Подводные мониторы типа «м»

      Комментарии к записи Подводные мониторы типа «м» отключены

Подводные мониторы типа «м»

Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Умелый гидросамолет-разведчик для базирования на подводных лодках Parnall Peto. Англия».
История создания

В 1915 году английский Комитет по формированию подводного флота решил о выделении в классе подводных лодок шести подклассов. Сейчас в составе Королевского флота уже пребывали представители пяти подклассов, начиная от маленьких и устаревших патрульных лодок и заканчивая подводными турбинными крейсерами типа «К», шестым же подклассом стали подводные мониторы, не существовавшие до тех пор пока кроме того на бумаге.

В сентябре 1915 г. произошло совещание Комитета по формированию подводного флота, на котором было издано постановление о постройке серии подводных мониторов. Главным аргументом «За» было то, что такие суда может выстроить соперник, и, не смотря на то, что никакой разведывательной информации о намерениях немцев обзавестись подобными субмаринами не имелось, ответ о проектировании подводных лодок с сильным артиллерийским оружием было принято.

толкачом и Основным сторонником этих судов стал адмирал Д. Фишер. Еще до начала заседания под его управлением был создан проект субмарины с сильной артиллерией, которую дополняло простое торпедное оружие. Данный проект был обозначен как «подводный крейсер», но на заседании было решено вписать его в класс «подводный монитор».

На том же заседании Комитету по проектированию было поручено выполнить проработку нескольких вариантов, главные различия между которыми заключались в составе артиллерийского оружия. Практически обращение шла об альтернативе: либо орудие с низкой скорострельностью, но тяжелыми боеприпасами, либо скорострельные орудия с легкими боеприпасами, причем в последнем случае не исключалась возможность бронирования крайне важных частей подводного корабля.

По первому варианту, новая субмарина должна была вооружаться одним 305-мм орудием, по второму варианту – двумя 190-мм орудиями с дальностью стрельбы 40 кбт. и самолетом для разведки.

2 октября произошло очередное заседание, посвященное итогам первого этапа проектирования новых подводных лодок. Основной конструктор флота (Director of Naval Construction – DNC) представил два варианта: один с 305-мм орудием с длиной ствола в 23 калибра, второй – со 170-мм орудиями. На протяжении дискуссии проектов он объявил, что ему не ясно назначение проектирующихся подводных мониторов.

Кроме этого основной конструктор обратился к коммандеру Хэллу, командующему подводными силами Королевского флота, с вопросом о обстоятельствах выбора крупнокалиберного орудия с малой скорострельностью. Кроме этого был опрошен начотдела военно-морских оружий (Director of Naval Ordnance – DNO) о вероятных чертях 305-мм орудий, без которых нереально приступить к проектированию, потому что от них зависели элементы нового корабля.

Коммандер Хэлл объявил, что отличия между 152-мм и 170-мм орудиями нет, исходя из этого для оружия новых субмарин направляться выбрать 152-мм орудия. Но в итоге было издано постановление о разработке двух вариантов проекта: с одним и двумя (одно в носовой части, второе – в кормовой) 305-мм орудиями.

Через некое время основной конструктор взял меморандум командующего подводными силами. Коммандер Хэлл привел следующие аргументы в пользу тяжелого орудия на субмаринах:

«Не известен ни один случай, дабы армейский корабль на ходу был торпедирован с расстояния более 1000 ярдов [5 кбт. – прим. С.Т.]. В следствии частенько возможность причинить повреждения сопернику выясняется потерянной, не смотря на то, что подлодка подошла незамеченной цели на расстояние в милю…Способ применения орудия будет следующим: увидев корабль, подлодка начнет сближение, как для торпедной атаки.

В случае если это будет нереально из-за зигзага либо вследствие того что торпеда пройдет мимо, подлодка всплывет на поверхность на расстоянии мили от соперника и применяет орудие, которое должно иметь вертикальный и горизонтальный угол наводки 20 градусов».

Иными словами, все аргументы в обоснование принципиально нового типа боевых судов были очень спорными. Однако, ответ о создании подводных мониторов было принято. Разработка проекта не заняла большое количество времени. Еще в феврале 1916 г. был выдан заказ на постройку очередной четверки подводных лодок типа «К», взявших литерно-цифровые обозначения с К-18 по К-21.

Стапельные работы еще не начались (верфями-строителями производилась заготовка материалов), в то время, когда в конце того же месяца последовало ответ Адмиралтейства постройку турбинных крейсерских лодок отменить, перезаказав их как такое же число подводных мониторов, взявших наименования М-1 – М-4 [1] Тогда же последовал заказ компании «Виккерс» на головную М-1 (бывшая К-18), некое время спустя – на М-2 (бывшая К-19), в августе этого же года концерну «Армстронг» выдали заказ на М-3 (бывшая К-20) и М-4 (бывшая К-21).

Описание конструкции

Прочный корпус новых подводных лодок был изготовлен из судостроительной стали толщиной 14 и 15,9 мм в средней части корпуса, утончаясь к оконечностям, а легкий – из страниц толщиной от 19 до 6,4 мм. Архитектурный тип – полуторакорпусный, протяженность легкого корпуса 65%, расчетная глубина погружения 60 м. Шпация – 457 и 533 мм; нумерация шпангоутов – с носа в корму. Прочный корпус разделялся переборками на 11 отсеков.

всплытия и Система погружения включала 20 внешних балластных цистерн, расположенных по бортам (неспециализированная вместимость 375 т), но две из них употреблялись как цистерны плавучести, исходя из этого неспециализированная вместимость балластных цистерн уменьшилась до 337 т. Согласно расчетам, подводный монитор должен был погружаться на перископную глубину за 90 секунд. Управление клапанами вентиляции балластных цистерн – дистанционное; пост управления клапанами пребывал в центральном посту. Кроме этого в легком корпусе размещались три бескингстонных цистерны, в которых пребывало 27,5 т балласта, а в кормовой части – еще одна балластная цистерна вместимостью 15 т. Помимо этого, имелось девять заместительных цистерн вместимостью 46 т и двенадцать запасных цистерн вместимостью 105 т.

Носовые и кормовые горизонтальные рули были такими же, как на подводных лодках типа «Е». В простых условиях ими возможно было руководить при помощи электропривода из центрального поста, имелось и аварийное ручное управление. Для вертикального руля предусматривалось два варианта управления – дистанционное из центрального поста либо с мостика и аварийное ручное.

Площадь носовых горизонтальных рулей – 3,81 м?, кормовых горизонтальных и вертикального руля – по 6,22 м?.

Энергетическая установка подводных мониторов была хорошей для собственного времени и складывалась из двух дизелей для надводного хода и двух электромоторов для подводного. Дизеля совокупности «Виккерс» (такие же устанавливались на подводных лодках типа «L») – четырехтактные, 12-цилиндровые, нереверсивные, с диаметром поршня 368,3 мм и ходом 381 мм, мощностью 1200 л.с. при 380-400 об/мин. Горючее для дизелей хранилось в пятнадцати внешних цистернах вместимостью 76,32 т. На подводной лодке М-2 одна пара балластных цистерн была переоборудована в топливные, исходя из этого полный запас соляра увеличился до 110 т.

Два основных электродвигателя имели мощность по 800 л.с. при 300 об/мин. На правый вал действовал дополнительный вспомогательный электромотор мощностью 20 л.с. Аккумуляторная батарея подводных мониторов включала 336 свинцовых аккумуляторная батарей, весила 137,42 т и имела возможность поддерживать напряжение в сети 220 Вольт в течение 1,5 часов.

Субмарины приводились в перемещение двумя трехлопастными винтами диаметром 1778 мм, но, потому, что они переустанавливались, точно не известно – относятся эти сведенья к винтам до замены либо по окончании нее.

На протяжении официальных опробований М-1 развила скорость 15,4 узла, а до этого, на протяжении пробега на малой глубине, продемонстрировала 14,7 уз. И в том и другом случае имел место недобор контрактной скорости.

Главным оружием подводных лодок типа «М» считалась артиллерия, исходя из этого нужно будет отойти от классического описания оружия подводных лодок, которое в большинстве случаев начинается с торпедного.

Сперва планировалось вооружить подводные мониторы новыми 305-мм орудиями, но скоро стало известно, что затраты на их изготовление и разработку будут громадны, а возможности серийного производства туманны. Заниматься созданием нового орудия в условиях армейского времени было бы непозволительной роскошью, следствием чего стал выбор проверенной модели BL Mk.IX с длиной ствола в 40 калибров.

Ее разработка велась известным оружейным концерном «Виккерс» и завершилась в 1897 г. Конструкция пушки была простой для Королевского флота: металлической ствол, складывающийся из нескольких труб, скрепленных посредством металлической проволоки и накрытых сверху кожухом; замок совокупности Веллина. Орудие пребывало на вооружении английских эскадренных броненосцев типов «Формидебл», «Дункан», «Кинг Эдуард VII». В наличии имелись бессчётные запасные стволы, их и применяли для оружия подводных мониторов.

В 1915 г. ведущим английскими оружейным компаниям «Армстронг» и «Виккерс» было предложено спроектировать новую артиллерийскую установку для подводных мониторов. По начальному заданию, она должна была быть бронированной, с гидравлическими приводами вертикальной и горизонтальной наводки. В конечном счете, принимая к сведенью специфику носителя, от бронирования решили отказаться и, более того, сделать солидную часть установки водопроницаемой.

Влагонепроницаемой выполнялась лишь камера заряжания. Вес установки составлял 120,4 т; диаметр барбета – 1,68 м, что снабжало угол поворота в горизонтальной плоскости 20°. Вертикальное наведение осуществлялось в пределах от –2° до +20°; заряжание производилось при фиксированном угле –2°, выбранном чтобы не было деформаций корпуса субмарины.

подачи и Системы наведения – гидравлические.

Орудийная установка пребывала перед рубкой, придавая подводным мониторам необычный силуэт, в результате которого к ним привязалось прозвище «Баранья нога».

заряды и Снаряды хранились раздельно, в различных отсеках. Вес боеприпаса – 385,9 кг; боекомплект – 40 снарядов; неспециализированный вес боезапаса субмарин достигал 29 т. Подача снарядов к орудию производилось посредством механизмов, заряды подавались вручную. Дальность стрельбы орудия подводного монитора достигала 19150 метров.

Ствол орудия прикрывался герметичной крышкой, которая поднималась перед выстрелом посредством электромотора. Выстрел из 305-мм орудия возможно было создавать, как из надводного положения, так и из подводного, но наряду с этим ствол орудия должен был возвышаться на 2 метра над поверхностью воды. Скорострельность – один выстрел в 75 секунд.

Наблюдение за целью и определение параметров осуществлялось через перископ, эти для стрельбы вырабатывались посредством «Столика Дрейера». В случае если субмарина пребывала в подводном положении, то, при прекрасно подготовленном экипаже, выстрел мог быть произведен через 30-40 секунд по окончании всплытия, а через 50 секунд по окончании выстрела субмарина имела возможность уйти на глубину. Данный маневр английские подводники именовали «deep-chick», что в отечественной литературе переводят как «прыжок дельфина», не смотря на то, что ближе по тексту «макание цыпленка».

Артиллерийское оружие подводных мониторов дополняло 76-мм орудие Mk.II с длиной ствола 30,25 клб. Оно было намерено создано в 1914 г. концерном «Виккерс» в качестве зенитного для подводных лодок. На субмаринах типа «М» оно устанавливалось в убирающейся установке.

При угле возвышения 45º дальность стрельбы достигала 8350 м, досягаемость по высоте – 5300 м при угле возвышения 75º. Под орудием был отдельный погреб, рассчитанный на 75 снарядов. Помимо этого, на борту субмарин имелся пулемет совокупности «Льюис» калибра 7,69 мм.

Торпедное оружие М-1 и М-2 складывалось из четырех 450-мм аппаратов с боекомплектом 8 торпед. Вторая пара подводных мониторов была вооружена таким же числом 533-мм аппаратов, число торпед не изменялось. Для повышения калибра торпедных аппаратов субмарины было нужно удлинить на 10 футов (3,05 м).

Экипаж подводных лодок типа «М» складывался из 6 старшин и 59 офицеров и матросов. Специфика корабля предопределила большой процент артиллеристов: основной калибр обслуживало 11 человек, в погребе и на совокупности подачи трудились 16 человек; еще 4 артиллериста обслуживали 76-мм орудие и 2 человека занимались подачей снарядов к нему. Условия размещения экипажа на подводных лодках типа «М» по меркам того времени считались очень хорошими.

История работы

Перед тем, как приступить к описанию жизненного пути подводных лодок типа «М», направляться сообщить пара слов о том, как к ним относились моряки. В отличие от субмарин типа «К», подводные мониторы были очень популярными. Этому содействовало пара факторов. Во-первых, условия обитаемости на них были лучше, чем на средней подводной лодке того времени.

Более комфортным было и несение вахты на мостике, кроме того в условиях шторма: орудийная установка перед мостиком служила в качестве волнолома, исходя из этого верхняя вахта оставалась сухой – большая редкость для подводников того времени. Во-вторых, орудие главного калибра было герметично закрыто с обеих сторон, исходя из этого придавало хорошую плавучесть величиной 15 тысячь киллограм, благодаря чему лодка прекрасно держала глубину и управлялась.

Подводный монитор М-1

М-1 была заложена в июле 1916 г. на верфи «Виккерс» в Барроу-ин-Фирнесс. Лодка строилась в условиях строжайшей секретности. командование и Адмиралтейство флота думали, что в лице подводного монитора они возьмут замечательное оружие.

Чтобы подобное не попало в руки соперника, следовало предпринять все вероятные меры. По окончании начала работ лишь пара человек на верфи знали, что новая субмарина типа «К» будет достроена по поменянному проекту. Через некое время было издано постановление о приостановке всех работ на подводных мониторах. Цель – не дать сопернику их заметить и обзавестись подобным оружием. Корпус М-1 прикрыли брезентом, а рабочие были переведены на другие суда.

Возвратились они на стапель, где был подводный монитор, лишь через год.

9 июля 1917 г. подлодка была построена. 17 апреля 1918 г. работы завершились, после этого последовали опробования, каковые прошли без особенных происшествий. Единственным значительным недочётом стал недобор контрактной скорости на 1 узел. С ним совладали, заменив винты.

Кроме этого прошло всестороннее опробование артиллерийское оружие, больших замечаний не было. Орудие было заряжено, и субмарина с ним ходила целую семь дней, делая программу опробований. Спустя семь дней был произведен выстрел, все сработало штатно.

О значении, которое придавалось новому кораблю, свидетельствует и личность первого начальника. Им стал коммандер Макс Хортон; уже в то время – живая легенда Королевского флота.

По окончании завершения опробований встал вопрос, что делать с подводным монитором? Некое время обсуждались замыслы применения М-1 против захваченных немцами бельгийских портов, но скоро от них отказались, и субмарина была послана на Средиземное море. На этом театре ее собирались использовать для обстрела базы австрийского флота в Каттаро, а после этого для обстрела столицы Турции Стамбула. Вероятнее, шансов возвратиться на базу по окончании исполнения этих заданий у подводного монитора не было.

До тех пор пока в штабах вынашивались эти замыслы, война завершилась заключением перемирия. Некое время подлодка действовала в Средиземном и Тёмном морях, делая по большей части представительские функции и демонстрируя мощь Королевского флота.

В первой половине 20-ых годов XX века субмарина возвратилась в британские воды. Началась рутинная работа. Временами М-1 употреблялась для разных опытов, среди которых была отработка новых схем окраски, наименее заметных с воздуха. Единственным чрезвычайным происшествием стала покладка на грунт.

Это произошло на протяжении очередных учений. Перед выстрелом из 305-мм орудия забыли поднять заглушку, на протяжении выстрела случился разрыв ствола, часть его отвалилась и затонула. Субмарина упала на грунт, но через некое время всплыла.

12 ноября 1925 г. М-1, которой в то время руководил лейтенант-коммандер А. Карри, вышла в море на очередные учения. В них кроме этого учавствовали подводные лодки М-2, L-17, L-22 и L-23, плавучая база подводных лодок и четыре тральщика. Сценарий учений был в полной мере классическим: надводные суда изображают конвой, подводные лодки его атакуют.

Район учений не был закрыт для плавания торговых судов. В 16:45 субмарина была увидена судами охранения «конвоя», отметившими, что она отправилась на погружение. Была зафиксирована артиллерийская атака. Последний раз М-1 видели с борта тральщика «Ньюарк». Вечером с субмарины не поступила радиограмма о начале и всплытии возвращения на базу. В назначенное время подводный монитор не прибыл. Сперва субмарина была зачислена в опаздывающие, а позже в погибшие.

Одвременно с этим стало известно, что нет перечня экипажа подлодки, которая вышла в море со сборной командой. В то время, когда же через некое время перечень был составлен, в нем выяснилось 69 фамилий.

Начались поиски. Первоначально в них принимали участие четыре корабля, снабженные техническими новинками, среди которых был магнитометр, а для определения правильного места употреблялись лаги Черникеева. До тех пор пока шли поиски, обстоятельство смерти подводного корабля стала известна. 19 ноября в Киль прибыло шведское торговое судно «Видар».

Его капитан, определив о смерти подводного монитора, сказал, что его пароход в Ла-Манше столкнулся с малоизвестным подводным объектом. 20 ноября водолазы обследовали подводную часть судна, найдя следы краски и следы столкновения. По окончании производства химического анализа стало известно, что ее состав подобен используемому на подводных лодках Королевского флота.

Вероятнее, в момент катастрофы М-1 всплывала либо пребывала в позиционном положении (второе менее возможно, ввиду отсутствия радиограммы о начале возвращения на базу). Торговое судно не увидело субмарину и, в то время, когда сходило с волны, практически село на нее, наряду с этим был уничтожен прочный корпус. Всходя на волну, судно освободилось от лодки, которая отправилась на собственный последнее погружение.

Тем временем поиски длились. Как и неизменно в аналогичных обстановках, нервы у всех были на пределе. Акустики пара раз слышали неразборчивую передачу посредством звукоподводной станции Фессендена – подобная аппаратура имелась на борту М-1. Участники поисков думали, что часть экипажа затонувшей субмарины жива и пробует выйти на сообщение. В нескольких местах на поверхности были увидены нефтяные пятна.

Эсминец «Рокет» 25 ноября обследовал возможный район трагедии посредством гидролокационной станции. Было зафиксировано три вероятных мест смерти подводного монитора, но лишь в одном месте соляр всплывал на поверхность. Изобретатель бронированного скафандра Отто Крафт опустился на глубину 75 м, но останков подлодки не нашёл.

Потому, что выживших в ее отсеках не имело возможности оставаться, а обстоятельство смерти была известна, предстоящие поиски не имели смысла.

Во второй половине 60-ых годов XX века было сказано о находке корпуса М-1, но вероятнее, за нее был принят остов германской субмарины U-1063, а за орудие был принят поднятый шнорхель. В действительности, корпус М-1 был отыскан лишь во второй половине 90-ых годов двадцатого века командой дайверов под управлением И. Мак-Карти. Он проанализировал все документы, касающиеся трагедии, переговорил с владельцами и рыбаками судов, сдаваемых в аренду дайверам.

Был выяснен район поисков, и скоро на 75-метровой глубине нашли корпус громадной подлодки. Это была М-1. Субмарина лежит на грунте, на ровном киле. Ее опознали по многим характерным показателям: размещению люков на корпусе, формы торпедных аппаратов, Кроме этого была обнаружена большинство орудийной башни; отсутствовали верхняя главного часть и орудие калибра рубки, но орудийный замок был на месте.

Дайверы поняли, что носовой люк субмарины открыт – быть может, кто-то из подводников пробовал спастись, но кроме того в случае если кто и добрался до поверхности, шансов выжить в ноябрьской воде у него было мало; на поверхности их никто не ожидал.

Подводный монитор М-2

М-2 заказана «Виккерсу» в мае 1916 года и заложена на верфи в Барроу-ин-Фирнесс. По окончании курса и прохождения испытаний боевой подготовки, в начале 1920 года субмарина была зачислена в состав флота. Служила М-2 в водах метрополии, по большей части занималась рутинной боевой подготовкой.

Временами подводный монитор употреблялся для разных опытов, среди которых необходимо отметить испытания по маскировочной окраске подводных лодок и защите субмарин от отравляющих веществ, и погружения на предельную глубину.

В первой половине 20-ых годов двадцатого века М-2 была на краю смерти, в то время, когда на протяжении погружения не был закрыт один из люков, к счастью, субмарине удалось всплыть. В этом же году в Бискайском заливе вышли из строя оба дизеля, какое-то время субмарина дрейфовала по воле волн. В будущем году ее вывели в резерв.

Сейчас узнаваемый английский подводник Макс Хортон внес предложение переоборудовать одну из лодок типа «М» в собственного рода подводный авианосец. Его главной задачей должна была стать разведка для линейных сил. Работы делало Чатэмское адмиралтейство. С субмарины демонтировали 305-мм орудие, его установка была переоборудовано под ангар, перед которым была установлена катапульта, а на его крыше – кран для подъема самолета с воды.

В ангаре был размещен намерено сконструированный для подводного авианосца самолет-разведчик Пернелл «Пето» – маленький цельнометаллический одномоторный биплан. Его крылья были неразборными, что экономило время. Из-за небольших размеров самолета особенное внимание уделялось весу и росту наблюдателя и пилота, каковые должны были быть минимальными.

Тактико-технические характеристики М-2 изменились не через чур очень сильно: надводная скорость упала до 10 узлов, подводная – до 6. При запасе горючего 97,5 т лодка имела возможность состояться в надводном положении 2350 миль 10-узловым ходом либо 3700 миль 6-узловым, а в подводном – идти 1,7 часа на скорости 6 узлов либо 12 часов на скорости 2 узла.

Работы были закончены во второй половине 20-ых годов двадцатого века. На протяжении опробований стало известно, что субмарина сохранила собственные красивые мореходные качества и хорошую управляемость. Рекордным считался следующий маневр: всплыть с перископной глубины, открыть ангарные двери, поставить самолет на катапульту, после этого запуск, герметизация погружение и ангара.

Все эти маневры выполнялись в течение пяти мин..

По окончании вступления в строй М-2 учавствовала в маневрах флота, как в водах метрополии, так и в окрестностях Гибралтара. Единственным происшествием стало падение самолета, что в 1930 г. упал на пляж недалеко от Райта. К счастью, не пострадали ни отдыхающие, ни экипаж.

В начале 30-х годов подводный авианосец одним из первых был снабжен спасательными аппаратами Дэвиса, действительно, до момента последнего выхода в море никто из моряков так и не был научен пользоваться ими.

26 января 1932 г. М-2 отправилась из Портленда на рутинную боевую подготовку. На протяжении выхода она должна была совершить серию погружений с приёмом и последующим запуском с воды самолета. На протяжении этого выхода в море субмариной руководил лейтенант-коммандер Джон Д. де Лите.

Это был умелый подводник, прошедший всю Первую мировую. Юный офицер Бен Брайант, некое время помогавший под его руководством, запомнил последнего начальника М-2 таким:

«Он имел возможность дремать в любое время и в любом месте, в то время, когда выдавалась свободная минутка – возможно, самое полезное уровень качества для подводника. Он был высоким и дистрофичным, обожал выпивать джин».

Последним донесением с подводного авианосца стал сигнал о готовности к погружению, которое начнется в 10:30.

Радиограммы о всплытии, запланированном на 16:30, не поступило. Около 19 часов начался поиск подлодки. На следующий сутки из Франции пришло сообщение, проливающее свет на то, что случилось с субмариной.

Капитан британского торгового судна «Тьюнсайдер» господин А. Ховард сказал, что на протяжении перехода из Портленда в Гравлин (Франция) около 11:30 утра замечал подлодку, которая погрузилась кормой вперед. Для получения обстоятельств и уточнения происшествия правильных координат, во французский порт был послан эсминец «Скимитэр», но не известно, помогла ли эта информация в отыскивании погибшей М-2.

Район вероятного нахождения субмарины обследовался посредством гидролокационных станций. 8 февраля подводный авианосец был обнаружен на дне на глубине 31 м. Субмарина лежала на ровном киле, причем корма пребывала на грунте, а шнобель был мало немного поднят. Водолазы поняли, что открыты двери ангара, люк из ангара вовнутрь прочного корпуса и рубочный люк.

Применяя эти сведенья, эксперты представили картину смерти М-2. Согласно их точке зрения, двери были открыты через чур рано, волна захлестнула ангар, субмарина отправилась на погружение. Поднявшийся на мостик начальник успел спрыгнуть вниз, но не сумел задраить люк.

Распространению воды в корпуса содействовало то, что, в простой готовности переборочные двери не задраивались.

Другие эксперты утверждали, что эта картина маловероятна, потому, что, исходя из показаний капитана изучения корпуса и торгового судна погибшей подлодки, она погрузилась кормой, и эта оконечность первой коснулась грунта. Исходя из этого была высказана другая версия смерти субмарины: она всплыла, были открыты двери ангара, началась подготовка к запуску самолета. По малоизвестной причине клапана вентиляции кормовых цистерн были открытыми.

Поднявшийся на мостик начальник увидел, что лодка погружается, но было уже поздно. Вода захлестнула ангар, а так как у субмарины сейчас был уже дифферент на корму, она отправилась на собственный последнее погружение кормой вперед.

Не было возможности исключить возможность аварии вертикальных рулей либо их гидравлической совокупности.

Адмиралтейство решило о подъеме лодки. Заказ на судоподъемные работы был выдан приобретшей известность работ по подъему германских судов в Скапа-Флоу компании Эрнеста Кокса. Его инженеры создали следующий замысел: герметизация всех отверстий посредством цемента, после этого продувание отсеков сжатым воздухом под давлением.

Замысел был несложной, и, казалось, ничего не предсказывало неудачу. На протяжении детального обследования стало известно, что открыт люк в одном из отсеков энергетической установки. Из-за чего это случилось, неизвестно; самая вероятная версия, что в момент трагедии кто-то из пребывавших рядом моряков открыл его, пробуя спастись, как это было на К-13 на протяжении ее известной аварии. Быть может, данный люк на протяжении всплытия был открыт раньше, чем следовало.

На протяжении подготовки к подъему в ангаре были обнаружены два тела: 18 марта было обнаружено и позднее поднято на поверхность тело старшего матроса Альберта Якоба, а 1 июля – старшего пилота Лесли Грегори. На погибшем авиаторе был надет полетный костюм, а это означало, что на момент смерти субмарины заканчивалась подготовка самолета к вылету.

Работы по подготовке к подъему затянулись, после этого было пара попыток , но М-2 так и осталась на грунте. Неспешно о субмарине забыли, и отыскали в памяти лишь в первой половине 70-ых годов XX века. 8 сентября несколько британских водолазов посетила подводный авианосец.

Он стал одним из самых популярных объектов для дайвинга у английского побережья, не обращая внимания на то, что на протяжении погружений пара дайверов погибли. Похоже, М-2 так же, как и прежде требует жертв…

Подводный монитор М-3

Заказ на постройку М-3 был выдан в августе 1916 года. Субмарина была заложена на верфи компании «Армстронг-Уитворт» в Хай-Уокере 8 декабря 1916 г., построена 19 октября 1918 г., закончена постройкой 14 июля 1920 г..

По окончании прохождения опробований субмарина была включёна в состав флота и была приписана к школе подводного плавания в Портсмуте, а по окончании 1921 года передана в состав Атлантического флота. Работа подводного монитора протекала без примечательных событий.

Во второй половине 20-ых годов XX века он был перестроен в подводный минный заградитель. С субмарины было снято 305-мм орудие, а в увеличенной надстройке оборудовано минное устройство на 100 мин типа Mk.V. На протяжении погружения мины хранились «по-мокрому».

На протяжении опробований минное устройство трудилось нормально, единственное замечание: тали скоро выходят из строя и требуют к себе постоянного обслуживания и повышенного внимания. Но стало известно, что из-за медленного заполнения водой минного устройства скорость погружения увеличилась, ухудшились мореходные качества в подводном положении. Потом минное устройство аналогичного типа было использовано на подводных минных заградителях типа «Порпёз», а М-3, по окончании завершения программы опробований, 13 апреля 1932 г. была реализована на слом и в следующем году разобрана.

Подводный монитор М-4

Заказанная в августе 1916 г. М-4 была заложена 8 декабря 1918 г. на верфи в Хай-Уокере. Работы на лодке шли медленнее, чем на М-3, исходя из этого заключение перемирия застало ее на стапеле. 26 ноября 1918 г. работы были остановлены. До тех пор пока в Адмиралтействе принимали ответ о предстоящей судьбе субмарины, администрация верфи распорядилась спустить на воду корпус, что и было выполнено в 1919 году.

Ответ судьбы М-4 затянулось до 1920 года. В итоге, было решено реализовать недостроенный корпус верфи-строителю, и скоро М-4 была разобрана на металл.

Литература

  • • Брайант Б. Начальник субмарины. Английские подводные лодки во Второй мировой. Пер. с англ. – М., 2004. Английские подводные лодки. Пер. с англ. – М., 2003.
  • • Нарусбаев А.А. Трагедии в морских глубинах. – Л., 1989.
  • • Adams Т.А. The М Class British submarine monitors // «Warship», 1983, No.1 Brook P. Warships for Export. Armstrong Warships 1867-1927. – Gravesend, 1999.
  • • Brown D.K. The Grand Fleet: Warship Design and Development 1906-1922. – London, 1999
  • • Brown D.K. Nelson to Vanguard: Warship Design and Development 1923-1945. – London, 2000.
  • • Friedman N. Submarine design and development. – London, 1984. Friedman N. Naval Weapons of world war one. – Barnsley, 2011. Kemp P. The Admiralty Regrets: British warship losses of the 20th century. – Phoenix Mill, 1999.
  • • McCartney I. Lost patrols: Submarine Wrecks of the English Chanel. – London, 2003.
  • • Sienkowski D. Brytyjskie okrety podwodne typy M // «Okrety Wojenne», 1997, Nr. 17.
  • • Редакция высказывает признательность М. Э. Морозову за помощь, оказанную при подготовке публикации.
  1. Наряду с этим материалы, уже заготовленные для постройки турбинных подводных крейсеров, были использованы для постройки подводных мониторов – этот факт стал причиной тому, что в некоторых источниках возможно встретить утверждение, что лодки типа «М» перестраивались из недостроенных лодок типа «К». – Прим. ред.

источник: Сергей Трубицын «Подводные мониторы типа «М»» «Арсенал-Коллекция» № 5 2014

Подводные лодки серии М «Малютки»

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: