Экспериментальный самолет «к».

      Комментарии к записи Экспериментальный самолет «к». отключены

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1951 г.Экспериментальный самолет «к».

К (К-1, К-2, К-3) — пилотируемый аналог самолета-боеприпаса «КС». Выстроен для отработки самолета-боеприпаса «КС» в пилотируемом режиме.

Боевой корабль всегда был «крепким орешком» для авиации. Ощетинившийся всеми «стволами», он оставлял мало шансов экипажам торпедоносцев и бомбардировщиков не только удачно нападать его, но и выйти из боя без повреждений. Поразить цель, не заходя в зону ПВО, возможно только посредством управляемого оружия, созданного в СССР в начале 50-х годов.

Самолет-боеприпас КС-1 «Комета» либо, по современной разработке, крылатая ракета много лет входил в состав оружия самолета Ту-16в первых рядах авиации ВМФ. Воздушный корабль с подвешенными ракетами легко было принять за авианосец. Но, сторонний наблюдатель частично был бы прав, потому, что летные опробования авиационных крылатых ракет проводились в пилотируемом варианте по окончании отцепки их от самолета-носителя.

В начале 50-х годов а также большое количество позднее отработка совокупностей наведения беспилотных летательных аппаратов потребовала постоянного вмешательства человека. Умелым методом подбирались вероятные коэффициенты радиоэлектронной аппаратуры и только после этого принимались решения о пуске летательного аппарата в штатном режиме.

Разработка самолета-аналога велась в соответствии с распоряжением правительства от 25 марта 1949 года. Первый этап отработки совокупности наведения будущего самолета-боеприпаса «КС» проводился на летающей лаборатории Ли-2, а после этого на МиГ-9Л (ФЛ). В будущем изучения длились на самолетах «К».

В базу концепции наведения боеприпаса на цель был положен комбинированный принцип, включающий обнаружение цели радиолокационной совокупностью носителя, наведение и пуск снаряда его на цель способом «трех точек» по равносигнальной линии, образованной лучом радиолокационной станции носителя. На определенном расстоянии от цели происходил захват отраженного от нее сигнала пассивной радиолокационной головкой самонаведения «СС» боеприпаса. Предстоящий полет до встречи с целью происходил в автоматическом режиме.

В октябре 1949 года трудилась макетная рабочая группа по носителю Ту-4 и самолету-боеприпасу «КС». 3 ноября этого же года состоялась защита эскизного проекта самолета-аналога.

По собственной аэродинамической компоновке самолет-боеприпас был подобен истребителю МиГ-15, отличаясь массово-геометрическими чертями. Особенно очень сильно отличалось крыло с очень высокой стреловидностью — 57,5° по передней кромке. Самолет-аналог, как и боеприпас, разрабатывался в филиале ОКБ-155,возглавляемого А.Я.Березняком под неспециализированным управлением помощника А.И.Микояна — М.И.Гуревича.

Перед коллективом конструкторов поднялась достаточно тяжёлая задача — установить на самолет-боеприпас кабину пилота с катапультным сиденьем и органами управления, шасси, пилотажно-навигационное оборудование, контрольно-записывающую аппаратуру, тормозной парашют. Наряду с этим не было возможности выходить за пределы допустимой полетной массы. Единственным свободным местом в боеприпасе был отсек боевой части.

Прекрасно еще, что высота полета не превышала 4000 метров и не требуется было «впихивать» в планер совокупность жизнеобеспечения летчика с кислородным оборудованием, герметизировать кабину.

Состав пилотажно-навигационного оборудования кабины летчика был сведен до минимума. К классическим высотомеру, авиагоризонту и указателю скорости добавили компас КИ-13, радиостанцию РСИ-6 и переговорное устройство СПУ-14 для связи летчика самолета «К» с экипажем носителя Ту-4К, в обязанности которого, не считая наведения боеприпаса на цель, входили запуск двигателя подвешенного самолета и последующая его отцепка.

Для обеспечения приемлемой посадочной скорости на крыло установили несложные закрылки. Посадка осуществлялась на велосипедное шасси с крыльевыми опорами. Главные стойки шасси с колесами размером 500?180 мм и передняя опора с колесом размером 370?160 мм убирались в фюзеляж, а крыльевые — в законцовки крыла по направлению полета.

Силовая установка складывалась из двигателя РД-500, развивающего тягу на большом режиме 1590 кг, на номинальном — 1360 кг. На самолете-боеприпасе устанавливали однорежимный двигатель РД-500К. Удельная нагрузка на крыло у самолета «К» превышала практически на 40 кг подобную чёрта истребителя МиГ-15, что при довольно не сильный механизации крыла разрешало взять посадочную скорость не ниже 270-290 км/ч.

Скорость же захода на посадку доходила практически до 400 км/ч.

Было выстроено четыре экземпляра самолета: К-1, К-2, К-3 и К-4. Они отличались друг от друга полетной массой, равнявшейся соответственно 2453 кг, 2537 кг и 2550 кг. Потом четвертый экземпляр переделали в беспилотный и испытывали в штатном варианте.

Летные опробования проводились как с отцепкой в воздухе от носителя Ту-4К, так и взлетая с почвы. Первый самолет-аналог К-1 начал рулежки в декабре 1950 года на аэропорте НИИ ВВС в Чкаловской. 4 января следующего года летчик-испытатель ЛИИ Амет-хан Султан опробовал его в воздухе, наряду с этим взлет производился с почвы. Пара позднее на самолете К-2 были взяты вертикальная скорость у почвы 50 м/с, дальность 150 км при полете на высоте 3000 м со скоростью 625-650 км/ч и остатке горючего 50 кг.

При старта с носителя большая дальность имела возможность достигать 220 км, но при полете по боевой траектории она только мало превышала 809 км.

По итогам испытательных полетов, завершенных к маю 1951 года, были уточнены летно-технические характеристики боеприпаса. Доработали не только аппаратуру наведения, но и планер и только затем совершили пуски в штатном (беспилотном) варианте, взявшем заводской индекс К-4.

Вероятно что, начиная с «Кометы», все авиационные ракеты стали индексироваться буквой «К», и следующий индекс К-5 взяла ракета РС-2У, созданная в ОКБ П.Д.Грушина.

ЛТХ:

Модификация: К-4
Размах крыла, м: 4,692
Протяженность, м: 8,69
Площадь крыла, м2: 9,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 2068
-взлетная: 2550
-топлива: 284
Тип двигателя: 1 х ТРД РД-500К
Тяга, кгс: 1 х 1500
Большая скорость, км/ч: 1100
Большая дальность, км
-при взлете с аэропорта: 150
-с самолета носителя: 220
Экипаж, чел: 1.

Пилотируемый самолет-аналог «К».

Пилотируемый самолет-аналог «К».

Самолет-аналог «К» под крылом Ту-4К.

Самолет-аналог «К» под крылом Ту-4К.

Проекции прототипов «К» и крылатой ракеты КС-1.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР (1938-1950).
Крылья России. самолёты и История ОКБ «МиГ».
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
С.Холод, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.
Крылья Отчизны. №№ 6; 7; 8 за 1991 г. В.Казьмин. «Комета» практически не видна.
Крылья Отчизны. № 10 за 1995 г. Н.Якубович. А «Комета» взошла в зенит.

04 Экспериментальные самолеты Барьер

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: