20 июня 1944 года завершилась двухдневная битва в Филиппинском море, она же – битва у Марианских островов – наибольшее в истории сражение авианосных эскадр и одновременно – лебединая песня японской палубной авиации. Адмирал Дзисабуро Озава вступил в него с пятью тяжелыми и четырьмя легкими авианосцами, на которых базировалось 450 палубных истребителей, торпедоносцев и бомбардировщиков. Адмирал Нагумо, разгромивший Перл-Харбор, владел более скромными силами.
Но уже через двое дней у Озавы не осталось самолетов, а три из пяти его тяжелых авианосцев лежали на дне Тихого океана. Утраты смотрелись катастрофично, но еще хуже было осознание того, что много японских тысячи и лётчиков моряков погибли зря: ни одного американского корабля им утопить не удалось. Не помогло кроме того то, что они первыми нашли соперника и ударили, в то время, когда янки еще не знали, где находится вражеский флот.
В воздушных битвах японцы показали полную слабость перед американскими истребителями F6F Хеллкэт и их прекрасно подготовленными пилотами. Из первой ударной волны в 68 самолетов 42 были сбиты ценой утраты всего одного Хеллкэта. А те, кто сумели прорваться через истребительный заслон, в большинстве собственном промахнулись.
Только одна бомба попала в линейный корабль Южная Дакота, нанеся ему незначительные повреждения.
Разгром второй волны был еще более впечатляющим: из 107 самолетов 70 сбили корабельные зенитчики 27 – и истребители, в первый раз применившие боеприпасы с радиовзрывателями. Лишь 10 автомобилей возвратились из полета. Итог – одно торпедное попадание в авианосец Энтерпрайз, что остался на плаву и сохранил боеготовность.
В третьей атаке принимали участие 47 самолетов. Практически всем из них удалось избежать перехвата (американские летчики сбили всего лишь семь автомобилей), но прорвавшиеся бомбили неточно. Ни одна из скинутых ими торпед и бомб в цель не попала.
Наконец, в последнем налете участвовало 82 самолета, Он был столь же провальным: большая часть японских экипажей просто не смогло найти цели. Лишь одна девятка пикировщиков наткнулась на авианосец Уосп, но охранявшие над кораблем перехватчики сбили восемь из них еще на подходе, а девятый – промахнулся и чуть позднее также был сбит.
Остальные продолжительно блуждали над океаном, пока не выработали горючее, а позже отправились на близлежащий остров Гуам, поскольку для возвращения на авианосцы бензина уже не оставалось. Но над Гуамом барражировали Хеллкэты, каковые напали на японцев, садившихся с безлюдными баками, и сбили 30 автомобилей, и вдобавок 40 – расстреляли уже на земле. Один из американских участников этого погрома позднее язвительно сострил:
это напоминало ветхую-хорошую охоту на индеек.
Тем временем, американские субмарины торпедировали и утопили авианосцы Сёкаку и Тайхо, вместе с которыми затонуло более 100 палубных самолетов. Неспециализированный результат дня для японцев раздался как похоронный марш: утрачено два авианосца и более 350 самолетов с фактически нулевым результатом. Американцы утратили в воздушных битвах и при аварийных посадках всего 23 истребителя.
Практически сражение американцы уже победили, причем – с практически сухим счетом, но на следующий сутки командующий флотом США адмирал Спрюэнс, выяснив, что воздушные разведчики наконец-то нашли эскадру Озавы, решил закрепить успех и послал 77 торпедоносца и 54 пикировщиков под охраной 85 истребителей в наступление на сохранившиеся японские авианосцы.
Это был громадной риск, поскольку приближались сумерки, а большая часть американских пилотов не имело опыта ночных посадок. И все же адмирал сделал вывод, что игра стоит свеч, потому, что за ночь японское соединение имело возможность скрыться в малоизвестном направлении. Риск был оправданным.
Не обращая внимания на отчаянное противодействие последних тридцати пяти оставшихся у Озавы истребителей, американцы ценой утраты 20 самолетов утопили еще один тяжелый авианосец Хийё и два танкера-топливозаправщика, и – нанесли тяжелые повреждения авианосцам Дзуйкаку, Дзуньё, Рюйхо и Тиёда. В воздушных битвах и на разбомбленных авианосцах японцы утратили еще более 100 самолетов, другими словами вся палубная авиация, с которой Озава вступил в бой, была стёрта с лица земли.
Финал сражения был для американцев самый драматичным. Как и предполагалось, весьма многие летчики не смогли сесть в темноте. Они бились об палубы, врезались в надстройки и в ранее севшие автомобили либо промахивались мимо падали и авианосцев в воду. Кое-какие, перепутав крейсера и линейные корабли с авианосцами, пробовали сесть на них, но, очевидно, это заканчивалось трагедиями.
Всего той ночью разбилось либо утонуло 80 автомобилей, наряду с этим погибло 38 пилотов, навигаторов и воздушных стрелков.
Всего же победа в Филиппинском море обошлась американцам в 109 погибших. Японцы утратили убитыми и пропавшими без вести 2987 человек. Суммарные утраты в авиатехнике у американцев составляли 123 самолета, а у японцев – около 450.
До капитуляции Японии оставалось более года, но сражение у Марианских островов наглядно продемонстрировало, что войну на море и в воздухе империя Ямато уже проиграла. Она больше не имела возможности противостоять собравшей большие обороты американской боевой машине. И сейчас ей оставалось или признать поражение, или приложив все возможные усилия оттягивать неизбежную развязку за счет бесполезного самопожертвования и слепого фанатизма собственных подданных.
Японская правящая элита, как мы знаем, выбрала второй вариант, что обошелся стране в полтора миллиона погибших, уничтоженную десятки и экономику сожженных городов.
Авианосцы Тайхо, Сёкаку и Хийё, погибшие в бою у Марианских островов
Хеллкэт стартует с палубы авианосца. Для этого с виду громоздкого и неуклюжего истребителя сражение в Филиппинском море стало его звездным часом. Соотношение утрат в воздушных битвах между Хеллкэтами и японскими самолетами 19-20 июня 1944 года составляло приблизительно 1:10
Хеллкэты на палубе авианосца Хорнет
Живучая машина: заделанные и зашпаклеванные пулевые пробоины в фюзеляже Хеллкэта
Американские палубные пикировщики SB2C Хеллдайвер и торпедоносцы TBF Эвенджер
Сбитый японский пикировщик D3A Вэл
источник: http://vikond65.livejournal.com/639510.html
10 САМЫХ СТРАШНЫХ ОРУЖИЙ САМУРАЕВ И НИНДЗЯ
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Ровно 80 лет назад, 15…
-
"И летели наземь самураи — под напором стали и огня"
Жуков – отечественный Суворов. И.В. Сталин Одной из необъявленных войн, в которых сражался СССР, стали битвы на Халхин-Голе (11 мая – 16 сентября 1939…
-
Испытано в ссср. сверхтяжёлый танк pz.kpfw. maus
Германский сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw. Maus покинул заметный след в истории танкостроения. Это был самый тяжёлый в мире танк, созданный в качестве…
-
«Я ужас, летящий на крыльях ночи…»
Еще одна увлекательная статья из жж Андрея Фирсова. «Я кошмар, летящий на крыльях ночи…» … либо не веришь? У большинства сложилось чувство, что полки…
-
Летите первым классом? нет! только vip чартером!
Людям характерно грезить. С тех самых пор, как человек почувствовал себя человеком и посмотрел назад около, наслаждаясь чудесами необъятной и…
-
Из какого аэропорта москвы летят в симферополь (крым)
Крым был для русских туристов неизменно притягательным местом, а по окончании того как отпала потребность в прохождении таможенного контроля, на данный…