Экранолетный спасательный катер-амфибия эска-1.

      Комментарии к записи Экранолетный спасательный катер-амфибия эска-1. отключены

Разработчик: ЦЛСТ, Е.П.Грунин
Страна: СССР
Первый полет: 1973 г.Экранолетный спасательный катер-амфибия эска-1.

Значительным достижением конструкторов ЦЛСТ при ЦС ОСВОД РСФСР явился экранолетный спасательный катер-амфибия (ЭСКА), созданный группой молодых экспертов. Им пригодилось два года, дабы изучить всемирный опыт экранопланостроения, а после этого выстроить и испытать пять разных конструкций и целую серию маломасштабных моделей.

Изначально конструкторы приняли условие, что экраноплан должен быть легким и одновременно прочным, технологичным в изготовлении, надежным в эксплуатации. Наконец, он должен быть недорогим. Задавшись этими, иногда взаимоисключающими требованиями, конструкторы проанализировали последовательность вероятных вариантов и заключили , что самоё оптимальным будет древесный аппарат с широким применением авиационной фанеры, и пенопласта, других материалов и стеклоткани.

Проект ЭСКА-1 был подготовлен Е.П.Груниным за период с сентября по декабрь 1972 года. В разработке так же принимали участие столичные инженеры А.Гремяцкий, С.Чернявский, Ю.Горбенко и Н.Иванов. В декабре 1972 года отделение ЦЛСТ, специализирующееся в обеспечении спасательных работ транспортными спасательными средствами, всецело одобрило проект и приняло его к постройке без изменений и дополнений.

Для крыла ЭСКА-1 подошел модифицированный профиль ЦАГИ Р-11-КЛАРК-У с плоским нижним обводом. Он прекрасно зарекомендовал себя на изученных моделях. Крыло имеет аэродинамическую и геометрическую крутку: относительная толщина профиля в корне крыла 10%, на финише 12,5%, а угол отклонения профиля от строительной горизонтали экранолета от корня к концу консоли значительно уменьшается с 4,5 до 2,5°.

Крыло в плане треугольное. Положение центра тяжести на разных углах атаки и при трансформации расстояния до экрана изменяется незначительно. Для управляемости и поперечной устойчивости на консолях имеются так именуемые отъемные части крыла (ОЧК) — аэродинамические поверхности, оснащенные элеронами.

Для ремонта и облегчения транспортировки экранолета крыло сделано в виде двух консолей, пристыкованных к лодке болтами.

Интересный факт: многие выстроенные к тому времени экранопланы имели прямоугольное крыло малого удлинения. Оно не смотря на то, что и простое в изготовлении, но владеет двумя значительными недочётами. Во-первых, положение центра давления у него зависит от расстояния и угла атаки до опорной поверхности и колеблется в громадных пределах от 15 до 65% средней арифметической хорды.

Во-вторых, при обтекании для того чтобы крыла с концевыми вертикальными плоскостями-шайбами постоянно образуются воздушные вихри, увеличивающие сопротивлениедвижению и ощутимо снижающие аэродинамическое уровень качества. По данной причине конструкторы ЦЛСТ отказались от прямого крыла.

При проектировании горизонтального оперения учитывали следующее: установленное за крылом малого удлинения, оно малоэффективно при выходе аппарата из территории влияния экранного результата: повышение скоса потока за крылом приводило к тому, что экраноплан балансировался на громадных углах атаки, и оперение появилось в невыгодных условиях обтекания. Конструкторы установили его на финише киля — самом отдаленном от крыла месте, где возможно не опасаться скоса потока. Размеры оперения были выбраны так, дабы запас продольной статической устойчивости разрешал экраноплану летать и у опорной поверхности и на высоте.

Стабилизатор в плане — трапециевидной формы. Профиль его симметричный НАСА-0009, угол установки +5° от строительной горизонтали экранолета.

Для старта с воды ЭСКА-1 снабдили поплавками, а поверхность корпуса-лодки сделали глиссирующей. У этого аппарата большое сопротивление (около 70 кг) отмечалось при скорости 20-25 км/ч.

Еще одна особенность гидродинамической компоновки ЭСКА-1 — на плаву вся задняя кромка крыла была неглубоко загружена в воду и на скорости 40-50 км/ч она действовала как реданная поверхность. Главным конструктивным элементом экраноплана являлся фюзеляж-лодка. В ней размещались кабина экипажа, оборудование и приборы, горючее.

Снаружи крепились консоли крыла, двигатель с воздушным винтом и киль с горизонтальным оперением.

Фюзеляж экранолета — лодка. В ней размещены: кабина экипажа, устройства, оборудование, горючее. Снаружи крепятся консоли крыла, двигатель с воздушным винтом и киль с горизонтальным оперением. Корпус обшит авиационной фанерой разной толщины: в носу — двухмиллиметровой, потом толщина неспешно возрастает и в зоне редана достигает 7 мм.

В целесообразности для того чтобы усиления убедились по окончании столкновения с плавающей корягой. Менее прочная обшивка не выдержала бы. На бортах — фанера толщиной 2 мм. на гаргроте — 1 мм. Снаружи вся лодка оклеена слоем стеклоткани марки АСТТ(б)С1 на эпоксидной смоле.

Дабы лодка не набирала воду и имела чистую ровную поверхность, что принципиально важно для ее обтекания, обшивка зачищена, обработана эпоксидной шпаклевкой и окрашена синтетической эмалью, а после этого покрыта слоем паркетного лака.

Большинство приборов и оборудования экранолета размещена в носу лодки: буксирный крюк, ПВД — приемник воздушного давления ТП-156 (для высоты полёта и замера скорости), штырь антенны радиостанции, аккумулятор.

В середине лодки — пилотская кабина. В ней приятель за втором установлены два самолетных кресла с нишами и привязными ремнями для парашютов. Заднее кресло расположено вблизи центра тяжести экранолета, дабы центровка автомобили меньше зависела от пассажира.

В кабине, на шпангоуте № 4, крепится щиток устройств с указателями скорости, высоты, скольжения и поворота, и вариометром, компасом, авиагоризонтом, тахометром, амперметром, вольтметром и индикаторы температуры головок цилиндров двигателя. Кабина закрыта прозрачным фонарем. Передняя его часть без движений закреплена на фюзеляже, задняя — съемная.

Замки фонаря разрешают легко открыть кабину. В аварийной ситуации экранолет возможно скоро покинуть, скинув фонарь.

Винтомоторная установка включает четырехтактный карбюраторный двухцилиндровый мотоциклетный двигатель М-63 мощностью 32 л. с., особый понижающий зубчатый редуктор с передаточным отношением 1 : 2,3, древесный воздушный винт СДВ-2 фиксированного шага O1,6 м и моторную раму из металлических труб.

Конструкторы добились того, что весовая отдача аппарата составила 50%. Экраноплан проектировался как перспективное спасательное средство для оказания экстренной помощи на довольно громадном (до 50 км) расстоянии от береговой спасательной станции.

Летные опробования проводились инженером А.Гремяцким, а после этого летчиком А.Балуевым летом 1973 года. Первоначально были опробованы все режимы работы экраноплана: глиссирование, полет над экраном, свободный полет на высоте более двух метров. При полетах было обнаружено, что самая эффективная высота при преодолении препятствий с 50% нагрузкой до 50 м. Дальность полета с полным запасом горючего — 300-350 км.

Экраноплан не только преодолевал мелководье, пороги, другие препятствия и песчаные косы, ограничивающие использование простых водоизмещающих судов, но при необходимости был способен набирать высоту до 40-50 м и двигаться по прямой над береговыми строениями, лесом и т.д. Аппарат, рассчитанный на посадку не только на воду, но и на снег либо лед, имел возможность эксплуатироваться в любое время года.

ЭСКА-1 проработал более 4 лет в разных условиях. Его эксплуатация продемонстрировала, что таковой скоростной и одновременно с этим более экономичный, чем вертолеты, аппарат имел возможность бы употребляться в качестве патрульного, связного, санитарного, транспортного средства во многих прибрежных территориях, а также в условиях распутья в болотистых районах, на Крайнем Севере, в степях и т.п.

ЭСКА-1 экспонировался на одной из центральных выставок НТТМ и был отмечен медной медалью ВДНХ СССР, а его создатели — символами лауреатов НТТМ.

ЛТХ:

Модификация: ЭСКА-1
Размах крыла, м: 6,90
Протяженность, м: 7,80
Высота, м: 2,20
Площадь крыла, м2: 13,85
Масса, кг
-безлюдного: 234
-полетная: 450
Тип двигателя: 1 х ПД М-63
-мощность, л.с.: 1 х 32
Большая скорость, км/ч: 140
Крейсерская скорость, км/ч: 100
Практическая дальность, км: 350
Высота полета на экране, м: 0,3-1,5
Экипаж, чел: 2.

Экраноплан ЭСКА-1.

Экраноплан ЭСКА-1.

Экраноплан ЭСКА-1.

Экраноплан ЭСКА-1.

Экраноплан ЭСКА-1.

Экраноплан ЭСКА-1.

Экраноплан ЭСКА-1.

Экраноплан ЭСКА-1.

Экраноплан ЭСКА-1.

Экраноплан ЭСКА-1.

Компоновочная схема экраноплана ЭСКА-1.

ЭСКА-1. Схема 1.

ЭСКА-1. Схема 2.

.

.
Перечень источников:
Г.Ф.Петров. экранопланы и Гидросамолёты России.
«Техника и оружие» 2008-01. Павел Качур. Экранопланы. Прошлое, настоящее, будущее.
«Моделист-Конструктор» 1983-09. Е.П.Грунин. Полет на высоте … сантиметров.
Материалы сайта «Ассоциация Экспериментальной Авиации».

Многофункциональный катер амфибия.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: