало, что, не считая учений, появилась необходимость несения дозоров.

В июне 1940 года голландская разведка получила данные о выходе в море германского авианосца «Граф Цеппелин», по окончании получения информации O-16 заняла позицию недалеко от возможного появления авианосца. По в полной мере понятным обстоятельствам он так и не показался. Пара позднее O-16 и K-XVII получили приказ сопровождать торговое судно «Лематанг», шедшее в Дурбан, и танкер «Оливия», направлявшийся в Лоренцу-Маркеш (Мозамбик).

При появления германских рейдеров лодка должна была нападать нападавших, но контактов с соперником на протяжении похода не было. начало 1940 и Остаток 1941 года прошли для субмарины в боевой подготовке.

В начале 1941 г. показались показатели того, что война с Японией может начаться в любую секунду. Активизировались военные и дипломаты заинтересованных сторон, включая голландских, каковые совершили серию переговоров с американскими и английскими сотрудниками. Удалось сделать много для координации сил на случай вероятной войны с Японией.

В апреле было подписано соглашение между правительством Великобритании и Голландским правительством, одним из пунктов которого была передача части голландских подводных лодок, пребывавших в Ост-Индии, под английское руководство. Субмарины должны были употребляться в обороне Сингапура. Голландские штабисты, во выполнение этого указания, решили выделить для обороны английской крепости новейшие лодки, в число которых вошла и O-16.

20 сентября 1941 г. ее начальником был назначен капитан 3 ранга Антон Якобус Буссемакер, для которого это была одна из трех должностей: в один момент он являлся начальником 1-го дивизиона подводных лодок, и командующим всеми подводными силами в колонии. Практически сразу после назначения Буссемакер отбыл в Сингапур, где обсудил с английскими сотрудниками подробности применения подводных лодок, и ознакомился с условиями базирования вверенных ему боевых единиц.

15 ноября 1941 г. O-16 и K-XVII (третья субмарина дивизиона – K-XVIII – сейчас пребывала ремонте) прибыли на рейд Сурабайи, где на них начали грузить запасы по штатам армейского времени. 21 ноября был взят приказ о готовности к переходу в Сингапур, что должен был состояться до 9 декабря. 27 ноября американцы заявили так именуемое «Военное предупреждение», доведя данные об этом до союзников.

Командующий голландским флотом в Ост-Индиях адмирал Хелфрих взял эти сведенья на протяжении бала. По прибытии в штаб он отдал приказ о увеличении боеготовности. 30 ноября две голландские подводные лодки вышли в море.

1 декабря союзная разведка получила данные о том, что японцы высадят десант недалеко от перешейка Кра (Королевство Таиланд). Командующий английской военно-морской станцией в Китае адмирал Лейтон рассчитывал, что союзные подводные лодки займут позиции в Сиамском заливе, но у Хельфриха было особенное вывод, очень отличающееся от мнения английского коллеги.

Он отдал приказ подводным лодкам выйти на позицию в 50 милях от Куантана (восточное побережье Малайи), другими словами в 300 милях от Сиамского залива. К финалу дней O-16 и K-XVII заняли назначенные им позиции, где и охраняли до 7 декабря.

8 декабря радисты O-16 приняли радиограмму, в которой говорилось о японском нападении на Перл-Харбор, а после этого – о вступлении Голландии в войну. Экипаж перешел на несение работы в режиме армейского времени. В первоначальный сутки войны контакта с соперником не было.

В ночь с 8 на 9 декабря голландская подлодка уклонилась от двух японских эскадренных миноносцев.

9 декабря, около 22 часов по яванскому времени, была взята радиограмма, зашифрованная заблаговременно созданным шифром и переданная на английском. Она предписывала всем голландским подводным лодкам, пребывавшим в подчинении английского руководства, занять позиции недалеко от возможного появления вражеского десантного соединения.

Позиция O-16 была назначена в 40 милях от маяка Пулу-Оби (мыс Камбоджа) по пеленгу 180°. В том месте ночью 10 декабря в ливень и в нехорошую видимость O-16 вышла в наступление на японский конвой. Был произведен трехторпедный залп, поразивший транспорты «Аятосан Мару» (9788 брт) и «Сакура Мару» (7170 брт), но, к сожалению для голландских подводников, они остались на плаву.

Следующая атака была произведена в ночь на 12 декабря. Сигнальщики субмарины увидели пламя, принадлежавший японскому транспорту, что зашел в бухту Петани. Буссемакер решил зайти в бухту, где было найдено скопление вражеских транспортов и защищающих их боевых судов.

По свидетельству боцмана К. де Вольфа атака была выполнена следующим образом:

«В бухте находились четыре японских транспорта, размешались они полукругом. Сперва был выполнен залп из носовых торпедных аппаратов, после этого по окончании разворота – из кормовых. Все шесть торпед нашли дорогу к дому. Попадания!!! К несчастью, вражеские торговые суда не затонули, поскольку бухта была через чур мелководной, глубиной 8-10 метров. Громадной проблемой было выбраться из бухты. Начальник решил не идти сходу к выходу из бухты, а какое-то время остаться у берега.

Тем временем японские эскадренные миноносцы искали нас в море. Нам удалось выбраться из бухты, и мы забрали курс на Сингапур». [2]

Жертвами данной торпедной атаки стали транспорты «Асосан Мару» (8811 брт), «Тосан Мару» (8666 брт) и «Кинка Мару» (9305 брт). Все они были позднее подняты и участвовали в боевых действиях, но ни одна из жертв O-16, поврежденных на протяжении декабря 10 и 12 атак, не дожила до сентября 1945 года!

На протяжении исполнения этих атак лодка израсходовала солидную часть торпед, и для их пополнения было решено идти в Сингапур. Следующие два дня прошли без происшествий, но 15 декабря около 2 часов 30 мин. O-16 подорвалась на мине. Силой взрыва лодка была порвана пополам и мгновенно затонула. Все, пребывавшие в отсеках, погибли. Среди погибших был и начальник субмарины.

Сохранилась появлявшаяся в воде верхняя вахта – пять человек. На пути к берегу они один за одним тонули, в итоге из экипажа O-16 сохранился всего один человек – боцман Корнеллис де Вольф.

Позднее он вспоминал:

«Сперва нас было пятеро. Мы избавились от одежды, сделать этого не удалось ванн Толю, он не сумел избавиться от плаща. Я не имел возможности наблюдать, как он теряет силы, и поплыл ему на помощь, но опоздал – несчастный утонул. Скоро взошло солнце, и я заметил на горизонте остров. Около восьми часов утонул лейтенант Яэнкель, до этого он подбадривал нас, всегда спрашивал, как мы себя ощущаем и вселял надежду на спасение.

По окончании того, как он утонул, я поинтересовался у Боса и Крюйденхофа, смогут ли они плыть дальше. Они мне ответили, что весьма устали. Мы приближались к острову, уже были видны подробности пейзажа, казалось, что спасение уже совсем рядом. Над нами пролетел британский самолет, но его пилот не увидел отечественного лихорадочного махания руками. Крюйденхоф утонул около девяти часов. Бром Бос и я плыли в соленой воде под палящим солнцем. Плыли мы против течения и скоро были в 2-3 милях от острова.

Течение было сильным, и мы чуть продвигались вперед. Скоро над нами пролетел еще один самолет, в этом случае с голландскими опознавательными символами, что сделал над нами круг, но и он нас не увидел. Бром Бос боролся за судьбу, было заметно, что он нервничает. Я, дабы его успокоить запел псалом, это помогло.

Через некое время он сообщил мне: «Кор, в случае если останешься жив, поведай все моей жене и детям». Он был хорошим человеком, утонул он около пяти часов, правильное время я не могу сообщить, поскольку мои наручные часы остановились. Я остался один, смерти я не поддавался, вера придавала мне силы. В темноте я ничего не видел, начались галлюцинации.

Скоро я увидел проплывающий мимо меня кусок дерева, я решил отдохнуть и попытался сесть на него. Кусок начал тонуть, это привело меня в эмоцию. На протяжении этих упражнений я наглотался соленой воды, и это усилило мою жажду. Наступил очередной сутки, опять начало печь солнце.

Я выбился из сил и считал, что мне не так долго осталось ждать придет финиш. Но течение неожиданно поменяло направление».[3]

Примерно в пять утра боцмана все-таки прибило к берегу. С громадными приключениями он добрался до Сингапура. В этом городе он совершил пара дней, пребывав на отдыхе в военно-морском госпитале. В том месте он был допрошен двумя офицерами Королевского Голландского флота. По окончании исцеления К. де Вольф добрался до Батавии (Джакарты). По прибытии на территорию колонии он был назначен в экипаж подлодки K-IX. На 7 декабря лодка пребывала в резерве.

По окончании зачисления в ее экипаж Де Вольф сделал многое для приведения лодки в боеспособное состояние. Лодка в первых числах Марта ушла из Сурабайи и добралась до австралийского порта в Фримантл. Устаревшая субмарина не имела боевого значения, исходя из этого была переоборудована в плавучую зарядную станцию. Руководство решило не подвергать большое количество пережившего боцмана риску, и остаток войны К. де Вольф оставался в составе экипажа K-IX.

За поход на O-16 он был награжден голландским орденом «Медный Лев» и британской медалью «За выдающуюся работу». В 1965 году он вышел в отставку, дослужившись до звания старшего мичмана. Скончался Корнеллис де Вольф в 1985 году.

По окончании смерти O-16 экспертами было признано, что, вероятнее, подлодка подорвалась на английском минном заграждении, выставленном у острова Пеманггил эсминцем «Стронгхолд» и запасным минным заградителем «Тевиот Бэнк». Но в октябре 1995 года корпус O-16 был обнаружен и опознан голландской экспедиций во главе с морским офицером Я. Ван Зее, участниками которой были два сына последнего начальника субмарины Антона Буссемакера.

На протяжении экспедиции было выяснено место смерти лодки: в 19 милях северо-восточнее острова Тиоман. O-16 покоилась на глубине 54 метра. Экспедиция выполнила видео и фотосъемку, был демонтирован и поднят на поверхность штурвал, совершена траурная церемония.

Находка O-16 разрешила ответить на кое-какие вопросы. Остов лодки был весьма на большом растоянии от предполагаемого места смерти, исходя из этого английское минное заграждение не могло быть обстоятельством катастрофы. Как выяснилось, голландская субмарина погибла на минном заграждении, выставленном японским минным заградителем «Тацумия-Мару».

Кроме этого наконец-то стал ясен путь К. де Вольфа: по окончании смерти O-16 он дрейфовал под действием южного лунного прилива. В первоначальный сутки собственной одиссеи он видел вершины двух гор на острове Тиоман, а на следующий день – острова Пимангил и Аур, после этого приливное течение принесло его к берегу. Всего он продрейфовал 44 мили (81 километр)!

В 2005 году произошло еще одно посещение O-16 – на рубке был поднят голландский флаг, а рядом была помещена мемориальная доска со перечнем погибших моряков. В октябре 2013 года субмарина была поднята неизвестными, ее останки были загружены на торговое судно и посланы в малоизвестном направлении.

На данный момент производители моделей незаслуженно не уделяют внимание моделям голландских судов Второй мировой, но одна из русских компаний выпустила модель O-16 в масштабе 1:350.

Литература

  • • Alden J.D. U.S. Submarine attack during World War II. – Annapolis, 1989.
  • • Anten J. Navalisme nekt onderseeboot. – Amsterdam, 2011. Bagnacko E. U-Boote im zweite Weltkrieg. – Stuttgart, 1996. Bossner M. Gelouterd door strijd. – Amsterdam, 2007.
  • • Jalhay P.C. Nederlandse onderseedients 75 jaar. – Bussum, 1982. Jordan R. W. The world merchant fleets 1939. The particular and Wartime fates of 6000 ships. – Annapolis, 1999.
  • • Jungslager G. Forlorn hope. – Amsterdam, 2012.
  • • Van Royen P.C. Hr.MS. KXVII en Hr.MS О 15. – Amsterdam, 1997. Van Willenburg H. Dutch warship s of world war two. – Emmen, 2010.
  • • Материалы сети Internet.
  1. по другой информации, 4 января 1934 г.
  2. цит. по: Stach В. Bez szans па swyicestwo I I «Okrety Wojenne», N°117, s.50.
  3. ibid.

источник: Сергей Трубицын, Борис Муленко «Восемь дней войны O-16» «Арсенал-Коллекция» № 10 2014

[BadComedian] — 5 дней в Августе \ 5 Days Of War — Russian video review (Vol.1)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: