Халхингольский самурай

      Комментарии к записи Халхингольский самурай отключены

Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Ровно 80 лет назад, 15 октября 1936 года, в первый раз поднялся в воздух прототип японского истребителя Накадзима Ки-27. А в мае 1939 года, на Халхин-Голе, эти автомобили в первый раз вступили в бой с советскими истребителями. Не обращая внимания на то, что с момента появления Ки-27 прошло уже два с половиной года, а с момента его принятия на вооружение и запуска в серийное производство – полтора, для отечественных летчиков он был полной неожиданностью.

В СССР не было человека, кто знал о существовании данной автомобили, а участники боев сначала принимали ее за более ветхий истребитель Мицубиси А5М примера 1935 года, с которым отечественные добровольцы ранее дрались в Китае. Но, не обращая внимания на внешнее сходство, Ки-27 был значительно идеальнее, чем А5М, существенно превосходя его в скорости, высотности и скороподъёмности. Это превосходство, умноженное на мастерство японских пилотов, игралось решающую роль практически на всем протяжении халхингольского конфликта.

Бипланы И-15бис показали в битвах против Ки-27 полную неэффективность, да и пилотам И-16 японская новинка сначала была не по зубам. В следствии, за пара последних дней мая 1939 года советские ВВС утратили 16 истребителей, а также – 12 бисов и 4 И-16, а японцы – всего один. В июне битвы стали более масштабными, но соотношение утрат оставалось для нас безрадостным, не смотря на то, что и не столь катастрофичным, как в прошлом месяце: сбито 45 советских истребителей (19 ишаков и 26 бисов) и 14 японских.

В июле, по мере наращивания численного превосходства советской авиагруппировки и появления на фронте новых типов истребителей (И-153 и И-16 тип 18 с мотором М-62), положение начало выправляться. Но перелом наступил лишь в середине августа, в то время, когда у Халхин-Гола было сосредоточено 376 советских истребителей разных типов против приблизительно много японских. В воздушных сражениях третьей декады месяца японцы выдохлись, а их утраты в первый раз превысили советские.

Та же картина сохранилась и в сентябре, в то время, когда японцам удалось сбить 14 истребителей, а отечественным – 23 истребителя и бомбардировщик. Один из них совместно с ведомым сбил мой дедушка (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

В целом же, за четыре месяца боевых действий советские ВВС утратили в боевой обстановке 56 И-15бис, 90 И-16 (из них 12 пушечных) и 16 И-153, другими словами, всего 162 истребителя. У японцев было сбито 62 Ки-27 и пять истребителей-бипланов Ки-10. Еще 34 Ки-27 им было нужно списать из-за боевых повреждений.

Большинство этих утрат приходится на воздушные битвы истребителей друг против друга, поскольку число самолетов, сбитых стрелками и зенитками бомбардировщиков, или стёртых с лица земли на земле было очень малым. Кроме этого, отечественные истребители сбили около 40 бомбардировщиков и японских разведчиков разных типов, а японские – приблизительно столько же советских бомбардировщиков СБ.

Так, неожиданный Ки-27 был для советских летчиков весьма грозным и неприятным сюрпризом соперником, одолеть которого удалось только благодаря созданию многократного численного перевеса. Халхин-Гол стал звездным часом данной автомобили. Не смотря на то, что она использовалась еще пара лет в Китае, Индокитае, на Филиппинах и в голландской Ост-Индии, ей больше нигде не получалось достигнуть столь громких удач.

Халхингольский самурай

Картина современного американского мастера авиационной живописи Ронни Олстхорна, изображающя воздушный бой над Халхин-Голом. Коммунистический истребитель И-16 столкнулся в лобовой атаке с Ки-27 из 24-го сентая японских императорских ВВС.

В полете – Ки-27 Ко (первая модификация) из 59-го истребительного сентая в раскраске времен Халхингольского конфликта. Данный авиаполк с эмблемами в виде молний в первый раз вступил в бой с советскими летчиками в последний сутки воздушной войны – 15 сентября 1939 года. И в этом единственном бою с его участием он лишился шести самолетов. На машине отсутствует сдвижная часть фонаря.

Японские пилоты обычно снимали ее для облегчения покидания и улучшения обзора кабины в аварийной обстановке, не смотря на то, что это ухудшало летные эти. Под фюзеляжем висят дополнительные топливные баки.

Радиофицированный Ки-27 Ко на полевом аэропорте. Обтекатели шасси сняты, поскольку они часто забивались травой, а это имело возможность привести к опрокидыванию машины и заклиниванию колёс.

Подборка окрасок Ки-27 в прекрасном выполнении Ронни Олстхорна. Сверху вниз:
Ки-27 Ко из штабного звена (сентай хомбу) 1-го истребительного сентая ВВС Квантунской армии, лето 1939 года. Самолет оснащен колесами с увеличенными пневматиками низкого давления для действий с мягкого и болотистого грунта.
Ки-27 Оцу (вторая модификация) начальника 1-го чутая (эскадрильи) 1-го истребительного сентая в окраске времен военных действий на Халхин-Голе.
Ки-27 Оцу из 59-го сентая в зелено-серой окраске 1941 года.
Ки-27 Оцу ВВС Сиама, 1941-42 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Утром 4 сентября 1939 года 15 И-16 и 11 И-153 из 22-го ИАП в районе Ширен-Обо вступили в бой с восемнадцатью истребителями Ки-10 из 33-го сентая японских ВВС. Скоро подоспели еще 24 ишака и японцы обратились в бегство. Отечественные утратили один И-16 и две Чайки, сбив, по докладам пилотов, девять японских истребителей. В сражении погиб лейтенант А.В.

Пискунов, а лейтенант Н.И. батальонный и Ковалев комиссар М.Н. Волков спаслись на парашютах.

Японские информацию об этом бое, как в большинстве случаев, смотрелись диаметрально противоположно: сбито 22 советских самолета при утрата трех Ки-10. Погибли лейтенант Тадаси Харада и старший сержант Сейдзо Хираки. Старший сержант Акира Исикава был смертельно ранен и через сутки погиб в военного госпиталь.

Следующим утром в районе Ханьшира состоялся очередной бой отечественных истребетелей со смешанной группой японцев. В соответствии с докладам его участников, было сбито семь И-95 (советское обозначение самолета Ки-10) и один И-97 (Ки-27). Два биплана с красными кругами на крыльях упали на монгольской территории.

Пилот одного из них выпрыгнул с парашютом. Для его поимки отрядили группу бойцов, но японцу удалось скрыться. Второй Ки-10, по докладу поста ВНОС,

не горящий падал в неизвестном положении и разбился об почву.

Нужно подметить, что японцы признали утрату 5 сентября двух истребителей, причем вместе с пилотами. Разумеется, убежавший от отечественных солдат летчик так и не вышел к своим, заблудившись и сгинув где-то в степи. Остальные японцы, возвратившись на аэропорт, заявили о 15 воздушных победах, но настоящие советские утраты в тот сутки – всего один И-16.

Истребитель Кавасаки Ки-10 с эмблемой 33-го сентая японских императорских ВВС.

Слева: мой дедушка — лейтенант Ф.Н. Черемухин, замкомандира эскадрильи 22-го ИАП. В соответствии с полковым документам, 4 сентября 1939 года он совместно с ведомым сбил над восточным берегом Халхин-Гола японский истребитель Ки-10.

Справа: у меня в руках обломок каркаса законцовки нижнего крыла Ки-10, отысканного русским поисковыми машинами летом 2010 года году на месте этого боя.

источники:

  • http://vikond65.livejournal.com/549139.html
  • http://vikond65.livejournal.com/99581.html

Русские танкисты халхин против японии баргутов

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: